Научная статья на тему 'К вопросу об использовании проектов в процессе обучения английскому языку для развития креативного мышления учащихся общеобразовательной школы'

К вопросу об использовании проектов в процессе обучения английскому языку для развития креативного мышления учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кан Л. Ю.

В данной статье автор рассматривает использование проектов для развития творческого мышления учащихся общеобразовательной школы. Автором предложены основные принципы проектной работы и преимущества данного метода в процессе обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кан Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании проектов в процессе обучения английскому языку для развития креативного мышления учащихся общеобразовательной школы»

развитие осуществляется по преимуществу за счет внутренних ресурсов, и вторичном, предполагающем более активное привлечение внешних источников. Модернизируемые региональные СПКРО, будучи смешанными по своему качественному состоянию, т.е. сочетающими элементы традиционного и современного устройств, обладают мощными источниками как внутренних, так и внешних конфликтов. Поэтому характер и интенсивность привлечения внешних ресурсов могут определяться не исчерпанием тех или иных внутренних ресурсов преобразований, а интересами взаимодействия на основе социального партнерства.

Список литературы:

1. Бермус А.Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления // ИНТЕЛРОС. - 2008. - № 1.

2. Щедровицкий П.Г. Лекции о развитии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fondgp.ru/lib/mmk/18/Ldoc.

3. Щедровицкий П.Г Экспериментальная жизнь. - М., 2006.

4. Программирование культурного развития: региональные аспекты. -М., 1991. - 121 с.

5. Иванов, Н.Д., Каплунович, Т.А., Кваша, В.П., Комраков, Е.С., Орлов, О.С., Хорунжий, И.Ю., Чернявская, А.Г., Шерайзина, P.M. Концепция развития образования в регионе // Проекты концепций и программ реформирования и развития системы повышения квалификации работников образования Российской Федерации (Материалы ВТК) / Под общ. ред. Э.М. Никитина. - Псков: ПОИПКРО, 1993. - С. 55.

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУЯЗЫКУ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Кан Л.Ю.*

Гимназия № 6 им. Ю. Гурова, Республика Казахстан, г. Астана

В данной статье автор рассматривает использование проектов для развития творческого мышления учащихся общеобразовательной школы. Автором предложены основные принципы проектной работы и преимущества данного метода в процессе обучения английскому языку.

Развитие экономики, основным ресурсом которого становится высококвалифицированный динамичный и творческий человек, требует нового ка-

* Учитель английского языка, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук.

чества образования, что, соответственно, требует обновления общеобразовательных программ школы, создание условий для формирования творчески активной личности школьника, способной к творческой самореализации.

Для развития творческой личности важное значение имеет организация учебно-воспитательного процесса школы. В казахстанском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели образования.

Познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект - это возможность учащихся выразить собственные идеи, в удобной для них, творчески продуманной форме.

Одним из методов для развития творческого мышления учащихся является метод проектов на уроках английского языка. Широкое распространение получило определение, в котором не просто выделяется взаимосвязь деятельности учителя и учащегося, а подчеркиваются равноправие и равнозначность обеих сторон в организованной деятельности. Так, по мнению Н.В. Савина, «методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения» [1].

Применительно к уроку иностранного, языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [2].

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагает -ся на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько педагогических условий:

- тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;

- исследуемая проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в проектную работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в учащихся активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность, учение с удовольствием [3].

Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию познавательного интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов и разнообразие форм учебной деятельности и разнообразие типов упражнений.

Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речи, и когда он постигает ее как систему.

Рассмотрим основные принципы проектной работы:

1. Вариативность. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы и т.п. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

2. Решение проблем. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранный язык для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.

3. Когнитивный подход к грамматике. Не все ученики легко усваивают правила и структуры. Помогая учащимся самим поработать над ними, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее ло-

гическую систему. Но так главная задача - научиться пользоваться иностранным языком, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

4. Учение с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это один из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

5. Личностный фактор. Посредством проектной работы ученикам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

6. Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная методика может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы учеников, материалы, которые доступны обучаемым, временные рамки [4].

Проектная работа устраняет зависимость ученика от учителя путём самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно- познавательной мыслительной деятельности.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;

- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;

- простор для творческой и созидательной деятельности.

Проектная работа устраняет зависимость ученика от учителя путём

самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно- познавательной мыслительной деятельности.

Таким образом, использование проектной методики как педагогической технологии, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путём самоорганизации и самообразования учащихся, способствует развитию творческого мышления учащихся общеобразовательной школы в условиях перехода к новой структуре образования.

Список литературы:

1. Савина Н.В. Педагогика. - М., 1978. - С. 124.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ -2001. - № 2. - С. 14-19.

3. Симоненко В.Д. Обучение учащихся У-Х1 классов проектной деятельности: монография. - М.: Вентана-Граф, 2005. - С. 152.

4. Балех Е.Ю. Использование метода проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ в школах Казахстана. - 2007. - № 5. - С. 3-14.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ

© Колупаева О.Н.*

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются вопросы педагогического и экологического образования, формирования экологической логики будущих менеджеров. В соответствии с особенностями содержания определяются формы, методы и условия организации экологического обучения в ходе реализации учебного процесса.

Осознание человеком необходимости изменить свое отношение к природе, стремление согласовать свою хозяйственную деятельность с ее законами привели в наше время к бурному росту знаний в области экологии. Обучение людей, в особенности будущих менеджеров, с новым экологическим мышлением зависит от построения педагогического процесса в вузах. Именно на педагогов возлагаются надежды на преобразование общества, так как экологический кризис воспринимается как кризис духовности, кризис воспитания личности. И устранить его возможно только с помощью экологического образования и воспитания.

К сожалению, приходится констатировать неудовлетворительное состояние экологического образования и воспитания. Очень мало работ посвящено формированию экологической культуры у будущих менеджеров и формирующим принципам экологического мировоззрения.

К сожалению, в современной практике все еще сильны экологически несостоятельные стереотипы мышления. До сих пор в задачах оптимизации преобладают прагматические тенденции, когда в качестве приоритетов выдвигаются потребительские интересы («всего побольше и подешевле»). Зачастую стремление к снижению себестоимости проекта вступает в

* Соискатель кафедры Экологии и природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.