Научная статья на тему 'Образовательный кластер подготовки педагогических кадров'

Образовательный кластер подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CLUSTER / FORMATION / PEDAGOGICAL STAFF / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич, Ерофеева Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы становления педагогического образовательного кластера как необходимого условия подготовки кадров для образовательных учреждений восточного Оренбуржья в условиях реформы педагогического образования в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич, Ерофеева Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL CLUSTER AND THE PREPARATION OF THE PROBLEMS OF THE PEDAGOGICAL STAFF

In the article the questions of the formation of the pedagogical educational cluster are considered as the necessary condition of the training for the educational institutions of east Orenburzhye in the conditions of the reform of the pedagogical education as a whole.

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер подготовки педагогических кадров»

Мелекесов Г.А, Ерофеева Н.Е.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: rektor@ogti.orsk.ru, pro_nr@ogti.orsk.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В статье рассматриваются вопросы становления педагогического образовательного кластера как необходимого условия подготовки кадров для образовательных учреждений восточного Оренбуржья в условиях реформы педагогического образования в целом

Ключевые слова: кластер, образование, педагогические кадры, профессиональное образование.

Термин кластер (англ. cluster - скопление) пришел из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Традиционно им пользуются экономисты, но в последнее время этот термин активно стал применяться в отечественной педагогике. Обусловлено это потребностью объединить профессиональные силы для решения вопроса подготовки педагогических кадров с учетом потребностей образовательных организаций. Анализ педагогической литературы обнаружил, пожалуй, главное противоречие времени - несоответствие потребностей образовательного сообщества и реального качества педагогических работников, получаемых на выходе из вуза. По справедливому замечанию А. Пискунова, «главный недостаток сложившейся в нашей стране системы подготовки учителей и в средних, и в высших педагогических учебных заведениях состоит в изолированном рассмотрении этих аспектов. Более того, в рамках общепедагогической подготовки, которую иногда называют профессионально-педагогической, почти общепризнанно жесткое разделение дидактики и теории воспитания, или «воспитательной работы», что с точки зрения педагогической науки едва ли допустимо, поскольку такой подход игнорирует единство и неразрывность воспитательно-образовательною процесса в школе» [1].

Последние документы Министерства образования и науки РФ нацеливают на переосмысление сложившейся ситуации и настраивают на поиск новых путей решения кадровых проблем, в том числе на уровне региона. В частности, в опубликованном проекте «Концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования» отмечается, что профессия учите-

ля утратила былой престиж, педвузы не могут отобрать мотивированных абитуриентов, которые, в свою очередь, не видят карьерных перспектив: «В вузах укрепилась тенденция «двойного негативного набора»: поступают вчерашние троечники, а учителями становятся далеко не лучшие из тех, кто дошел до выпуска. Минобрнауки пришло к выводу, что методы и технологии подготовки кадров в данной области устарели. Между изучаемыми учебными дисциплинами и насущными потребностями школы существует слишком большой разрыв. Подготовка учителей по принципам «прикладного бакалавриата» должна эту проблему разрешить» [2]. Актуальность подтверждают и приведенные данные мониторинга за 2007 год. В работе В. Собкина и О. Ткаченко «Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы», на которую ссылаются авторы проекта Концепции, указывается, что, если на первом курсе 22,3% студентов ориентированы на профессию учителя, то на 5 курсе таких остается 10,1% [3]. Данные находят подтверждение и в вузовских мониторингах профессиональной ориентации студентов. Так, по результатам опроса студентов ОГТИ 1-5 курсов, проведенного в 2011 г., более 30% первокурсников планировали работать в школе после окончания института, а студенты 4-5 курсов - такое желание выразили только 17%, при этом основную причину нежелания идти работать в школу назвали низкую заработную плату - 56%, перспективу профессионального развития - 12%.

Возникло и другое противоречие - между высоким уровнем профессиональной подготовки выпускника вуза и результатами его практической деятельности в качестве учителя. Появились молодые специалисты, которые увольняются из школы, потому что учиться им нра-

вилось, а работать - нет. В результате в школе отличники действительно остаются редко. Возможно, это связано с тем, что на практике студентам не позволяют в полной мере реализовать себя, постепенно вводя их в различные сферы профессиональной деятельности, а не в комплексе. Однако в ОГТИ, например, существует и успешно реализуется программа непрерывной практики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Эта программа стала преемницей традиций подготовки учителя как специалиста по ФГОС ВПО.

Кроме того, в связи с происходящими изменениями в обществе (демографический кризис, введение Единого государственного экзамена и др.) изменились и приоритеты во взаимодействии общеобразовательных школ с высшими учебными заведениями. В частности, остро назрела необходимость создания такой образовательной среды, которая бы способствовала повышению качества образования и современного школьника, и самого учителя. Пришло время ломать устоявшееся представление о том, что хороший студент не всегда становится первоклассным педагогом, а у троечника на практике открывается «второе дыхание» и он превращается в замечательного предметника и воспитателя. Жизнь давно доказала обратное. На это обратили внимание и в Министерстве образования и науки, чему в немалой степени способствовал проведенный мониторинг образовательных учреждений общего образования. Приятно, что в г. Орске МОАУ «Гимназия №2», с которой ОГТИ давно и плодотворно сотрудничает, оказалась в числе лучших школ страны. Именно ее директор О.В. Еременко поддержала проект ОГТИ по формированию нового образовательного пространства - педагогического кластера, опирающегося на сетевой принцип взаимодействия. Для этого есть все условия - заинтересованные во взаимодействии образовательные учреждения, вуз с кадрами высокой квалификации, центр - Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» и ее Орский филиал Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», реализующие задачи профессиональной интеграции Университетского образовательного комплекса, которым является Оренбургский государственный университет.

ОГТИ, как и головной университет, давно ориентирован на кластерный подход в подготовке кадров. Сегодня формируется два направления этой деятельности: технологический об-

разовательный кластер и педагогический. Технологическое направление в развитии образовательного кластера институтом уже реализуется через взаимодействие Орского гуманитарно-технологического института с ОАО «Концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ».

Раскрывая представление об образовательном кластере, необходимо подчеркнуть, что он является не только способом влияния человека на социальную действительность, но и фактором становления, образования самого человека. При этом кластер как система взаимосвязей форм и организаций как целого превышает простую сумму составных частей. В результате теоретического анализа под образовательным кластером А.В. Смирнов понимает совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по определенному признаку и партнерскими отношениями [4].

Напомним, что, несмотря на сложное экономическое положение, ОАО «Концерн «ОР-МЕТО-ЮУМЗ» много внимания уделяет вопросу подготовки инженерных кадров, способных к развитию и совершенствованию производственного цикла. Поэтому студенты механикотехнологического факультета знакомятся с заводом не только в процессе теоретической подготовки, но и практики, во время которой к ним присматриваются специалисты, а затем предлагают работу. Многие студенты успешно пользуются такой возможностью. В результате, к моменту получения диплома, ряд из них уже трудоустроены. Такое взаимовыгодное сотрудничество приносит свои плоды. Набор на механико-технологический факультет стабильно высокий, а его выпускники востребованы на рынке труда. Это важно и потому, что именно Южно-Уральский машиностроительный завод (ныне ОАО «Концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ») еще в 1953 году выступил с инициативой подготовки инженеров в г. Орске, став базовым предприятием для Всесоюзного заочного политехнического института.

Включение учреждений в образовательный кластер строится на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов.

При разработке моделей взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования необходимо учитывать принципы, на которых опирается данное взаимодействие:

- принцип открытости, реализующийся в обеспечении образовательными учреждениями способности выбора своего пути развития;

- принцип адаптивности, обеспечивающий гармонизацию взаимоотношений внутри взаимодействующих коллективов, связей образовательных учреждений с социальным окружением;

- принцип системности, формирующий способность образовательного учреждения выстраивать собственную образовательную траекторию вне и внутри учреждения;

- принцип доступности, ориентированный на ближайшие перспективы развития образовательного учреждения, широкий доступ к образованию учащихся и родителей;

- принцип культуросообразности, способствующий максимальному использованию образовательным учреждением культуры той среды, общества, региона, в которой находится образовательное учреждение;

- принцип сотрудничества, проявляющийся в создании благоприятных условий для самореализации и развития личности одаренных детей и подростков, организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, диалогичности взаимодействия;

Каждое учреждение, входящие в кластер, имеет свои приоритетные направления развития, положительные результаты обучения.

Кластер как инновационный центр развития регионального образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него. В том числе развитие социального партнерства, повышение качества образования, конкурентности образовательного учреждения. По замечанию Е. В. Четошниковой и О. А. Брылевой, «сетевое взаимодействие призвано помочь специалисту стать успешным через расширение границ осознания своих возможностей на всех этапах жизненного самоосуществления, определение альтернативных и эффективных для конкретной ситуации способов поведения, обретения согласия с самим собой, что и происходит в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности кластера. Главное, чтобы управленцы образования и учителя осознали, что сегодняшняя школа — это школа неопределенности, школа вариативного образования и школа универсального образования (А.Г. Асмолов [5]). Выбор предполагается заказчиком - обществом, конкретным

территориальным образованием, попечительским советом, родительским комитетов и др.» [6].

Определяя подходы к моделированию взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования, которые предполагают взаимную заинтересованность, нами изучена классификация моделей взаимодействия учреждений в исследованиях Л. Н. Лесо-хиной [7]:

1. Информационно-познавательная социальная деятельность, которая заключается в углублении и расширении знаний учащихся об окружающем мире вообще и о себе как субъекте общецивилизационного процесса школьной и внешкольной деятельности. В рамках данной модели могут развиваться организационные службы: факультативы, кружки, лектории, научно-практические конференции, консультации.

2. Проблемно-аналитическая или дискуссионная деятельность предполагает развитие социальной деятельности в направлении осмысления и анализа реальности, которая включает подготовку, проведение мастер-классов, проблемных семинаров, круглых столов, занятие исследовательской и проектной деятельности.

3. Социально-ролевая модель включает социальную деятельность, ориентирована на доп-рофессиональную подготовку школьников старших классов (конкурсы, олимпиады, конференции, проектная деятельность).

4. Игровая деятельность ориентирована на проведение различных форм внеурочной деятельности.

Вышеназванные модели способствуют пониманию школы и ее культурной среды как условия сохранения традиций, открытия новых культурных перспектив, ориентации на взаимодействие с разными культурами, активизацию социокультурного потенциала образовательного учреждения.

Таким образом, психолого-педагогическое взаимодействие проявляется в сотрудничестве как в форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности. Образовательный кластер представляет собой многоплановое и многообразное взаимодействие. Это и собственно учебное или учебно-педагогическое взаимодействие вуза и образовательного учреждения; это взаимодействие преподавателя вуза и учителя между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может своеобразно воздействовать на культурно-образовательное

взаимодействие. Опыт такого взаимодействия -это трехсторонний договор управления образования - МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» и ОГТИ (филиалом) ОГУ.

В то же время сегодня возникает потребность в инновационной модели педагогического образовательного кластера, результатом деятельности которого станет учитель и педагог как конечный продукт профессионального заказа потребителя, каковым выступает управление образования и образовательное сообщество в целом. На сегодняшний день действует сложившаяся модель (рис. 1) цикличного развития педагогического взаимодействия по подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений города и восточного Оренбуржья.

Однако при таком подходе разорвана связь поколений, что заметно при смене кадрового состава в образовательных учреждениях. Нет на сегодня цикличной системы подготовки будущих педагогов для конкретного образовательного учреждения, как это происходит сейчас в технологическом кластере.

Поэтому мы предлагаем инновационный педагогический образовательный кластер строить именно на потребности региона в квалифицированных кадрах и с учетом многопрофильной системы образования в рамках университетского комплекса (рис. 2). Тем более что ОГТИ на востоке Оренбургской области единственный вуз, имеющий все три ступени подготовки кадров - бакалавров, магистров и аспирантов.

Теперь возникает вопрос - как директору реально подготовить себе педагога в школу, если многие одаренные дети уезжают из города. Для этого необходимо обратить внимание на тех учеников, которые склонны к педагогической деятельности, а это легко проверить через мероприятия учебного округа, и постараться провести раннюю профориентационную работу, чтобы именно эти ребята поступили в институт педагогического профиля, в идеале - наш как центр этого кластера. Затем необходимо использовать время практики, когда студенты не только дают уроки, но и работают в качестве классных руководителей. Администрация может уже на этапе обучения в вузе заключить договор со старшекурсником на проведение, например, факультативных занятий или даже предметов, а впоследствии включить его, по окончании вуза, в основной состав педагогического коллектива. Первый опыт такого сотрудничества с вузом уже имеется в ряде школ

гг. Орска, Гая. Так, в образовательных учреждениях дошкольного образования и в школах студентам на практике предлагают вести подготовительные группы. Дети, с которыми работает практикант, привыкают к молодому педагогу, с ним же встречаются первого сентября в школе. Непрерывное общение с будущими учениками будущего учителя помогает и профессиональной адаптации молодого педагога, и общей адаптации первоклассников к новым социальным условиям школы. Администрация в итоге получает квалифицированного и проверенного временем специалиста.

В результате администрация может начать работу по обновлению кадров именно с такого точечного подхода, что позволит максимально снизить социальные риски и конфликты при обновлении коллектива.

Важный момент - это включение в кластерную систему педагогического колледжа как определенного звена, выпускники колледжа целенаправленно идут на обучение или повышение квалификации, или переподготовку именно в ОГТИ как центре образовательного кластера. В результате появляется еще одна группа педагогов, которые могут быть вовлечены в процесс обновления образовательного пространства города и восточного Оренбуржья.

Давая перспективу молодым, можно сохранить кадры в области и обеспечить будущее ре-

Рисунок 1. Модель действующего педагогического образовательного кластера

Рисунок 2. Модель будущего педагогического кластера

- формирование системы раннего профо-риентирования учащихся;

- активное взаимодействие через формы сотрудничества и социального партнёрства всех субъектов регионального образования,

- расширение доступа к качественному образованию детей, проживающих в отдаленных районах региона, в том числе используя информационные технологии.

Таким образом, ОГТИ (филиал) ОГУ на территории восточного Оренбуржья и за его пределами становится ядром педагогического образовательного кластера, который будет выполнять координирующую и интегрирующую функции в системе взаимодействия общеобразовательная «школа - вуз». Создание образовательного кластера позволит эффективно решать задачи по развитию инновационного образовательного пространства в регионе в целом.

15.01.2014

Список литературы:

1. Пискунов, А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // URLS: http://piskunovalexey.narod.ru/ pedobrazovanie.html (дата обращения 14.01.2014 г.)

2. При подготовке учителей больше часов отведут на практику // URLS: http://diver-sant.ru/education/42058-pri-podgotovke-uchiteley-bolshe-chasov-otvedut-na-praktiku.html (дата обращения 14.01.2014).

3. Концепция поддержки развития педагогического образования. Проект // URLS: http://bda-expert.com/2014/01/ koncepciya-modernizaciya-razvitie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-proekt/ (режим доступа 15.01.2014)

4. Смирнов, А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе /А. В. Смирнов. - Казань, РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.

5. Брылева, О.А., Григоричева, И.В., Четошникова, Е.В. Наука и инновации: потенциальность системы образования в высшей школе / О.А. Брылева, И.В. Григоричева, Е.В. Четошникова // Инновационное развитие науки: приоритеты, ресурсы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Семипалатинский государственный педагогический институт, 24-26 марта 2011 г. - Семей, 2011. - 534 с.

6. Асмолов А.Г. Если учитель «быдл-класса» — риски чудовищные: URLS: http://www.gazeta.ru/education/2010/10/ 25_a_3431638.shtml (дата обращения 15.01.2014).

7. Лесохина, Л.Н. Способы обучения. Содержание и методы образования взрослых / Л. Н. Лесохина. - Л.: НИИООВ, 1985; Лесохина, Л. Н. К обществу образованных людей / Л. Н. Лесохина. - СПб.: ИОВ РАО, Тускарора, 1998. - 273 с.; -Лесохина, Л. Н. Образование взрослых в общецивилизационном контексте // Новые знания. - 1997. - №1.

Сведения об авторах:

Мелекесов Геннадий Анатольевич, ректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 462403, г. Орск, нр-т Мира, 15А, тел. (3537) 236233 e-mail: rektor@ogti.orsk.ru

Ерофеева Наталья Евгеньевна, проректор но научной работе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор филологических наук, профессор 462403, г. Орск, нр-т Мира, 15А, тел. (3537) 236315 e-mail: pro_nr@ogti.orsk.ru

гиональному образованию в целом. Отсюда педагогическое взаимодействие «ВУЗ и школа» входит в более сложную иерархическую систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как преподавательские, учительские коллективы, классы, группы, родители. Взаимодействие ВУЗа - колледжа - школы, формируя новую систему ценностей, способствует взаимной активизации, интегрирует положительное влияние на единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектное отношение.

Задачами по построению педагогического образовательного кластера выступают:

- разработка положения, включающего основные принципы и подходы;

- определение системы образовательных услуг внутри кластера,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.