Научная статья на тему 'Кластерный подход в развитии регионального вуза'

Кластерный подход в развитии регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОДАТЕЛЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА / EMPLOYER / GRADUATES EMPLOYMENT / COOPERATION PROGRAM WITH EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич, Шолохова Галина Петровна, Крылова Светлана Евгеньевна

В статье отражен кластерный подход к формированию траектории «абитуриент студент трудоустроенный выпускник». Рассмотрена практика взаимодействия Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ с работодателями учреждениями и предприятиями восточного Оренбуржья. Изложены способы совместного решения вопросов подготовки конкурентоспособных кадров высшей квалификации на примере тесного сотрудничества механико-технологического факультета института с градообразующими предприятиями городов Орска, Гая, Новотроицка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster approach in development of the regional higher educational institution

The practical aspects of Orsk Humanitarian and Technological Institute (the branch of) OSU cooperation with employers personified by educational institutions and enterprises of East Orenburg region are revealed in the article. The ways of joint problem solving in the sphere of training of competitive employees are shown on the example of close cooperation between mechanical and technological department of OHTI with enterprises forming company towns of Orsk, Gai, Novotroitsk. The cluster approach of the Institute to the forming of the system "applicant student employed graduate of Higher educational institution" is presented.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в развитии регионального вуза»

88 Высшее образование в России • № 7, 2012

Г.А. МЕЛЕКЕСОВ, профессор, ректор

Г.П. ШОЛОХОВА, доцент С.Е. КРЫЛОВА, доцент Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

Кластерный подход в развитии регионального вуза

В статье отражен кластерный подход к формированию траектории «абитуриент - студент - трудоустроенный выпускник ». Рассмотрена практика взаимодействия Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ с работодателями - учреждениями и предприятиями восточного Оренбуржья. Изложены способы совместного решения вопросов подготовки конкурентоспособных кадров высшей квалификации на примере тесного сотрудничества механико-технологического факультета института с градообразующими предприятиями городов Орска, Гая, Новотроицка.

Ключевые слова: работодатель, трудоустройство выпускников, программа сотрудничества.

В связи с переходом на ФГОС сотрудничество института с работодателями стало настоятельной потребностью. Сегодня вуз и работодатель должны иметь тесный контакт, чтобы получить наиболее высокий профессиональный результат, необходимый каждой из сторон. От совместного решения вопросов подготовки компетентных специалистов, ориентированных на завтрашний день, обладающих коммуникативными и лидерскими качествами, зависит востребованность выпускника и его трудоустройство. Именно поэтому так важно взаимодействие вуза и с государственными органами, и с профессиональным сообществом, и с потенциальными работодателями. Понимая это, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ строит свои взаимоотношения с Управлениями образования, с предприятиями восточного Оренбуржья, в том числе в вопросе трудоустройства выпускников, ориентируясь на потребности региона.

Рассматривая Орский филиал Оренбургского государственного университета как центр профессиональной подготовки восточного Оренбуржья, отметим, что в его деятельности прослеживается несколько основных направлений, которые отражают уровень потребности в кадрах образова-

тельных учреждений и промышленных предприятий региона:

1) в области образования - работа с абитуриентами; подготовка работников образования, инженеров, экономистов; повышение квалификации учителей, переподготовка работников профессионального образования;

2) в области сотрудничества с работодателями - проведение актуальных научных исследований по запросам промышленности; социальное партнерство в решении задач трудоустройства выпускников вуза; развитие сотрудничества в рамках программ подготовки кадров по заявкам предприятий и других организаций.

Следует признать, что за последние годы ситуация с трудоустройством значительно осложнилась. На сегодняшний день нет реальной системы прогнозных оценок потребности в тех или иных специалистах, поэтому отделы института - довузовского образования и содействия трудоустройству выпускников и платных образовательных услуг - постоянно проводят мониторинг потребностей регионального рынка труда, отслеживают тенденции. В результате вуз получает возможность оперативно воздействовать на ситуацию путем формирования системы долгосрочных взаимовыгодных от-

Из жизни вуза

89

ношений с потенциальными работодателями. Конечно, эта работа не только позволяет поддерживать устойчивое развитие вуза, но и способствует формированию новых взаимоотношений. Речь идет в первую очередь о развитии системы «институт -предприятие », и шире - «институт - работодатель ». По сути, каждый вуз на региональном уровне выстраивает кластерную систему, вовлекающую в решение социально значимых задач разных участников современного рынка труда и занятости.

Интересен опыт механико-технологического факультета Орского гуманитарно-технологического института по решению вопросов качества подготовки кадров и трудоустройства выпускников на основе сотрудничества и социального партнерства с такими предприятиями, как ОАО ПО «Сармат», ООО «Завод Строймаш», «Орский механический завод», «Орский машиностроительный завод» и ОАО МК «ОРМЕ-ТО-ЮУМЗ». Основное внимание в таком сотрудничестве уделяется подписанию комплексных договоров, ориентированных на целевую подготовку, проведению открытых лекций и круглых столов с приглашением специалистов-практиков, согласованию образовательных программ и учебных планов по направлениям и т.п.

Орским гуманитарно-технологическим институтом совместно с ОАО МК «ОРМЕТО- ЮУМЗ » разработана программа сотрудничества до 2015 г., в которой сформулировано около 30 аспектов совместной работы. Знакомство с заводом у студентов начинается с первых курсов обучения на всех видах практики. Нередко сотрудники завода выступают в роли преподавателей, помогают студентам в подготовке дипломных проектов, курсовых и научно-исследовательских работ по темам предприятия с предоставлением технической документации. Проводятся совместные научно-технические конференции, семинары и стажировки, культурные и спортивные мероприятия.

Активное сотрудничество механико-технологического факультета с заводом развивается прежде всего в рамках организации образовательного процесса. Важное значение при этом имеют такие аспекты, как участие специалистов машиностроительного концерна в преподавании; проведение лабораторных работ и практических занятий на базе предприятия; совместное руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов; прохождение студентами учебных практик, участие представителей концерна в работе ГАК. Наиболее успешным практикантам завод предлагает устроиться на неполный рабочий день с перспективой дальнейшего трудоустройства после окончания вуза. Заложена в программе и социальная поддержка молодых специалистов, в том числе стипендии студентам, заключившим контракт на работу с концерном ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ», частичная оплата жилья трудоустроенным выпускникам.

Руководство завода и институт всегда готовы к диалогу. За последнее время в ОГТИ были проведены три масштабные конференции. На них обсуждались важные вопросы, затрагивающие интересы работодателей и соискателей на заводские вакан-

90 Высшее образование в России • № 7, 2012

сии. Среди поднятых тем - модернизация образовательного процесса в связи с переходом на многоуровневую систему высшего образования; участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ; развитие технического кадрового потенциала; пути сотрудничества вуза и работодателей.

Важное значение приобрели круглые столы по вопросам подготовки специалистов в условиях перехода на уровневую систему образования. Один из последних круглых столов - «Стратегия развития высшего профессионального образования при переходе на ФГОС нового поколения» -состоялся в ноябре 2011 г. в рамках II Международной конференции «Инновационная деятельность предприятий по исследованию, обработке и получению современных материалов и сплавов». Активное участие в обсуждении общих проблем приняли специалисты из вузов Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, а также из исследовательских институтов Москвы, Якутска и других.

Немаловажно и то, что для реализации совместных научно-исследовательских проектов специалистам и студентам-исследователям открыт доступ не только на производство, но и к технической библиотеке ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ». Все это позволяет координировать научные разработки и внедрять в производство инновационные технологии. В свою очередь, ОГТИ помогает в организации и проведении обучения по программе повышения квалификации для персонала завода. Ежегодно заключаются хоздоговоры на проведение исследований.

Такое тесное сотрудничество с работодателями - ор-скими предприятиями - помогает целенаправленно решать проблему трудоустрой-

ства выпускников еще в период студенчества. Некоторые из тех, кто заключил контракт уже в студенческие годы, планируют начать карьеру на заводе по-настоящему - с записью в трудовой книжке, совместив летнюю подработку с производственной практикой. Предполагается, что деканат сумеет выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы эти студенты смогли и работать, и учиться в форме гибкого учебного графика. До окончания института, помимо академической стипендии, таким студентам будет оказываться финансовая поддержка в размере 3,5 тыс. рублей от завода. По условиям контракта, получив диплом, они должны отработать на предприятии не менее года. Такая перспектива их только радует. Подобные контракты студенты механико-технологического факультета подписывали и раньше, но сумма стипендии была значительно меньше, а срок отработки больше. Как показывает статистика, 90% студентов оставались на заводе и после пяти лет работы. Договор с предприятием могут заключить и те, кто не поступил в институт на бюджетной основе. В этом случае завод полностью оплачивает обучение студента. В будущем планируется принять новый проект, благодаря которому молодые специалисты - сотрудники завода - смогут решить жилищный вопрос. Это нововведение еще больше

Из жизни вуза

91

Таблица

Всего трудоустроено 312 чел. (70,5%)

Из них по специальности 186 чел. (59,6%)

Из них: при содействии вуза 231 чел. (74%)

самостоятельно 81 чел. (25,9%)

Количество выпускников, работающих в регионе 260 чел. (83%)

Не трудоустроены 38 чел. (8,5%)

Призваны в ряды ВС РА 88 чел. (19,9%)

Продолжают обучение по очной форме 4 чел. (0,9%)

укрепит связи «ОРМЕТО-ЮУМЗ» и института, а сегодняшние студенты техничес-кихнаправлений будут увереннее смотреть в завтрашний день.

Завод постоянно отслеживает успехи своих подопечных, в целом работодатели довольны результатом подготовки будущих специалистов. Это выражается в росте количества заявок на выпускников, только летом 2011 г. их было получено 27. В результате 13 из 18 молодых специалистов, окончивших механико-технологический факультет по специальности «Материаловедение в машиностроении»,получили работу на ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ ». В таблице отражена судьба 442 выпускников очной формы обучения прошлого года выпуска.

Подводя итог, заметим, что в своей деятельности ОГТИ как центр профессиональной подготовки кадров восточного Оренбуржья объединяет профессиональное сообщество региона с целью создания условий для подготовки выпускников нового типа, для реализации их профессиональной компетентности по всем направлениям избранной ими сферы деятельности. Отвечая на вызовы времени, Орский филиал Оренбургского государственного университета успешно реализует образовательные задачи, осуществляя подготовку кадров для предприятий и учреждений образования г. Орска и восточного Оренбуржья, развивая лучшие традиции классического университетского образования в регионе.

MELEKESOV G, SHOLOKHOVA G, KRYLOVA S. CLUSTER APPROACH IN DEVELOPMENT OF THE REGIONAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The practical aspects of Orsk Humanitarian and Technological Institute (the branch of) OSU cooperation with employers personified by educational institutions and enterprises of East Orenburg region are revealed in the article. The ways of joint problem solving in the sphere of training of competitive employees are shown on the example of close cooperation between mechanical and technological department of OHTI with enterprises forming company towns of Orsk, Gai, Novotroitsk. The cluster approach of the Institute to the forming of the system "applicant - student - employed graduate of Higher educational institution" is presented. Key words: employer, graduates employment, cooperation program with employers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.