Научная статья на тему 'Инновационное образование – смена образовательной и ценностной парадигмы высшей школы'

Инновационное образование – смена образовательной и ценностной парадигмы высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАТИКА / ВУЗ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесов Г. А.

В статье рассматривается опыт инновационной деятельности института в контексте регионального развития, описываются особенности организации инновационной деятельности вуза в условиях перехода на ФГОС, с учетом развития инноватики на основе аксиологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное образование – смена образовательной и ценностной парадигмы высшей школы»

УДК 378

Мелекесов Г.А.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается опыт инновационной деятельности института в контексте регионального развития, описываются особенности организации инновационной деятельности вуза в условиях перехода на ФГОС, с учетом развития инноватики на основе аксиологического подхода. Ключевые слова: инновационная деятельность, инноватика, вуз, аксиологический подход.

Организация инновационной деятельности вуза в условиях внедрения ФГОС способствует реализации инновационных подходов в области современного образования. Как следствие, меняются ценностные ориентиры, расширяя рамки привычного образовательного пространства. В любом случае речь идет о достижении нового знания, принципиального обновления его качества, которое неизбежно оказывает влияние на все жизненные процессы в определенной сфере жизни.

В свое время Н.Р. Юсуфбекова поставила вопрос о законах инновационных процессов [1]. Одним из общих законов, характеризующих инновационные процессы в системе образования, является «закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды». Сущность закона заключается в следующем: «любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации необратимые деструктивные изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. Это приводит, в частности, к тому, что целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться; вторжение педагогического новшества в социально-педагогическую среду приводит к разделению педагогического сознания, оценок, связанных с этим педагогическим новшеством» [2], и в конечном счете «к поляризации мнений о нем, о его значимости и ценности. Причем впоследствии оказывается невозможным эти целостные представления восстановить. В силу этого возникают неизбежные издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества. У нового всегда остаются противники, которые его не принима-

ют в силу психологических, социально-экономических или организационно-управленческих причин. Кроме того, чем значительнее новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической. Из этого закона выходит ряд следствий, которые проявляются при реализации любого инновационного процесса. Эти следствия касаются психологических, социально-экономических и организационно-управленческих условий осуществления инновационных процессов» [2].

Второй общий закон можно назвать законом финальной реализации инновационного процесса. Другими словами, любой инновационный процесс, в начальном звене которого находится новшество, должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться [2].

Этими законами не ограничиваются общие и специфические для педагогической инновати-ки закономерности, но они существенны для понимания динамики развития и противоречий инновационных процессов в системе образования в целом. Создание основ педагогической инноватики предполагает междисциплинарный синтез методологии и теории педагогики, философских, социологических, психологических, экономических, науковедческих и других знаний.

Активизация поиска новых элементов образования (структуры, содержания, технологий) наблюдается в последние годы практически во всех развитых странах мира. Более того, за рубежом хорошо понимают, что именно образование становится в настоящее время главным императивом выживания и развития человечества в условиях глобальных антропогенных проблем, ведущим фактором успеха и вы-

сокого качества жизни каждого человека, условием реализации всемирно признанной концепции устойчивого развития человечества и земной цивилизации в целом.

Одним словом, инновационное образование на основе аксиологического подхода может стать системообразующим фактором, который способен наполнить смыслом и объединить в одно целое различные попытки и разрозненные усилия по реформированию учебного и научно-исследовательского процесса в высшей школе сегодня.

Традиционно под инновацией понимается конечный результат творческого труда, реализуемый в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, услуги либо нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах, другими словами, новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

При этом под инновационной деятельностью понимают комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Однако не всякий результат инновационной деятельности может быть рассмотрен в рамках коммерции, поскольку инновационные продукты интеллектуального характера востребованы, прежде всего, в бюджетной образовательной среде и объективно связаны с процессами реформирования высшей школы сегодня, в том числе в условиях перехода на ФГОС.

В то же время широкое определение инновации как объекта инновационной деятельности в современном образовании позволяет раскрыть его содержание на примере опыта конкретного вуза - Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ (далее ОГТИ). Этот опыт интересен тем, что включает в себя несколько направлений инновационной деятельности и определяет вектор развития филиала классического университета, каким является Оренбургский государственный университет (в дальнейшем ОГУ).

ОГТИ как филиал ОГУ работает с 1998 г. и в своей деятельности ориентируется прежде

всего на программу стратегического развития университета «Перспектива».

Инновационная деятельность ОГТИ развивается в нескольких направлениях: в области образования, фундаментальных и прикладных наук. Если говорить точнее, то прежде всего в системе качества обучения, в том числе на уровне апробации и внедрения балльно-рейтинговой системы, асинхронной самостоятельной работы студентов [3], тьюторского сопровождения учебного процесса и разработки модульных учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, а также в области фундаментальных и прикладных исследований по педагогике, археологии, научно-производственных изысканий.

Особое направление в деятельности вуза -работа с одаренными детьми восточного Оренбуржья по программе Министерства образования Оренбургской области, результатом которой являются призовые места учащихся на российских предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Совместно с коллективом творческих педагогов МОАУ «Гимназия № 1 г. Орска» разработана концепция инновационной образовательно-исследовательской программы, которая определила деятельность 51 учителя.

В 2012 г. заключен договор с МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» о сотрудничестве, в рамках которого идет работа по развитию профильных классов - физико-математического, гуманитарного, естественно-научного.

Программы, педагогические технологии, авторские концепции и проекты - продукты интеллектуальной собственности преподавателей института, которыми они щедро делятся со своими коллегами-практиками, в том числе на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Говоря о развитии инновационной деятельности в сфере научных исследований, следует отметить результаты научно-исследовательского археологического центра (НИАЦ) ОГТИ. НИАЦ успешно сочетает в своей работе педагогические и исследовательские задачи, в том числе в области НИРС, привлекая студентов к археологической и музейной практике.

Научно-исследовательская деятельность НИАЦ носит фундаментальный и прикладной характер, направлена в первую очередь на изучение историко-культурного наследия Орен-

Мелекесов Г.А.

Инновационное образование - смена образовательной и ценностной..

буржья. Основные объекты исследования сосредоточены в пределах Ишкининского археологического микрорайона в Гайском районе и Еле-новско-Ушкаттинского - в Домбаровском районе Оренбургской области. НИАЦ ведет большую инновационную работу по грантам и договорам не только российских фондов РГНФ, РФФИ, но и активно сотрудничает в этом направлении с Республикой Казахстан (договоры о научном сотрудничестве заключены с Западно-Казахстанским центром истории, этнографии и археологии (г. Уральск), Актюбинским центром истории, этнографии и археологии (г. Актобе). Наиболее интенсивно разрабатывается научный проект «Комплексное исследование Урало-Мугоджарского горно-металлургического центра эпохи поздней бронзы». В 2012 г. в составе группы исследователей НИАЦ вошел в программу Министерства образования и науки Республики Казахстан «Культурное наследие», а директор НИАЦ стал одним из исполнителей гранта Института археологии имени А.Х. Маргулана «Рудные районы и археометал-лургия Мугалжар: междисциплинарное исследование освоения меднорудных ресурсов региона в эпоху палеометалла» (г. Астана).

Если НИАЦ представляет науку в ее классическом понимании, то специалисты механико-технологического факультета ОГТИ сотрудничают с предприятиями города и восточного Оренбуржья в области научно-технических и научно-производственных исследований.

Так, нашими специалистами в области энергетики были выработаны способы модернизации теплоэнергетических процессов для действующих ГРЭС с турбинами, усовершенствованы методы определения энергосберегающего потенциала станции посредством системного аудита, разработаны программы энергосберегающих проектов для источников тепловой и электрической энергии в условиях РФ. В результате научно-технических расчетов сделано предложение о модернизации тепловой схемы энергоблоков ГРЭС с переходом на ПГУ, разработана комплексная программа энергосберегающих проектов для действующих ТЭС.

Для концерна ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ» преподавателями вуза в 2011 г. была обоснована и показана возможность эффективного использования экономнолегированных сплавов для изготовления рабочей части прокатных

валков в условиях названного предприятия. Методом регрессионного анализа разработана новая экономнолегированная сталь, определены режимы термической обработки, обеспечивающие повышение эксплуатационной стойкости в 1,5-2 раза по сравнению со стойкостью прокатных валков из хромистых сталей. В результате реализации договора разработаны новые марки стали для валков, работа продолжается в рамках договора 2012 года.

Молодые ученые ОГТИ также вовлечены в инновационную деятельность вуза. Студенты и молодые преподаватели постоянно вовлекаются в исследовательскую деятельность, участвуют в реализации проектов Администрации г. Орска, направленных на решение проблем города. Они проявляют индивидуальность в решении экономических проблем города, что подтверждают результаты многочисленных конкурсов администрации. Только в 2012 году 631 студент получил награды по итогам различных научных конкурсов, олимпиад, вставок. И это не случайно, потому что наука молодых носит инновационный характер, смело оперирует инновационными технологиями. Как следствие, данные, приведенные по итогам изучения природы Южного Урала преподавателями и студентами естественно-научного факультета, позволяют корректировать экологическую политику в городе.

Все это свидетельствует о востребованности результатов инновационной деятельности института в регионе, проблемы которого напрямую связаны и с общими социально-экономическими проблемами страны. При этом необходимо отметить, что высшее образование в наши дни подвергается также существенному воздействию глобализационных факторов. Развитие международного рынка образовательных услуг и мировых рейтингов создает условия для серьезной конкуренции между вузами как внутри страны, так и на международной арене. При этом меняющиеся требования к образованию и возможности, открывающиеся благодаря развитию естественно-научных и гуманитарных технологий формируют новые требования к успешному вузу, главным из которых становится способность не только адаптироваться к новым условиям, но и проводить политику на опережение. Это касается и вопроса смены производственных кадров [4; 3-4]. Ежегодный мони-

торинг мнения студентов о качестве профессиональной подготовки в вузе показывает, что в целом студенты положительно оценивают работу коллектива преподавателей по формированию у студентов профессиональных компе-тентностей, по развитию у них профессионального самовыражения через практику, в том числе на производстве.

Так, например, среди студентов педагогического профиля и педагогических специальностей в среднем 68% заявляют, что по окончании института готовы к работе, готовы к жизни и труду. В то же время 78,5% будущих инженеров и экономистов уверены в завтрашнем дне.

Среди главных жизненных ценностей большинство студентов старших курсов назвали работу - 66,3%, студенты третьих и четвертых курсов - образование - 63%, студенты первого и второго курсов - любовь, семью, работу - 76%.

Один из вопросов мониторинга касался перспектив работы в регионе по окончании института. К сожалению, большинство выпускников планирует уехать, т. к., по их мнению, с работой в городе плохо. Таких ответов оказалось 85%. Учитывая полученные результаты и ориентируясь на потребности региона в кадрах, прежде всего технических, администрация института выстраивает свои взаимоотношения с управлениями образования и предприятиями восточного Оренбуржья. Немаловажное значение в диалоге вуза и предприятий имеет будущее трудоустройство выпускников и их социальная защита. Это направление деятельности ректората актуально в свете недавнего мониторинга вузов РФ. Сотрудничество с работодателем позволяет говорить о новом качестве в развитии кластерного подхода в системе «образование - производство». Одним из примеров может служить договор института с ОАО МК «Ормето-ЮУМЗ» на подго-

товку кадров и трудоустройство выпускников завода. ОГТИ включен в список основных структурных элементов кластерной системы восточного Оренбуржья, поскольку этот вуз - надежный партнер в области практико-ориентирован-ных научных исследований, центр профессиональной подготовки научных и производственных кадров на востоке области.

Смена ценностных ориентиров в высшей школе - процесс длительный, но поступательный. Кроме вечных ценностей - образование, развитие, личность - в образовательную среду сегодня вошли такие понятия, как конкурентоспособность, востребованность выпускников, рынок образовательных услуг и другие. Все это определяет векторы развития высшей школы в новых исторических условиях, в том числе определяемых законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

Таким образом, инновационная деятельность института с учетом потребностей предприятий, образовательных учреждений и культуры региона в целом позволяет стимулировать теоретические разработки, получать практический результат, выраженный в энергосберегающих технологиях, расчетах экономического эффекта при выпуске продукции, внедрении инновационных технологий, в том числе в образование и экономику региона, в развитие и сохранение историко-культурного наследия Оренбургской области. Одним словом, современное инновационное образование, планомерно осуществляя смену образовательной и ценностной парадигмы высшей школы, актуализирует кластерный подход, развивая при этом уже наработанный педагогический опыт по формированию профессионала высокого уровня, способного к саморазвитию, к проявлению профессиональных компетенций в любых условиях.

11.01.2013.

Список литературы:

1. Юсуфбекова, Н. Р. Педагогическая инноватика: возникновение и становление / Н. Р. Юсуфбекова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2010. - № 4(14). - С. 8-18.

2. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Мн. : Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.

3. Ерофеева, Н. Е. Оценка и восприятие самостоятельной работы в вузе / Н. Е. Ерофеева, Г. П. Шолохова, Л. З. Куванды-кова // Вестник ОГУ. - 2012. - № 4. - С. 7-14.

4. Инновационные технологии в образовании / Под ред. И. И. Абылгазиева, И. В. Ильина ; сост. Д. И. Земцов. - М. : МАКС Пресс, 2011. - С. 3-4.

Сведения об авторе:

Мелекесов Г.А., ректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 462403, г. Орск, пр. Мира, 15А, тел. (3537) 366233, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.