Научная статья на тему 'Обучение бакалавров гуманитарнотехнологического вуза на основе кластерного подхода'

Обучение бакалавров гуманитарнотехнологического вуза на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАКАЛАВР / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE PRACTICE+ORIENTED EDUCATION / BACHELOR / APPLIED BACCALAUREATE / EDUCATIONAL CLUSTER / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич, Ерофеева Наталья Евгеньевна

Статья посвящена вопросам практико-ориентированного обучения бакалавров в условиях кластерной системы, рассматриваются опыт и традиции подготовки инженерных и педагогических кадров в региональном вузе, определяются перспективы развития кластерной системы с учетом региональных потребностей образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич, Ерофеева Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF APPLIED BACCALAUREATE IN COLLEGE OF HUMANITIES AND TECHNOLOGY ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

The article is devoted to the implementation of a cluster approach in organizationof practice+oriented education for bachelors at Orsk humanitarian-technological institute. The experience and traditions of engineering and pedagogical staff training is presented in the context of the modern trends of higher education development at the regional university. The prospects of the cluster system are defined based on the regional needs.

Текст научной работы на тему «Обучение бакалавров гуманитарнотехнологического вуза на основе кластерного подхода»

140

Высшее образование в России • № 7, 2014

Г.А. МЕЛЕКЕСОВ, профессор Н.Е. ЕРОФЕЕВА, профессор Орский гуманитарнотехнологический институт ОГУ

Статья посвящена вопросам практико-ориентированного обучения бакалавров в условиях кластерной системы, рассматриваются опыт и традиции подготовки инженерных и педагогических кадров в региональном вузе, определяются перспективы развития кластерной системы с учетом региональных потребностей образования.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, бакалавр, прикладной бакалавриат, образовательный кластер, педагогические технологии

Обучение бакалавров гуманитарнотехнологического вуза на основе кластерного подхода

Сегодня высшее образование стоит на пороге активного внедрения прикладного бакалавриата как одного из инновационных подходов к подготовке профессиональных кадров. Это позволяет говорить о планомерном внедрении в России практико-ориентированного высшего образования, принципиально меняющего векторы развития вуза. Хотя высокий уровень академического знания по-прежнему остается актуальным, перераспределение ресурсов в процессе подготовки бакалавров в сторону увеличения практической составляющей отчетливо видно в требованиях ФГОС высшего образования.

Деятельность регионального вуза, каковым и является Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета (далее - ОГТИ), показывает, что практикоориентированное обучение бакалавра в соответствии с ориентацией на новые тенденции высшей школы возможно только при развитии кластерного образовательного пространства.

Опыт организации образовательного пространства по типукластерных отношений дает определенные положительные результаты. Еще в 80-е годы ХХ столетия ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ » выступил с инициативой подготовки инженеров в г. Ор-ске, став базовым предприятием для заоч-

ного политехнического института. Сегодня это предприятие является центром промышленного кластера в восточном Оренбуржье. Студенты механико-технологического факультета знакомятся с организацией производства не только в процессе теоретической подготовки, нои в ходе практики, когда они получают реальные производственные задания, результаты которых впоследствии находят теоретическое осмысление в выпускных квалификационных работах. Во время практики к ним присматриваются специалисты, поэтому к моменту получения диплома ряд студентов имеют возможность гарантированного трудоустройства. Не остаются в стороне и вузовские ученые. По заданию завода на протяжении многих лет они проводят исследования по экономлегированной стали валков. В рамках договорных НИОКР решаются важные задачи, направленные на улучшение производства. Заинтересованность производства и вуза друг в друге способствует стабилизации ситуации на рынке труда и открывает перспективы для выпускников, что немаловажно в нынешних условиях. Таким образом, «включение учреждений в образовательный кластер строится на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресур-сов»[1]. В результате активно формирует-

Из жизни вуза

141

ся технологический образовательный кластер, опыт которого уже был освещен в статье «Кластерный подход в развитии регионального вуза» [2].

Параллельно с технологическим кластером ОГТИ успешно развивает педагогический кластер. В этом случае центром становится институт, поскольку речь идет о подготовке педагогических кадров для г. Орска и восточного Оренбуржья.

При изучении аксиологической функции педагогической практики будущего учителя мы пришли к выводу о необходимости реализации практико-ориентированного подхода, поскольку только с помощью технологий, основанных на этом подходе, можно наблюдать профессиональное самоопределение будущего выпускника вуза «как процесс, акт и результат выбора собственной позиции, целей и средств «включенности» в профессиональную сферу, построенные на ценностных отношениях к профессии как способу утверждения себя в социуме и самореализации личностных способностей» [3, с. 46]. Практика на всех этапах реализации учебного плана позволяет корректировать процесс профессионального становления будущего бакалавра. Традиционно практика подготовки будущего учителя имеет несколько этапов: ознакомительный, пробный и профессиональный, то есть основана на принципе их непрерывности и взаимосвязи. Непрерывность возможна только при использовании практико-ориентированных педагогических технологий. Речь идет прежде всего о таких технологиях, как мастер-классы, тренинги, практикумы, лабораторные работы на базе образовательного учреждения, моделирование, проектирование, контекстное обучение и др. Так, будущие педагоги дошкольного образования обязательно проходят систему психологических тренингов, учатся работать с детской аудиторией, правильно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в детской среде, осваивают навыки взаимодействия с родителями. Будущие учителя-пред-

метники знакомятся с особенностями проведения школьного анализа художественного произведения, с технологией постановки физического опыта в школьной аудитории, с методикой работы с реактивами в школьной химической лаборатории и др. На всех уровнях практики урок воспринимается студентом не с позиции ученика, а с позиции коллеги. Студент по время педагогической практики оказывается вовлеченным в ролевые игры, позволяющие ему быстрее адаптироваться кпрофессии и осознать себя в будущей профессиональной деятельности. Это важно, потому что процесс профессионального самоопределения достаточно сложен и носит ярко выраженный индивидуальный характер. Вот почему при разработке программ практик в институте особое значение придается ценностной составляющей будущей профессии. Необходимо, чтобы в период практики студент почувствовал уверенность в своих силах, уверовал в собственную профессиональную пригодность. Только в этом случае возможно дальнейшее развитие будущего педагога.

Современные технологии обучения позволяют расширить методы проверки знаний учащихся. Сегодня студенты старших

142

Высшее образование в России • № 7, 2014

курсов приносят в школу инновационные приемы работы, проявляя свою готовность к развитию образовательного пространства, проявляя ту необходимую социальную и профессиональную активность, требование которой подчеркнуто в ФГОС. В свою очередь, сегодня учитель также преподносит практиканту урок владения современными педагогическими и образовательными технологиями.

Важно, что практика способствует проявлению личностных качеств будущего педагога не только на уроке. Работая в качестве классного руководителя, студент обязательно организует внеучебное время. Помимо традиционных классных часов, активно внедряются клубы, дискуссионные, творческие площадки. По-новому строятся отношения с родителями. Практиканты нередко включают в свой диалог с классом и родителей учеников. Проявление творческой активности студента - одно из важнейших условий успешного прохождения им практики. Педагогическое проектирование становится ведущим методом освоения профессии. Однако роль курирующего педагога остается главной. Именно в период практики студент воспринимает учителя как своеобразный эталон профессии. Через передачу профессионального и жизненного опыта выстраивается необходимая нравственная парадигма будущей профессии, что так значимо в жизни любого педагога. Личность учителя-наставника, как правило, предопределяет процесс становления будущего педагога, его ценностного потенциала.

С учетом требований современного высшего образования на нынешнем этапе по-прежнему актуальны требования к формированию у выпускника высшей школы творческого компонента, в частности исследовательского. Навыки студентов в области НИД предполагают развитие их подготовленности к решению разнообразных исследовательских задач на уровне планирования, сбора информации, ее обработки, фик-

сирования промежуточных итогов и окончательных выводов, уверенного использования полученных результатов на практике. Выполняя учебно-исследовательские работы (рефераты, курсовые работы, дипломные проекты, ВКР), студенты осваивают аналитические, постановочные, поисковые и синтезирующие элементы научной деятельности, в результате чего у них развиваются общие и специальные навыки проведения и обобщения результатов научного исследования, элементы критического мышления и комплекс творческих способностей. Эффективность этой работы зависит прежде всего от статуса студенческой науки в вузе и отлаженности системы ее функционирования. Поэтомуважна роль совета молодых ученых и студенческого научного общества, помогающих координировать и направлять эту работу. Кроме того, подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в ФГОС и на сегодняшний день является составной частью модели выпускника высшего профессионального образования. Думается, эта тенденция не исчезнет из стандартов для прикладного бакалавриата.

Из жизни вуза

143

Кластер как инновационный центр развития регионального образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в его состав, а также развитие социального партнерства, повышение качества образования, конкурентоспособности образовательного учреждения. Образовательный кластер представляет собой многоплановое и многообразное взаимодействие: собственно учебное или учебно-педагогическое взаимодействие вуза и образовательного учреждения; взаимодействие преподавателя вуза и учителя; межличностное взаимодействие, которое может оказывать своеобразное влияние на культурно-образовательное взаимодействие. Такого рода опыт реализуется через трехсторонний договор между управлением образования, МАОУ «Гимназия № 2 г. Орска» и ОГТИ (филиалом) ОГУ, а также путем вовлечения образовательных организаций восточного Оренбуржья в деятельность Орского филиала Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ ». В образовательном кластере важное место занимают дошкольные образовательные учреждения. Они формируют базу, с которой потом будут работать все структуры кластера: школы, гимназии, средние и высшее образовательные учреждения, предприятия и организации.

Кластерный подход позволяет объединить в единое пространство весь город, который становится единой инновационной площадкой, на которой развивается целостная система взаимоотношений всех субъектов образовательного кластера. В результате два направления - технологическое и педагогическое - получают воз-

можность полноценного развития, а город - новый приток инженерных и педагогических кадров.

Литература

1. Образовательный кластер (опыт проекти-

рования в муниципальной системе образования): сб. орг.-метод. материалов / Авт. коллектив под рук. Г.В. Синицыной, науч. ред. А.А. Майера. Барнаул, 2012. 100 с. URL: http://novdocs.ru/docs/ index-19365.html

2. Мелекесов Г.А., Шолохова Г.П., Крылова

С.Е. Кластерный подход в развитии регионального вуза // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 88-92.

3. Кирьякова А.В., Мелекесов Г.А. Педагоги-

ческая аксиология: Словарь. Ключевые понятия. Оренбург: ИПК ГОУ ВПО ОГУ, 2006. 105 с.

Авторы:

МЕЛЕКЕСОВ Г еннадий Анатольевич - профессор, ректор, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, rektor@ogti.orsk.ru

ЕРОФЕЕВА Наталья Евгеньевна - профессор, проректор по научной работе, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, pro_nr@ogti.orsk.ru

144

Высшее образование в России • № 7, 2014

MELEKESOV G.A, EROFEEVA N.E. ORGANIZATION OF APPLIED BACCALAUREATE IN COLLEGE OF HUMANITIES AND TECHNOLOGY ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

Abstract. The article is devoted to the implementation of a cluster approach in organization of practice-oriented education for bachelors at Orsk humanitarian-technological institute. The experience and traditions of engineering and pedagogical staff training is presented in the context of the modern trends of higher education development at the regional university. The prospects of the cluster system are defined based on the regional needs.

Keywords: the practice-oriented education, bachelor, applied baccalaureate, educational cluster, pedagogical technologies

References

1. Sinitsyna G.V., Mayer A.A. (ed.) (2012) Obrazovatel’nyy klaster (opyt proektiro-vaniya v munitsipal’noy sisteme obrazova-niya): sbornik organizatsionno-metodiche-skikh materialov [The educational cluster (the experience of designing in the municipal educational system): the collection of the organizational and methodical materials]. Barnaul. Available at: http://novdocs.ru/ docs/index-19365.html (In Russ.)

2. Melekesov G.A., Sholokhova G.P., Krylova S.E.

(2012) [The cluster approach in the development of the regional higher education institution]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 7, pp. 8892. (In Russ.)

3. Kir’yakova A.V., Melekesov G.A. (2006) Pedagogicheskaya aksiologiya: Slovar’. Klyuchevye ponyatiya [The pedagogical axiology: The dictionary. Key concepts]. Orenburg: Orenburg State University Publ., 105 p.

Authors:

MELEKESOV Gennadiy A. - Prof., Rector, Orsk humanitarian-technological institute (the branch) of OSU, Orsk, Russia, rektor@ogti.orsk.ru

EROFEEVA Natal’ya E. - Prof., Pro-rector for scientific work, Orsk humanitarian-technological institute (the branch) of OSU, Orsk, Russia, pro_nr@ogti.orsk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.