УДК 7961799
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
© Сергей Дмитриевич АНТОНЮК
Тамбовская областная детско-юношеская спортивная школа, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор, начальник отдела по научному и методическому обеспечению, e-mail: [email protected]
Сегодняшнее состояние культуры и образа жизни населения, уровень физической и спортивной культуры современного школьника не соответствуют потребностям государства и общества. Низкий уровень физического развития и физической подготовленности, снижение общего уровня духовности и нравственности молодежи становятся все более значимыми признаками нашей страны.
Ключевые слова: физическая культура; уровень физической подготовленности; спортивноориентированное физическое воспитание; уровень физкультурного образования.
Задачи модернизации российской системы образования выдвигают новые требования и к системе физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. Современному обществу нужны образованные. нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В начале 1990-х гг. В.К. Бальсевичем была предложена идея широкого привлечения средств спорта к процессу обязательного физического воспитания в школе. Суть идеи заключается в адаптировании высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе [1]. Это актуализирует возможность использования средств спорта в целях физического воспитания и социализации учащихся общеобразовательных школ.
Современными исследователями (В.К. Баль-севич, Л.И. Лубышева и др.) показано, что для формирования физического и нравственного здоровья, для роста уровня культуры жизнедеятельности и достижения социальной и межнациональной гармонии, толерантности всех слоев населения страны в настоящее время практически не используется огромный креативный потенциал спорта [1].
В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и другие доказали, что занятия спортом или близкими к нему по природе видами физической активности являются незаменимым способом организации естественного, природно-балан-сируемого процесса поддержания гомеостаза - жизненно необходимого условия формирования, укрепления и сохранения физического, духовного и нравственного здоровья человека. Человеческие коммуникации, образующиеся в ходе спортивной деятельности, сегодня становятся естественными и адекватными потребностям личности стимулами ее социализации. Они способствуют формированию собственного стиля поведения человека в обществе, пониманию им необходимых для достижения жизненного успеха ориентировок, терпения, толерантности, дерзости и ограничений [1; 2].
Анализируя многочисленные научные данные и многолетние экспериментальные подтверждения особенностей валеологиче-ских, социально-психологических, образовательных и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском, юношеском и пожилом возрасте, по сравнению с их сверстниками, лишенными этих возможностей по разным причинам, предполагается, что существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 2-5 % до 80-85 %), позволят в исторически короткий срок (15-20 лет) существенно улучшить качественные характеристики психофизического
состояния и общей социально-позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности с последующей положительной их динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста [2-4].
В работах В.К. Бальсевича (1998), Л.И. Лубышевой (2002) показано, что современный спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Кроме того, современный спорт дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей его среде и через эти отношения оценить свое место в обществе [1; 5].
При этом они в большинстве случаев рассматривают спорт как микромодель общества, которая формирует определенное отношение и типовое поведение. Более того, российские социологи сделали заключение, что современный спорт аккумулирует ценности общества [3].
Л.Ш. Апциаури отмечает, что благодаря занятиям спортом общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризиру-ются как личностные. Спорт и современное российское общество имеют много общего: дух инициативы, противоборства и соревнования. В этой связи совершенно справедливо называть спорт миниатюрой самой жизни, где и происходит социализация личности [3].
В то же время решить сложные задачи физического воспитания молодого поколения в рамках сложившейся традиционной системы достаточно проблематично. Социально-педагогический мониторинг «Здоровье и поведение школьников», проведенный в 12 регионах России в 2008 г., показал, что только 20,7 % мальчиков и 10,3 % девочек очень высоко оценивают свою физическую подготовленность, 10,6 % опрошенных мальчиков и 13,4 % девочек считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель оценки учащимися своих спортивных достижений (15,0 % мальчиков и 8,8 % девочек оценивают их как превосходные) [1; 2].
Проблемные задачи современного образования должны решаться и в контексте цели
образовательной области «физическая культура». Целью образования по предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе является научение обучающихся формам и методам активного (деятельностного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья, воспитания у школьников патриотического осознания его значимости для обретения национального достоинства, безопасности и процветания России [4; 5].
Ю.М. Николаев (2001) считает, что цель физической культуры - всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоении других ценностей физической культуры. При этом основным средством физической культуры выступает физкультурная деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент.
По В.К. Бальсевичу, цель спортивной деятельности в большей степени связывают с достижением спортивного мастерства и высокого спортивного результата на основе организации тренировочного процесса. Сам тренировочный процесс организуется в соответствии с целевыми предпосылками, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата. Этот показатель определяет содержание, формы, организацию спортивной деятельности [1].
Проведя теоретический анализ использования спортивно-ориентированных методик в физическом воспитании школьников, мы пришли к выводу, что одним из важных аргументов использования адаптированных спортивных технологий в физическом воспитании школьников является и то, что представители спорта высших достижений демонстрируют величайший прогресс в самых разнообразных видах спорта и различных формах социальной и общественной деятельности, в то время как в физическом воспитании наблюдается явный застой.
При этом доказано [1; 2; 5], что ценностный потенциал спортивной подготовки уникален, поскольку прошел многократную про-
верку и отбор на самых разных уровнях этого процесса. Можно перечислить наиболее яркие и уже доказавшие свою эффективность технологические решения спортивной подготовки.
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7.
С. 37-41.
2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23-25.
3. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. С. 12-14.
4. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11-13.
5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 11-14.
Поступила в редакцию 21.Q1.2Q13 г.
UDC 796/799
EDUCATIONAL ASPECT OF SPORT-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION IN MODERN SCHOOL Sergey Dmitriyevich ANTONYUK, Tambov Regional Children Youth Sport School, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Head for Scientific and Methodical Supply Department, e-mail: [email protected]
The current state of the culture and way of life, physical culture and sports modern student does not meet the needs of the state and society. Low levels of physical development and physical fitness to reduce the overall level of spirituality and morality of young people are becoming more and more important features of our country.
Key words: physical education; physical fitness; sports-oriented physical education; physical education level.