ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
УДК 378.14.015.62
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО РАДИО
И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
М. В. Быкова
Санкт-Петербургский
государственный
университет
e-mail:
Статья посвящена образовательным возможностям университетского радио. Особое внимание уделяется трансляции образовательных программ, подготовке и переподготовке журналистов, реализации корпоративных интересов учебного заведения. В статье поставлен вопрос о необходимости рассматривать образовательную функцию университетского радио как его типоформирующий признак.
Ключевые слова: университетское радио, образование, типология
СМИ.
На протяжении последнего десятилетия в России формируется новый тип радиовещания - университетское радио. Несмотря на то, что круг его реальных и потенциальных слушателей достаточно узкий и ограничен, как правило, только частью молодежной аудитории, развитие этого сегмента идет весьма активно. Появляются новые радиостанции, проходят конкурсы студенческих радио-проектов, появляются площадки для обмена опытом, выходят исследовательские материалы, посвященные студенческому радио.
Несмотря на то, что вышло уже немало исследований, посвященных студенческому вещанию, многим важнейшим особенностям этого типа журналистской деятельности авторы не уделяют должного внимания. Среди них - образовательная функция университетского радио, которую следует рассматривать как один из его важнейших типоформирующих признаков. В данной статье предполагается описать образовательные возможности университетского радио, обосновать значимость образовательной составляющей в его типологической характеристике, выделить проблемы, которые возникают в процессе подготовки будущих журналистов на базе университетского радио, обозначить возможные подходы к их разрешению. Для достижения обозначенной цели представляется целесообразным использование методов исторического анализа (характеристика становления университетского радио в России), типологической характеристики, а также эмпирического познания (анализ опыта университетских радиостанций).
Сам термин «университетское радио» (university radio) используется в отечественной и зарубежной исследовательской литературе наряду с такими понятиями, как «студенческое радио», «колледж радио», «кампус радио».
Обычно эти понятия употребляются как близкие по значению. Как правило, они обозначают станции, которые ориентированы на студенческую аудиторию, в подготовке их информационного продукта задействованы студенты, программная политика непосредственно связана с интересами молодого слушателя. Это могут быть, скажем, программы, посвященные событиям в вузе (колледже), различным музыкаль-
ным направлениям, молодежной культуре и т. д. - всему тому, что представляет интерес для молодежной аудитории.
В более широком значении иногда употребляется сочетание «комьюнити радио» (англ. community radio). Чаще всего это станции, которые удовлетворяют интересы какого-то сообщества, например, людей, объединенных общими интересами [см. 5, с. 9] или компактно проживающих на определенной территории. «Комьюнити радио» представляет собой более масштабный феномен по сравнению со студенческим вещанием. Однако следует иметь в виду, что такая терминология скорее распространена в зарубежных, в частности, американских источниках и в российской реалиях может быть применима с определенной долей условности.
В рамках данной статьи более уместно будет использование сочетания «университетское радио». Наряду с наличием общих смыслов, которые объединяют этот и другие уже перечисленные понятия (студенческое радио, колледж радио), именно этот термин является носителем ряда уникальных семантических коннотаций, позволяющих выделить его в ряду других. К таким, в частности, следует отнести его смысловую сопряженность с университетом, университетскими реалиями, где осуществляется образовательный процесс. Это соотносится с образовательной функцией университетского радио, о которой и пойдет речь.
Как уже отмечалось, образовательная функция университетского радио (как впрочем, и радиовещания в целом) недооценивается. Об этом свидетельствует анализ исследовательской литературы и современная практика.
Наиболее широко представленным в научной и учебной литературе является следующий набор функций радиовещания:
1 - информационные функции (собственно информационная, рекламная);
2 - функции, обеспечивающие социальное управление обществом (интегратив-ная, функция выражения и формирования общественного мнения, функция общения, воспитательная функция, агитационно-пропагандистская, организаторская);
3 - культурно-просветительские функции (эстетическая, просвещения, рекреативная функция) [см. 6, с. 112 - 127].
При раскрытии непосредственно просветительской функции в современных исследованиях радио рассматривается как «эффективное средство получения знаний и приобщения к достижениям мировой культуры широких слоев населения» [Там же, с. 125].
Нередко озвучиваются идеи, согласно которым культурно-просветительская функция заключается в том, чтобы «участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию слушателя» [1, с. 91].
Иными словами, речь идет, прежде всего, о толковании образовательной или просветительской функции радио в самом широком, обобщенном смысле. При этом не затрагиваются такие возможности радиовещания, как распространение непосредственно учебных программ, посвященных какой-то конкретной области знаний. Не учитывается потенциал радиостанций в качестве базы подготовки будущих журналистских кадров. Конечно, отчасти это обусловлено тем, что в настоящее время трансляция образовательных программ уже не практикуется (это было характерно, скорее, для начального периода развития радиовещания в нашей стране и за ее пределами, когда еще остро стояла проблема ликвидации безграмотности, а радио и телевидение являлись наиболее доступными и эффективными источниками распространения информации). А вопросы подготовки журналистов являются актуальными лишь для узкой части профессионального сообщества. Однако когда речь идет об университетском радио, упомянутые аспекты необходимо принимать во внимание.
Анализ деятельности современных российских радиостанций показывает, что на практике студенческие радиостанции преследуют следующие основные цели:
- информирование студенческой молодежи, развитие личности студента, формирование активной жизненной позиции;
- приобщение к корпоративной культуре университета, создание ощущения общности внутри студенческого сообщества [1, с. 19].
Исходя из собственных наблюдений, можно отметить, что студенческие станции преимущественно посвящают программы новостям о жизни учебного заведения, молодежным проблемам, музыке и т. д. Администрация вузов, в свою очередь заинтересована, чтобы молодые журналисты больше рассказывали о достижениях вуза, создавали его положительный имидж. Познавательная, образовательная тематика среди познавательно-тематических направлений, безусловно, присутствует, однако занимает, как правило, мизерную долю. Хотя, конечно, бывают исключения, например, «Радио Факультет» факультета журналистики МГУ *, на сайте которого периодически появляются записи лекций из студенческих аудиторий, тематических бесед и дискуссий образовательного характера.
В теоретической литературе при осмыслении функций современного радио вообще и студенческого (университетского) вещания в частности образовательному аспекту также уделяется весьма скромное внимание. Образовательную составляющую рассматривают преимущественно как просветительскую функцию, что предполагает знакомство аудитории с культурными ценностями и достижениями в самом широком смысле. Даже при характеристике университетского радио этот аспект зачастую остается в тени. Анализ реального положения дел не расходится с теорией. Между тем образовательный потенциал университетского радио явно недооценивается, многие направления требуют теоретического осмысления, и также могут быть применены на практике. К таким направлениям могут относиться: трансляция образовательных программ, подготовка и переподготовка журналистов на базе университетского радио, реализация корпоративных интересов учебного заведения в сфере образования. Рассмотрим эти составляющие более подробно.
Трансляция образовательных программ не является чем-то новым, необычным для формата университетского радио, равно как и для радиовещания в целом. Об этом свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт.
История развития зарубежного вещания показывает, что его образовательной составляющей уделялось серьезное внимание.
Например, в Великобритании, трансляция образовательных программ была начата уже через два года после начала регулярного вещания в 1922 г. Впоследствии образовательное направление в радиовещании курировал особый Образовательный совет (Educational Council). В Австралии в 1929 г. при поддержке образовательных учреждений страны начала вещание Австралийская вещательная корпорация (Australian Broadcasting Corporation). Государственный Департамент образования принимает активное участие в этих проектах с 1939 г. В настоящее время все школы и колледжи в обязательном порядке получают информацию о планах подобного рода трансляций на каждый учебный год.
В Канаде - Канадская вещательная корпорация (Canadian Broadcasting Corporation - CBC) начала вести «школьное» вещание на экспериментальной основе сразу в нескольких местах. Положительные отзывы получили ежедневные 20-минутные программы, предназначенные для школ. В 1941 г. еще один образовательный проект имел успех - "Farm Radio Forum", посвященный сельскохозяйственной проблематике. Это была попытка повлиять на процесс трансформации сельскохозяйственных традиций, сложившихся в стране.
Япония использует радио в образовательных целях с 1933 г. Японская вещательная корпорация (Nihon Hoso Kyokai - NHK) готовит программы для детских садов, начальной, средней и высшей школы. Корпорация ежегодно рассылает в учебные
* http://fmgu.ru - Радио Факультет
заведения расписание своих образовательных передач, выпускает специальные брошюры справочного характера о своей деятельности для преподавателей, школьников и студентов. Японское радио является источником дополнительных знаний и хорошим подспорьем в образовательном процессе.
Образовательные программы в Малайзии выходят на нескольких языках - английском, китайском, тамильском с понедельника по четверг. Использование образовательного радиовещания в развивающихся странах имело большое значение и охватывало самые разные сферы общественной жизни. Это могло быть сельское хозяйство, медицина, обучение грамотности, семейное планирование и т.д. Программы радио становились источником знаний по школьным предметам, например, по математике и иным точным наукам, праву, языку. В Таиланде радио использовалось для обучения математике школьников, а также для повышения уровня знаний учителей. В Кении развивались разнообразные курсы заочного радиообразования, в Ботсване таким образом обучали праву. «Образование для взрослых» с использованием радио развивалось во многих странах, наиболее успешно это происходило в Мали, Мексике, Болгарии [см. 8].
Характеризуя зарубежный опыт, особо следует выделить Соединенные Штаты Америки, где образовательное вещание развивалось как на базе крупных сетевых, так и небольших независимых станций. Программы образовательного характера впервые вышли здесь в 30-х годах XX столетия. Изначально они размещались в эфире крупных корпораций. Скажем, Национальная вещательная компания (National Broadeasting Company - NBC) выпускала известный в свое время проект "Music Appreciation Hour". Авторы другой передачи "American School of the Air" также были вовлечены данный сегмент, ежедневно рассказывая о науке, музыке, истории, литературе и текущих событиях. Уже к 1936 г. около 200 станций включили в сетку вещания образовательные программы, хотя впоследствии их количество постепенно снижалось. Некоторая положительная динамика наметилась к 1945 г. с открытием FM-диапазона [Там же].
Параллельно шло развитие и университетских станций, созданных при высших учебных заведениях. В литературе обсуждается несколько мнений по поводу того, когда и в каком университете впервые появилось такое вещание. Одна из версий сводится к тому, что первым было радио в университете Св. Джозефа (St. Joseph's University), начавшее вещать в 1922 г. Согласно другой версии, «первым колледж-радио считается станция WRUC в Юнион-колледже Нью-Йорка, которое вышло в эфир 14 октября 1920 г.» [5, с. 6]. А вот первую лицензию на образовательную станцию (Educational Radio Station) получила станция WOI в государственном холдинге Айовы (Iowa State College) 28 апреля 1922 г. [Там же, с. 7] Именно в 20-е годы в Америке началось активное развитие университетского и образовательного радио, причем образовательные станции могли учреждаться и за пределами студенческих кампусов. Однако вовлеченными в образовательный процесс в прямом смысле этого слова становились те станции, учредителями которых были непосредственно вузы. Радио использовалось государственными университетами для трансляции учебных программ, адресованных их студентам. Вещательные технологии использовались при выстраивании дистанционного образования. С помощью радио пересылались «курсы и домашние задания "заочникам" в сельских районах» [Там же, с. 5]. Такое активное развитие образовательного радиовещания в начале XX столетия и в последующие годы стало возможным благодаря особой государственной политике в этой области. Например, для некоммерческого радио выделялся особый диапазон частот. В настоящее время такая ситуация продолжает сохраняться: частоты 87,9 - 91,9 МГц FM диапазона предназначены для вещания некоммерческих радиостанций, где вещают школы, колледжи, университеты и религиозные объединения. Они относится к радиовещанию низового излучения лицензии класса D в области общественного и образовательного радиовещания [см. 7]. Необходимо также упомянуть, что на базе университетских станций было создано общественное радиовещание в Соединенных Штатах Америки.
Известно, что к концу первого десятилетия XXI в. в Соединенных Штатах Америки работало около «2900 некоммерческих, общественных или образовательных станции» [4, с. 10]. Возможно, покажется странным, однако в последние годы некоммерческий вещательный сектор развивается весьма динамично. И это в стране, где изначально развитие радиовещания шло по коммерческому принципу, а общественное радио (появившееся на базе университетских образовательных станций) начало формироваться только во второй половине 1960-х годов. Более того, известно, что в 2002 -2005 гг. в США шло снижение количества коммерческих радиостанций на 1%, в то время как число некоммерческих за этот период времени выросло на 20 %, а к 2008 году их доля составляла 20% всех эфирных американских радиостанций [Там же].
В Советском Союзе и позднее в России формирование образовательного сектора радиовещания шло по иным принципам. Во многом это было обусловлено политическими и экономическими особенностями развития радио в нашей стране. Известно, что развитие этой отрасли шло централизованно, в советское время невозможным было появление частных радиостанций, ведущих регулярные радиопередачи для массовой аудитории. В связи с этим вполне естественным является сопряжение истории развития образовательного вещания с главным государственным радио страны.
Уже первые выпуски «Радиогазеты РОСТА», которые начали выходить, как известно, в ноябре 1924 г. были ориентированы на малограмотных слушателей, представителей рабочих и крестьян. Впоследствии было признано, что аудиторию необходимо расширять, однако и в более поздние времена, содержательное наполнение таких передач свидетельствовало о стремлении донести до слушателя информацию «первой необходимости», о стремлении авторов образовывать слушателя, расширять его кругозор. Об этом свидетельствуют рубрики того времени, такие как «отзывы о театре и кино», «юридический отдел», «новости науки и техники» и т. д. [6, с. 23].
На начальных этапах становления радиовещания использовалась такая форма подачи информации, как радиолекция. Они посвящались проблемам литературы, искусства, вопросам из других сфер общественной жизни. Зачастую трансляции, скажем, музыкальных произведений сопровождались соответствующими пояснениями специалистов.
В послевоенное время появлялось немало познавательных программ образовательного характера, ориентированных на детей и старших школьников: географический радиожурнал «Клуб знаменитых капитанов», радиожурнал «По родной стране», «Радиоклуб юных географов», музыкальная передача «Музыкальная шкатулка».
Позднее, в начале 1950-х годов, как продолжение данной тенденции появился «Научный радиотеатр» для взрослых. Его программы составляли спектакли, композиции о деятелях науки и техники, об их разработках и достижениях.
Знаковым для образовательного направления в советском радиовещании стал 1959 г., когда появился «Радиоуниверситет культуры». Он получил признание у слушателей, его программы «давали слушателям возможность систематически и последовательно накапливать знания, необходимые для современного человека» [Там же, с. 65]. Немало просветительских программ вышло в эфире радиостанции «Юность», которая начала вещать в 1962 г.
С началом рыночных преобразований, начиная с 1990-х годов, отечественное радиовещание кардинально преобразилось. Начал развиваться негосударственный сектор вещания, появлялись все новые коммерческие станции. Стало более разнообразным и государственное вещание. Однако объем образовательного вещания заметно снизился. Акценты сместились в сторону программ общественно-политической тематики, посвященных острым актуальным проблемам. Все более активно развивалось музыкальное вещание.
Однако, начинает развиваться университетское радио. Необходимо отметить, что минимальные технические возможности для этого были во многих университетах: наличие динамиков на этажах для оповещения сотрудников и студентов зачастую
предусматривалось правилами противопожарной безопасности, а учебные студии радио и телевидения создавались в тех вузах, где существовали факультеты и отделения журналистики (Пермский государственный университет, Воронежский государственный университет и др.). С развитием Интернета появилась возможность налаживать интернет-вещание. Количество университетских станций увеличивалось. На этот процесс влияла заинтересованность студентов в творческой самореализации, а также заинтересованность руководства вузов в организации корпоративного средства массовой информации.
В настоящее время в России насчитывается уже достаточно большое количество университетских радиостанций. Среди них можно выделить «Радио СПбГУ» (Санкт-Петербургский государственный университет), «Радио Лингва» (Нижегородский университет им. Н.А. Добролюбова), радио СГУ (Саратовский государственный университет), «Радио ПГУ» (Пермский государственный университет), «Радио Факультет» (МГУ им. М.В. Ломоносова), «Радио ЮУрГУ» (Южно-уральский государственный университет), радио «Импульс» (Сургутский государственный университет) и многие другие. Конечно, не все станции выпускают программы образовательного характера, многие заняты освещением иных молодежных и студенческих проблем. Но как бы то ни было, в целом тематика их вещания тесно связана с вопросами университетской жизни, и многие из них действительно являются образовательными. В частности, уже приводились в пример передачи «Радио Факультет» (МГУ), можно выделить ряд проектов «Радио СПбГУ» («Необычное в привычном» - о происхождении слов, значении исторических фактов; «Интеракция» - о специфике образования в СПбГУ и др.). Этот список, конечно, не ограничивается перечисленными примерами, и может быть продолжен.
Подготовка и переподготовка журналистов напрямую соотносится с образовательным процессом, а также тесно связана со спецификой работы университетского радио.
Многие радиостанции подобного типа действительно изначально создавались как учебные студии при факультетах или отделениях журналистики. В настоящее время часть из них де факто сохранила аналогичный статус. Это означает, что деятельность таких станций интегрирована в образовательный процесс подготовки журналистов. Учебный процесс факультетов и отделений журналистики выстраивается таким образом, чтобы студенты приобретали те или иные профессиональные компетенции непосредственно в процессе работы на университетском радио. Вот лишь несколько примеров.
На «Радио СПбГУ» учащиеся осваивают навыки и умения в рамках учебных курсов «Выпуск учебной радиопередачи», «Основы творческой деятельности журналиста», «Техника и технологии электронных СМИ», «Теория и практика СМИ», «Профессионально-творческие студии». Помимо учебных программ на базе телерадиокомплекса «Первая линия» проходит летняя практика студентов 2 курса, которые выбрали специализацию по кафедре телерадиожурналистики.
Кроме того, в студии радиовещания организованы занятия с учениками специализированного класса средней школы № 309 г. Санкт-Петербурга, которые только готовятся к поступлению на факультет журналистики и таким образом имеют возможность познакомиться с азами будущей профессии.
Большая работа проводится на «Радио СПбГУ» и во внеучебное время: студенты готовят новостные выпуски, делают тематические программы, которые размещаются на сайте радио. Для ребят, которые имеют большой интерес к радио, существует возможность работать над своими проектами в рамках свободной редакции, которая появилась в октябре 2010 года. Именно из 10 добровольцев-активистов, которые создавали радиожурнал о студенческой жизни «Арбуз» появилось радио СПбГУ в его современном виде. В настоящий момент на радио работают студенты различных факультетов и кафедр СПбГУ. Кто-то работает над сценариями программ и монтажом,
кто-то помогает с фотографиями для сайта, иллюстрирующими радиопрограммы, создаются мультимедийные проекты с использованием инфографики.
Программа «открытый университет», которая реализуется на базе СПбГУ, позволяет родителям контролировать процесс обучения. Все выпуски учебных программ своевременно выкладываются на сайте (http://rus.jf.spbu.ru/radio), и это позволяет проследить профессиональный рост конкретного студента.
Следует отметить, что история радио Санкт-Петербургского государственного университета началась еще в 1960-е годы с появлением радиостудии СЭСТРа - студенческой экспериментальной студии радио. По словам очевидцев тех событий, разместившись сначала в стенах филфака, а затем, перебазировавшись в старое здание журфака «студийцы в перерывах между лекциями развлекали всех своими передачами» [см. 2].
Среди других учебных заведений можно выделить, например, опыт факультета журналистики Уральского госуниверситета. Здесь также, еще в советские годы, была создана студия радио, где студенты готовили учебные материалы. В 2003 г. студия начала выпускать и транслировать в стенах университета программы под эгидой «Радио УрГУ» (переименовано в «Радио Вышка», ведет интернет-вещание и существует уже на базе Уральского федерального университета). В студии были организованы занятия для студентов факультета журналистики Уральского госуниверситета по следующим дисциплинам: «Основы творческой деятельности журналиста», «Методика радиожурналистики», «Операторское мастерство», «Техника и технология СМИ», спецпрактикум «Утреннее шоу на радио».
Впрочем, примером могли бы стать многие другие учебные заведения. Известно, что к 2011 году в государственных университетах крупных городов страны действовало около 30 радиостанций [3, с. 18]. В студиях университетских станций студенты осваивают азы профессии радиожурналиста: занимаются техникой речи, учатся работать с микрофоном и диктофоном, изучают монтажные и вещательные программы, делают радиоматериалы в основных журналистских жанрах, объединяют их в радиопрограммы.
Реализация корпоративных интересов учебного заведения предполагает грамотное позиционирование вуза посредством освещения его деятельности в программах радиостанции. Пусть эта деятельность в строгом смысле слова может быть и не связана с образовательными проектами, однако донесение до аудитории просветительских идей, носителем которых является университет, вне всякого сомнения, не противоречит концепции образовательного вещания и даже в каком то смысле усиливает ее.
Продолжим рассматривать пример «Радио СПбГУ», который неплохо иллюстрирует перечисленные положения. Можно выделить набор характеристик, позволяющих вести речь о станции, как о корпоративном университетском СМИ:
- всестороннее информирование о процессах, происходящих в университете, приобщение студентов и сотрудников к корпоративной культуре;
- создание условий для реализации творческого потенциала студентов, формирование активной жизненной позиции, повышение уровня образования и культуры личности, корпоративной культуры СПбГУ;
- отражение политики вуза в программах станции (это одно из важных направлений, речь в данном случае может идти о пропаганде целей, ценностей, стратегий университета, защите финансовых интересов, формировании имиджа и т.д.).
- организация информационного взаимодействия между структурными подразделениями.
Корпоративные интересы вуза учитываются при планировании рубрик и подготовке программ. Именно этими причинами во многом было обусловлено появление передачи «Интеракция», в которой речь идет об образовании в Санкт-Петербургском государственном университета. В ней предоставляется возможность для выступления
первым лицам университета, деканам факультетов, преподавателям, равно как и самим студентам.
В новостных и других программах станции освещаются университетские события, работа вузовских клубов и подразделений. При этом строго соблюдается баланс, при котором официозной информации должно отводиться не более 10 процентов, остальное время должны занимать программы, посвященные темам, которые близки студентам. Это могут быть размышления о творчестве рок-музыкантов, их песнях на стихи русских поэтов (авторский проект «Игра в классиков»). Студенты готовят интервью с теми, кто уже много лет успешно реализует себя в профессии, может поделиться секретами своего успеха («Секреты профессии»). Зачастую любопытными получаются опросы на темы, которые волнуют студентов («Вопрос на засыпку»).
Среди других передач, которые пользуются вниманием, можно выделить:
- «Репортаж дня» - репортаж, посвященный актуальному событию;
- «Необычное в привычном» - попытка объяснить любопытные явления, выделить что-то необычное в ставших уже привычными вещах и явлениях (происхождение самых употребляемых слов, забавные исторические факты и курьезы);
- «Проверка микрофона» - беседы, интервью, репортажи, расследования на любую интересную тему;
- «Поиграем в города» - передача для тех, кто мечтает объехать весь мир, но пока не выбрал куда отправиться; авторы и участники программы делятся своими впечатлениями, о путешествиях в другие города;
- «НЕравнодушные» - программа о том, что всех волнует, что заставляет сердце биться чаще, радоваться или переживать, о чем нельзя молчать (разговор о социальных проблемах, встречи с неравнодушными и увлеченными людьми);
- «Арбуз» - свежие новости о самых «вкусных и сочных» культурных событиях, которые рассказывают «самые веселые ведущие»;
- «Читаемклассику» - программа в формате радиоспектакля.
Кроме того, студенты готовят музыкальные передачи, в которых рассказывают об участниках молодых творческих коллективов Санкт-Петербурга. К подготовке передач международной тематики зачастую привлекаются иностранные студенты.
Несмотря на приверженность корпоративным ценностям, речи нет о существовании запретных тем. Многообразие программ, готовность редакционного коллектива к творческим экспериментам позволяет авторам самовыражаться и раскрывать свой творческий потенциал. При этом работа выстраивается с учетом интересов аудитории, вырабатываются оптимальные и эффективные способы взаимодействия со слушателями. Целевой аудиторией является молодежь от 18 до 21 года, студенты СПбГУ, и в силу этого особое внимание уделяется распространению информации через интернет-сайты, обсуждению программ в социальных сетях. В качестве организации обратной связи с аудиторией используется твиттер, страница радиостанции в социальной сети «Вконтакте», сайт, электронная почта. Комментарии слушателей позволяют исправить ошибки в анонсах, ударениях, учесть замечания и применить идеи в следующих выпусках. Хочется заметить, что такая форма взаимодействия со слушателем также является одним из каналов распространения корпоративной культуры. А то, что студенты СПбГУ, авторы радиопрограмм, участвуют во всероссийских конкурсах, становятся их лауреатами и победителями, несомненно, положительно влияет на имидж университета.
Таким образом, трансляция программ просветительского характера, подготовка и переподготовка журналистов на базе радиостудии, реализация корпоративных интересов учебного заведения - все эти возможности университетского радио позволяют реализовывать разнообразные, в том числе, конечно, и образовательные функции. Более того, образовательный потенциал университетского радио проявляется наиболее ярко как раз в рамках обозначенных направлений. Однако существует нема-
ло проблем, которые требуют разрешения. Условно их можно поделить на проблемы организационно-технического и теоретического характера
К организационно-техническим относится, такая важная задача, как «встраивание» работы университетского радио в учебный процесс. Этот вопрос чрезвычайно актуален в первую очередь для отделений и факультетов журналистики, где ведется подготовка будущих работников журналистской отрасли. Разработка концепции учебных дисциплин и отдельных курсов с учетом возможностей радиостанции, графика и ритма работы ее сотрудников - вопрос, требующий тщательной проработки. Эту задачу не всегда удается решить в силу несогласованности учебных планов, по причине отсутствия непосредственных связей в преподавании теоретических и практических курсов даже в рамках специализированных факультетов и отделений, где готовят журналистов. С другими образовательными подразделениями университетские радиостанции, как правило, сотрудничают недостаточно тесно. Возможно, такое сотрудничество могло бы принести немало пользы как для самих станций (расширение аудитории, увеличение источников информации и т. д.), так и для университета в целом (вовлечение подразделений в общие образовательные проекты, расширение информационного поля и т. д.).
Решение этого вопроса неизменно связано с проблемой формирования штатного расписания. Обычно радиостудии комплектуются только техническими специалистами: техниками, звукорежиссерами, инженерами. Практика показывает, что на студиях необходимы также специалисты, обладающие квалификацией редакторов, корреспондентов, преподавателей, чтобы проводить занятия со студентами, на практике обучать их журналистской профессии и одновременно обеспечивать бесперебойную работу радиостудии, т. е. подготовку программ к эфиру и их трансляцию.
Актуальным вопросом является также формирование полноценной технической базы. Не многие высшие учебные заведения находят звукоизолированные помещения для студии, выделяют средства для приобретения современного студийного оборудования, программного обеспечения, профессиональных диктофонов. Часто в вузах местом подготовки радиопрограмм являются обычные офисные помещения, не приспособленные для такой деятельности.
Список таких проблем может быть продолжен. Представляется, что зачастую этим вопросам уделяется недостаточное внимание по той причине, что профессиональному сообществу не удается показать их актуальность и привлечь внимание руководства вузов. В научной же среде до сих пор остаются неразработанными некоторые теоретические положения, и это тоже затрудняет формулирование задач университетского вещания, определение приоритетов в этой области. Одной из таких теоретических позиций является понимание образовательной функции как важного типо-формирующего признака университетского радио. Этот тезис не нашел отражения в научной литературе. Даже в диссертационном исследовании А. В. Колесниковой «Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания»*, где весьма подробно и полно была проанализирована типология студенческого радио, этому аспекту не уделяется внимания. Автор предлагает при характеристике студенческого радио учитывать такие типологические признаки, как формат радиостанции, содержательно-тематическую направленность вещания, жанровое разнообразие, объем вещания, территорию вещания. В качестве основного типоформирующего признака выделяется радиоаудитория, каковой для студенческого радио с учетом возрастных и социальных характеристик является студенческая молодежь [3, 13 - 14]. Признавая справедливость этих суждений, следует вместе с тем отметить, что эти положения могут быть дополнены, расширены, уточнены.
* Работа была выполненном на кафедре журналистики Тольяттинского государственного университета (научный руководитель - доктор филологических наук, проф. Г. И. Щербакова) и защищена в Санкт-Петербургском государственном университете в 2011 г.
Необходимость рассматривать образовательную направленность университетского радио в качестве одного из его типоформирующих признаков во многом подтверждается положениями данной статьи. Здесь были намечены лишь контуры этой концепции: образовательные характеристики университетского радио проявляются через распространение высоких культурных ценностей, трансляцию образовательных передач, подготовку журналистских кадров и т.д. Эта концепция, как и понимание самого термина «университетское радио» (имеющего особое значение, во многом не совпадающее с понятием «студенческое радио») требуют дальнейшего более детального осмысления, что является темой отдельного исследования.
Список литературы
1. Вакку Г. В. Культурно-просветительская миссия регионального радио (на примере «Радио Чувашии») // Известия российского государственного университета им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2008. № 78. С. 91-96.
2. Ковтун В. Г. СЭСТРА —колыбель факультетского радио // Говорит и показывает кафедра РТ: Сб. матер. / Под ред. В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова, Л. А. Рукавишникова. СПб., 1997. С. 100-105.
3. Колесникова А. В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.10 - журналистика. Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.
4. Макеенко М. И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 560 с.
5. Мастер радио. Библиотека фестиваля «Вместе - радио». Выпуск 8. Студенческое радио. Руководство для быстрого старта. / Под ред. Н. Копелянской, А. Аллахвердова. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2011. - 78 с.
6. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А. А. Шереля. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 480 с.
7. Сушко С. А. Образовательное, общественное радиовещание и радиопираты в США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://free.radiodx.ru/page-35.xml
8. Das J. K. Educational broadcast through radio [Электронный ресурс] // Ejournal of All India Association for Educational Research. Vol. 19. March - June, 2007. - Режим доступа: http://www.aiaer.net/ejournal/voli9i07/8.htm
EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN UNIVERSITY RADIO AND PROBLEMS
OF ITS IMPLEMENTATION
The article describes the educational potential of modern university radio. It considers the aspects of broadcasting of educational programs, training and retraining of journalists, corporate interests of educational organization. The author claims that educational function of university radio as a particular typological sign should be recognized.
Keywords: university radio, education, media typology.
M. V. Bykova
Saint Petersburg State University
e-mail: