Научная статья на тему 'Студенческая журналистика на просторах интернета: вопросы профессионального становления'

Студенческая журналистика на просторах интернета: вопросы профессионального становления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1753
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СТУДЕНТ / НЬЮСРУМ / ПОРТАЛ "NEWSROOM DIGITAL" / ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ "ЮУРГУ-ТВ" / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INTERNET / UNIVERSAL JOURNALISM / STUDENT / NEWSROOM PORTAL "NEWSROOM DIGITAL" / TELEVISION AND RADIO COMPANY "SUSU-TV" / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестеркина Людмила Петровна

В статье дается понятие «студенческая журналистика», исследуется ее функционирование в интернете на базе уникальной медиаплощадки национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета в Челябинске 360-градусного мультимедийного ньюсрума. Современная университетская медиалаборатория технологически объединяет в цифровом пространстве производство материалов для ведущих университетских СМИ: телекомпании «ЮУрГУ-ТВ», студии «Радио ЮУрГУ», газеты «Технополис» и интернет-портала «Newsroom Digital», контент которых создается студентами журфака и широко представлен в социальных сетях интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student journalism on the Internet: issues of professional development

«Radio SUSU», newspaper «Technopolis» and Internet portal «Newsroom Digital», the content of which is created by students of journalism and is widely represented in Internet social networks.

Текст научной работы на тему «Студенческая журналистика на просторах интернета: вопросы профессионального становления»

креативность, эрудированность, владение устным и письменным словом, умение вести полемику, поддерживать дискурс, умение работать в команде и по жесткому графику, потребность рассказывать, умение создавать оригинальный информационный продукт), если он будет систематически производить и транслировать массовую информацию, то он неизбежно превратится в профессионала.

Правда, есть еще несколько условий: сознательное следование профессиональным и этическим стандартам и соответствие прикладным профессиональным требованиям: владение родным, русским и иностранным языками; требование универсальности (умение работать на разных платформах); требование технической подготовленности (умение работать с компьютере, с фото-, аудио- и видеоаппаратурой и др.) и требование медиаправовой подготовки.

Наконец, журналист-профессионал отличается также особыми человеческими качествами: гражданственность, пассионарность, ответственность, честь и достоинство, смелость и мужество.

Литература

1. Лукша П. Атлас новых профессий/ П. Лукша П., К. Лукша, Д. Песков, Д. Коричин. — URL:http://www.asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas. pdf.

2. Романова О. Кризис журналистики/ О. Романова // Смена, июнь 2011. — URL:http://smena-online.ru/stories/krizis-zhurnalistiki.

3. Вечер памяти Герца франка. — URL: http://prodocumentary.org/ event/1179.html.

4. Поворазнюк С. Функции печатных изданий нужно перепридумывать. Руководство «Афиши» — о перезапуске журнала. — URL: http://www.planetasmi.ru/blogi/comments/38296.html.

5. Хрулева Т. Рада Грановская: Люди с клиповым мышлением элитой не станут. — URL: http://econet.ru/articles/67553-rada-granovskaya-lyudi-s-klipovym-myshleniem-elitoy-ne-stanut.

6. Браславец Л. «Гражданская журналистика» и типичные роли пользователей социальных сетей / Л. Браславец // Релга. Ру, 01.09.10. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=2714&level1=main&level2=articles.

7. МуйжнекА. Георгий Черданцев: Какого хрена настоящие журналисты должны делить зарплату с блогерами? — URL:http://m. sovsport.ru/gazeta/article-item/799774.

УДК: 378.1:002.2+002.2

Л.П. Шестеркина

Южно-Уральский государственный университет

СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА:

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

В статье дается понятие «студенческая журналистика», исследуется ее функционирование в интернете на базе уникальной медиаплощадки национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета в Челябинске — 360-градусного мультимедийного ньюсрума. Современная университетская медиалаборатория технологически объединяет в цифровом пространстве производство материалов для ведущих университетских СМИ: телекомпании «ЮУрГУ-ТВ», студии «Радио ЮУрГУ», газеты «Технополис» и интернет-портала «Newsroom Digital», контент которых создается студентами журфака и широко представлен в социальных сетях интернета.

Ключевые слова: интернет, универсальная журналистика, студент, ньюсрум, портал «Newsroom Digital», телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», социальные сети.

The article presents the concept of «journalism student», it explores the functioning of the Internet on the basis of a unique national research media platform South Ural State University in Chelyabinsk a 360-degree multi-media newsroom. Modern university Medialaboratory technology combines digital space production of materials for the leading university media: TV «SUSU-TV», studio

«Radio SUSU», newspaper «Technopolis» and Internet portal «Newsroom Digital», the content of which is created by students of journalism and is widely represented in Internet social networks.

Keywords: Internet, universal journalism, student, newsroom portal «Newsroom Digital», Television and Radio Company «SUSU-TV», social networks.

ПОНЯТИЕ «студенческая журналистика», на наш взгляд, содержит в себе несколько определений, каждое из которых достаточно оправданно в зависимости от его использования и применения. В одном случае мы можем рассматривать студенческую журналистику как особой вид творческой деятельности студентов по сбору, обработке информации и созданию журналистского произведения для различных видов СМИ. В другом — это сами университетские средства массовой информации, силами студентов производящие информационный медиапродукт в координатах образовательного пространства. И, нако-

нец, студенческая журналистика — это еще и контент, созданный студентами и тематически посвященный вопросам и проблемам студенческой жизни. И в каждом этом случае студенческая журналистика представляет собой профессиональное творчество студентов — будущих журналистов в период их обучения в вузе. В настоящее время — эпоху активного развития цифровых компьютерных технологий — студенческая журналистика широко представлена не только в университетских и профессиональных СМИ, но и в интернете. Это явление, с нашей точки зрения, заслуживает пристального внимания, поскольку студенческая журналистика в интернете находится под существенным влиянием технологий новой коммуникационной площадки. С одной стороны — это безусловные достоинства интернета как особого информационного пространства, ставшего основой для формирования новых медиа и интернет-СМИ. Интернет оказал огромное воздействие на журналистику как профессию с позиций усиления ее технологичности, оперативности и универсальности; появления новых специфических свойств в виде мультимедийности, интерактивности, гипертекстуальности. Здесь используются цифровые системы поиска информации, происходит интеграция СМИ в социальные сети, появляются новые жанры и форматы и т.д. Однако несмотря на все неоспоримые преимущества, которые предлагает интернет, он, как и любая другая технология, содержит в себе недостатки и нежелательные элементы, которые размывают профессиональные и ценностные основы журналистики. К ним относятся возможность широкого использования технологии управления общественным мнением: подача информации с позиций неизвестного источника, сокрытие самого факта воздействия, дезинформация, заведомая ложь, явное предпочтение скорости размещения информации ее проверке на точность, пренебрежение грамотностью языка, использование нецензурной лексики и мн. другое.

Между тем, в интернете студенты-будущие журналисты проводят много времени: общаются в социальных сетях со сверстниками и не только, занимаются поиском информации, пользуются Ютюбом, видеохостингом, подкастами, читают популярных блогеров и ведут собственные блоги, оставляют комментарии, публикуют фотографии и т.п. Таким образом, в интернете происходит их произвольная и непроизвольная журналистская профессионализация. Именно поэтому в образовательном процессе студента-журналиста должны быть созданы современные условия реального медиапроизводства, дающие ему возможность позиционировать себя и как личность, и в качестве будущего медиспециалиста. Такой площадкой для студентов факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета стал молодежный интернет-портал «Newsroom Digital» (ND), созданный в рамках инновационной модели подготовки универсальных журналистов, задачей которой является формирование целостной структуры профессиональной

деятельности медиаспециалиста. Благодаря особой контекстности и мотивационной эффективности учебного процесса, дающего возможность обучаемому активно включаться в профессиональную деятельность в период обучения, студент формируется как журналист-профессионал, обладающий необходимым личностным и творческим потенциалом, значимой степенью социальной ответственности за свою персональную деятельность в СМИ, что отвечает требованиям современной медиаотрасли к профессиональным и личностным качествам журналиста универсального типа.

Университетский молодежный интернет-портал «Newsroom Digital» начал свою работу в октябре 2013 года на базе уникальной учебной медиалаборатории мирового уровня — 360-градусного мультимедийного ньюсрума ЮУрГУ. Данный вид ньюсрума, как известно, является наиболее законченным вариантом «комнаты новостей» с 360-градусной интеграцией, поскольку объединяет все виды СМИ, обладает необходимым техническим оборудованием для создания и трансляции медиапродукта не только по традиционным каналам, но и для передачи его на различные интерактивные платформы; позволяет создавать полноценный мультимедийный продукт и полностью управлять контентом.

Для этого потребовались определенные технологии, дающие возможность один раз создать информацию и различными способами распространить ее через печатные издания, интернет-порталы, мобильные гаджеты, радио и ТВ.

Такие технологии были заложены в техническую базу первой в России студенческой вещательной телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», созданной в вузе в 2004 году и работающей 24 часа в сутки в эфире, интернете и по кабельным сетям. Университетское телевидение имеет оборудование спутникового и эфирного приема телевизионного сигнала, главную станцию кабельной сети, эфирное оснащение, технику для монтажа, контрольное оборудование. Все это позволяет телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ осуществлять в автоматическом режиме собственное вещание на двух телевизионных каналах кабельной сети; производить эфирную коммутацию (процесс соединения абонентов коммуникационной сети через транзитные узлы) до 16 внешних источников сигнала с их микшированием и обработкой звука; а также осуществлять вещание телеканала в интернете. Кроме того, данное оборудование позволяет организовывать прямые эфиры, осуществлять записи телепрограмм, также создавать полноценные телевизионные видеосюжеты, репортажи и видеофильмы.

Современные технологические возможности телерадиокомпании «ЮУрГУ ТВ» легли в основу функционирования 360-градусного мультимедийного нью-срума. Сегодня учебная медиалаборатория ЮУрГУ объединяет ведущие университетские средства массовой информации: телеканал «ЮУрГУ-ТВ», учебную сту-

дию «Радио ЮУрГУ», газету «Технополис», интернет-порталы, в их числе и медиапортал «Newsroom Digital». Ранее университетские средства массовой информации функционировали разрозненно и даже находились в разных учебных корпусах университета, теперь они расположены вместе на десятом этаже главного корпуса ЮУрГУ и технологически объединены в одном цифровом пространстве.

Деятельность портала «Newsroom Digital» обеспечивают конвергентная редакция, созданная еще в 2008 году на базе телерадиокомпании, и вновь сформированная редакция социальных сетей. Корреспонденты конвергентной редакции создают видеосюжеты для информационной телепрограммы «Новости ЮУрГУ», материалы для студии «Радио ЮУрГУ», статьи для газеты «Технополис» и интернет-портала «Newsroom Digital». На площадке, где расположены данные университетские СМИ, проложена внутренняя компьютерная локальная сеть, объединяющая все монтажные компьютеры и вещательные серверы. Это значительно упрощает работу по перегонке готовых видеосюжетов и передач на эфирные компьютеры, а также позволяет редакторам проверять мультимедийные материалы сразу для нескольких средств массовой информации без использования дополнительных электронных носителей и с наименьшими затратами времени. В конвергентном ньюсруме Южно-Уральского государственного университета студенты факультета журналистики создают мультимедийный продукт для всех видов СМИ, что позволяет им применять полученные теоретические знания на практике и работать во взаимодействии с аудиторией. Таким образом, по сути университетский 360-градусный мультимедийный ньюсрум — это не только площадка для создания мультивариативной информации, сочетающей в себе глубину газетной и журнальной периодики, эмоциональность аудиовизуального образа и онлайновую интерактивность, но и современная производственная база для обучения журналистов нового поколения. Такая медиаплощадка, как нью-срум, позволяет будущим журналистам еще будучи студентами, исходя из общего источника получаемых сведений, создавать материалы для передачи по различным каналам информации: в периодической печати, на телевидении и радио, в интернет- и мобильных средств массовой информации, и овладевать на практике всеми необходимыми компетенциями универсального журналиста.

В этом контексте молодежный интернет-портал «Newsroom Digital» имеет свои особенности. Во-первых, каждый студент факультета журналистики имеет на портале личный кабинет. Это позволяет ему одновременно публиковать аудио-, видео-, фото- и печатные материалы, а после регистрации на сайте в разделе «Творческое портфолио» размещать на своей личной страничке резюме и прикреплять собственные материалы. С электронным портфолио студента могут взаимодействовать преподаватели, редакторы,

координаторы, работодатели — все, кого интересует динамика профессионального роста начинающего журналиста.

В своем электронном резюме студент обязательно отражает сведения об образовании и имеющемся опыте работы; научной деятельности и участии в конкурсах, смотрах, фестивалях; профессионально-личностных качествах; интересах, склонностях, увлечениях. Чтобы зайти в раздел «портфолио», нужно на главной странице написать имя и фамилию студента. Поиск достаточно быстро определяет, зарегистрирован ли данный студент на сайте, есть ли под его именем публикации; в случае положительного ответа на сайте отображаются все студенческие материалы. Они располагаются по дате выхода в порядке от последнего к первому, и по изображению справа от гиперссылки можно понять, для какого вида СМИ, в каком жанре, на какой медиаплатформе подготовлены эти материалы.

Электронное портфолио дает возможность изучить творческий потенциал, познакомиться с индивидуальным авторским стилем будущего журналиста. Однако такой способ знакомства со студенческим досье на сайте не всегда удобен для посторонних пользователей, особенно если они не знают выходных данных журналистов. Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу, что в навигационную систему студенческого интернет-портала «Newsroom Digital» необходимо добавить функции поиска по тегам. Этот способ позволит гораздо быстрее находить не только интересующую персону, но и видеть все имеющиеся материалы по определенной теме, созданные данным автором, и позволит привлечь к порталу новых пользователей.

Каждый журналистский материал может получить комментарий, отклик со стороны зарегистрированного пользователя, поэтому обязательным на портале ND считается система оценок по шкале от -1 до +1. Количество положительных оценок повышает рейтинг автора. Так, еще в студенческие годы для обучаемого формируется объективная оценка его знаний, умений и навыков в профессии, что очень важно для молодого журналиста.

Контент интернет-портала «Newsroom Digital» создается студентами факультета журналистики в рамках учебных дисциплин «Журналистское мастерство», «Конвергентная редакция», «Творческая мастерская», «Универсальная журналистика». После изучения теории вопроса студенты на практике могут отрабатывать свои профессиональные журналистские навыки в условиях конвергенции университетских СМИ. Они сами формулируют темы, сами находят информационные поводы, выбирают формат и жанр своего будущего материала, сами публикуют его на сайте.

Главным элементом «Newsroom Digital» как информационного сайта является новостная лента. Она обновляется ежедневно. Новости здесь создаются в разных жанрах. Помимо информационной заметки, начинающие журналисты проводят опросы, берут интервью, пробуют себя в создании репортажа. Важно

отметить, что в новостном блоке на главной странице мультимедийные материалы автоматически проли-стываются от последнего к первому, но существует так называемая «Тема дня». Публикация в данной рубрике все время находится на верхней строчке и выделяется красным цветом. Так, например, после падения челябинского метеорита еще долго главными материалами были не только сообщения с подробностями этого чрезвычайного происшествия, но и рассказы о людях, которые устраняли последствия метеоритных разрушений, они всегда были в центре внимания.

Редактор и студент могут обновлять сайт удаленно друг от друга, что позволяет пополнять информационную ленту без перерыва. Публикацию на сайт могут выставить не только студенты журфака, но и другие зарегистрированные пользователи. Для этого достаточно нажать кнопку «Предложить новость» и отправить материал на сайт, но другим пользователям он станет доступен только после проверки редактором. На главной странице ND представлен и «Календарь событий», который в настоящее время находится в стадии разработки и заполнения. Здесь будут фиксироваться знаменательные даты, интересные городские и университетские события, полезные ссылки.

Медиапортал «Newsroom Digital» широко использует социальные сети интернета как коммуникационную площадку, являющуюся источником информации и распространителем разнообразного медиаконтента, а также инструментом для построения диалога с аудиторией и способом самовыражения личности в современном информационном пространстве.

ND имеет собственные аккаунты в «Twitter» и «Instagram», сообщество на «Facebook» и страницу «ВКонтакте», которые являются полем профессиональной деятельности для редакции «Социальные сети».

Работа студентов на интернет-портале в социальных сетях заставляет их осваивать новые журналистские роли, таким образом развивая и увеличивая их профессиональный потенциал. Ведь профессионально-личностная компетентность современного журналиста — это качественная характеристика социально и профессионально ориентированной личности, свидетельствующая о степени освоении им как субъектом информационной деятельности соответствующих специальных знаний умений на основе индивидуальных творческих способностей.

Проанализируем каждый из аккаунтов студенческого медиапортала подробнее и начнем с «Instagram», который является бесплатным интернет-приложением для обмена фотографиями, распространения фотографий с помощью мобильных устройств и сейчас находится на пике популярности. В «Instagram» студент осваивает такую важную для себя профессию, как фотокорреспондент. Работа в этом приложении дает возможность студенту супероперативно размещать фотографии в интернете, используя при этом мобильный телефон или планшет; позволяет накладывать разные фильтры на фото, делать их доступными дру-

гим пользователям или распространять через другие социальные сети [1]. Сегодня аккаунт ND в «Instagram» насчитывает почти тысячу подписчиков и около двух тысяч подписок. Ежедневно студенты выкладывают фотографии университетских событий, освещают работу факультетов и приемной кампании. В данном случае «Instagram» студентами-журналистами используется для оперативной передачи фоторепортажа с места событий, информирования о студенческой жизни, анонсирования мероприятий университета. Для каждого масштабного мероприятия в ЮУрГУ создается определенный хэштэг, и «Newsroom Digital» способствует его продвижению, это упрощает поиск фотографий другим пользователям и привлекает новых подписчиков. Таким образом, будущие журналисты приобретают навык репортажной фотосъемки, учатся находить интересные детали и осваивают оперативную передачу информации, начинают понимать специфику работы современного фотокорреспондента.

Общение в сети «Facebook» (Fb) — а это самая популярная социальная сеть в мире, сегодня ею пользуются более одного миллиарда человек, — помогает студентам строить коммуникацию с аудиторией разных возрастов и национальностей, а также дает им возможность практиковаться в знании иностранных языков. Как и все социальные сети, Fb позволяет своим пользователям творчески позиционироваться, публикуя на своих страницах различные посты, комментарии, фотографии, ссылки, видео, а также предоставляя возможность создавать свой круг виртуального общения (друзей, подписчиков, группы). Это не требует особых навыков и знаний в области программирования, достаточно понимать базовые принципы работы компьютера и навигации в интернете [2]. Мультимедийный ньюсрум Южно-Уральского госуниверситета имеет на «Facebook» свое сообщество, подписчиков здесь немного, и это обусловлено тем, что сообщество создано сравнительно недавно, кроме того, целевая аудитория студенческого мультимедийного портала в большей степени — студенты, а пользователи социальной сети «Facebook» — в основном деловые взрослые люди, которых студенческая тематика интересует в меньшей степени. Тем не менее, студенты-журналисты пробуют себя здесь в новой роли мультимедиапродю-серов, а также редакторов сообществ в интернете. В сообществе ежедневно появляются новостные материалы: это анонсы предстоящих мероприятий и заметки об уже прошедших событиях. Например, 4 марта 2015 года в новостной ленте была опубликована информация о том, что прошло первенство ЮУрГУ по плаванию, а на следующий день появилась заметка и фотографии о соревнованиях по легкой атлетике; 30 марта 2015 года первокурсница Анастасия Степанова опубликовала материал об открытии выставки молодых художников Челябинская «Random» [3]. Все они нашли отклик у посетителей страницы. Такие примеры свидетельствуют об оперативности работы студентов-корреспондентов на Fb. Работа по развитию аккаунта студенческого ин-

тернет-портала в «Facebook» продолжается, и в дальнейшем, когда официальный сайт будет переведен на английский язык, к работе помимо студентов-журналистов планируется привлечь студентов-лингвистов.

В онлайн-сервисе для ведения микроблогов «Twitter» студенты выступают в роли мобильных корреспондентов. Особенностью этой социальной сети является ограниченный объем сообщений, который не должен превышать 140 символов [4], и обязательна оперативная подача информации — в этом уникальность сети «Twitter». Главным условием здесь является то, что за ведение страницы должен отвечать один человек, а это значит, что он должен владеть информацией обо всех мероприятиях и иметь постоянный доступ в интернет.

Стремясь вывести свой аккаунт в данной социальной сети на новый уровень, студенты-журналисты приобретают здесь навыки быстрого принятия решения, умения быстро ориентироваться в ситуации и, конечно, опыт универсального журналиста, который должен уметь не только кратко сообщить новость, но еще и документально подтвердить ее, отсняв фото или видео события. К примеру, 11 марта 2015 года студенты журфака вели прямую трансляцию из конференц-зала главного университетского корпуса, где проходил мастер-класс доцента Университета Западной Каролины Катерины Спасовски. Студенты размещали на странице мультимедийного ньюсрума в «Twitter» фотографии участников мастер-класса, писали об интересных фактах, цитировали вопросы слушателей к лектору и комментировали происходящее в зале событие. Каждый твит содержал хэштеги: #susu #ЮУрГУ #мастеркласс. Аккаунт «Newsroom Digital» в социальной сети «Twitter» находится в стадии дальнейшей разработки.

В социальной сети «ВКонтакте» студенты-журналисты, просматривая предложенные подписчиками новости, публикуя комментарии, отвечая на вопросы, выступают в роли модераторов и агрегаторов общественного мнения. Данная социальная сеть в России создана по принципу зарубежной сети Facebook и входит в число крупнейших интернет-ресурсов [5]. Публичная страница «Newsroom Digital» «ВКонтакте» пользуется наибольшей популярностью у пользователей интернета. Она насчитывает более тысячи подписчиков, среди которых студенты не только ЮУрГУ, но и других вузов. Важно, что это не формальные «количественные» подписчики, а активные пользователи социальных сетей, которые регулярно просматривают публикуемые материалы, оставляют комментарии и участвуют в голосовании. «Newsroom Digital» «ВКонтакте» не ведет агитацию среди студентов за их вступление в группу, привлечение подписчиков осуществляется за счет репостов записей «Newsroom Digital» другими публичными страницами и пользователями. Стоит отметить, что публичная страница «Newsroom Digital» «ВКонтакте» подписана на сообщества других структур университета («Я люблю ЮУрГУ», «Профком ЮУрГУ», «Фотошкола ЮУрГУ» и другие), что позволяет оперативно получать информацию

о предстоящих событиях студенческой жизни и транслировать их в своих новостях. Отличительной особенностью таких материалов является специальный хештег #newsroomdigital, который позволяет оптимизировать поиск новостей студенческого портала.

Студенты, ответственные за ведение данной страницы, регулярно в течение дня публикуют мультимедийные материалы, анонсируют городские и университетские мероприятия — в этом случае они пробуют себя в роли не только мобильных корреспондентов, но и универсальных журналистов.

У публичной страницы «Newsroom Digital» «ВКон-такте» есть своя система ежедневных фоторубрик, таких как «Фото дня» и «Лицо дня», «Фотоновости» и «Мобильная фотография». Благодаря этому студентам предоставляется возможность дополнить свой творческий потенциал компетенциями фотожурналиста. Выступая в роли модераторов интернет-сообществ, студенты каждое утро публикуют для своих подписчиков тексты приветствия, в которых желают им доброго утра, удачного дня и хорошего настроения; сообщают актуальную информацию о погодных условиях, таких как наличие ветра, температура, процент влажности воздуха. Большой популярностью у подписчиков пользуется рубрика «Всего_лишь_принцип», которая собирает многочисленные «лайки», репосты и комментарии. К примеру, публикация «Всего_лишь_принцип Людмилы Беловой» [6] от 25 мая 2015 года, в которой преподаватель факультета журналистики подробно ответил на все «каверзные» вопросы студентов, вызвала широкий читательский отклик. Материалы данной рубрики выходят еженедельно. Здесь начинающие журналисты пробуют себя в роли интервьюеров и, общаясь со взрослыми людьми на самые сложные, в том числе и личные темы, оттачивают свои коммуникативные навыки. Активно взаимодействуя с аудиторией, студенты-журналисты сами проводят и поддерживают акции, организуют конкурсы и разыгрывают призы. Для того, чтобы подписчики были заинтересованы в получении информации из паблика «Newsroom Digital», необходимо удовлетворять их запросы. Следовательно, студенты-журналисты учатся выявлять конкретные запросы аудитории. С этой целью два раза в год на странице ND «ВКонтакте» проводятся социологические исследования в формате опроса. Одно из таких исследований, проведенное в ноябре 2014 года, помогло составить социально-демографический портрет пользователя «Newsroom Digital» «ВКонтакте»: среди пользователей — 81,5% — студенты, 80% — старше 18 лет, 60% — женского пола. Также было выявлено, что наиболее популярными темами паблика являются информация о бесплатных акциях, выставках, концертах, о мероприятиях университета; кино, музыка, книги; новости студенческой жизни; интересные факты.

Публичная страница «Newsroom Digital» в социальной сети «ВКонтакте» имеет определенный постоянный и узнаваемый стиль, который претерпевает изменения лишь в особых случаях. Так, например, к празднованию 70-летия Великой Победы была разра-

ботана концепция, согласно которой изменилась «ава-тарка» и все видео- и фотоматериалы были оформлены единым изобразительным элементом — Георгиевской ленточкой, являющейся главным символом Победы в Великой Отечественной войне. Особые требования были предъявлены и контенту.

На время проведения юбилейных мероприятий в сообществе были открыты специальные рубрики «Великая поэзия Великой войны», «Голос Победы» и «Вспоминают ветераны». Особое место на страницах «Newsroom Digital» в социальной сети «ВКонтакте» заняли материалы мультимедийного творческого конкурса «Судьба моей семьи в судьбе моей страны». Авторами этих материалов были студенты факультета журналистики ЮУрГУ, а героями — ветераны Великой Отечественной войны. Студенты писали о своих родственниках, соседях и знакомых, которые воевали на фронтах и трудились в тылу. В телерубрике «Великая поэзия Великой войны» студенты, преподаватели, сотрудники университета и даже маленькие дети читали стихотворения военных лет.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для студентов-журналистов «Newsroom Digital» является современной медиаплощадкой, позволяющей им еще в процессе обучения совершенствовать профессиональные навыки, а профессиональная журналистская деятельность в социальных сетях помогает студенту овладевать новыми современными журналистскими специализациями, воспитывает в начинающем журналисте такие качества, как ответственность, стремление к совершенствованию, трудолюбие, оперативность, умение доводить начатое дело до конца, способность быстро адаптироваться в новом коллективе, независимость в суждениях, умение анализировать ситуацию и кратко излагать основную мысль, стрессоустойчивость; развивает коммуникативные навыки и способствует приобретению навыков универсального журналиста. Студенческая журналистика в социальных сетях имеет перспективы своего дальнейшего развития. В планах по совершенствованию деятельности студенческого интернет-портала «Newsroom Digital» Южно-Уральского государственного университета — расширение возможности для студентов заниматься универсальной профессиональной деятельностью, увеличение целевой аудитории, создание аккаунта в социальной сети «Одноклассники» и собственного блога, привлечение студентов других вузов, а также разработка мобильного приложения «Newsroom Digital».

Литература

1. Зачем журналистам «Instagram» — URL: http://bestapp.menu/ zachem-zhurnalistam-instagram/

2. Что такое «Facebook» — URL: http://netsmate.com/chto-takoe-facebook

3. Степанова, А. Искусство в «Random» // «Newsroom Digital» — URL: https://www.facebook.com/newsroomdigital

4. Что такое «Twitter» — URL: http://www.rutwitter.com/chto-takoe-twitter

5. РИА — Новости: официальный сайт агентства — URL: http://ria.ru/ spravka/20i40i24/99i238085.html

6. Всего_лишь_принцип Людмилы Беловой: «Newsroom Digital» «ВКонтакте» — URL: https://vk.com/newsroomdigital7w-=wall-582888i8_2747

7. Карякина, К.А. Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете: дис. ... к. филол. наук / К.А. Карякина. — М., 2011. — 170 с.

8. Лукина, М.М. СМИ в пространстве интернета: учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. — 87 с.

9. Уразова, С.Л. Конвергентная журналистика в цифровой медиа-среде: метод. пособие / С.Л. Уразова. — М.: ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания», 2010. — 26 с.

10. Социальные сети от А до Я: официальный сайт путеводителя — URL: http://www.social-networking.ru/article/social-networking/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.