УДК 087.5
DOI: 10.17223/19986645/47/14
В.Е. Беленко, Е.С. Осипова
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАДИОСТАНЦИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: РЕДАКЦИОННАЯ И ПРОГРАММНАЯ ПОЛИТИКА
Статья посвящена различным аспектам функционирования и контентной политике семи студенческих радиостанций СФО. В работе представлен результат анализа программных сеток и самих программ, организационных документов, экспертных интервью и анкет руководителей радиостанций, страниц радиостанций ВКонтакте и их сайтов. Уточняется понятие «студенческая радиостанция», приводятся этапы ее создания, структура редакций и каналы вещания, анализируются тематический и жанровый аспект радиопрограмм, выразительные средства радио, используемые авторами.
Ключевые слова: студенческие СМИ, студенческое радио, радиопрограммы, редакция, радиостанция.
Сегодня во многих государственных и коммерческих вузах страны существуют свои радиостанции. В начале 2000-х гг. рост таких радиостанций был замечен в западной части России, затем студенческое радио стало появляться в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Эмпирической базой настоящего исследования стали студенческие радиостанции Сибирского федерального округа, такие как «РиФ (Томский государственный педагогический университет; далее - ТГПУ), «Студенческая республика» (Томский государственный педагогический университет; далее - ТГПУ), «Uni» (Томский государственный университет; далее - ТГУ), «Кактус» (Новосибирский государственный университет; далее - НГУ), «Планета радио» (Алтайский государственный университет; далее - АлтГУ), «PiFm» (Сибирский федеральный университет; далее - СФУ), «Ракета» (Омский государственный университет; далее - ОмГУ). Все эти радиостанции отвечают требованию «быть студенческими» (т.е. не выступать прямым инструментом внешне- и внутрикорпоративного PR и не быть учебной площадкой для отработки навыков студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»). Других студенческих радиостанций в вузах СФО найдено не было. То есть студенческие радиостанции в 2015 - первой половине 2016 г. (период сбора материала) функционировали в шести вузах пяти городов (причем одном вузе - две радиостанции).
Помимо собственно анализа программных сеток и содержания программ, были проанализированы организационные (уставные) документы радиостанций, проведены экспертные интервью с руководителями четырех радиостанций («Кактус», «РиФ», «Ракета», «Uni»), с остальными проведено анкетирование. В поле исследования также попали страницы радиостанций ВКонтакте и их сайты.
Типология студенческих медиа и конкретизация понятия «студенческая радиостанция»
Постараемся обосновать, почему к студенческим нами были отнесены именно эти радиостанции.
Если говорить о типологической классификации вузовских медиа в целом, то по такому критерию, как «преимущественный канал коммуникации», можно выделить вузовское телевидение, радио, периодические печатные издания (в основном газеты), сайты вузов и факультетов (во многих вузах сайт - это не просто проводник к официальной информации об учебе и работе, а источник разносторонних сведений, над подготовкой которых работают опытные журналисты) и многочисленные группы вузов и подразделений вузов в социальных сетях, которые все больше оттягивают на себя контент, авторов и аудиторию (вплоть до того, что студенческие печатные и аудиовизуальные проекты существуют только в версии «группа ВКонтакте»).
Еще один критерий для описания студенческих медиа, и в частности радиостанций, - аудиторный. Здесь стоит отметить, что, говоря о типологии студенческих радиостанций, необходимо, прежде всего, обратиться к существующим типологиям студенческой прессы, поскольку ряд типоформирую-щих признаков, которые применимы и к радио, и к телевидению, изначально были описаны исследователями в отношении периодики. Так, E.H. Туголуко-ва в статье «Вузовские СМИ - инструмент коммуникации и становления современной молодежи» [1. С. 393-397] выделяет факультетские студенческие газеты, вузовские и межвузовские студенческие газеты, городские студенческие газеты (распространяются не только в вузах, но и в местах скопления молодежи: кафе, клубах, кинотеатрах, имеют хорошо организованную рекламную службу), республиканские, областные, краевые студенческие газеты и, наконец, общероссийские студенческие издания (впрочем, таковые сейчас не выходят). Эти же характеристики могут быть применены и к радио.
Однако, анализируя работы, посвященные студенческим медиа, нередко приходится встречать авторов, которые приравнивают студенческие СМИ к медиа факультетов журналистики. Такие СМИ называются ими студенческими, но рассматриваются как учебная площадка для отработки профессиональных компетенций их студентов [2-5]. Пример такой трактовки: «Студенческие издания - это особый сегмент молодёжной периодики, где главными сотрудниками выступают студенты журналистских специальностей. Студенты-журналисты делают такие издания для своих сверстников и для себя, а пишут о том, что их окружает и волнует, - о своей студенческой жизни» [6. С. 81]. Тем не менее «студенческие вузовские» и «студенческие факультетские» - это не одно и то же.
И наконец, самый неоднозначный для описания критерий, но, крайне важный для корректной типологизации вузовских медиа, можно сформулировать как «степень независимости от официального руководства вуза» (тот критерий, который применительно к официальным зарегистрированным СМИ формулируется «по учредителю», однако напрямую этот критерий применить невозможно, поскольку подобные вузовские медиа редко регистрируются как СМИ, т.е. их учредитель просто напросто нигде не указан), по которому можно разделить на студенческие и корпоративные (официально-
вузовские). Существует большое количество работ, в которых вузовские СМИ (как правило, газеты, но также и радио, и телевидение) рассматриваются как корпоративные, т.е., по сути, через призму проведения маркетинговой и имиджевой политики университетов [7-11]. Вот типичный пример подобной концептуализации студенческого радио: «В настоящее время в России студенческое радиовещание вновь начинает прогрессивно развиваться. ...Тенденция эта связана, по нашему мнению, с эффективной работой менеджмента по формированию сильной корпоративной культуры образовательных учреждений, которая воспринимается как неотъемлемая часть успешной работы вуза» [12. С. 324].
С нашей точки зрения, понятия «студенческий» и «вузовский» в отношении СМИ не могут использоваться как синонимичные. И это важно конкретизировать, как, например, у E.H. Туголуковой: «вузовские студенческие газеты» [1. С. 394], потому что могут быть вузовские, но не студенческие, а могут быть студенческие, но не вузовские.
Рассматриваемые в данной работе радиостанции - студенческие вузовские. Во-первых, речь идет о медиа, в котором роль «взрослых» (сотрудников и преподавателей вуза) сведена к минимуму. Во-вторых, студенты факультетов журналистики хотя и представлены в редакциях студенческих радио, но далеко не всегда играют в них главную роль, а сами станции не являются подразделениями этих факультетов, решающими образовательные задачи, т.е. не являются их учебными площадками.
В диссертации, защищенной в 2011 г. A.B. Колесниковой по теме «Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания», отмечается «.. .на момент исследования нам удалось выявить более тридцати студенческих радиостанций, работающих в государственных университетах крупных городов страны, в том числе четыре студенческих интернет-радиостанции» [13. С. 18]. А в 2015 г., по данным Фонда независимого радиовещания «Университи», который проводит тренинги, занятия и конкурсы для студенческих СМИ (на одном из них и были озвучены эти цифры), в России функционировало около двадцати студенческих радиостанций. Однако говорят ли они об одном и том же явлении (учитывая описанные выше сложности, связанные с типологическими характеристиками и с самим понятием «студенческие»), оценить не представляется возможным.
Этапы создания и финансирование
Рассмотрим, как запускались студенческие радиостанции Сибири.
Первые два этапа - появление идеи у человека или коллектива и разработка плана работы радио и типа вещания. Они занимают достаточно короткий промежуток времени, но требуют от инициативной группы наибольшей творческой и исследовательской работы. Во всех исследуемых редакциях инициатива по реализации проекта шла от группы студентов из двух-трех человек или от одного представителя студенчества. Поводом для создания проекта радио в университете для инициаторов становились «личные интересы», «наличие в другом российском городе студенческого радио на базе университета и желание появления в собственном вузе подобного», «создание
площадки для практики по учебной специализации (радиожурналистика на базе факультета журналистики)» или «возрождение ранее существовавшей радиостанции». Инициатива небольшого коллектива студентов была выявлена на таких радиостанциях, как «Кактус», «Планета радио», «Студенческая республика», «Ракета», «PiFm». На радио «Uni» и «Риф», инициатива по реализации университетского радио поступила от одного представителя студенчества. Во всех случаях на первом этапе самыми дискуссионными вопросами были: сам факт создания радио, примерный контент станции и возможное место расположения редакции внутри университета.
После предварительной подготовки инициативная группа организовывала собрание, на котором разрабатывался план работы радиостанции. Детально обговаривали: структуру работы, предполагаемые темы для передач, способы создания новостного контента, формат радиостанции, программную политику. Например, создатель радио «Uni» первым делом оповестил других студентов ТГУ о том, что у него есть желание создать студенческое радио и он ищет единомышленников для реализации идеи. Для этого была назначена встреча. Именно на ней благодаря мнению и идеям других студентов, был разработан предварительный план работы радио, его структура и политика. Радио «Ракета» выбрало музыкальный тип вещания и следует ему на протяжении уже трех лет. Остальные студенческие радиостанции Сибирского федерального округа предпочли смешать несколько типов вещания или даже добавить к «классическим» форматам радио новый тип. Например, на радио «Uni» был утвержден вариант познавательно-развлекательного типа вещания, «Планета радио» и «Кактус» выбрали информационно-музыкальный, «PiFm» позиционирует себя как информационно-развлекательное радио. Радиостанции «Студенческая республика» и «Риф» стали себя позиционировать как радио с музыкальным, информационным и развлекательным типами вещания.
Следующий этап - представление проекта студенческим органам самоуправления в университете. Данная процедура коснулась малой части рассматриваемых нами радиостанций. Почти в каждом высшем учебном заведении существуют студенческий совет и объединенный союз обучающихся, которые непосредственно участвуют в реализации или одобрении нового студенческого коллектива или организации. Так, радиостанциям ТГПУ потребовались разрешение и поддержка органов студенческого самоуправления, прежде чем пойти в инстанции управления вуза. А радио «Кактус» потребовалась их поддержка, чтобы принять участие в федеральных грантах.
Затем следует этап представления проекта деканату факультета / директору центра по внеучебной работе университета / руководству вуза. Этот этап является необходимым и наиболее трудоемким. Во-первых, именно эти структуры могут предоставить финансирование и покупку нужного оборудования для радиостанции. Во-вторых, благодаря этим инстанциям будущему радио могут выделить служебное помещение на территории университета или досугового центра. В-третьих, информирование данных структур может способствовать развитию и предоставлению идей по реализации определенного контента и проектов.
Такие радиостанции, как «Планета радио», «PiFm» и «Uni», получили финансирование от руководства университета, им было предоставлено оборудование или деньги на его покупку. Но не всем из них смогли выделить служебное помещение. Радиостанции «Uni» пришлось поучаствовать в конкурсе Дома молодежи города Томска, в котором они выиграли помещение для своей станции, но в скором времени радиостанция переехала на частную квартиру. Радио «Студенческая республика» и «Риф» получили поддержку деканата историко-филологического факультета ТГПУ, который им выделил финансовые средства и предоставил кабинет на территории университета для работы. Однако не все радиостанции получили полную поддержку своего родного вуза. Например, радио «Кактус» и «Ракета» участвовали во всероссийских грантах на развитие студенческого самоуправления в 2012 г. и на эти деньги обустраивали студию. При этом для них были выделены служебные помещения на территории университета.
Чаще всего студенческие радиостанции прикрепляют к определенной структуре вуза. Например, радиостанции «Риф» и «Студенческая республика» документально прикреплены к историко-филологическому факультету ТГПУ, радио «Кактус» находится в ведомстве центра по внеучебной работе НГУ, «Планета радио» является подразделением факультета журналистики Алтайского государственного университета (АлтГУ). Радиостанции «Ракета» и «Uni» на данный момент документально не прикреплены к своим университетам. «PiFm» входит в информационный отдел центра по внеучебной деятельности института.
Следующий этап, который стоит описать, - создание устава и разработка программной политики радиостанции. У радиостанций «Студенческая республика», «Кактус» и «Риф» есть устав. У томских радиостанций уставы одинаковые и соответствуют положениям уставов факультета и университета. Радиостанция «Студенческая республика» появилась раньше, чем «Риф», но оба устава были прописаны в 2014 г. В них перечислены предмет, цели и задачи деятельности редакции, права и обязанности сотрудников радио. В уставе радиостанции «Кактус» прописаны еще и структура редакции, процедура выборов и деятельность руководящих органов, а также порядок реорганизации и ликвидации радиостанции.
Что касается редакционной политики как фиксации контентных предпочтений и принципов работы с информацией, то она нигде не прописана, однако для всех рассматриваемых студенческих радио характерно исключение передач с политической проблематикой. По словам руководителей, они максимально пытаются взаимодействовать со студенческими организациями вуза, активно участвовать в жизни университета, а также предоставлять свою площадку для коммуникации между гостями из других стран в их городе. Есть даже специальные передачи, на которые приглашаются иностранные студенты, музыканты и преподаватели.
Студенческие радиостанции реализуют все функции СМИ. Однако обеспечение преемственности (интегративная функция), пожалуй, превалирует над информационной (познакомить, рассказать, поделиться важнее, чем оповестить и проинформировать), а рекреативная функция расширяется за счет
того, что само участие в работе редакции воспринимается как интересный вид досуга в хорошей компании.
Структура редакций и каналы вещания
Если говорить о среднем количестве работников редакции, то, по полученным от руководителей радиостанций данным, можно выявить, что в студенческих редакциях от 9 до 26 человек. В их состав входят ведущие программы, звукорежиссеры, сотрудники новостного отдела, редакторы и другие активисты редакции.
30 1
20 J
10 J
/ / / / «Г я
я # / У 4 4
^ <V
| Среднее количество человек в редакции
Рис. 1. Среднее количество человек в редакции
Вот как описывают руководители радиостанций способы пополнения своих кадров:
- Были те, кто пришел сначала, был воодушевлен, что дадите, то и сделают, но со временем желание уходит. А есть энтузиасты, активисты: они делают выпуски передачи, но только то, что они хотят. Первое время в коллективе была иерархия, но потом поняли, что нам этого не надо (руководитель радио «Uni» Павел Ащеулов, февраль 2016 г.).
- Берем всех желающих, часть уходит сама после первых попыток работы (руководитель радио «РиФ» Глеб Балабаев, январь 2016 г.).
- Студенты на радио появляются несколькими путями: услышат в Интернете, приходят на набор в начале года, когда мы объявляем общий набор (кастинг) или просто случайно зайдут и ощутят на себе позитивную атмосферу (руководитель радио «Кактус» Екатерина Осипова, март 2016 г.).
- Кастингов больше не проводим. Обычно ребята попадают к нам, если лично столкнулись со мной где-то в жизни, поговорили со мной, и мы поняли, что это «наш человек» (руководитель радио «Ракета» Максим Усов, ноябрь 2015 г.).
Студенческие радиостанции имеют один или несколько каналов распространения. Все они вещают в Интернете. Вещание только на собственном сайте осуществляют радиостанции «Ракета» и «Uni». Радиостанции «Студен-
ческая республика», «Кактус», «Риф» в 2015 г. перешли на систему выкладывания аудиофайлов в социальной сети «ВКонтакте» вместо полноценного вещания на собственном сайте.
Радиостанции «Студенческая республика» и «Риф» также транслируют свои программы в блоках питания университета (кафе, столовые). Эти же места распространения вещания используют станции «Планета радио» и «Р1Рт».
Каждая редакция радио имеет свою группу в социальной сети «ВКонтакте». В табл. 1 приводится количество людей, которые видят обновление информации в группе в своей ленте новостей в социальной сети «ВКонтакте». Однако только небольшая их часть действительно регулярно слушают выпуски станции.
Таблица 1
Количество подписчиков в социальной сети «ВКонтакте»*
Радио «Ракета» vk. com/radioraketa 5 205
Радио «PiFm» vk.com/pifmradio 2 009
Радио «Кактус» vk.com/cactus nsu 1 080
Радио «Uni» vk.com/uni70 409
«Планета радио» vk.com/planetaradio 396
Радио «Риф» vk.com/radiorif 238
«Студенческая республика» vk.com/res.publica.tspu 164
* Данные на июнь 2016 г.
Жанровое и тематическое своеобразие программ студенческих радиостанций
Анализ передач на исследуемых радиостанциях позволил выявить, что в данном типе СМИ преобладают информационный и аналитический жанры радиожурналистики с разным тематическим наполнением. Среди информационных жанров популярны: обзор, репортаж, новость, интервью (информационное, портретное, блиц-опрос), сообщение. Не используются отчеты и информационная корреспонденция.
Университетская жизнь богата на события, и выпуски новостей, репортажи и анонсы (обзоры) событий играют важную роль в наполнении эфирной сетки радиостанции.
- У нас студенческий город. Поэтому можно зайти на любой новостной сайт, и там половина публикаций про студентов. Остается только выбрать, о ком рассказать и с кем поговорить. Мероприятий тоже много. Потом к нам начали обращаться бары, клубы, чтоб мы анонсировали мероприятия, которые у них проходят, - говорит в экспертном интервью Павел Ащеулов, руководитель радио «Uni».
Информационные выпуски состоят не только из изложенных сообщений ведущим эфира, они дополняются репортажами, комментариями, опросами, статистикой. Ведущие студенческого радио «Планета радио» используют рубрику «Новости с нами», в которой они оповещают аудиторию о важных, интересных и/или актуальных новостях университета, города или страны. На радиостанциях ТГПУ «Студенческая республика» и «Риф» в основном огла-
шаются новости вуза и иногда происшествия в городе. Для радио «Ракета» характерны новости из мира музыки и культуры, наименьшую часть эфирного времени составляют новости университетского, городского масштабов. Последние полтора года существования этой радиостанции новости университета отсутствуют полностью. На радио «Кактус» новостные выпуски не имеют периодичности, но освещают события в жизни вуза, его культурной жизни, а также новости Академгородка (табл. 2).
Таблица 2
Новостные программы на студенческих радиостанциях
Радиостанция Широта охвата тем Название программ
Радио «Ракета» - -
Радио «PiFm» Вуз, город, страна «Новости ПИ», «Новости Спорт», «Global News»
Радио «Кактус» Вуз, Академгородок «Новости»
Радио «Uni» Обсуждение новостей: курьезы мира «1+1»
«Планета радио» Вуз «Новости», «Культурная планета»
Радио «Риф» Вуз, редко - город «Почтальон Печкин»
«Студенческая республика» Вуз СтудИнфо
Среди информационных программ еще стоит выделить популярную передачу «Афиша» (в жанре обзора), которая присутствует на 2/3 выбранных нами студенческих радиостанциях.
Интервью и беседа - традиционные жанры на студенческих радиостанциях (табл. 3)
На студенческих радиостанциях СФО в репортажах, беседах и новостных выпусках используется оперативное интервью, так называемый «блиц-опрос».
Чтобы предоставить студентам возможность поделиться своим мнением по актуальной проблеме, на студенческой радиостанции создаются определенные передачи аналитического жанра, например обозрения, беседы, комментарии.
Например, в жанре дискуссии и беседы на радио «Uni» в передаче «Болтология» обсуждаются студенческие проблемы и возможные способы их решения. На радио «Кактус» в свое время была передача-беседа «Живой взгляд», где студенты с помощью редакционной почты и опроса могли задать приглашенному гостю из администрации университета любой вопрос по обсуждаемой в эфире проблеме, таким образом, аудитория делает «заказ» на обсуждение.
«На вузовском радио крайне необходима информация о различных профессиях и их востребованности на современном рынке труда. Здесь важно представлять точки зрения работодателя, человека, имеющего опыт работы в той или иной профессии, преподавателей и студентов» [14. С. 72]. Данная тема реализуется в передачах «Профессия» и «Больше нечего скрывать» (радио «Кактус»), где обсуждаются особенности профессии, возможности тру-
доустройства и специфика работы, «Без проблем» (радио «Студенческая республика»).
Таблица 3
Интервью и беседа на студенческих радиостанциях
Радиостанция Интервью Беседа
Радио «Ракета» «Интервью»: с музыкантами, ди-джеями города и страны «Очень музыкальное шоу»: беседа-дискуссия на актуальные новости мира музыки, иногда с гостями
Радио «PiFm» «Знай наших»: интервью со студентами вуза, которые выделились своей учебной и вне-учебной деятельностью. «Интервью Star»: интервью с танцорами, певцами и музыкантами СФУ и Красноярска. «Будь профи»: интервью спре-подавателями о возможностях повышения квалификации, участия в конкурсах и грантах «Мир без границ»: беседа с гостями из-за рубежа о Сибири и их родине. «На одной волне»: беседа с интересными студентами
Радио «Кактус» «А у нас в НГУ»: интервью со студентами НГУ об их достижениях и хобби. «От сессии до сессии» / «Кто есть кто» / «Добрый вечер, Сид»: интервью с представителями студенческих организаций об их деятельности, «Профессия» / «Больше нечего скрывать»: интервью с представителями разных профессий «Вечерний чай»: беседа ведущих с гостями на повседневные актуальные темы. «Живой взгляд»: передача- дискуссия с представителями руководства университета на актуальные темы жизни студентов и вуза. «Может, чайку»: беседа на актуальные студенческие темы.
Радио «Uni» «Интервью»: с местными и приезжими музыкальными исполнителями «Стол заказов»: обсуждение повседневных проблем, озвучивание приветов и поздравлений от аудитории. «Болтология»: обсуждение студенческих проблем и способов их решения
«Планета радио» - -
Радио «Риф» «Калейдоскоп»: интервью с представителями студенческих организаций об их деятельности «Мнение»: обсуждение новостей университета и города. «Аура кровати»: программа-беседа на актуальные темы для студентов
«Студенческая республика» «ИнтервьюС»: интервью со студентами-активистами «Без проблем»: астрологический прогноз
Студенческое радио может также стать площадкой для формирования вкусов и предпочтений и обозрения различных развлекательных тем. Например, на радио «Кактус» представлены передачи: «Дистанция» и «8й1с1уОп» (спортивные секции университета, новости в мире спорта), «История рока» (о
рок-музыке и наиболее популярных рок-группах), «КиноАфиша» и «Кино-блог» (о популярных современных фильмах и классике мирового кинематографа), «Турволна», «Галопом по Европам» и «Первым классом » (гиды по странам, рассказы о местных традициях и культуре стран мира). На радио «Риф» передачи «Кино», «Строчки в точку» (о поэзии).
Таблица 4
Обзоры и обозрения на студенческих радиостанциях
Радиостанция Программы, их тематика
Радио «Ракета» «Очень музыкальное шоу»: обзор-обсуждение новостей из мира музыки. «Unknown hip-hop show»: музыкальная программа с обзором треков из альбомов. «Юность»: обзор старой советской музыки
Радио «Р1Рт» «Саперы киномира»: обзор кино прошедшего в кинотеатрах или которые появятся скоро в прокате. «Must go»: обзор культурных мероприятий Красноярска и мест, где стоит побывать
Радио «Кактус» «Афиша»: обзор предстоящих культурных событий университета, Академгородка на неделю. «План выходного дня»: обзор на наступающие выходные культурных событий Академгородка и города. «Коротко об интересном»: обзор предстоящих конкурсов для студентов в регионе, стране и за рубежом. «История рока»: обозрение музыкальных групп и рок-музыкантов. «КиноАфиша»: обзор предстоящих новинок кино недели. «Диванная аналитика»: обзор новостей мира, страны с юмористическими комментариями ведущих. «Все просто»: научно-популярная передача с элементами обозрения. «Nerd Adventures»: программа с обзором компьютерных игр, их истории и специфике. «Play on»: музыкальная программа обозрения новых альбомов в разных направлениях музыки
«Планета радио» «Роковые строки»: программа-обзор исполнителей русского рока и их альбомов. «Нулевая дорожка»: обзор творчества музыкальных личностей и групп. «Киногалактика»: обозрение кинокартин разных жанров. «Крутой переплет»: обозрение литературных произведений
Радио «Риф» «Кино»: обзор кинокартин разных жанров
Аналитический комментарий используется студенческими радиостанциями, такими как «Риф», «Кактус», «Планета радио» и «Р1Гт», достаточно редко и в разных тематических передачах.
Следующий блок программ представляет собой диффузию документально-художественного и аналитического жанров. В эту группу жанров входят композиция, спектакль, рассказ. Однако программы в жанре спектакля и рассказа редко встречаются на студенческих радиостанциях, в основном это отдельные проекты. Например, на радио «Риф» передача «Строчки в точку»;
«Планета радио» с программой «Стихи о любви»; на радио «Кактус» программы «Наедине», «Сказки», специальные радиоспектакли в рамках передачи «Nerd Adventure». Обычно в радиоспектаклях и радиорассказах музыка используется как выразительное средство - иллюстрация, фон или обобщение и играет примерно ту же роль, что и в театральных спектаклях или кинофильмах.
Таблица 5
Музыкальные программы и программы о музыке
Радиостанция Программы о музыке
Радио «Ракета» «Unknown hip-hop show»: музыкальная программа с обзором треков из альбомов. «Cassiopeia»: авторская музыкальная программа в жанре композиции. «80's minutes»: музыка 30-летней давности от нью-вейва до синти-попа. «Юность»: обзор старой советской музыки. «Rocket mixtape»: авторские музыкальные композиции от диджеев радио. «Очень музыкальное шоу»: беседа-дискуссия на актуальные новости мира музыки, иногда с гостями. «Deepofrenia»: авторский музыкальный блог
Радио «PiFm» «Хит-парад, или «ТОП 13»: хит-парад самых популярных песен на радио
Радио «Кактус» «Амплитуда» /«Like a Dj»: авторская музыкальная программа в жанре композиции. В гостях диджеи Академгородка и Новосибирска. «Индикид»: музыкальная программа с обозрением альбомов в жанре инди-рока. «Play on»: обозрения новых альбомов в разных направлениях музыки. «Relax»: авторская музыкальная программа в жанре композиции от ведущего
Радио «Uni» «Кедровый Саунд»: история лейблов электронной музыки. «РОКовый Вечер»: рассказы об отечественных рок-исполнителях и группах. «Вот это jazz»: история джазовых исполнителей и их творчества
«Планета радио» «Роковые строки»: программа-обзор исполнителей русского рока и их альбомов. «Нулевая дорожка»: обзор творчества музыкальных личностей и групп
Радио «Риф» «Свободная касса»: музыкальная программа с песнями по заказу аудитории. «Веер музыки»: топ-хит радиостанции
«Студенческая республика» «Аполлон фм»: музыкальная программа с обзором музыкальных композиций
Особое место в контенте радиостанции стоит отвести передачам музыкальной направленности. Популярны передачи с обзорами музыкальных альбомов (табл. 5). Присутствуют передачи с авторской музыкой в жанре композиции. Причиной популярности музыкальной тематики может послужить то, что студенческое радио имеет достаточно узкую целевую аудиторию, точнее, знает ее музыкальные вкусы. Программы о музыке не стараются захватить
большой сегмент аудитории, а сосредоточены на определенной группе людей с одним, возможно, узкоспециализированным музыкальным предпочтением.
Студентов в основном интересуют два музыкальных направления - рок и электронная музыка. Обычно гости-диджеи не просто исполняют музыку, но и рассказывают о данном направлении электронной музыки или о том, почему именно эти треки вдохновили и т. п., в уверенности, что их слушатели разделяют их интересы. Упомянем программы по типу рейтингов песен. Они обычно строятся на студенческих радиостанциях по личному рейтингу редакции, музыкальным топам в Интернете или по результатам голосования аудитории на сайте или в группе радио в социальной сети.
Кроме того, на студенческих радиостанциях были выявлены программы, которые по структуре или тематике есть только на одной или двух радиостанциях. К таким можно отнести две передачи о джазе, его исполнителях: «RetroMus» (радио «Кактус») и «Вот это jazz» (радио «Uni»),
Информационные, музыкальные и развлекательные программы занимают примерно по трети от общего количества программ студенческих радиостанций. Программы имеют разную тематику, но для них характерны присутствие юмора, легкость речи и ее наполненность, сужение темы для целевой аудитории радиостанции (см. табл. 4, 5). Из собственно юмористических передач встретилась только семиминутная программа с авторскими шутками «Карапуля», которая выходит на радио «PiFm».
Заключение
Само понятие «студенческая радиостанция» с типологической точки зрения нуждается в конкретизации по охвату аудитории (факультетская, вузовская, городская и т.п.) и по степени независимости редакционной политики от тех или иных структур вуза (вероятнее всего, руководство вуза будет видеть в нем инструмент построения имиджевых коммуникаций вуза, а факультет - если станция создана при факультете журналистики - будет рассматривать его как свою учебную площадку). И оценивать это надо не по формальным характеристикам, а по содержательному наполнению эфира, поскольку некоторые станции со временем отходят от материнского факультета, приглашая к участию к работе всех желающих (как «Планета радио»), и от материнского вуза (как радиостанции «Ракета» и «Uni»), переезжая в другие помещения и переставая давать в эфир вузовские новости. Изученные в данной статье радиостанции относятся к вузовским студенческим независимым, поскольку редакционную политику определяет творческий коллектив станции, а руководство вуза не вмешивается в их деятельность и не вводит в редакцию своих сотрудников.
У изученных студенческих радиостанций в прошлом очень разные условия «запуска»: от подразделения внутри вуза, к которому они прикреплены, до места базирования и способов получения денег на закупку оборудования. Сходятся они в общих этапах, которые пришлось пройти, и в значительной роли лидера (небольшой группы лидеров), которые «продавили» эту идею до реализованного проекта в своем вузе. Также различны и способы пополнения редакций: от заранее объявляемых кастингов до «приходите все, кто себя у нас не найдет, уйдет сам».
Что касается жанрового своеобразия и особенностей контентного наполнения эфира, то радиостанции не очень отличаются друг от друга по спектру жанров и почти не отличаются по спектру тем. Самые популярные жанры: интервью, беседа, новости (зачастую не имеющие фиксированной периодичности выхода). Редки репортажи и художественно-публицистические жанры (в хоте анализа встречались радиорассказы, чтение стихов), аналитика. Среди популярных тем: жизнь вуза, интересные сверстники, музыка, кино. При этом любопытно было отметить, что студенческие коллективы стремятся сделать свой продукт максимально качественным, так или иначе, используя весь арсенал выразительных средств радио.
«Большие медиа» - это прежде всего бизнес, главная цель которого - извлечение прибыли, будь то символическая прибыль или материальная. Оказываясь в команде студенческих СМИ, учащиеся имеют возможность не задумываться ни о прибыли, ни о форматах, ни о заказчиках. Поэтому подытожить хочется мыслью, что самая сильная сторона студенческих радиостанций - в их невключенности в медиарынок, в отсутствии необходимости подстраиваться под рейтинги и спонсоров, а значит, в возможности выступать концентрированным каналом самовыражения и партиципаторности.
Литература
1. Туголукова E.H. Вузовские СМИ - инструмент коммуникации и становления современной молодежи / Диалог культур: состояние межкультурных коммуникаций в условиях посткризисной экономики: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2012. 610 с.
2. Шестёркина Л.П. Журналистское образование и образовательное телевидение (на примере университетской телекомпани ЮУРГУ-ТВ) // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. 2010. № 4. С. 30-32.
3. Шестёркина Л П., Шаманова О.С. Специфика организации работы радиожурналиста в конвергентной редакции // Гуманитарный вектор. Сер. Филология, востоковедение. Чита. 2013. №4. С. 182-186.
4. Владимирова Т.Н. Студенческая пресса как проявление интерактивной медиасреды факультета // Журналистская практика. Иркутск, 2014. С. 53-57.
5. Никитина О.Э. Студенческая газета как инструмент профессионального воспитания // Мир науки и образования. Саранск. 2015. № 3. С. 11.
6. Розанов К.А. Молодёжная пресса как составляющая студенческой жизни // Изв. Саратов, ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2009. Т. 9, № 2. С. 81-87.
7. Сидорова Т.Н. Университетское телевидение как инструмент формирования корпоративной культуры вуза: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2011.
8. Сидорова Т.Н., Чемякин Ю.В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа // Ме-диаскоп. 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/887
9. Зарубина Т.А. Корпоративная газета как инструмент формирования новой модели массовых коммункаций в университете // Вопр. теории и практики журналистики. Иркутск. 2013. №2. С. 126-131.
10. Краснова Т.В., Прудникова Е.В. Информационное наполнение студенческой газеты как средство формирования имиджа института // Международный студенческий вестник. Пенза. 2015. №4. С. 251-252.
11. Егорова Н.В. Информационные «идеалы» студенческой прессы: особенности смысловой нагрузки // Наука 21 век: вопросы, гипотезы, ответы. Таганрог. 2014. Т. 2, № 2. С. 12-15.
12. Лиджиева С.П., Гиркис С.Н. Специфика создания студенческого радиовещания на базе университета // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары. 2015. С. 324-325.
13. Колесникова A.B. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тольятти, 2011.
14. Колесникова А.В. Ценностные ориентиры современной студенческой молодежи и их формирование посредством вузовского радио // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. 2010. №2. С. 70-73.
STUDENT RADIO STATIONS IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT: EDITORIAL AND PROGRAM POLICIES
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 2017.47. 199-213. DOI: 10.17223/19986645/47/14
Viktoria E. Belenko, Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ekaterina S. Osipova, Renaissance Credit bank (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: student media, student radio, radio program, editorial office.
Nowadays a lot of Russian universities have their own student radio stations. According to various sources there are from 20 to 30 such stations. The aim of this work is to describe them in the Universities of Siberian Federal District, represent and characterize their editorial and program policies. The content and means of expression of radio programs, the broadcast, statutory documents and station pages in social networks and their websites, are the empiric material of our research. A questionnaire survey and expert interviews with the heads of radio stations were conducted in order to find information about the editorial policy.
They often confuse "student media" with "university media" or even "department media", but these definitions should not be seen as synonyms. Radio stations which are taken as objects in this research are student radio stations. That means that the role of university staff is minimized, also these stations are not considered as an educational facility of journalism departments. During the preliminary stage of our work we found that student radio stations worked in six universities of five cities in the Siberian Federal District.
This research shows the stages of the station creation from the emergence of the idea to the development of the working plan. Student editorial offices have from 9 to 26 members. Student radio stations have one or several channels of distribution: their own website and/or their own page in "VKon-takte" social network and/or university canteens. All radio stations have solved the problem of funding differently: with the help of university or department administration, national or municipal grants.
All radio stations avoid programs that are somehow connected with politics; we have found that the editorial policy is not written anywhere. Analysis of the programs shows that informational and analytical genres of broadcast journalism dominate. Amid informational genres, news, reportage, interview and report are popular. Amid analytical genres, interview, discussion, review and preview are popular. They were found at all radio stations; mostly they are dedicated to films or music. Amid documentary and art programs, there are composition, performance and story.
Informational, musical and entertaining programs take one-third of the broadcast of student radio stations each. Student staff of such radio stations tries to make the content of a good quality using all radio's means of expression. In general, creating programs in order to self-express, spending time with adherents and experience of work management are distinctive features of student radio stations which influence their content in theme and genre aspects.
References
1. Tugolukova, E.N. (2012) [University media as a tool for communication and formation of modern youth]. Dialog kul 'tur: sostoyanie mezhkul 'turriykh kommunikatsiy v usloviyakh postkrizisnoy ekonomiki [Dialogue of Cultures: the state of intercultural communications in the post-crisis economy]. Proceedings of the international conference. St. Petersburg: St. Petersburg University of Management and Economics. (In Russian).
2. Shesterkina, L.P. (2010) Zhurnalistskoe obrazovanie i obrazovatel'noe televidenie (na primere universitetskoy telekompani YuURGU-TV) [Journalistic education and educational television (on the example of the university television company SUSU-TV)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 4. pp. 30-32.
3. Shesterkina, L.P. & Shamanova, O.S. (2013) Spetsifika organizatsii raboty radiozhurnalista v konvergentnoy redaktsii [The spécifiés of the organization of the work of a radio journalist in a convergent edition], Gumanitamyy vektor. Ser. Filologiya, vostokovedenie. 4. pp. 182-186.
4. Vladimirova, T.N. (2014) Studencheskaya pressa как proyavlenie interaktivnoy mediasredy fakul'teta [Student press as a manifestation of the interactive media environment of the faculty], Zhur-nalistskayapraktika. 2. pp. 53-57.
5. Nikitina, O.E. (2015) Studencheskaya gazeta как instrument professional'nogo vospitaniya [Student newspaper as an instrument of professional education]. Mir nauki i obrazovaniya. 3. pp. 11.
6. Rozanov, K.A. (2009) Molodezhnaya pressa как sostavlyayushchaya studencheskoy zhizni [The youth press as a component of student life]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Filologiya. Zhurnalistika - Izvestiya of Saratov University. Series: Philology. Journalism. 9:2. pp. 81-87.
7. Sidorova, T.I. (2011) Universitetskoe televidenie kak instrument formirovaniya korporativnoy kul'tury vuza [University television as a tool for the formation of the corporate culture of the university], Abstract of Philology Cand. Diss. Ekaterinburg.
8. Sidorova, T.I. & Chemyakin, Yu.V. (2011) Vuzovskie SMI v sisteme korporativnykh media [University media in the system of corporate media], Mediaskop. 3. [Online] Available from: http://www.mediascope.ru/node/887.
9. Zarubina, T.A. (2013) Korporativnaya gazety как instrument formirovaniya novoy modeli massovykh kommunkatsiy v universitete [Corporate newspapers as a tool for the formation of a new model of mass communication at the university], Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2. pp. 126131.
10. Krasnova, T.V., & Pradnikova, E.V. (2015) Informatsionnoe napolnenie studencheskoy gazety как sredstvo formirovanie imidzha instituta [Information content of the student newspaper as a means of forming the image of the institute], Mezhdunarodnyy studencheskiy vestnik. 4. pp. 251-252.
11. Egorova, N.V. (2014) Informatsionnye "idealy" studencheskoy pressy: osobennosti smyslo-voy nagruzki [Information "ideals" of the student press: features of the semantic load], Nauka 21 vek: voprosy, gipotezy, otvety. 2:2. pp. 12-15.
12. Lidzhieva, S.P. & Girkis, S.N. (2015) [Specificity of the creation of student radio broadcasting on the basis of the university]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya [Priority directions of the development of science and education]. Proceedings of the international conference. Cheboksary: TsNS "Interaktiv plyus". pp. 324-325. (In Russian).
13. Kolesnikova, A.V. (2011) Tipologicheskaya kharakteristika sovremennogo studencheskogo radioveshchaniya [Typological characteristics of modern student radio broadcasting]. Abstract of Philology Cand. Diss. Tolyatti.
14. Kolesnikova, A.V. (2010) Tsennostnye orientiry sovremennoy studencheskoy molodezhi i ikh formirovanie posredstvom vuzovskogo radio [Value orientations of modern student youth and their formation by university radio], Vektor nar&i Tol'yattinskogo GU. 2. pp. 70-73.