Научная статья на тему 'Образовательные возможности социальной сети «ВКонтакте» при обучении школьников старшей ступени русскому языку'

Образовательные возможности социальной сети «ВКонтакте» при обучении школьников старшей ступени русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / УЧЕБНАЯ ГРУППА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SOCIAL NETWORKS / RUSSIAN LANGUAGE / STUDY GROUP / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саглай Ирина Владимировна

В статье обобщен опыт применения возможностей социальной сети «ВКонтакте» при обучении русскому языку учащихся 10-11 классов общеобразовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности. Рассмотрены способы не только обучения медиабезопасности, но и формированию предметных навыков и умений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности социальной сети «ВКонтакте» при обучении школьников старшей ступени русскому языку»

Образовательные возможности социальной сети «ВКонтакте» при обучении школьников старшей ступени русскому языку Саглай И. В.

Саглай Ирина Владимировна / Saglaj Irina Vladimirovna - учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ СОШ№ 28, ст. Тамань, Темрюкский район, Краснодарский край

Аннотация: в статье обобщен опыт применения возможностей социальной сети «ВКонтакте» при обучении русскому языку учащихся 10-11 классов общеобразовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности. Рассмотрены способы не только обучения медиабезопасности, но и формированию предметных навыков и умений.

Abstract: in the article summed up the experience of application possibili ties of social networks «VKontakte», at learning of Russian language students 10-11 classes of secondary schools within the framework of extracurricular activities. Studying the methods of teaching not only media safety, but also the formation of subject skills.

Ключевые слова: социальные сети, русский язык, учебная группа, дистанционное обучение.

Keywords: social networks, Russian language, study group, distance education.

В современном мире число людей, присоединяющихся к Всемирной Сети, ежеминутно увеличивается, соответственно и сам Интернет стремительно развивается. Образовательные возможности информационной паутины стремятся активно применять в своей работе педагоги. Существует масса специализированных сетевых сообществ, которые снискали широкое распространение в учебной практике общеобразовательных учреждений. К сожалению, ученики неохотно регистрируются на этих сайтах, и даже зарегистрировавшись, забывают посещать. Реальность такова, что учитель, приложивший массу усилий для создания учебного курса, не получает ожидаемых результатов. Вместе с тем нельзя не отметить, что подростки 14-16 лет - это самая активная группа пользователей в Интернете, они проводят в социальных сетях в среднем от 5 минут до 2 часов в день.

Безоговорочным лидером среди подобных сайтов в России является «ВКонтакте» (52,7 миллиона пользователей). Об этом говорится в исследовании компании Mail.Ru Group за январь 2014 года, подготовленном на основе данных агентств TNS, comScore, Brand Analytics. Причем «ВКонтакте» сохраняет популярность именно у молодежи (до 24 лет).

Притягательность этого сообщества объясняется прежде всего практически безбарьерной формой общения на ресурсе, возможностью активного участия в сообществах в соответствии с увлечениями, предпочтениями; разнообразными интересными формами работы с контентом, таким, как текст, графика, звук, анимация, видео, flash-приложения; моментальным оповещением об изменениях в личном информационном пространстве.

При этом популярные социальные сети в современном образовании многими педагогами воспринимаются как ресурсы, содержащие лишь развлекательную информацию, в формате которой не допустима публикация учебного образовательного материала и тем более организация учебной деятельности. Следовательно, необходимо менять сложившееся мнение и использовать столь мощный инструментарий в образовательных целях в дистанционном обучении. Нам в первую очередь необходимо понять, что популярность «ВКонтакте» - это существующий факт, не признавать это, значит отказаться от ряда возможностей, которые можно и нужно использовать во благо детей. Пусть эти 5 минут или 2 часа в день, которые тратятся старшеклассниками на пустое времяпрепровождение, будут использованы в образовательных целях в рамках внеурочной деятельности.

В работе учителя русского языка важными являются следующие возможности, предоставляемые социальными сетями: доступность фото, видеоматериалов, сообщений, других онлайн-ресурсов; ученики, пропустившие учебные занятия, могут посетить виртуальный класс в любое удобное время для изучения пройденного материала; система оповещения о событиях позволяет держать учащихся в курсе учебных событий.

«ВКонтакте» позволяет создать между старшеклассниками и педагогами крепкие социальные связи, которые в классе не всегда удается наладить. «ВКонтакте» разрушает барьер между педагогом и обучающимися, поможет робким, неуверенным в себе ученикам почувствовать себя более успешными; родители учащихся могут использовать это пространство для того, чтобы контролировать динамику развития своих детей, могут также принимать участие в процессе обучения, корректировать его (что на практике происходит достаточно редко). Нельзя отрицать, что подобная деятельность стимулирует старшеклассников внести свою лепту в обучение, в развитие сообщества, созданного для образования (поиск и публикация учебного видео, создание постов на интересующие темы).

Но, безусловно, существует и ряд отрицательных моментов. Как и в любой другой социальной сети, здесь важно соблюдать условия конфиденциальности. Необходимо постоянно объяснять учащимся, что нельзя размещать в разделе «Личная информация» все данные о себе и о своей семье. Наличие «ВКонтакте» информации сомнительного и откровенно вредного для подростка содержания с открытым доступом -серьезная угроза формирующейся психике старшеклассников. Существование нежелательных рассылок,

навязывание спама и вирусов, наличие определенного количества рекламы могут вызвать сложности при организации учебной работы в группе. Данные минусы объясняются тем, что социальная сеть «ВКонтакте» не создана с целью обучения и образования, но ведь школьники пребывают в социальной сети и без нашего с вами разрешения (таковы, к сожалению, реалии современности), подвергаясь опасному влиянию злоумышленников. Поэтому педагог может и должен прийти в социальную сеть, чтобы приобщить детей к полезной созидательной и не менее увлекательной работе в виртуальных учебных группах и сообществах. Безусловно, необходимо при создании виртуального класса установить приватность «Закрытая группа» и добавлять участников только после подачи заявки. Это поможет избежать общения с сомнительными пользователями сети, следует обязательно заручиться поддержкой и согласием родителей, прежде чем принять решение использовать «ВКонтакте» для обучения, также разъяснить администрации общеобразовательного учреждения цели и задачи обучения в социальной сети. При общении со школьниками соблюдать необходимую разумную дистанцию и общепринятый этикет в сетевом общении. Подобные правила медиабезопасности должны быть усвоены учащимися в обязательном порядке, даже в тех классах, где учитель не планирует использовать возможности социальных сетей в образовании [3].

Организовав группу в социальной сети «ВКонтакте», учитель-словесник получает возможность размещать учебные задания как для индивидуальной, так и для групповой работы. Вся необходимая теория может располагаться здесь же на странице в виде конспекта, предоставленного учителем, либо посредством ссылки направлять ребенка к онлайн-учебнику.

Ребята получают возможность нестандартно выполнить работы: подкрепить свой ответ фото- и видеоматериалами, поделиться оригинальными решениями, задумками, идеями друг с другом, получить консультацию педагога, а возможно, приступить к заданию в соревновательной форме (методику проведения выбирает учитель, предварительно оговорив условие в задании).

Здесь же возможно организовать опрос мнений учеников, выяснить, с чем школьники справляются легче всего, а какие вопросы вызывают затруднение, следовательно, на данных темах стоит задержаться дольше. Бесспорным плюсом подобной работы является то, что каждый ученик может быть как учителем, так и учащимся. В качестве педагога вы получите возможность быть не просто «источником знаний», а и превратиться во вдохновителя. Используя ролевую модель культуры класса, общаясь с учениками в индивидуальном порядке, дифференцированно работать с их личными потребностями, одновременно направляя дискуссии и работу всей группы обучающихся к достижению ваших общих целей.

Например, с помощью отобранных вопросов предложить ученикам выразить собственное мнение о цитате из художественного произведения, о высказывании известного писателя, об иллюстрации к изученному на уроке роману (изображение тоже размещается в документе), об интересном событии, малоизвестном факте (можно цитировать со ссылкой на источник). В качестве варианта, это могут быть самостоятельные ответы на проблемные вопросы, располагающие к выражению личной позиции старшеклассника. Важно исключить возможность отвечать традиционно, трафаретно, а знакомство с ответами других участников и сравнение их с собственной точкой зрения может стать для учащегося началом зарождения «внутренней дискуссии». В ходе системной групповой работы школьники обучаются умению эффективно рецензировать, комментируя работы друг друга, корректировать свои тексты, учитывая полученные комментарии и рекомендации, создавать и совместно редактировать коллективный текст. Конечно, эти результаты видны не сразу, задача учителя не только придумывать интересные и содержательные задания для старшеклассников, но и ежедневно контролировать, направлять творческий процесс согласно поставленным задачам.

В ходе работы с использованием возможностей социальных сетей у учеников растет мотивация к изучению предмета, в том числе и за счет сравнения собственных результатов с успехами других ребят. Коллективные формы работы (мозговой штурм) позволяют повысить качество знаний даже у слабых учеников. Обучение происходит в виде игры с конкурентной борьбой в реальном времени, что также вызывает интерес у старшеклассников к процессу обучения русскому языку.

Таким образом, учитывая то, что вышеназванная социальная сеть - это бесплатная площадка для организации учебной группы или виртуального класса, которая предоставляет возможность обучаться дистанционно, в режиме, удобном для школьников, причем учащиеся могут одновременно выдвигать идеи, решать задачи, проблемы, педагоги общеобразовательных учреждений, используя возможности «ВКонтакте», значительно раздвигают границы учебного кабинета.

Литература 1 2 3 4

1. Малышев С. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: Обучение с использованием социальных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/12177/1170/info (дата обращения 11.03.2015 г.).

2. Рулиене Л. Н. Образовательные возможности социальных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruliene.bsu.ru/wpcontent/uploads/do_virt1.pdf (дата обращения 11.03.2015 г.).

3. Кравченко Л. Мастер-класс «Социальные сети для образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/mksosialservice/home (дата обращения 11.03.2015 г.).

4. Бакунович Н. И. Образовательные возможности социальных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.by/main/departments/realestate/staff/bakunovich/publications/10.pdf (дата обращения 11.03.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.