Образовательные возможности социальной сети «ВКонтакте» при обучении школьников старшей ступени русскому языку Саглай И. В.
Саглай Ирина Владимировна / Saglaj Irina Vladimirovna - учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ СОШ№ 28, ст. Тамань, Темрюкский район, Краснодарский край
Аннотация: в статье обобщен опыт применения возможностей социальной сети «ВКонтакте» при обучении русскому языку учащихся 10-11 классов общеобразовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности. Рассмотрены способы не только обучения медиабезопасности, но и формированию предметных навыков и умений.
Abstract: in the article summed up the experience of application possibili ties of social networks «VKontakte», at learning of Russian language students 10-11 classes of secondary schools within the framework of extracurricular activities. Studying the methods of teaching not only media safety, but also the formation of subject skills.
Ключевые слова: социальные сети, русский язык, учебная группа, дистанционное обучение.
Keywords: social networks, Russian language, study group, distance education.
В современном мире число людей, присоединяющихся к Всемирной Сети, ежеминутно увеличивается, соответственно и сам Интернет стремительно развивается. Образовательные возможности информационной паутины стремятся активно применять в своей работе педагоги. Существует масса специализированных сетевых сообществ, которые снискали широкое распространение в учебной практике общеобразовательных учреждений. К сожалению, ученики неохотно регистрируются на этих сайтах, и даже зарегистрировавшись, забывают посещать. Реальность такова, что учитель, приложивший массу усилий для создания учебного курса, не получает ожидаемых результатов. Вместе с тем нельзя не отметить, что подростки 14-16 лет - это самая активная группа пользователей в Интернете, они проводят в социальных сетях в среднем от 5 минут до 2 часов в день.
Безоговорочным лидером среди подобных сайтов в России является «ВКонтакте» (52,7 миллиона пользователей). Об этом говорится в исследовании компании Mail.Ru Group за январь 2014 года, подготовленном на основе данных агентств TNS, comScore, Brand Analytics. Причем «ВКонтакте» сохраняет популярность именно у молодежи (до 24 лет).
Притягательность этого сообщества объясняется прежде всего практически безбарьерной формой общения на ресурсе, возможностью активного участия в сообществах в соответствии с увлечениями, предпочтениями; разнообразными интересными формами работы с контентом, таким, как текст, графика, звук, анимация, видео, flash-приложения; моментальным оповещением об изменениях в личном информационном пространстве.
При этом популярные социальные сети в современном образовании многими педагогами воспринимаются как ресурсы, содержащие лишь развлекательную информацию, в формате которой не допустима публикация учебного образовательного материала и тем более организация учебной деятельности. Следовательно, необходимо менять сложившееся мнение и использовать столь мощный инструментарий в образовательных целях в дистанционном обучении. Нам в первую очередь необходимо понять, что популярность «ВКонтакте» - это существующий факт, не признавать это, значит отказаться от ряда возможностей, которые можно и нужно использовать во благо детей. Пусть эти 5 минут или 2 часа в день, которые тратятся старшеклассниками на пустое времяпрепровождение, будут использованы в образовательных целях в рамках внеурочной деятельности.
В работе учителя русского языка важными являются следующие возможности, предоставляемые социальными сетями: доступность фото, видеоматериалов, сообщений, других онлайн-ресурсов; ученики, пропустившие учебные занятия, могут посетить виртуальный класс в любое удобное время для изучения пройденного материала; система оповещения о событиях позволяет держать учащихся в курсе учебных событий.
«ВКонтакте» позволяет создать между старшеклассниками и педагогами крепкие социальные связи, которые в классе не всегда удается наладить. «ВКонтакте» разрушает барьер между педагогом и обучающимися, поможет робким, неуверенным в себе ученикам почувствовать себя более успешными; родители учащихся могут использовать это пространство для того, чтобы контролировать динамику развития своих детей, могут также принимать участие в процессе обучения, корректировать его (что на практике происходит достаточно редко). Нельзя отрицать, что подобная деятельность стимулирует старшеклассников внести свою лепту в обучение, в развитие сообщества, созданного для образования (поиск и публикация учебного видео, создание постов на интересующие темы).
Но, безусловно, существует и ряд отрицательных моментов. Как и в любой другой социальной сети, здесь важно соблюдать условия конфиденциальности. Необходимо постоянно объяснять учащимся, что нельзя размещать в разделе «Личная информация» все данные о себе и о своей семье. Наличие «ВКонтакте» информации сомнительного и откровенно вредного для подростка содержания с открытым доступом -серьезная угроза формирующейся психике старшеклассников. Существование нежелательных рассылок,
навязывание спама и вирусов, наличие определенного количества рекламы могут вызвать сложности при организации учебной работы в группе. Данные минусы объясняются тем, что социальная сеть «ВКонтакте» не создана с целью обучения и образования, но ведь школьники пребывают в социальной сети и без нашего с вами разрешения (таковы, к сожалению, реалии современности), подвергаясь опасному влиянию злоумышленников. Поэтому педагог может и должен прийти в социальную сеть, чтобы приобщить детей к полезной созидательной и не менее увлекательной работе в виртуальных учебных группах и сообществах. Безусловно, необходимо при создании виртуального класса установить приватность «Закрытая группа» и добавлять участников только после подачи заявки. Это поможет избежать общения с сомнительными пользователями сети, следует обязательно заручиться поддержкой и согласием родителей, прежде чем принять решение использовать «ВКонтакте» для обучения, также разъяснить администрации общеобразовательного учреждения цели и задачи обучения в социальной сети. При общении со школьниками соблюдать необходимую разумную дистанцию и общепринятый этикет в сетевом общении. Подобные правила медиабезопасности должны быть усвоены учащимися в обязательном порядке, даже в тех классах, где учитель не планирует использовать возможности социальных сетей в образовании [3].
Организовав группу в социальной сети «ВКонтакте», учитель-словесник получает возможность размещать учебные задания как для индивидуальной, так и для групповой работы. Вся необходимая теория может располагаться здесь же на странице в виде конспекта, предоставленного учителем, либо посредством ссылки направлять ребенка к онлайн-учебнику.
Ребята получают возможность нестандартно выполнить работы: подкрепить свой ответ фото- и видеоматериалами, поделиться оригинальными решениями, задумками, идеями друг с другом, получить консультацию педагога, а возможно, приступить к заданию в соревновательной форме (методику проведения выбирает учитель, предварительно оговорив условие в задании).
Здесь же возможно организовать опрос мнений учеников, выяснить, с чем школьники справляются легче всего, а какие вопросы вызывают затруднение, следовательно, на данных темах стоит задержаться дольше. Бесспорным плюсом подобной работы является то, что каждый ученик может быть как учителем, так и учащимся. В качестве педагога вы получите возможность быть не просто «источником знаний», а и превратиться во вдохновителя. Используя ролевую модель культуры класса, общаясь с учениками в индивидуальном порядке, дифференцированно работать с их личными потребностями, одновременно направляя дискуссии и работу всей группы обучающихся к достижению ваших общих целей.
Например, с помощью отобранных вопросов предложить ученикам выразить собственное мнение о цитате из художественного произведения, о высказывании известного писателя, об иллюстрации к изученному на уроке роману (изображение тоже размещается в документе), об интересном событии, малоизвестном факте (можно цитировать со ссылкой на источник). В качестве варианта, это могут быть самостоятельные ответы на проблемные вопросы, располагающие к выражению личной позиции старшеклассника. Важно исключить возможность отвечать традиционно, трафаретно, а знакомство с ответами других участников и сравнение их с собственной точкой зрения может стать для учащегося началом зарождения «внутренней дискуссии». В ходе системной групповой работы школьники обучаются умению эффективно рецензировать, комментируя работы друг друга, корректировать свои тексты, учитывая полученные комментарии и рекомендации, создавать и совместно редактировать коллективный текст. Конечно, эти результаты видны не сразу, задача учителя не только придумывать интересные и содержательные задания для старшеклассников, но и ежедневно контролировать, направлять творческий процесс согласно поставленным задачам.
В ходе работы с использованием возможностей социальных сетей у учеников растет мотивация к изучению предмета, в том числе и за счет сравнения собственных результатов с успехами других ребят. Коллективные формы работы (мозговой штурм) позволяют повысить качество знаний даже у слабых учеников. Обучение происходит в виде игры с конкурентной борьбой в реальном времени, что также вызывает интерес у старшеклассников к процессу обучения русскому языку.
Таким образом, учитывая то, что вышеназванная социальная сеть - это бесплатная площадка для организации учебной группы или виртуального класса, которая предоставляет возможность обучаться дистанционно, в режиме, удобном для школьников, причем учащиеся могут одновременно выдвигать идеи, решать задачи, проблемы, педагоги общеобразовательных учреждений, используя возможности «ВКонтакте», значительно раздвигают границы учебного кабинета.
Литература 1 2 3 4
1. Малышев С. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: Обучение с использованием социальных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/12177/1170/info (дата обращения 11.03.2015 г.).
2. Рулиене Л. Н. Образовательные возможности социальных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruliene.bsu.ru/wpcontent/uploads/do_virt1.pdf (дата обращения 11.03.2015 г.).
3. Кравченко Л. Мастер-класс «Социальные сети для образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/mksosialservice/home (дата обращения 11.03.2015 г.).
4. Бакунович Н. И. Образовательные возможности социальных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.by/main/departments/realestate/staff/bakunovich/publications/10.pdf (дата обращения 11.03.2015 г.).