ЭКОНОМИКА СЕРВИСА SERVICE ECONOMY
УДК 33:378 ББК 65.497.4 К 37
Н.П. Кетова
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и коммуникаций в бизнесе Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (863)201-98-09, e-mail: [email protected].
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ОЦЕНКИ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье отражены основные тенденции и институциональные условия развития рынка образовательных услуг России; охарактеризованы подходы к трактовке их эффективности; представлены международные системы оценки конкурентоспособности вузов с точки зрения эффективности их деятельности.
Ключевые слова: образовательные услуги, высшее образование, институциональная среда, системы оценки качества, конкурентоспособность вузов, инновационная образовательная деятельность, образовательные программы, стандарты, творческий потенциал студентов, технологии обучения в вузах.
N.P. Ketova
Doctor of Economics, Professor, Head of Marketing and Communications in Business Department, Southern Federal University, Rostov-on-don. Ph.: (863)201-98-09, e-mail: [email protected].
RUSSIAN UNIVERSITIES EDUCATIONAL SERVICES: DEVELOPMENT TRENDS, THE PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT, ASSESSMENT, IMPROVEMENT AREAS
Abstract. The paper reflects the main trends and institutional conditions for the education market development in Russia. The author characterizes approaches to the interpretation of their efficiency. The scientific article presents international competitiveness evaluation system of universities from the point of view of their effectiveness.
Keywords: educational services, higher education, institutional environment, quality evaluation system, the competitiveness of universities, innovative educational activities, educational programs, standards, creative potential of students, learning technology in higher educational institutions.
1. Тенденции развития образовательных услуг, оказываемых российскими вузами в современных условиях
Образовательные услуги (ОУ) в современном мире выполняют весьма многооб-
разные функции: обеспечение воспроизводства и развитие системы специальных знаний и культуры в целом, доведение их до целевых групп потребителей (разных категорий обучающихся); формирование
человеческого капитала как запаса способностей, потребностей и важнейших ресурсов человека; реализация закона опережающего развития не только качества человека, но и качества общественного интеллекта и системы образования; участие в воспроизводстве потенциала науки; а в целом, обобщенно, можно сказать что это — обеспечение национальной безопасности страны. Полифункциональность образовательных услуг обусловила их ключевое значение как фактора социально-экономического и инновационного развития современного общества, превращения российских вузов в международные научно-образовательные центры.
В настоящей статье под образовательной услугой понимаются сформированные в соответствии со стандартами образовательные программы и продукты, востребованные рынком, реализуемые целевым потребителям.
Помимо образовательных услуг, российские вузы выполняют также услуги в сфере НИОКР, консалтинга и различных сервисов.
В контексте терминологии «современные условия» развития образовательных услуг в России правомерным представляется рассматривать время, прошедшее с 2012 г., когда в нашей стране был принят Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Именно годы, прошедшие в рамках данного временного периода, отмечены наиболее значимыми процессами, обеспечивающими формирование единого образовательного пространства России.
В рамках этого непродолжительного этапа трансформации российского высшего образования (ВО), весьма значимого с точки зрения целевой направленности проводимых в его рамках изменений, целесообразно сформулировать ряд тенденций и особенностей движения к выстраиванию процесса оказания качественных образовательных услуг в новом формате. В их числе следующие.
1. Усиление роли государства в регулировании процесса формирования образовательных услуг в системе высшего образования и продвижения их непосредственно потребителям в соответствии со стратегией развития ВО, ориентир на повышение конкурентоспособности вузов
не только в российском, но и международном образовательном пространстве. Так, поставлена задача относительно вхождения к 2020 г. пяти российских вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу [2]. Государство в лице Минобрна-уки выступает в качестве макрорегулятора рынка образовательных услуг, что реализуется через размещение госзаказа для вузов на конкурсной основе, проведение мониторинга их деятельности, осуществление процедуры государственной аккредитации и др.
2. Повышение внимания к качеству оказываемых образовательных услуг и системе образования в целом. Это выразилось, в том числе, в появлении в ноябре 2012 г. на сайте Минобрнауки РФ известного списка «неэффективных» вузов (и филиалов), что бурно обсуждалось российской общественностью и вылилось в достаточно жесткие решения в отношении ряда университетов и институтов по объединению, переформатированию, ликвидации части филиалов и даже лишению лицензий и закрытию. В перспективе до 2020 г. численность вузов России должна сократиться до 400 [3].
3. Ужесточение ответственности вузов за расходование бюджетных и внебюджетных средств по количественным критериям: расходы на НИР, повышение квалификации ППС и др.
4. Расширение возможностей вузов в пополнении их бюджетов за счет оказания образовательных услуг на коммерческой основе, в рамках бизнес-школ, МВА, программ дополнительного образования и т.д.
5. Осуществление процесса предоставления образовательных услуг посредством использования инновационных технологий, применения инструментов электронного обучения, выхода в мировое образовательное пространство через развитие новых сетевых интернет-технологий. Одним из направлений трансформации ОУ в контексте соответствия их запросам реальной экономики является введение в вузовскую практику так называемых обучающих технологий дополненной реальности (т.е. речь идет о компьютерной имитации технологических действий обучаемого) [4].
6. Развитие академической мобильности научно-педагогических работников, студентов, аспирантов и других участников образовательного процесса, что способствует росту их осведомленности, накапливанию знаний, обмену технологиями обучения и др.
7. Формирование образовательных программ (ОП) и образовательных услуг в целом в соответствии со стандартами третьего поколения и стандартами ВО 3+, ориентированными на функционирование вуза в единой информационно-образовательной среде.
8. Возрастание роли, в повышении качества образовательных услуг в вузах, стимулирующих денежных вознаграждений преподавателей, устанавливаемых им академических надбавок, специальных выплат за разработку и ведение спецкурсов на иностранном языке и др. Одно из революционных преобразований в организации труда сотрудников российских вузов и его оплаты — введение эффективных контрактов. Одним из первых университетов, осуществивших такой переход в 2014 г., стал Томский политехнический. В этом вузе считают, что данный шаг позволит распределить ответственность за достижение программных показателей университета на каждого из ППС. Тем самым ТПУ включает всех своих сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава в работу по реализации своих планов — занятия достойного места в мировых университетских рейтингах (в 2013 г. и 2014 г., по версии агентства «Эксперт РА», он занимал 7-е место среди российских вузов и 1-е место среди «нестоличных» университетов) [5].
Готовятся к переходу на эффективные контракты Южный и Северо-Кавказский федеральные университеты. Так, в ЮФУ данный вопрос активно обсуждается в интернет-пространстве вуза [6], на собраниях сотрудников. В начале 2015 г. эффективные контракты, ориентированные на стимулирование работников за выполнение показателей эффективности и конкретизацию их должностных обязанностей, будут заключены не менее чем с 75% сотрудников.
9. Сочетание процесса оказания качественных диверсифицированных (по субъ-
ектам-потребителям услуг, различным уровням и разнообразным программам) образовательных услуг вуза с расширением взаимодействий с академическим сообществом, деловыми кругами, работодателями, общественными организациями и др., поддержание тем самым позитивной репутации вузов.
10. Реализация российскими вузами предпринимательской парадигмы своего развития, их активное брендирование, использование современных маркетинговых инструментов и технологий для продвижения образовательных услуг целевым группам обучающихся, применение разнообразных форм взаимодействий с абитуриентами и их родителями.
11. Переориентация вузов на обучение бакалавров и магистрантов по специальностям, максимально востребованным соответствующими отраслями производства. Так, приоритетным направлением перестановки акцентов является ориентир на расширение и качественное улучшение подготовки инженерных кадров в сильных технических вузах, приведение его в соответствие запросам промышленности с учетом реального устойчивого заказа. Одна из проблем, которую необходимо решить в этом направлении, — возвращение престижа инженерного дела.
Позитивным примером ее решения является программа «Уральская инженерная школа», реализуемая в Свердловской области. В ее рамках обеспечивается ранняя популяризация профессии инженера, начиная с дошкольных образовательных учреждений, а также целевая профориентация в школах. В связи с этим в технические вузы области в последние годы приходят неплохо подготовленные (по результатам ЕГЭ), ориентированные на занятие в будущем высокотехнологичных рабочих мест по инженерным специальностям абитуриенты. Это — будущие «инженеры новой волны», имеющие осознанную потребность в высококачественных образовательных услугах и формировании соответствующих компетенций [4].
Вышеперечисленные тенденции учитываются при оценке качества образовательных услуг в современных вузах, выявлении их результативности и востребованности, а также организации системы управления качеством.
2. Качество образовательных услуг: сущность, оценки и принципы управления
С точки зрения свойств, обеспечивающих удовлетворение потребностей тех, кому они оказываются, качество образовательных услуг можно охарактеризовать как их соответствие ожиданиям обучающихся и оценку этих же услуг после их получения. Очевидно, что на ожидания получателей услуги (студентов, слушателей различных программ и др.) оказывают влияние их собственные потребности и запросы, уровень имеющихся знаний, способности, то есть, одна и та же образовательная услуга может оцениваться по-разному.
В общем виде оценка качества оказанной образовательной услуги зависит от того, насколько она соответствует (или не соответствует) комплексу сформировавшихся потребностей обучающихся или превосходит их ожидания. Факторами, влияющими на потребности, являются: предшествующий опыт (в том числе, качество преподавания в школе или гимназии, занятия с репетиторами, обучение по смежным курсам); намерение обучающегося поступить в дальнейшем, например, на сложные магистерские программы (в т.ч. в зарубежные университеты), что требует хорошей подготовки в бакалавриате; реклама качественных, диверсифицированных услуг, оказываемых в вузах-конкурентах; отношения с преподавателями и др.
Требования к качеству образовательных услуг на международном уровне определены Требованиями МС ИСО 9001:2000, с учетом Типовой модели системы качества образовательного учреждения и рекомендаций Г\АГА2:2003. Данные Требования устанавливают четкие каноны в области качества и применяются в производстве, образовании, оказании различных услуг, что фиксируется в специальных документах. Наличие сертификата о соответствии качества в современных условиях необходимо для поддержания высокого уровня конкурентоспособности вуза.
Стандарты ИСО 9001: 2000 лежат в основе системы менеджмента качества. Для современных вузов управление качеством, в том числе образовательных услуг, — это долговременная стратегия руководства и участия всего профессорско-преподавательского состава в процессе совершенс-
твования качества всей деятельности, базирующейся на человеческом факторе, работе в «команде» и мотивации. При этом именно обучающийся, с его потребностями в получении качественного образования, поставлен в центр всего.
Основные принципы управления качеством образовательных услуг правомерно сформулировать следующим образом.
Первый принцип: эффективное управление организацией учебного процесса должно иметь целенаправленную ориентацию на обучающихся при строгом соблюдении государственных стандартов и требований к оказанию образовательных услуг, в т.ч. проведению практик, выполнению курсовых и дипломных проектов и т.д. Это принцип, базирующийся на понимании запросов и потребностей бакалавров, магистрантов, аспирантов и др. в получении качественных образовательных услуг, рационализации управления достижением высокого уровня их удовлетворенности обучением.
Второй принцип: необходим системный подход, который предполагает управление системой взаимосвязанных процессов обучения, воспитания, формирования компетенций, привлечения в НИР и др., с целью достижения удовлетворенности обучающихся и накапливания ими знаний, необходимых в их будущей профессии.
Третий принцип: важно лидерство руководителей (соответствующих уровней), что означает их умение сформулировать цели и приоритеты развития системы образовательных услуг вуза, понимание ценностей российского образования, а также реализацию возможностей управления наращиванием конкурентных преимуществ конкретного вуза, умение направлять усилия персонала на их приумножение, в т.ч. посредством оптимизированной внутренней системы коммуникаций и эффективного менеджмента.
Четвертый принцип: стимулирование вовлеченности всех сотрудников — профессорско-преподавательского состава, АУП, работников информационно-технического обслуживания и др. — в процесс повышения качества образовательных услуг, материальное и моральное стимулирование их стремления постоянно совершенствовать свои знания, быть инициативными и доброжелательными.
Пятый принцип', выстраивание взаимодействий с академическими и отраслевыми НИИ, компаниями реального сектора экономики, банками, исследовательскими лабораториями, органами государственного управления и др., формирование совместных учебных и исследовательских структур для организации полноценного образовательного процесса и профессионализации обучающихся.
Шестой принцип: принципиально важна организация регулярного повышения квалификации преподавателей в разных форматах (в т.ч. посредством защит кандидатских и докторских диссертаций), проведение целевых тренингов, тестирования и т.д., ориентированных на рост качества оказываемых ими образовательных услуг.
Седьмой принцип: целесообразно саморазвитие профессорско-преподавательского состава вузов, совместное (со студентами, аспирантами и др. группами обучающихся) участие в выполнении исследовательских и общественно-значимых проектов, постоянный обмен информацией относительно форм, методов и инструментов оказания образовательных услуг в социальных сетях, доверительное профессиональное общение с целью реализации возможностей повышения качества обучения и личностного становления обучающихся.
Восьмой принцип: жизненно важна этичность поведения сотрудников вузов, участвующих в процессе оказания образовательных услуг, их доброжелательность и корректность, что способствует формированию позитивного образа современного преподавателя.
Изложенные принципы управления качеством образовательных услуг являются общепризнанными в мировой практике. Реализуются они и российскими вузами. Особо актуальными становятся научно-обоснованные принципы менеджмента качества в связи с поставленной руководством страны задачей повышения конкурентоспособности российских вузов.
3. Совершенствование образовательных услуг — одно из условий вхождения российских вузов в мировые университетские рейтинги
Конкурентоспособность российской системы высшего образования при интег-
рации ее в мировое образовательное пространство может быть выявлена лишь в рамках независимой оценки их качества — рейтингов, ибо они в современных условиях (такова реальность!) становятся оценочным критерием качества научно-образовательной деятельности вуза.
В странах, имеющих по сформировавшимся в настоящее время мировым установкам, соответствующее международным стандартам качество образования: США, развитые страны Европы, ряд стран Востока — рейтинги уже достаточно давно выступают в качестве глобальных ориентиров конкурентоспособности вузов. Россия же только вступает на путь ориентира на мировые рейтинги, и потому вхождение наших высших учебных заведений в топ-100 мировых университетских рейтингов было поставлено в качестве государственно важной задачи [2].
Сложность ее решения состоит в том, что имеющиеся (признаваемые мировым научным сообществом) рейтинги ориентируются хотя и на близкие для России, по своему существу, критерии объемы и ценность научных исследований, доходы от научно-образовательной деятельности, публикационная активность и цитируе-мость сотрудников, качество обучения, уровень оснащения новейшим научно-лабораторным оборудованием и др.), но методики оценки результативности (с точки зрения их весовой нагрузки) различны. Так, Шанхайский рейтинг лучших вузов мира (ARWU) сориентирован на научные публикации, качество преподавательского состава, качество обучения. Глобальный рейтинг The Times в своей основе имеет академическую репутацию университета, научную репутацию в определенных областях, цитируемость научных публикаций, число опубликованных статей (относительно численности ППС), объемы финансирования исследовательской деятельности и т.д. Весьма признаваемым в мире является рейтинг QS World University Rankings), ориентированный также на эти критерии, в который в 2012-2013 гг. входили около 15 российских вузов.
Следует отметить, что качество обучения в вышеперечисленных рейтингах оценивается по предельно высокой планке: например, в рейтинге ARWU оно определяется с точки зрения числа выпус-
кников вуза, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию. Размещение научных результатов представляется правомерным только посредством продвижения в международные базы данных: «Сеть науки» (GEANT), Web of Science, Scopus. Это существенно осложняет задачу вхождения российских вузов в топ-100, удержание даже лучшими из них своих позиций, т.к. большинство университетов России находятся в совершенно иной «весовой категории» по сравнению с зарубежными научно-образовательными центрами.
Одним из направлений изменения сложившейся ситуации (наряду с принятием ряда глобальных решений по структурным преобразованиям сети ВО) является создание российских рейтингов вузов. На Федеральном портале «Российское образование» опубликован список наиболее влиятельных российских рейтингов [7]. В их числе: рейтинги Высшей школы экономики и РИА Новости, Рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА», ООО «Деловая Россия», Федерального агентства по образованию, независимого рейтингового агентства в сфере образования «Рейтор» и др. Однако, по мнению ряда экспертов, ориентация мировых и российских рейтингов существенно разнится, что затрудняет обеспечение сопоставимости результатов.
Однако, в любом случае российское образование, подчеркивает H.H. Чаган, находится на этапе значительных перемен, касающихся оптимизации вузовской сети России, качества кадрового и научного потенциала, качества абитуриентов на входе и выпускников на выходе, средств и технологий, используемых в рамках образовательного процесса, формирования эффективной системы контроля достижении и др. [8].
С точки зрения совершенствования образовательных услуг как одного из условий вхождения российских вузов в мировые рейтинги, целесообразным представляется сформулировать его важнейшие направления.
4. Направления совершенствования образовательных услуг российских вузов
Современная концепция дальнейшего развития высшего образования в России предусматривает его масштабную структурную модернизацию, обусловленную сменой приоритетов, потребностями эко-
номики, изменениями содержательных аспектов деятельности. Относительно образовательных услуг, их качества, соответствия потребностям целевых аудиторий, диверсифицированности и т.д. следует констатировать: совершенствование также необходимо.
В таблице 1, сформированной в соответствии с авторскими представлениями, отражен ряд направлений совершенствования. Несомненно, ограниченность размеров статьи не позволяет не только прокомментировать эти направления в должной степени, но и представить в полном объеме. Тем не менее, сделана попытка изложить наиболее значимые из них, а также сформулировать результаты, которые могут быть получены при их успешной реализации.
Таким образом, совершенствование образовательных услуг российских вузов должно носить системный характер. Значительное число внешних для России угроз, возникших в последнее время, изменение экономической ситуации, все более четкое проявление в ней кризисных явлений предполагают ответные реакции со стороны высшей школы. Очевидно, что они должны охватывать все содержательные стороны деятельности вузов нашей страны. В сфере оказания образовательных услуг это означает выстраивание образовательных программ не только в соответствии со стандартами, но и, непременно, с требованиями современной экономики; формирование в вузах из преподавателей и адмистративно-управленческого персонала единых высокопрофессиональных команд, эффективно действующих в направлении оказания образовательных услуг высокого качества и востребованности обучающимися; использование при организации учебного процесса инновационных средств и технологий, в т.ч. в рамках сетевых форм реализации образовательных программ [9]. Чрезвычайно важным представляется сочетание процесса оказания образовательных услуг с НИР, реализация результатов научных разработок в учебном процессе, эффективное использование интеллектуальной собственности, накопленной в вузе, для повышения качества образовательных услуг, ибо именно такой подход позволяет, по мнению автора, обеспечить не только
Таблица 1
Приоритетные направления совершенствования образовательных услуг, предоставляемых российскими вузами, корректирующие меры и их результаты
(2015—2020 гг.)
Направления совершенствования Корректирующие меры, технологии, инструменты Результаты, на которые ориентированы меры по совершенствованию
Структура и качество образовательных программ в соответствии со стандартами, требованиями, вариантами и моделями апробированных в ведущих вузах программ; их корректировка, синхронизация. Обеспечение практико-ориентированной направленности образовательных услуг, модульного междисциплинарного подхода, стимулирующего рост качества образовательных услуг Реализация принципов, механизмов и индикаторов оценки качества оказанных образовательных услуг, принятых в признанных университетах мира и др. обучающих центрах; системный мониторинг и необходимая трансформация с учетом полученных результатов; внедрение системы независимых оценок Преемственность, иннова-ционность и модульная структура образовательных программ с учетом потребностей и способностей студентов; сформировавшиеся требуемые компетенции, высокая востребованность подготовленных по данным программам выпускников на рынке труда
Качество профессорско-преподавательского состава (ППС), наращивание его образовательного и научного потенциала; ориентация АУП на высокое качество работы и ее результативность при оказании образовательных услуг; профильная ориентация преподавателей Организация эффективной системы повышения квалификации ППС, в т.ч. в виде спец. программ в ведущих российских и зарубежных вузах, регулярных научно-методических обучающих семинаров, конференций; самообразование в центрах инновационной подготовки Создание единой высокопрофессиональной команды профессорско-преподавательского состава и административного персонала вуза, четко понимающей задачи модернизации образовательных услуг, успешно решающей их, принимающей решения по обеспечению высокой привлекательности вуза
Концепция оказания образовательных услуг (для конкретных уровней образования и направлений подготовки); инновационные средства и технологии осуществления учебного процесса; сетевые формы реализации образовательных программ, система контроля результатов обучения Традиционное и системно-сетевое управление целевыми программами; внедрение в образовательный процесс новых технологий, кейсов, тренажерных комплексов, симуляторов и др.; оказание образовательных услуг в удаленном доступе с использованием дистанционных технологий, онлайн-обучения Организация международно-конкурентоспособных центров образовательных продуктов и обучающих программ, реализация их разработок в вузах страны; рост технической оснащенности образовательного процесса; укрепление сетевых информационных систем, формирование баз данных для учебного и исследовательского процессов
Сочетание процесса оказания образовательных услуг с НИР, реализация результатов научных разработок в учебном процессе, эффективное использование интеллектуальной собственности, накопленной в вузе, для повышения качества образовательных услуг; развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования Создание модулей обучения бакалавров, магистрантов, аспирантов проведению научных исследований (в т.ч. при грантовой поддержке); включение их результатов в исследовательские проекты и учебный процесс; реализация НИР в виде инновационных стартапов, проектов, статей и др. Компетентность выпускников вузов (в первую очередь, исследовательских университетов) в сфере НИОКР; развитая интеграция вузов, НИИ, инновационно-ориентированных компаний для совместного выполнения проектов и их коммерциализации; организация инновационной инфраструктуры вузов
Направления совершенствования Корректирующие меры, технологии, инструменты Результаты, на которые ориентированы меры по совершенствованию
Согласованность потребностей личности, общества и государства в образовательных услугах соответствующего уровня и качества, расширение возможностей их полного удовлетворения; организация учебно-воспитательной работы в вузах в направлении формирования интеллект капитала и креативного потенциала выпускников; развитие системы повышения квалификации, программ доп. образования; расширение взаимодействий с академическим сообществом, деловыми кругами, работодателями Признание главенствования социального заказа (потребности страны, региона) в специалистах новой формации; открытие базовых кафедр в компаниях, банках и т.д., способствующее «корпоративно-образовательной кооперации»; выстраивание взаимовыгодных отношений с корпорациями из реального сектора экономики, с финансовыми, исследовательскими и др. структурами; создание условий для реализации творческого потенциала выпускников, трудоустраивающихся через службы занятости, рекрутинговые агентства и др. Утверждение в российском высшем образовании модер-низационно-инновационной модели развития; повышение доступности высшего образования для талантливых и хорошо подготовленных выпускников школ, гимназий, в т.ч. с использованием льготных кредитов на обучение; рост рейтингов вузов, базирующихся на проверяемых показателях; возрастание конкурентоспособности российских вузов, повышение их привлекательности для иностранных бакалавров, магистрантов, аспирантов.
согласованность потребностей личности, общества и государства в образовательных услугах соответствующего уровня и качества, но и формировать из выпускников вузов креативных специалистов, стимулировать расширение возможнос-
тей их полного удовлетворения получаемыми знаниями и приобретаемыми компетенциями, повысить результативность взаимодействий вузов с академическим сообществом, деловыми кругами, работодателями.
Примечания:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ [в ред. от 21.07.2014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
2. Проект постановления Правительства России о мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: М1р://минобрнауки.рф/.
3. [Электронный ресурс], http://mon.gov/ru/pro/niu/
4. Белоусов А. Инженеры новой волны // Эксперт. 2014. №51 (928). С. 111.
5. Томский политехнический университет: подъем переворотом // Эксперт. 2014. №51 (928). С. 34.
6. Сайт Южного федерального университета. URL: http://sfedu.ru/www/sfedu$news$. show_full?p_nws_id=48933
7. Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/abitur/ act.9/index.php.
8. Чаган Н.Г. Национальные модели обеспечения качества образования высшей школы // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 3. С. 17.
9. Развитие образования на 2013—2020 годы: Государственная программа РФ. URL: http: //минобрнаукиРФ/
% DO% В4%DO% ВЕ%DO% ВА% Dl% 83% DO% ВС% DO% В5% DO% BD% Dl% 82% D1 %8B/3409.
References:
1. On Education in the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2012 №273-FZ [in an edition of 07.21.2014] // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.
2. The draft of resolution of the Russian Government on the measures of state support of leading universities in order to improve their competitiveness among the world's leading scientific and educational centres.URL: http: //minsciencei.rf/.
3. [Electronic resource] .http: //mon.gov/ru/pro/niu/
4. Belousov A. Engineers of new wave // Expert. 2014. №51 (928). P. 111.
5. Tomsk Polytechnic University: The rise of revolution // Expert. 2014. №51 (928). P. 34.
6. Website of the Southern Federal University. URL: http://sfedu.ru/www/sfedu$news$. show_full?p_nws_id=48933
7. Russian education. Federal portal.URL: http://www.edu.ru/abitur/ act.9 / index.php.
8. Chagan N.G. National quality assurance models of high school education // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2013. № 3. P. 17.
9. Development of Education for 2013-2020: State program of the Russian Federation. URL: http: // minscience of RF /% DO% B4% DO% BE% DO% BA% Dl% 83% DO% BC% DO% B5% DO% BD% Dl% 82% Dl% 8B / 3409