Научная статья на тему 'Негосударственные вузы России: современное состояние, тенденциии перспективы'

Негосударственные вузы России: современное состояние, тенденциии перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2186
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВУЗА / ПОКАЗАТЕЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SERVICE / NON-GOVERNMENTAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / NON-GOVERNMENTAL SECTOR OF HIGHER EDUCATION / BUDGETARY FINANCING / INDEXES OF NON-GOVERNMENTAL HIGHER EDUCATION SECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зернов Владимир Алексеевич

В статье председателя Ассоциации негосударственных вузов России рассматривается современное состояние негосударственного сектора высшего образования, его структура и основные показатели. Анализируются главные проблемы функционирования негосударственных вузов, предлагаются возможные пути их решения, намечаются перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зернов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-governmental higher educational establish-ments of Russia: modern state, tendencies and perspectives

The paper of the chairman of the Association of non-governmental higher educational establishments of Russia discusses the modern state of the non-governmental sector of higher education, its structure and the basic indexes. The topical problems of non-governmental HEIs are analyzed, the main ways to solve them are offered, and the perspectives of their development are outlined.

Текст научной работы на тему «Негосударственные вузы России: современное состояние, тенденциии перспективы»

/' N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

В.А. ЗЕРНОВ, профессор,ректор Российский новый университет

Негосударственные вузы России: современное состояние, тенденции и перспективы

В статье председателя Ассоциации негосударственных вузов России рассматривается современное состояние негосударственного сектора высшего образования, его структура и основные показатели. Анализируются главные проблемы функционирования негосударственных вузов, предлагаются возможные пути их решения, намечаются перспективы развития.

Ключевые слова: образовательная услуга, негосударственный вуз, негосударственный сектор высшего образования России, бюджетное финансирование вуза, показатели негосударственного сектора высшего образования

Потребности российского общества в расширении спектра образовательных услуг привели к росту числа негосударственных учебных заведений, реализующих программы высшего профессионального образования. Если осенью 1991 г. в России действовали и находились на стадии регистрации 45 негосударственных вузов, то в 1994 г. уже 141 вуз обладал лицензией. Сегодня мы имеем достаточно развитый сек-

тор негосударственного образования, в котором обучается пятая часть всех студентов. Это количество намного меньше, чем в Японии, Республике Корея или США, и примерно равно Франции, хотя и выше, чем в некоторых других странах Европы. На рис. 1 приведено процентное соотношение обучающихся в негосударственном секторе европейских стран. Число аккредитованных негосударственных образовательных

Рис. 1

учреждений в данный момент составляет 40% от общего количества вузов страны, а по ряду остродефицитных специальностей (право, экономика, социальная сфера) -значительно большую часть. Такое распределение в подготовке кадров практически полностью соответствует ситуации, сложившейся в высшей школе многих стран мира, где отсутствует или ограничено государственное регулирование системы высшего образования.

В настоящее время практически в каждом регионе нашей страны имеются развитые негосударственные вузы, обладающие достаточной материально-технической базой, показывающие конкурентоспособные результаты как в учебной, так и в научно-инновационной деятельности. Таких вузов в стране более сотни. В ряде крупных вузовских центров (Ростов, Самара, Новосибирск, Воронеж и др.) руководители негосударственных вузов не только входят в состав советов ректоров, но и возглавляют эти авторитетные в профессиональной среде объединения. Многие частные вузы успешно конкурируют по научно-инновационным показателям с государственными университетами. Из 30 российских вузов, включенных в международный рейтинг QS (2013 г.), - четыре негосударственных (Европейский университет в Санкт-Петербурге, РосНОУ, Сколтехи Российская экономическая школа).

В настоящие время негосударственные вузы можно разделить на пять кластеров.

Первый кластер - учреждения, ориентированные на предоставление качественного образования, развившиеся за 20 лет настолько, что практически не отличаются от ведущих государственных вузов; это показывают как конкурсы на получение грантов, так и международные рейтинги. Они обладают хорошей материальной базой с активными малыми инновационными предприятиями. Из вузов этой категории студенты могут перевестись в государственные университеты, потому что учеб-

ные планы у них, по существу, совпадают, а преподавательские составы, как правило, пересекаются. Руководители данных учреждений принимают активное участие в деятельности УМО, региональных советов ректоров и других общественных организаций. Практически все вузы данной группы участвовали в мониторинге, проведенном Минобрнауки в 2012 г. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, принятых на обучение в эти вузы, не уступает государственным, а в ряде регионов превышает их.

Вторая группа - вузы, стремящиеся в первый кластер, но по ряду причин не попадающие в него. Таковых примерно треть. Причин много: не хватает ресурсов, неверно определены цели и пути их достижения, несвоевременно усилен ППС вуза и др. Снижение количества абитуриентов вследствие «демографической ямы» создает серьезные проблемы для развития большинства вузов этого кластера.

Третий кластер - это вузы, настроенные на извлечение прибыли, а не на качественное образование, оправдывая тем самым оценку своего сектора как «фабрики по выдаче дипломов ». Наличие довольно большого числа таких учебных учреждений объясняется как субъективными причинами, так и объективными. Отсутствие государственного финансирования науки и инновационной деятельности, программ поддержки негосударственных вузов, неверие значительного числа руководителей негосударственных вузов в возможность государственной поддержки буквально сталкивают коллективы вузов в эту маргинальную область. К сожалению, часть вузов, позиционирующих себя как вузы второго кластера, за последнее время явно переместились в третий - в основном вследствие потери руководством вузов веры в возможность добиться государственной поддержки, а также в улучшение демографической ситуации.

Четвертый кластер - небольшая часть негосударственных вузов, которые созда-

вались как платные отделения государственных, но стали самостоятельными организациями в связи с изменением законодательства, когда государственные вузы вынуждены были выйти из состава учредителей. Эти университеты зачастую располагаются на площадях своих «родителей », в них преподают профессора госвузов, а наука базируется на доставшемся от предшественников фундаменте. Они относятся скорее к вузам первой категории, однако, как правило, не обладают собственной материальной базой.

К пятой группе можно причислить некоторое количество негосударственных вузов, которые создавались и развивались как вузы, дающие элитную подготовку. Как правило, они небольшие, имеют хорошую репутацию в нашей стране и за рубежом. Они имеют сильный ППС, но в ряде случаев не выходят на процедуры аккредитации, так как им это не нужно.

Таким образом, негосударственный сектор весьма неоднороден, что подтверждается как внутренними, так и внешними оценками. Если вузы первого и четвертого кластеров в рабочем режиме проходят государственные мониторинги, получают лицензию и аккредитацию, то второму и третьему кластерам это сделать сложнее из-за слабой материально-технической базы и неверного подхода к целям образования. Вузы второго и особенно третьего кластеров открыто реализуют подход к образованию как рыночной услуге.

Значительная часть вузов, относящихся к первому, четвертому и частично пятому кластерам, в текущем году получили бюджетные места, тем самым Министерство образования и науки продемонстрировало намерение создать конкурентную среду в стране. К сожалению, негосударственным вузам выделено лишь 1,5% всего объема контрольных цифр приема (КЦП), хотя представители именно данного сектора ВПО не могут позволить себе готовить слабых специалистов (отсюда и защита

дипломов с трансляциями в прямом эфире и открытость информации на сайтах вузов). В целом по отрасли в государственных вузах в 2012 г. бюджетный прием составил более 70% от их бюджета, а в негосударственных вузах - только 8%. С учетом того, что последние фактически не допущены к научным программам, говорить о создании конкурентной среды в сфере образования явно преждевременно. Между тем опыт Японии, Республики Корея, Австралии и целого ряда других стран говорит о том, что развитие конкуренции в этой системе оказывает весьма благотворное воздействие на состояние как самого образования, так и экономики.

В связи с этим нельзя не отметить, что за последние два десятилетия практически во всех постсоциалистических странах были созданы программы развития и поддержки негосударственного сектора образования. Это были масштабные проекты, выполнение которых позволило создать реальную конкурентную среду. Например, в Польше на поддержку негосударственного сектора в последнее время ежегодно выделяются суммы, сравнимые с поддержкой государственных вузов, - в переводе на наши деньги - более 10 млрд. руб. Это является одной из причин того, что Польша сравнялась с Россией по представительству вузов в ряде ведущих мировых рейтингов, а «скамейка запасных» польских вузов не уступает нашей. Подобные программы приняты и успешно реализованы также в Китае, Республике Корея, других странах Юго-Восточной Азии.

Несмотря на практически полное отсутствие бюджетной поддержки, в некоторых сферах негосударственный сектор смог перегнать государственный. Так, в государственных вузах только начинается активное формирование эндаумента (за исключением нескольких столичных вузов), в то время как уже есть несколько десятков частных вузов, которые от эндаумента и недвижимости имеют более 10% расходной

части. Это прежде всего Европейский университет в Санкт-Петербурге, у которого доходы от эндаумента составляют более трети всего бюджета.

Несомненным плюсом негосударственного сектора является наличие в целом ряде случаев более выигрышного в сравнении с государственными вузами соотношения «цена обучения - качество образования».

Отметим наиболее существенные трудности и болевые точки в развитии негосударственного сектора:

• в ряде вузов требует серьезного совершенствования организация учебного процесса (имеются и обратные примеры, ведь негосударственный сектор неоднороден);

• актуальна проблема проверки деятельности негосударственных вузов, обладающих лицензией, но не выходящих на процедуры аттестации и аккредитации по истечении пяти лет;

• в нормативных документах о деятельности негосударственных вузов следует предусмотреть пункты об определенных обязательствах и ответственности учредителей за состояние учебного заведения; Федеральный закон «Об образовании в РФ» частично решает эту проблему;

• необходимо решить проблему развития собственной материальной базы негосударственных вузов (аренда отнимает значительные ресурсы) либо предусмотреть льготную аренду для вузов (как для школ);

• актуальной задачей является обеспечение финансовой устойчивости вуза (студенты должны иметь гарантию завершения учебы в случае возникновения проблем с набором обучающихся). Нередки случаи судебных процессов в связи с отзывом лицензии вуза на право ведения образовательной деятельности. Как в данной ситуации решать вопросы социальной защиты студентов? Определенного ответа нет. Очевидно, при аккредитации необходимо вводить показатель «социальная поддержка студента» или же предусмотреть

показатель финансовой устойчивости вуза (его капитализации).

По-прежнему сохраняется задача установления равноправных отношений между вузами различных форм учредительства. Положение о равноправии вузов остается декларацией: так и не выполнено ни одно из политических заявлений об их равнодоступности к государственным ресурсам. Министерство образования и науки России зачастую проявляет заботу лишь о подведомственных государственных вузах, по существу, лоббируя интересы одной части системы образования.

Таким образом, до сих пор в едином государственном образовательном пространстве так и не утвердилось понятие «аккредитованное образовательное учреждение». При рассмотрении и принятии нормативных документов представители исполнительной власти практически всегда относят те или иные образовательные учреждения к коммерческим организациям по признаку оказания платных образовательных услуг. Между тем с принятием новой редакции закона об образовании, где в п. 3 ст. 11 четко прописана «недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования», появилась надежда на установление равноправия вузов разной формы учредительства. До реального выполнения этого важного положения еще очень далеко. Так, в соответствии с действующими нормативными документами негосударственные вузы не допускаются к участию в конкурсах НИУ (хотя показывают результаты не хуже тех, что финансово обласканы государством), в конкурсах по постановлениям Правительства РФ № 218, 219 и т.д. Хотелось бы, чтобы вместе с реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ» наши внутренние нормативные акты наконец-то позволили реально ввести в практику понятие аккредитованного учебного заведения взамен фактически существующего - «государственного».

Сравним два сектора высшего образо-

вания по ресурсным возможностям. Если государственные вузы имеют более 50 млн. кв. м площадей в оперативном управлении, то негосударственный сектор -около 2 млн. кв. м в собственности и несколько млн. кв. м в аренде. При этом негосударственные вузы оплачивают каждый метр, а государство поощряет выделением площадей лишь государственные вузы. Отмена льгот по налогообложению привела к прямому изъятию из бюджетов НОУ ВПО значительных средств, предназначенных для совершенствования образовательного процесса. Если в отношении государственных образовательных учреждений проблема с налогами на имущество и пользование земельными участками была решена, то негосударственные образовательные учреждения вынуждены изыскивать средства для уплаты налогов за счет сокращения расходов на внутренние программы развития. В наиболее сложном положении оказались вузы первого кластера, которые затратили значительные средства на создание соб-

ственной материально-технической базы, и вузы, стремящиеся к модернизации. Государство, компенсируя налоговые траты ГОУ ВПО, не только устанавливает неконкурентные «правила игры» в российском образовательном пространстве, но и, по сути, становится на сторону одного из участников.

При проведении мониторинга и определении рейтингов вузов сложилась практика сопоставлять несопоставимое, а именно негосударственные вузы, имеющие в качестве финансового источника только средства домохозяйств, с федеральными и исследовательскими вузами, которым государство оказывает значительную финансовую помощь. На рис. 2 приведены базовые характеристики вузов (данные сайта STRF от 12.09.2012). Анализируя таблицу, можно сделать вывод о том, что эффективность использования ресурсов в негосударственных вузах намного выше. Из чего это следует? Проведенный Минобрнауки мониторинг деятельности вузов показал, что де-

Базовые характеристики вузов

Количество студентов Количество ППС Общий бюджет, млн. руб В т.ч. внебюджет, млн. руб Внебюджет в бюджете

ФУ (от-до) 7001 -29721 907 - 3546 1598 - 8411 395 - 2138 ~ 25%

Среднее по классическим вузам РФ (2010) 14992 1041 1716 609 35%

Среднее по техническим вузам РФ (2010) 6213 674 1110 498 45%

Среднее по НИУ (2011) 11248 1282 3139 1470 47%

Негосударственные вузы 3500 220 320 317 99%

Рис. 2

Распределение негосударственных вузов по стоимости обучения

0-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100 более

100 тыс.

Рис. 3 руб.

сятки негосударственных вузов показали результаты, не уступающие вузам госсектора. Поскольку эти вузы многие годы не имели государственной поддержки, эффективность их деятельности, соответственно, выше [1].

Профессорско-преподавательский состав НОУ ВПО не получает дополнительного финансирования со стороны государства для оплаты труда докторов и кандидатов наук, хотя формально ППС российских образовательных секторов имеет равные права. Следует подчеркнуть, что подобная ситуация становится просто недопустимой в условиях вступления России в ВТО - организацию, не допускающую дискриминации организаций по форме учредительства.

Меры, предпринятые в 2012 г. в виде допуска негосударственных вузов к распределению бюджетных мест, являются только началом становления подлинно конкурентных отношений в сфере образования. Чтобы этот процесс не остановился, необходимо разработать и принять программу развития негосударственного сектора образования, в которой был бы учтен зару-

бежный опыт поддержки негосударственного сектора.

Стоимость образовательных услуг. В 90-е годы прошлого века, когда негосударственные вузы только становились на ноги, стоимость обучения в них, как правило, существенно уступала аналогичным показателям государственного сектора. Со временем разница в оплате стоимости образовательных услуг значительно уменьшилась. Сейчас показатели стоимости обучения в государственных и негосударственных вузах в целом сопоставимы. Из приведенных на рис. 3 данных видно, что медиальные значения стоимости обучения в негосударственных вузах меньше, чем 60 000 рублей в год - это показатель оплаты за студента при получении бюджетного набора. Требование Минобрнауки поднять стоимость платного обучения не ниже, чем показатели бюджета, привело к тому, что в 2012 г. несколько десятков негосударственных вузов не стали участвовать в конкурсе на распределение контрольных цифр приема: вероятность получения бюджетной поддержки была неясна, а в случае резкого увеличения стоимости обучения вуз мог

вообще остаться без набора. Это главная причина того, что из проявлявших интерес 220 негосударственных вузов подали документы на получение КЦП только 87, а получили бюджетное финансирование лишь 54. При этом необходимо отметить, что все государственные вузы, участвовавшие в конкурсе, получили бюджетные средства.

Проблема финансовой устойчивости негосударственных вузов и ранее была очень актуальной, а в последнее время в связи с фактическим вхождением в демографическую яму она сильно обострилась. Так, несколько десятков негосударственных вузов испытывают существенные трудности с формированием контингента обучающихся на первых курсах, а в целом ряде случаев занятия на первых курсах на дневной форме обучения не проводятся по причине отсутствия обучающихся.

В связи с этим остро стоит проблема введения показателя финансовой устойчивости негосударственного вуза. Предполагается, что этот показатель даст возможность довести до конца обучение зачисленных в вуз абитуриентов на бюджетной или небюджетной основе в случае,если набор обучающихся на учебу по каким-либо причинам прекратится. Для негосударственного сектора этот показатель означает, что у вуза (или его учредителей) есть ликвидные ресурсы в виде недвижимости, доходов от эндаумента, достаточные для выполнения им договорных обязательств.

Перспективы развития негосударственного сектора

После вступления в ВТО и принятия закона «Об образовании в Российской Федерации » в системе профессионального образования должны установиться конкурентные отношения. Для этого необходимо решить задачу установления равноправия для вузов разной формы учредительства. В этом направлении государством предприняты некоторые шаги.

Из доклада на заседании Государствен-

ного совета «О развитии образования в Российской Федерации» (24 марта 2006 г.): «Обеспечение равнодоступности вузов разной формы учредительства к государственным ресурсам их участия в подготовке специалистов по госзаказу, в открытых конкурсах НИР и конкурсах на получение грантов».

Из доклада на заседании Государственного совета Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации (2012 г.): «Для формирования конкурентной среды и полноценного использования всего потенциала системы профессионального образования с целью максимального удовлетворения потребностей работодателей и граждан в качественном образовании важно обеспечить, исходя из показателей эффективности и качества, равноправие участников образовательного процесса профессиональной школы, равнодоступность образовательных учреждений любой формы учредительства к государственным ресурсам. Это требует изменения принципов распределения бюджетного финансирования на основе госзадания, в том числе на уровне совершенствования законодательства».

Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: «Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию ».

Принимаемые в последние годы политические решения позволяют надеяться, что тренд развития нашего образования будет соответствовать мировому, а не противоречить ему, как было, к сожалению, до последнего времени.

На рис. 4 показаны среднемировые тенденции вложения финансовых ресурсов в развитие различных секторов образования.

государственный и негосударственный секторы (все страны)

по данным Мирового Банка

Государственный сектор

100

90

80

70

60

1- и 50

си

СП 40

I

^

СЕ 30

о 20

10

0

-1-------Россия-:-1—

1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 ¿014 2016

Рис. 4

Отчетливо видно, что темпы роста финансовых вложений в негосударственный сектор в мире существенно выше, чем в государственный. Это объясняется прежде всего тем, что отдача от вложения ресурсов в негосударственный сектор, как правило, значительно выше: топовые части мировых рейтингов представлены в основном негосударственными вузами (до 85-90% в целом ряде рейтингов).

Рассмотрим наиболее вероятные пути развития негосударственных вузов.

• Дополнительное образование. Эта ниша во многих странах (особенно постсоциалистических) занята именно негосударственными вузами. В нашей стране есть все предпосылки для более активного развития негосударственного сектора в этой области.

• Корпоративные университеты. Уже сейчас более 20 вузов являются составными частями крупных корпораций.

• Внедрение современных технологий - опережающее по сравнению с государственными вузами. Конкурентная среда за-

ставляет негосударственные вузы создавать УМК более высокого качества, использовать электронное обучение.

— Тесное взаимодействие с бизнесом и создание частных вузов мирового уровня. Отсутствие реального равноправия государственных и негосударственных вузов сдерживает этот процесс, а реализация положений нового закона об образовании позволит его запустить.

— Развитие среднего профобразования в учебных заведениях при вузах. Многие негосударственные вузы имеют свои колледжи и школы, что позволяет внедрять современные разработки и иметь реальную подпитку от среднего образования.

— Интеграция с зарубежными университетами. Многие негосударственные вузы имеют интересные предложения от известных университетов о создании их филиалов и представительств в нашей стране. При отсутствии поддержки со стороны государства это реальный путь получения вполне конкурентоспособного образовательного продукта. Например, институт менедж-

мента «ЛИНК», позиционировавший себя вначале как подразделение «British open University», в настоящее время оказывает все более сильное влияние на метрополию, поскольку привлекает сильный профессорский состав.

— Интеграция и объединение вузов с целью создания консорциумов, холдингов как более конкурентоспособных типов организаций. Негосударственный сектор образования должен следовать тренду государственных вузов на укрупнение и повышение конкурентоспособности как на отечественном, так и на мировом уровне, с тем чтобы вузы превращались в кластеры постиндустриальной экономики [2].

Опыт показывает, что большинство вузов топовой части ведущих мировых рейтингов - это образовательные консорциумы (холдинги). Наиболее яркий пример -Стэнфорд, объединяющий собственно вуз и большое количество научно-инновационных предприятий. Наш Физтех (МФТИ), по численности студентов примерно равный Стэнфорду, уступает ему по показателям развитости материально-технической базы на порядок! Если бы законодательно в нашей стране можно было создавать образовательные консорциумы, то многие учебные заведения и НИИ могли бы позицио-

нироваться под единым брендом, что в разы повысило бы их шансы оказаться в числе лидеров. Наши столичные университеты, по существу, являются консорциумами, так как многие их структурные подразделения являются юридическими лицами по доверенности. На наш взгляд, давно пора решить этупроблему, а не рисовать в образовательном пространстве «священных коров».

Для негосударственных вузов эта проблема также является очень острой, а ее решение даст возможность эффективно объединять ресурсы нескольких учебных заведений, а это, в свою очередь, позволит создать в отечественной системе образования активно развивающийся частный сектор образования, оказывающий благотворное влияние на конкурентоспособность всей отечественной системы образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Минаев В.А., Шабанов Г.А. Мониторинг

вузов: работа над ошибками // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 5-10.

2. Лобанова Е.В, Шабанов Г.А. Становле-

ние вузов как центров инноваций // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 15-20.

ZERNOV V.A. NON-GOVERNMENTAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF RUSSIA: MODERN STATE, TENDENCIES AND PERSPECTIVES

The paper of the chairman of the Association of non-governmental higher educational establishments of Russia discusses the modern state of the non-governmental sector of higher education, its structure and the basic indexes. The topical problems of non-governmental HEIs are analyzed, the main ways to solve them are offered, and the perspectives of their development are outlined.

Keywords: educational service, non-governmental higher educational establishment, nongovernmental sector of higher education, budgetary financing, indexes of non-governmental higher education sector

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.