Научная статья на тему 'Становление и развитие негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в РФ'

Становление и развитие негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВПО / REFORM OF THE EDUCATION SYSTEM / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВУЗОВ РОССИИ / FACTORS OF NONGOVERNMENTAL SECTOR UNIVERSITIES IN RUSSIA / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / NONGOVERNMENTAL SECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ан Юлия Николаевна

Статья посвящена проблемам становления и развития негосударственного сектора российской системы высшего профессионального образования. Особое внимание автор уделяет политическим, историческим и социально экономическим факторам развития негосударственных вузов и выполняемым ими социально экономическим функциям. В статье определено влияние на функционирование негосударственных вузов реформ, связанных с переходом системы высшего образования России на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, выявляются положительные и отрицательные стороны этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF NONGOVERNMENTAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

The article investigates the formation and development of the nongovernmental sector of the Russian higher education system. Special attention is paid to the political, historical and socio-economic factors and the development of nongovernmental universities directly with their socio-economic functions. The author examines the influence on the functioning of the private universities reforms associated with the transition of Russian higher education system for the implementation of the federal state educational standards, identifies positive and negative aspects of this process

Текст научной работы на тему «Становление и развитие негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в РФ»

УДК 378.1© Ю. Н. Ан

Ю. Н. Ан

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Статья посвящена проблемам становления и развития негосударственного сектора российской системы высшего профессионального образования. Особое внимание автор уделяет политическим, историческим и социально-экономическим факторам развития негосударственных вузов и выполняемым ими социально-экономическим функциям. В статье определено влияние на функционирование негосударственных вузов реформ, связанных с переходом системы высшего образования России на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, выявляются положительные и отрицательные стороны этого процесса.

Ключевые слова: негосударственный сектор ВПО, негосударственный вуз, факторы формирования негосударственного сектора вузов России, реформирование системы образования.

Раздел IV

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Повышение мобильности человеческих ресурсов, существенные изменения требований к содержанию и методам профессионального обучения объективно требуют расширения возможностей личности на рынке образовательных услуг. В данных условиях возрастает роль негосударственного сектора высшего профессионального образования, обеспечивающего широкий выбор образовательных программ и карьерных перспектив для населения. По официальным данным за последние годы отмечен высокий темп роста негосударственного сектора ВПО, но в 2012-2014 гг. количество негосударственных вузов (и их филиалов) несколько сократилось. Однако, противоречивые взгляды на деятельность негосударственных вузов последнего периода времени не должны ставить под сомнение важность реализуемых ими социально-экономических функЦийалом становления и развития негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в РФ являются девяностые годы ХХ века, чему предшествовало проведение экономических реформ и переход на экономические методы управления [7 с. 115].

Основные принципы данных реформ были определены Всероссийским съездом работников народного образования в декабре 1989 года:

■ демократизация,

■ многовариантность и многоуклад-ность образования,

■ открытость инновациям

■ регионализация образовательных систем с учётом национальных особенностей в многонациональной стране,

■ разнообразие и дифференциация форм образования,

■ гуманизация содержания образования,

■ непрерывность обучения,

■ развивающийся и деятельностный характер образования.

Предпосылками для развития негосударственного образования стали, происходящие в экономике и в государстве в целом радикальные либеральные реформы в 19911992 годах, которые привели и к изменениям в системе образования. Преобразования в системе высшего образования, создание частных вузов обусловлено разгосударствлением экономики, ликвидацией монополии государства во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании, появлением рыночных структур, развитием конкуренции и т.д.

Понятие «негосударственные образовательные учреждения» было легитимизировано в инициированном Министерством образования Указе №1 Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 11июля 1991 г. В п.1 ст. 1 данного указа, правительству было поручено «разработать и представить

до конца 1991 г. на утверждение Верховного Совета РСФСР Государственную программу развития образования в РСФСР, предусмотрев в программе создание негосударственных образовательных учреждений» [4].

Создание и функционирование образовательных учреждений разных организационно-правовых с юридической точки было определено принятым Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 и Конституцией РФ принятой12.12.1993г. [1, 2].

В Законе «Об образовании» впервые были введены понятия «негосударственные образовательные учреждения» и «свобода и плюрализм в образовании», как важнейший принцип государственной политики в области образования [2].

Период становления и развития негосударственных вузов сопровождался попытками дальнейшего реформирования негосударственного образования, хотя ни одни из предлагаемых концепций и проектов не были приняты и утверждены.

Среди из наиболее известных, следует отметить авторский проект «Концепция раз-

вития негосударственного образования в России» под руководством депутата Государственной думы Федерального собрания РФ Л. В. Бабух (1994 г.) и «модель российской системы высшего образования», представленную В. Г. Кинелевым на заседании итоговой коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ (1996 г.). По его мнению, данную модель «можно образно представить в виде мощного ядра государственных вузов, окруженного тонкой, но динамичной оболочкой негосударственных высших учебных заведений, которые в силу своей специфики будут определять вектор перспективных направлений для государственных вузов, а последние, в свою очередь инициировать повышение качества подготовки в негосударственных» [13, с. 76].

В 1991 г. в России было зарегистрировано 45 негосударственных вузов, в 1992 г. -92, в 1993 г. - 78, а в 2004 г. - 392 (рис. 1) [11].

1200 1000 800 600 400 200 0

Гч[ ГГ> иэ Г-- ОС о I ГЧ| т

СП С1 СП си СП с\ С1 С1 о о о о О

1 ГЧ1 т Ц5 03 о гм о Г-н Гч| (П

СП СП сп и\ СП о о О о

а% а% а% а% а% СП СП СП СП о о о о

1ГН *—1 1ГН

я Я

519

м

535 548 "

553

569

573

578 580-.9060

93 78

15, 193 2« 302 334 349 35

702165!

381 38

654

т

392

■ Государственные и муниципальные высшие учебные заведения

■ Негосударственные высшие учебные заведения

Рис. 1. Динамика количества государственных и негосударственных вузов в России (1991-2004 гг.)

С 1992 г. наблюдается рост числа негосударственных образовательных учреждений получивших лицензию на оказание образовательных услуг, с 1995 г. темпы роста несколько замедлились, но в связи с установлением ограничения приема студентов в государственные и муниципальные вузы на коммерческой основе, негосударственные образовательные учреждения вновь стали

активно создаваться.

Следует отметить, что не последнюю роль в организации негосударственных вузов стали играть государственные высшие учебные заведения.

В период с 1998 г. по 2004 г. темпы роста числа негосударственных вузов сократилось. Высшие учебные заведения России на данном этапе развития с точки зрения

особенностей функционирования можно условно разделить на три группы:

1. государственные вузы, ориентированные на обучение по специальностям, приносящим прибыль (экономическим, управленческим, юридическим), которые зарабатывали, используя государственные ресурсы, сдавая свои площади и общежития, в аренду. Аналогичная тенденция реже, но наблюдалась в технических и естественнонаучных вузах [10, с. 103].

2. государственные вузы, которые продолжали работать, как в советское время. Отсутствие финансирования и амортизационных отчислений привело к негативным последствиям состояния их материально-технической базы. Так, доля неоплаченных долгов по коммунальным платежам в общем финансировании вузов по состоянию на 1997 г. составила 13 процентов [7, с. 114]. Но руководство вузов продолжало бездействовать, надеясь на государство.

3. вузы, которые максимально используя возможности новых экономических условий, двинулись вперёд в своём развитии, привлекая работодателей, сотрудничая с зарубежными университетами, открывая новые направления и формы обучения. Желание стать «вузом завтрашнего дня», напрямую зависело от личности, амбиций и влияния ректора в разных сферах. К данной группе относятся и появившиеся негосударственные вузы, данные учебные заведения стали активно внедрять и использовать такие новые формы обучения, как электронную и дистанционную.

Становление и развитие в России высшего негосударственного образования обусловлено рядом политических, исторических и социально-экономических факторов, к которым относятся:

■ переход от командно -административной экономики к рыночной, разгосударствление собственности, и как следствие вхождение образовательных учреждений в рыночные отношения, когда образовательная услуга становится товаром на рынке услуг;

■ принятие законов, позволяющих создание высших учебных заведений в различных формах собственности;

■ недостаточная гибкость государственной системы образования и медленная реакция на изменения социально-

экономической ситуации в стране;

■ предоставление хозяйствующим субъектам возможности выбора сферы предпринимательства во всех сферах деятельности;

■ кризисные явления в государственной вузовской системе, обусловленные сокращением субсидирования системы образования, что побудило вузы к поиску других источников финансирования;

■ возникновение потребности у некоторых групп населения на создание образовательных учреждений, отвечающих их интересам;

■ рост спроса на отдельные виды специальностей, направления высшего образования и виды образовательных услуг;

■ невозможность обеспечения в необходимой мере, удовлетворения растущих потребностей населения в получении образования в связи с ограниченностью финансирования сферы образования за счет бюджетных источников;

■ предоставление индивидам возможности выбора путей получения соответствующего образования и квалификации в соответствии с собственными возможностями, склонностями и интересами;

■ появление у педагогов возможности реализовать свои профессиональные навыки и творческие интересы за рамками государственной системы образования;

■ стремление некоторой части педагогов к получению дополнительного заработка в рамках негосударственного образования [9].

Таким образом, переход к рыночным отношениям, появление возможности предоставлять образовательные услуги на коммерческой основе, стало ответом на запросы в таких услугах труда, которые основываются не только на профессиональных навыках, но и на индивидуализированных знаниях (интеллектуальная собственность), отправной точкой развития негосударственного сектора высших учебных заведений.

Рассматривая дальнейшее развитие деятельности негосударственных вузов, следует отметить, что в период с 2005 года по 2010 их число продолжало расти (Рис. 2) [11]. Аналогичная ситуация характерна и для государственного сектора высшего образования.

655 560 ^58 560 ;562 553 ;534

41» 430 450 474 452 462 446 437

I Государственные и муниципальные высшие учебные заведения

I Негосударственные высшие учебные заведения

^ .<$> ^ л*

<А>\ <л\ ^ Л* Л

Рис. 2. Динамика количества государственных и негосударственных вузов в России (2005-2014 гг.)

В 2011—2012 учебном году в России действовало 446 негосударственных вузов, где проходили обучение свыше миллиона студентов. Данные показатели свидетельствуют о том, что негосударственные образовательные учреждения являются неотъемлемой частью системы образования, создают дополнительные стимулы ее развития, обеспечивая выполнение важных общегосударственных задач:

■ позволяют значительной части абитуриентов, не поступивших в государственные вузы, получить высшее образование;

■ являются базой для развития экспе-рементальных площадок;

■ обеспечивают выполнение государственного стандарта образования;

■ создают возможность продолжать осуществлять деятельность в образовательной высококвалифицированным специалистам;

■ создают условия для привлечения дополнительных инвестиции в сферу образования;

■ содействуют интеграции образования с реальным сектором экономики, необходимой для решения социально-экономических проблем регионов, государства и другие.

Начиная с 2012 года прослеживается тенденция сокращения числа, как негосударственных, так и государственных вузов. Во многом данный факт объясняется реформами, проводимыми Министерством образования и науки России в сфере высшего

образования, которые направлены на повышение качества образовательных услуг и сокращение количества вузов, путем ликвидации и реорганизации неэффективных.

Специалисты и политики последние несколько лет не раз говорили о необходимости сокращения количества высших учебных заведений. Среди основных причин сокращения указывался низкий уровень преподавания, резкое снижение числа студентов в связи с демографическим кризисом в России и несоответствие существующей системы образования потребностям рынка труда [6, с. 56].

Данные реформы связаны с переходом системы высшего образования России на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с чем, возникла необходимость в проведении оценки содержания, качества и темпов работы вузов по выполнению условий обучения в соответствии с ФГОС. Департаментом развития профессионального образования Министерства образования и науки РФ в

2011 году было инициировано проведение мониторинга эффективности внедрения ФГОС.

Первые два этапа мониторинга в подведомственных министерству вузах прошли в период с октября 2011 года по сентябрь

2012 года.

Результаты первого мониторинга показали, что значительная часть вузов не готова эффективно использовать полученную

«свободу:

■ Так в более чем в 90 процентов учебных заведений за основу ООП были взяты ПООП; профили мало связаны с потребностями рынка труда, чаще всего - это бывшие «специальности», формирование профилей было осуществлено под имеющиеся кафедры или конкретных персон.

■ В большинстве вузов переход к подготовке по уровням ВПО исполнен формально (за счет уплотнения прежних пятилетних программ специалистов в четырехлетние бакалаврские).

■ В значительной части вузов обнаружен формальный подход к привлечению работодателей к разработке и реализации ООП, лишь некоторые вузы в основном НИУ развивают системный подход при взаимодействии с работодателями и т.д.

По результатам первого мониторинга 41 вуз из 70 (58,57 процентов) негосударственных вузов и 55 филиалов из 97 (56,7 процентов) имели признаки неэффективности. При этом большая часть негосударственных вузов (376 вузов и 564 филиала) не принимала участие в мониторинге. Критерии оценки, пороговые значения показателей эффективности негосударственных вузов и их филиалов были такими же, как и для государственных вузов и филиалов. После принятия Закона «Об образовании в Российской Федерации» участие в мониторинге стало для всех вузов обязательным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка содержания, качества и темпов работы вузов осуществлялась по следующим показателям:

I. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение).

II. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчете на одного НПР.

III. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент).

IV. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР.

V. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.

Уже в 2013 г. к указанным выше критериям был добавлен еще один: трудоустройство выпускников - удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в вузе, в общем числе выпускников. Кроме того, в целях учета специфики вуза и получения более объективных результатов, были выделены в особые группы военные, медицинские, сельскохозяйственные, творческие, спортивные и транспортные высшие учебные заведения.

Результаты мониторинга 2013 года определили вузы, имеющие «признаки неэффективности»: среди государственных - 7,5 процентов среди негосударственных - более 35 процентов.

Согласно, методике расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, в 2014 году для выявления эффективности вузов и филиалов были применены девять основных показателей, 7 из которых применялись в 2013 году и два новых: дополнительный показатель для филиалов - «Контингент студентов» и отдельный пункт «Дополнительные показатели образовательных организаций», для преподавателей военно-профессиональных и специальных дисциплин. Девятым критерием стал «Кадровый состав», который учитывает долю научно-педагогических работников в общем составе штата вуза, которые имеют ученые степени (Таблица).

Таблица

Показатели мониторинга эффективности образовательных организаций _высшего образования_

Год Показатели

2012 I. Образовательная деятельность

II. Научно-исследовательская деятельность

III. Международная деятельность

IV. Финансово-экономическая деятельность

V. Инфраструктура

2013 VI. Показатель для вузов (трудоустройство студентов)

2014 VII. Показатель для филиалов (контингент)

VII. Дополнительные показатели образовательных организаций»

IX. Кадровый состав»

Мониторинг вузов в 2014 году проходил в три этапа:

Первый этап - с 17 марта 2014 года -сбор данных вузов и филиалов Министерством образования и науки РФ

Второй этап - с 19 по 23 мая 2014 года -заседания рабочих групп МВК, анализ данных, собранных в ходе первого этапа и представление предложений для межведомственной комиссии: какие вузы и филиалы:

■ следует признать эффективными,

■ необходимо оптимизировать

■ подлежат реорганизации.

Третий этап - 3 июня 2014 года - заседание межведомственной комиссии с участием парламентариев, представителей министерств и ведомств и ректорского сообщества и подведение итогов.

По результатам мониторинга 2014 года более чем тысячи вузов было рекомендовано повысить свою эффективность. При этом по итогам заседаний рабочих групп были подготовлены рекомендации межведомственной комиссии с указанием необходимости реорганизации 8 государственных и муниципальных вузов и 206 филиалов, а также 85 негосударственных вузов и 226 филиалов.

Но приняв во внимание специфику вузов, важность их для регионов, мнение работодателей и другие факторы, было рекомендовано считать нецелесообразной реорганизацию 46 государственных и муниципальных вузов и 172 филиалов, 26 негосударственных вузов и 7 филиалов.

Следует отметить, что процедура мониторинга и ряд показателей вызывают критику со стороны участников мониторинга,

которые отмечают, что он из года в год становится менее прозрачным, дестабилизирует деятельность вузов и системы образования.

За последние несколько лет количество негосударственных вузов (особенно их филиалов) сократилась, в том числе и на основании мониторинга. Конечно, нельзя не отметить, что идея повышения качества вузов в России правильная, но она в некотором смысле подменяется другой - сокращением их количества и прежде всего негосударственных учебных заведений. Бесспорно, что есть в РФ вузы, которые работают некачественно и которые следует закрыть, но главной целью проводимой реформы должно быть не сокращение вузов, а укрепление, повышение качества образования, усиление материальной базы, внедрение новых методов и технологий обучения и осуществление подготовки студентов запрашиваемых рынком труда.

Существующие противоречивые взгляды на развитие системы высшего образования не должны ставить под сомнение важность реализуемых социально-экономических функций негосударственными вузами.

Современный этап развития системы негосударственного сектора высшего образования в современной России происходит в непростых условиях. Основные трудности, с которыми сталкиваются негосударственные вузы можно свести к следующим положениям:

1. Отсутствие бюджетного финансирования. Но, во-первых, негосударственные вузы изначально не могли рассчиты-

вать на бюджетное финансирование, а во-вторых, начиная с 2012 года, впервые был проведен эксперимент - по результатам открытого публичного конкурса Министерство образования и науки РФ стало распределять бюджетные места не только среди государственных, но и среди негосударственных вузов. В том же году в конкурсе приняли участие 313 государственных и 85 негосударственных вузов.

Победителями конкурса, получившими бюджетные места, стали 54 негосударственных вуза, 18 из которых московские. Министерство образования и науки РФ впервые выделило КЦП (бюджетные места) 4624 места, на которые были приняты 3924 студента. В 2013 году общее количество бюджетных мест для частных вузов сократилось до 2105 мест. Несмотря заявления Министерства образования и науки о том, что результаты мониторинга эффективности будут приниматься во внимание при распределении контрольных цифр, не все негосударственные вузы, признанные эффективными получили бюджетные места. Среди омских вузов, можно отметить Омскую юридическую академии, которая была признана эффективной и получила 27 бюджетных мест и Омский экономический институт, который также был признан эффективным, но бюджетных мест не получил.

2. Негативное влияние сложившихся стереотипов общественного сознания образом повлияли на развитие негосударственных вузов. Значительная часть населения была, и сейчас убеждена, что негосударственные вузы неспособны дать молодежи достойный уровень образования вследствие низкого качества профессорско-преподавательского состава, их низкой мотивации к долгосрочной занятости, отсутствия должного материально-технического обеспечения и т. д. В итоге в обществе бытует представление о негосударственных

вузах как об «офисах по продаже дипломов».

3. Сильная оппозиция со стороны государственных вузов.

Но, несмотря, на указанные трудности, негосударственный сектор высшего профессионального образования по мере своего развития активно выполняет целый ряд важных социальных функций:

1) диверсификационная, состоит в способности негосударственных вузов значительно расширить возможности личности в получении образования, обеспечении свободы выбора на рынке образовательных услуг;

2) инновационная, предполагает осуществление комплекса мер по повышению качества образования, его инновационного характера;

3) конкурентная, заключается в содействии развития конкурентных отношений в сфере высшего образования;

4) интеграционная, означает укрепление связей между системой образования, рынком труда, различными структурами власти и обществом;

5) кадровая, обеспечивающая закрепление в научно-образовательной сфере перспективных кадров с помощью новых форм мотивации.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования в России негосударственные вузы должны быть ее полноправными составляющими, а позиция государства должна заключаться в создании условий, чтобы аккредитованные негосударственные вузы, как и государственные, осуществляли деятельность с учетом государственных стандартов, на одном уровне и не имели принципиальных отличий по качеству образования. Более разумным является деление вузов не на государственные и негосударственные, а на сильные и слабые.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»// Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Правовая справочно-

информационная система «Консультант Плюс».

4. Указ Президента РСФСР от 11.07.1991 № 1 (ред. от 25.02.2003) «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

5. Адриан, Ж. Белая книга российского образования [Текст] / Ж. Адриан, М. Л. Агранович, А. Г. Каспржак и др. - М, ТАСИС, 2000. - 344 с.

6. Ан, Ю. Н. Причины обострения конфликтов в условиях реформирования системы высшего образования [Текст] / Ю. Н. Ан // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - №4(8). - С. 87-91.

7. Киселев А. Ф. Новейшая история отечества. XX век: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. [Текст] / А. Ф. Киселёв, Э. М. Щагин. - М.: ВЛАДОС, 1999. Т. 2. - 357 с.

8. Ковалев В. А. Система профессиональной подготовки в России и Великобритании [Текст] / Ковалев В.А // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 2, - С. 99-105.

9. Литова Т.С. Социокультурные факторы формирования негосударственного сектора вузов России в 90-е годы XX - начало XXI века // Учёные записки Курского госуниверситета: электронный журнал. - 2011. - № 3. - Т1. - Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/020-010.pdf.

10. Неуважаева, М. А. Институциональные условия формирования негосударственных вузов в Росси [Текст] / М. А. Неуважаева // Экономическая социология. - 2012.- Т. 13. - № 5. - С.102-128.

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru, свободный.

12. Пузина Н. В. Анализ научной активности преподавателей омских вузов [Текст] / Н. В. Пузина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. -№2(10). - С. 99-104.

13. Региональная политика Российской Федерации в области образования [Текст]. -Вып. и. - Саранск, 1999. - С. 286.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF NONGOVERNMENTAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Y.N. An,

senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. The article investigates the formation and development of the nongovernmental sector of the Russian higher education system. Special attention is paid to the political, historical and socio-economic factors and the development of nongovernmental universities directly with their socio-economic functions. The author examines the influence on the functioning of the private universities reforms associated with the transition of Russian higher education system for the implementation of the federal state educational standards, identifies positive and negative aspects of this process.

Keywords: nongovernmental sector, factors of nongovernmental sector universities in Russia, the reform of the education system.

Сведения об авторе:

Ан Юлия Николаевна - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 26.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.