Научная статья на тему 'Взаимодействие негосударственного вуза с органами власти и бизнес-сообществом: к разработке модели социального партнёрства'

Взаимодействие негосударственного вуза с органами власти и бизнес-сообществом: к разработке модели социального партнёрства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Татьяна Дмитриевна

В статье рассматриваются методические подходы разработки модели взаимодействия негосударственных вузов с местными органами государственной власти и бизнес-сообществом в системе социального партнерства. Этот вопрос является актуальным для России, когда развитие высшего образования, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, невозможно без многопланового сотрудничества с региональным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие негосударственного вуза с органами власти и бизнес-сообществом: к разработке модели социального партнёрства»

T.D. Vaganova

Cooperation of the non-governmental Institute of higher education with the organs of authority and the business-association: to the development of

the model of social partnership

This article is devoted to methodical approach of the developing of cooperation model between the non-governmental Institutes of high education and the regional government bodies and business-association in the system of social partnership. This question is actual for Russia when the developing of education is impossible without multilateral cooperation with the regional community especially under the conditions of financial crisis.

Keywords: social partnership, high vocational education, nongovernmental Institutes of high education, social effect, regional social-economy strategy.

Ваганова Татьяна Дмитриевна - ректор Дальневосточного института международных отношений (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 43 76 21

Взаимодействие негосударственного вуза с органами власти и бизнес-

сообществом: к разработке модели социального партнёрства

В статье рассматриваются методические подходы разработки модели взаимодействия негосударственных вузов с местными органами государственной власти и бизнес-сообществом в системе социального партнерства. Этот вопрос является актуальным для России, когда развитие высшего образования, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, невозможно без многопланового сотрудничества с региональным сообществом.

Ключевые слова: социальное партнерство, высшее профессиональное образование, негосударственный вуз, социальный эффект, региональная социально-экономическая стратегия.

Переход от традиционного индустриального образования к постиндустриальному при формировании экономики нового типа -экономики знаний - в России, в целом, повторяет то, что происходило в свое время в развитых странах - появление и резкий рост доли платного образования. Сейчас во всем мире наблюдается переход к инвестированию негосударственного сектора в связи с развитием государственно-частного партнерства. В образовании это привело к тому, что граждане начали оплачивать высшее образование самостоятельно.

Если до середины 80-х годов ХХ века высшее образование в мире считалось общественной услугой, оказываемой, в основном, государством, то уже в 90-х годах ХХ в. резко расширился сегмент негосударственных вузов.

Так, в России только 16% студентов обучаются в негосударственных вузах, в Корее - 84%, США - 32%, Японии - 76%, Индии - 75% [1].

На местном («первичном», низовом) уровне в качестве субъектов социального партнерства чаще всего выступают конкретные образовательные учреждения, специалисты разных государственных служб местного населения (этнические, религиозные, возрастные), активисты общественных организаций. На этом уровне типичным является двухстороннее взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеучебных), распределении ответственности и координации партнеров. Сейчас в Хабаровском крае Министерством высшего профессионального образования выделена задача создания попечительских советов в вузах.

Рис. 1. Модель социального партнерства негосударственного вуза

Чем выше уровень, тем заметнее координирующая функция партнерства. Она требует уже более высокой управленческой, юридической и финансовой квалификации участников, согласования с программами развития отраслей локальной экономики или местного социума в целом. В этом случае возникают более стабильные координационные органы партнерства. Предметом координации чаще становятся программы деятельности партнеров, распределение ресурсов, выделяемых на цели образования, проработка концепций (качество образования, социальная поддержка института семьи, безопасность внутри сообщества, социальные гарантии молодежи в сфере занятости и др.). Таким документом может быть Положение о Региональном консультативном совете по социальному партнерству, задачи которого рассмотрены далее. На рис. 1 представлена предлагаемая модель социального партнерства негосударственного вуза.

Для России, выстраивающей рыночные отношения, влияние высшего образования на жизнь российского общества все больше определяется стратегией взаимодействия между вузами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственного и местного управления и самоуправления, с другой. Вместе с тем, по мнению Российского союза ректоров (РСР), «... начиная с сентября 2008 года, в условиях глобального финансово-экономического кризиса происходит определенная корректировка позиций бизнеса по отдельным проектам, а в концептуальном отношении сотрудничество с высшей школой осуществляется со сложно прогнозируемой динамикой» [2, с. 68].

Обращения к проблеме взаимодействия вузов с региональными сообществами в программных документах общественных организаций (например, РСПП, Союз работодателей) чаще носят общий постановочный характер. Объективная трудность состоит в том, что сами региональные сообщества, частью которых выступают вузы, переживают глубокие изменения внутренних структур, механизмов и норм взаимодействий, сопровождающихся сдвигами в экономической и правовой сферах жизни сообществ, в целеполагании регионального развития. От этих взаимодействий, носящих ярко выраженный социальный характер, во многом зависит восприятие сообществом миссии вузов и их эффективности, их ресурсное обеспечение и др. Это и требует рассмотрения проблемы социального взаимодействия вузов с региональным сообществом.

В действительности социальное взаимодействие вузов с региональным сообществом многопланово. В нем сочетаются публичные и непубличные, спонтанные и планируемые действия субъектов, а конечные результаты могут носить как непосредственный, так и отлаженный во времени характер.

В России о достижении социального эффекта партнерства пока говорить не приходится. Здесь, как это было и за рубежом, становление социального партнерства в образовании займет не одно десятилетие, но общество заинтересовано в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс.

Зарубежный опыт социального партнерства не универсален, поэтому необходим его более глубокий социальный и историко-сравнительный анализ. Большое разнообразие ситуаций в современной России требует привязки любой научно-практической разработки к условиям региональных и локальных сообществ [3].

Одними из конкретных направлений сотрудничества вузов с бизнесом могут быть:

- разработка совместных проектов вузов и бизнеса в области высоких технологий и инноваций, внедрение которых будет способствовать сокращению затрат на производство продукции, а если речь идет о новой продукции - удовлетворению определенных потребностей экономики. Именно такие проекты требуют целевой поддержки, концентрации финансовых ресурсов и соответствующего кадрового сопровождения;

- разработка программ опережающего кадрового обеспечения процессов технологического перевооружения различных сфер промышленного производства и инновационного развития регионов;

- оперативная разработка и внедрение качественно новых форм и программ переподготовки и повышения квалификации специалистов для их адаптации к условиям экономики;

- активизация механизмов целевой контрактной подготовки студентов на основе совместных юридически оформленных соглашений с бизнес-структурами, в рамках которых предусматриваются вариативность и модульность учебных планов, чтение специальных прикладных курсов специалистами-практиками, внедрение современных форм практики, таких как: студенческие научно-технические конструкторские бюро, бизнес-инкубаторы и пр.

Перечисленные формы социального партнерства на практике возможно реализовать только крупным вузам, имеющим соответствующую материально-техническую базу. Для негосударственных вузов, в силу их специфики, данные формы сотрудничества пока неприемлемы. Однако нельзя отвергать возможность их участия в диалоге с работодателями, представителями власти и общественными организациями.

Предлагаемый механизм формирования методов социального партнерства в регионе представлен на рис. 2.

Задача Регионального консультативного совета по социальному партнерству в сфере профессионального образования, на наш взгляд, состоит в:

- участии в формировании региональной социально-экономической стратегии;

- проведении анализа рынка труда в регионе в профессионально-квалификационном разрезе;

- формировании прогнозов развития регионального рынка (на базе имеющихся моделей мониторинга рынка труда) и гармонизации спроса и предложения на профессии и уровни квалификации, в том числе для оптимизации сети учебных заведений;

Региональный консультативный совет по социальному партнерству

Выбор направлений социального партнерства в регионе

Определение

миссии в формировании региональной

социально-экономической стратегии

Определение задачи развития социального партнерства в рамках прогноза социально-экономического развития региона

Анализ внешней среды, в т. ч.

факторов устойчивого развития регионов

Установление

сильных и слабых сторон

сферы образования в

регионе, рейтингование вузов края

Выявления объемов, структуры трудовых ресурсов и потребности в

них для установления оптимальности

в спросе и предложении на

образовательны е услуги

Изучение стратегических альтернатив

развития социального партнерства в регионе с учетом рекомендаций и решений федеральных, региональных органов управления, общественных организаций, бизнес-сообществ

Оценка стратегии и управление отклонениями

Мониторинг эффективности социального партнерства

Мониторинг стратегического плана

Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности субъектов

Механизмы реализации

Составление текущих планов и определение источников для финансирования мероприятий по социальному партнерству

Управление по целям

(задачам)

Выбор стратегии

Взаимоувязка плана социального партнерства с бюджетом и другими региональными программами

Разработка процедур, правил, регламентов, последовательностей действий, создание и введение в действие нормативно-правового регулирования субъектов социального партнерства

Субъекты социального партнерства

Рис. 2. Организационно-экономический механизм формирования систем

социального партнерства в регионе

- формировании регионального компонента стандарта профессионального образования (по отраслям экономики) и разработке требований к умениям и компетенциям выпускников;

- развитии обучения на предприятиях;

- рейтингировании высших учебных заведений и выработке рекомендаций по их финансовой поддержке;

- координации действий вузов в области социального партнерства.

Теоретическое и социально-прикладное изучение проблемы

партнерства в образовании заслуживает всемерной поддержки со стороны всех заинтересованных сторон, в том числе федеральных и региональных органов всех ветвей власти. Лишь опираясь на подобное изучение, можно выработать долгосрочные и эффективные организационные модели партнерства и, соответственно, добиться повышения качества образования на разных его уровнях.

Литература и источники:

1. Ваганова, Т. Д. Негосударственные образовательные организации высшего профессионального образования в условиях финансового кризиса и реформы высшего образования : сборник «Социальная миссия негосударственных вузов в условиях финансового кризиса» / Т.Д. Ваганова. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2009. - С. 5 - 11.

2. Григоренко, В. Г. О стратегии высшей школы в условиях кризиса / В. Г. Григоренко, Е. Ю. Римлянд // Аккредитация в образовании. -2009. - № 29. - С. 68 - 71.

3. Осипов, А. М. О социальном партнерстве в сфере образования / А. М. Осипов [и др.] //Социологическое исследование. - 2008. - № 11. - С. 108 - 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.