Научная статья на тему 'Региональные аспекты социального партнерства в сфере образования: сущность, формы, методы, перспективы развития'

Региональные аспекты социального партнерства в сфере образования: сущность, формы, методы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РАБОТОДАТЕЛИ / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ваганова Татьяна Дмитриевна

Цель Болонского процесса в России интеграция образовательного процесса и повышение качества образования немыслима без решения задачи развития социального партнёрства с представителями образовательных структур, бизнесом, общественными организациями и властью. Современная координация их действий требует формирования специальных организационных структур. В статье рассмотрен опыт зарубежных стран и предложено создание Регионального консультативного совета по социальному партнёрству в сфере профессионального образования в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты социального партнерства в сфере образования: сущность, формы, методы, перспективы развития»

наличие благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе банка снижает вероятность ошибок, "стоимость " которых нередко измеряется числом со множеством нулей. И наоборот, в коллективе, в котором присутствует напряженная и нервозная обстановка, риск возникновения таких ошибок, а следовательно, и финансовых убытков значительно возрастает.

И наконец, в-пятых, предъявляются высокие требования к надежности банковских сотрудников. При отсутствии в современных условиях четкой правовой регламентации банковской деятельности экономически более выгодным является формирование штата постоянных сотрудников, преданность которых проверена годами совместной работы, нежели вынужденная смена кадрового состава банка.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать проблемные поля исследуемой темы, где приоритет отдается изучению профессионально-ролевых позиций банковских служащих, их констатации и институциональному оформлению.

Здесь имеет огромное значение не только процесс адаптации к той роли, которая статусно определяется для личности, но и стремление направить процесс социализации в задаваемом формате. Этот механизм статусного самоопределения, когда индивид не только приспосабливается к другим в плане своего ролевого поведения, но и приспосабливает других к себе и к своей социальной роли, выполняет важную регулятивную функцию на всех этапах жизненного пути личности в

плане ее взаимодействия с социальным пространством.

На взгляд автора, формулировать статусно-ролевой набор представляется необходимым, так как он:

- помогает обеспечить большую открытость (транспарентность) с точки зрения ожиданий от выполняемой работы;

- проясняет для работника, что следует ожидать в результате деятельности, как оценивать конкретный результат;

- оказывает помощь при формулировании заданных параметров профессиональной деятельности.

Литература и источники:

1. Бурая, Г. А, Банковский сектор экономики Хабаровского края / Г. А. Бурая /У Дальневосточный капитал. -2009. С. 12 - 18.

2. Сарджвеладзе, Н. И. Структурные стороны системы «личность -социальный мир» / Н. И. Сарджвеладзе // Личность и ее взаимодействие с социумом. - М. : Наука, 2001. - 284 с.

3. Алавердов, А. Р. Социально-психологическое обеспечение процесса управления персоналом в коммерческом банке / А. Р. Алавердов // Банковское дело. - 2005. -№2.-С. 34- 37.

4. Ловягин, А. Е. Управление персоналом// Банковский персонал: подготовка, повышение квалификации и управление / А. Е. Ловегин. - М. : Экономикс. - 2006. -С. 54- 57.

5. Ситнин, А. В. Управление банком.. Организационные структуры, персонал, внутренние коммуникации / А. В. Сит-кин. - М. : Инфра-М, 2000. -С. 146- 165.

Региональные аспекты социального партнерства в сфере образования: сущность, формы, методы, перспективы

развития

Т.Д. Ваганова

Цель Балонского процесса в России - интеграция образовательного процесса и повышение качества образования - немыслима без решения задачи развития социального партнёрства с представителями образовательных структур, бизнесом,

Ваганова Татьяна Дмитриевна - ректор Дальневосточного института международных отношений (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 43 76 21

общественными организациями и властью. Современная координация их действий требует формирования специальных организационных структур. В статье рассмотрен опыт зарубежных стран и предложено создание Регионального консультативного совета по социальному партнёрству в сфере профессионального образования в крае.

Ключевые слова: социальное партнёрство, высшее профессиональное образование, Болонский процесс, работодатели, бизнес-структуры, представители власти, общественные организации, государственные и негосударственные вузы.

На рубеже нового XXI века в выступлениях представителей российской власти, периодической и научной литературе стали звучать термины «социальное партнёрство» и «социальный диалог». Эти, относительно новые, понятия появились в связи со сменой форм собственности в нашей стране. Смысл их состоит в том, что представители работодателей и работников, прежде всего, наёмных, государство, бизнес-структуры и общественные организации должны все проблемы взаимоотношений решать путём переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе, что является одним из инструментов повышения уровня и качества жизни населения.

Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом, принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий; преобразуются сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства, но не выводят их полностью за его пределы.

Анализ различных форм проявления межсекторных взаимодействий в современной России позволил установить, что под социальным партнерством (категорией, по нашему мнению, наиболее полно выражающей систему межсекторных взаимодействий) понимается оптимально организованная на взаимовыгодных условиях и эффективная модель взаимодействия и согласования интересов органов государственной власти субъектов РФ, регионального бизнеса и общественных организаций в целях создания условий для развития регионального сообщества, основными критериями которого являются улучшение качества жизни населения, инновационный экономический

рост и экологическое благополучие.

Концептуальная модель оценки эффективности мероприятий в сфере социального партнёрства должна основываться не на рассмотрении отдельных решений и мероприятий, а комплексной региональной стратегии социального партнёрства. Как известно, социальное развитие в современной России происходит под воздействием двух основных составляющих, параметрами которых являются объективный уровень жизни работников и субъективно оцениваемые их потребности, с одной стороны, и механизм социальной защиты с учётом нормативно-правовой базы и параметров социальной стратегии государства, с другой. При этом, само социальное развитие в обществе взаимодействует с совокупностью всех элементов системы социального партнёрства, и в первую очередь, на уровне регионов. Эффективное взаимодействие от развития каждой структуры, в целом, влияет на развитие человеческого потенциала региона при использовании всех источников финансирования социальной сферы.

На наш взгляд, система социального партнерства в регионах должна включать в себя следующие элементы:

- цели социального партнерства;

- конкретные элементы социального партнерства с соответствующим содержанием и формами;

- механизмы социального партнерства с соответствующими методами и инструментами.

На рис. 1 представлена последовательность и элементы (основные блоки) разработки региональной комплексной программы социального партнерства на уровне региона.

Основной формой регулирования межсекторных взаимодействий в регионе следует считать заключение соглашений между сторонами социального партнер-

СП

К §

ч

Выявление новых рыночных потребностей

Анкетирование

Фокус-группы

Социологические

исследования

Планирование в сфере социального партнерства

п.

о н об ю >, и

о и я

СО

м

»в ю о

X

3 я о.

0 н

1 а

к к я

►в н <и со о а и

А X X

о р

а и

3 ю О

Оценка экономической эффективности

л С

С

^

о,

и

0>

3 я

Ё. <и с и т С)

1г.

«

X X

и

И

н о о

э

УС

о

к

<я ж

ч и н

г ч о с о Ч

л ь X я о.

и,

Оценка

фактической

эффективности

Определение источников финансирования

я

«

л н

ч о

о ч

X «

о а,

св о

О. <0

и 3

Я

я я

л а>

а ¡Г у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я ч

я м

о я

о о.

С

Л У

V 5 X

м о я

и

X

о

0> о в н

Щ *

ч 2 Ц5

=я о а о

И О

<и о.

Ч с

о

ЬЙ «

О X Л

<и я н о.

СЗ

с

о и о к -о Ч Л

к Я" о

я о я

и

8. о

св Я ы н о ю

Я о, о. с*

Я о

Оч

я

и

1

Мониторинг

Рис. 1. Алгоритм и элементы управления социальным партнерством в регионах

ся

¡ь Си О

н №

X Я Т5 о> м Ь» П Я

я 0>

03

о

п

-3, О

Й (X

'-а

о

п г> Я

а

ГО

о

о

%

^ чо

ства. Основная цель заключения такого регионального трехстороннего соглашения - закрепление на правовой основе стратегии, приоритетных направлений, механизмов социального партнерства, а также критериев его эффективности; обязательств сторон по реализации социального партнерства в различных сферах развития региона.

В Хабаровском крае действует соглашение между Хабаровским краевым объединением работодателей и союзом работодателей Хабаровского края на 2009 - 2010 годы.

Проведя анализ семилетней истории трехсторонних соглашений в Хабаровском крае, следует отметить позитивную практику их реализации и положительные результаты проводимой в крае политики социального партнерства. Свидетельство тому - стабильность социально-экономической и политической ситуации в регионе.

Применительно к сфере образования социальное партнерство или социальный диалог означает установление взаимоотношений, адекватных рыночной действительности, между сферой образования и работодателями - потребителями подготовленных этой сферой кадров.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия.

На рис. 2 представлена схема взаимодействия субъектов социального партнерства вузов по следующим видам потенциальных работодателей: органы государственной региональной власти, бизнес-структуры и некоммерческие (общественные) организации. С другой стороны, элементы системы образования представляют: система общего образова-

ния, профессионального довузовского образования и структуры, осуществляющие профессиональную подготовку дипломированных кадров, переподготовку и дополнительное образование; государственные и негосударственные вузы, корпоративные университеты и учебные центры.

Необходимость социального партнерства в образовании вызвана непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Участники научных дискуссий о развитии социального партнерства в России, прежде всего, обращаются к международному опыту. Однако существенные различия в системе образования в странах мира, различная степень участия государства в работе учебных структур, неполнота информации, её фрагментарность не позволяют сравнивать между собой эффективность отдельных национальных моделей социального партнерства, а потому и выводы о приемлемости или неприемлемости чужого опыта в России могут вызывать справедливые сомнения.

На ведущее место, с точки зрения эффективности национальных моделей социального партнерства в образовании, выдвигаются несколько западноевропейских стран: Нидерланды, Германия, Финляндия, Дания, Великобритания. Их место подтверждено самыми низкими уровнями безработицы среди молодых людей и интенсивностью притоков молодёжи и взрослых в учреждения общего и профессионального образования. Поэтому опыт этих стран заслуживает самого внимательного изучения для целей совершенствования образовательной политики [1, 2].

В указанной группе стран Нидерланды отмечены более развитым и социально ориентированным партнерством, опекаемым государством, что усиливает интерес такого опыта для России. Экономическая эффективность партнерства в Нидерландах подтверждается высокой производительностью труда и уровнем трудоустройства выпускников в соответствии с полученной специальностью (около 90%). Развившийся финансово-экономический кризис затронул все сферы деятельности, не обойдя стороной и

Рис. 2. Схема взаимодействия субъектов социального партнерства вузов

высшее профессиональное образование.

В ситуации общей социально-экономической нестабильности состояние высшей школы России, в том числе в Дальневосточном федеральном округе, подвержено рискам. Осуществление деятельности высших учебных заведений, одна из которых связана с повышением неопределенности социального положения коллективов вузов, в которых значительная доля сотрудников обеспечивает

образовательный процесс студентов на платной основе.

В Хабаровском крае в 1999 году создан Дальневосточный институт международных отношений «ДВИМО» в форме некоммерческого партнерства, в целях содействия экономическому и социальному развитию Дальневосточного региона путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области международных отношений

и топливно-энергетического комплекса, с углубленным изучением английского, японского языков.

Институт осуществляет подготовку специалистов в сфере высшего профессионального образования (лицензия Министерства образования и науки РФ А № 169524 от 14 октября 2005 г.) по пяти специальностям (очная и заочная форма обучения):

- «Международные отношения»;

- «Мировая экономика»;

- «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

- «Прикладная информатика»;

- «Связи с общественностью».

Вхождение России в Болонский процесс характеризуется трудностями в разработке нормативно-правовых документов и проведения административных процедур для эффективности перехода российской высшей школы на новую систему подготовки кадров.

До сих пор продолжаются дискуссии о необходимости сохранения в России традиционной непрерывной подготовки специалистов, хотя идею двухуровнего высшего образования бакалавр-магистр уже стали внедрять в вузах страны, однако, до сих пор со стороны государственных промышленных и научных организаций достаточно единодушно проявилась поддержка идеи сохранения традиционных специальностей. Основная причина -неприятие руководителями наукоемких и высокотехнологичных производств четырехлетнего срока подготовки бакалавров из-за невозможности дать выпускникам за этот срок требуемые профессиональные компетенции. К тому же, на тот момент (как, впрочем, и до настоящего времени) ни на государственном, ни на профессиональном уровне не были разработаны квалификационные требования или должностные инструкции для выпускников-бакалавров. Это также сказывается на повышении нестабильности перспективной деятельности вузов.

Вышеуказанные причины побудили к проведению Региональной научно-практической конференции с участием вузов Дальнего Востока, Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края «Социальная

миссия негосударственных вузов в условиях финансового кризиса» в марте 2009 года, инициировал проведение этой конференции Дальневосточный институт международных отношений. Участники конференции обратили внимание на необходимость развития социального партнерства в крае в сфере образования, особенно это касается вопросов дополнительного образования.

Так, староста группы военнослужащих, увольняемых в запас и проходящих профессиональную переподготовку по программе «Экономика» в институте О.В. Радченко отметил основные проблемы дальнейшего трудоустройства этой категории потенциальных работников и выразил мнение о необходимости рассмотрения этого вопроса в рамках социального партнерства в Хабаровском крае.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики страны в целом и региона, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, представителей бизнеса, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений.

Для координации усилий всех участников этого процесса целесообразно сформировать специальные организационные структуры, в качестве примера можно предложить создание Регионального консультативного совета по социальному партнерству в сфере профессионального образования в крае.

Задача его состоит в:

- участии в формировании региональной социально-экономической стратегии;

- проведении анализа рынка труда в регионе в профессионально-квалификационном разрезе;

- формировании прогнозов развития регионального рынка (на базе имеющихся моделей мониторинга рынка труда) и гармонизации спроса и предложения на профессии и уровни квалификации, в том числе для оптимизации сети учебных заведений;

- формировании регионального ком-

понента стандарта профессионального образования (по отраслям экономики) и разработки требований к умениям и компетенциям выпускников;

- развитии обучения на предприятиях;

- рейтингировании высших учебных заведений и выработки рекомендаций по их финансовой поддержке;

- координации действий вузов в области социального партнерства.

Теоретическое и социально-прикладное изучение проблемы партнерства в образовании заслуживает всемерной поддержки со стороны всех заинтересованных сторон, в том числе федеральных и региональных органов всех ветвей власти. Лишь опираясь на подобное изучение, можно выработать долгосрочные и эффективные организационные модели партнерства и, соответ-

ственно, добиться повышения качества образования на разных его уровнях.

Литература и источники:

1. Григоренко, В. Г. О стратегии высшей школы в условиях кризиса / В. Г. Григоренко, Е. Ю. Римлянд // Аккредитация в образовании - 2009. -№29- С. 68 - 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Олейникова, О. Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева // Высшее образование в России. - 2006. -№ б.

3. О социальном партнёрстве в сфере образования / А. М. Осипов /ы др.] // Социологическое исследование. - 2008, ноябрь. -Ne 11. -С. 108- 115.

Молодежная политика и ресурсы самоорганизации населения Дальнего Востока России: постановка проблемы

Г.В. Смоляк

В статье исследуются основные направления государственной социальной политики по отношению к молодежи на Дальнем Востоке России, выявляются проблемы, связанные с особенностями самоорганизации данной социальной группы.

Ключевые слова: социальная самоорганизация, молодежная политика, воображаемое сообщество, формальные и неформальные институты, социальная среда.

До самого недавнего времени социальное строительство на Дальнем Востоке осуществлялось средствами жесткой социальной инженерии [1]. Население региона выступало, прежде всего, как объект социального воздействия, но не как совокупность социальных субъектов. Его собственные ресурсы самоорганизации, его первичные социальные структуры (ассоциации дачников, охотников и рыболовов, иные формы социально-профессиональной и социально-территориальной самоорганизации), практически никак не учитывались в процессе социального строительства. Сведение социального к легальному не только затрудняло

управление социальными процессами, но и разрушало у населения ощущение «дома», способствовало миграционной готовности. Если в годы советской власти это явление компенсировалось масштабными потоками переселенцев, которые приезжали в регион, то сегодня отток населения становится серьезной угрозой национальной безопасности России в этой части страны. Особенно остро этот процесс сказывается в сфере молодежной политики. Решение проблемы закрепления в регионе населения трудоспособного возраста напрямую связано с развитием молодежной политики, социально-экономическими и социально-политическими условиями взросления,

Смоляк Григорий Викторович - начальник департамента внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (г. Хабаровск). Тел. (4212) 39 40 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.