Научная статья на тему 'Теоретические основы социального партнёрства в профессиональном образовании'

Теоретические основы социального партнёрства в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимшин Алексей Борисович

В данной статье автор сравнивает подходы к проблеме социального партнёрства, сформировавшиеся в различных науках. В статье также рассматриваются различные точки зрения на проблему социального партнёрства как педагогического феномена. Анализируя различные подходы к проблеме, автор формулирует теоретические основы социального партнёрства в профессиональном образовании, выделяет его специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of social partnership in vocational training

In the paper of A. B. Timshin it is compared approaches to the problems of social partnership formed in different sciences. It is also given different points of view on the problem of social partnershi p as a pedagogical phenomenon. After analyzing of different approaches to the problem the author formulates the theoretical fundamentals of social partnership in vocational education and detects its specificity.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социального партнёрства в профессиональном образовании»

5. Герцен А. И. Письмо Н. А. Захарьиной. 21.3.1837 г. // Там же. С. 151.

6. Там же. С. 276.

7. Войханская К. М. Сбылась мечта // Кировская правда. 1962. 6 апр.

8. ГАКО. Ф. 528. Оп. 81. Д. 577.

9. ГАКО. Ф. 562. Оп. 81. Д. 1341. Л. 288.

10. ГАКО. Ф. 616. Оп. 1. Д. 525. Л. 111об.

11. Памятники истории и культуры г. Кирова / сост. М. Н. Бойчук. Горький, 1986. С. 65.

12. Герцен А. И. Речь, сказанная при открытии публичной библиотеки для чтения в г. Вятке // Полн. собр. соч.: в 30 т. М., 1954. Т. 1. С. 367.

13. Там же. С. 368.

14. Шиллегодский С. П. А. И. Герцен о чтении детей и юношества // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 196. Л., 1959.

15. ГАКО. Ф. 582. Оп. 126. Д. 17. Л. 8.

16. Герцен А. И. Личное объяснение // Полн. собр. соч.: в 30 т. М., 1959. Т. 16. С. 119.

17. Там же. С. 120.

18. Помелова Е. В. Вятский ссыльный профессор К. В. Шапалинский // Проблемы вузовской и школьной педагогики: тез. докл. регион. науч.-практ. конф. «Четвертые Есиповские Чтения» / отв. ред. Л. А. Штыкова. Глазов, 2001. С. 20-22.

19. Герцен А. И. Письмо Н. А. Захарьиной. 29.6.1836 г. // Полн. собр. соч.: в 30 т. М., 1961. Т. 21. С. 85-86.

20. Путинцев В. А. Герцен-писатель. М., 1952. С. 35.

21. Герцен А. И. Записки одного молодого человека // Полн. собр. соч.: в 30 т. М., 1954. Т. 1. С. 289.

22. Герцен А. И. Кто виноват? // Полн. собр. соч.: в 30 т. М., 1954. Т. 4. С. 157.

23. Там же. С. 158.

24. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Педагогические взгляды А. И. Герцена. М., 1958. С. 81.

25. Петряев Е. Д. Вятский наставник Герцена // Кировская правда. 1970. 7 авг.

26. ГАКО. Ф. 582. Оп. 130а. Д. 11.

27. Вульфсон Г. Н. Разночинно-демократическое движение в Поволжье и на Урале в годы первой революционной ситуации. Казань, 1974. С. 146.

28. Петряев Е. Д. Люди. Рукописи. Книги. Киров, 1970.

29. Эйдельман Н. Я. Корреспонденты вольной печати Герцена и Огарева в период назревания первой революционной ситуации в России: дис. ... канд. ист. наук. М., 1963. С. 392.

30. Пленков В. Г. Из Вятки в Лондон, к Герцену // Кировская правда. 1962. 6 апр.

31. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. М., 1970. С. 62-63; Сергеев В. Д. А. А. Красов-ский. Киров, 1977. С. 45.

32. Добролюбов Н. А. Дневник 1856 г. // Собр. соч.: в 9 т. М., 1962. Т. 3. С. 492.

УДК 378+316.42

А. Б. Тимшин

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье автор сравнивает подходы к проблеме социального партнёрства, сформировавшиеся в различных науках. В статье также рассматриваются различные точки зрения на проблему социального партнёрства как педагогического феномена. Анализируя различные подходы к проблеме, автор формулирует теоретические основы социального партнёрства в профессиональном образовании, выделяет его специфику.

In the paper of A. B. Timshin it is compared approaches to the problems of social partnership formed in different sciences. It is also given different points of view on the problem of social partnership as a pedagogical phenomenon. After analyzing of different approaches to the problem the author formulates the theoretical fundamentals of social partnership in vocational education and detects its specificity.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная компетентность, социальное партнёрство.

Keywords: vocational training, professional competence, social partnership.

Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Однако в современных условиях требуется эффективная модель функционирования учреждений профессионального образования, модель гармоничного баланса требований и объединения усилий субъекта образовательного процесса и потребителей его результатов. Социально-экономическая реальность требует от системы профессионального образования подготовки специалистов качественно нового типа: конкурентоспособных, инициативных, компетентных, предприимчивых, высококвалифицированных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений, постоянно повышающих уровень образования и квалификацию. В настоящее время возникает необходимость, осуществлять подготовку специалистов в «опережающем режиме», т. е. содержательно и процессуально опережать профессиональное образование человека относительно уровня развития производства. Институт социального партнерства позволяет на практике реализовать эту цель. Переход

© Тимшин А. Б., 2012

на двухуровневую систему образования и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентност-ном подходе, требуют от образовательных учреждений высшего профессионального образования поиска новых, более эффективных форм взаимодействия и сотрудничества с потенциальными работодателями. Такое взаимодействие должно обеспечивать обеим сторонам возможность формирования четко определенного профессионального портрета выпускника на основе компетентност-ного подхода.

В связи с внедрением новых образовательных стандартов появляется возможность применять различные формы партнёрства между высшим учебным заведением и работодателем. К сожалению, на данный момент профессиональное образование является той сферой, где социальное партнёрство недостаточно широко применяется.

Несмотря на то что социальное партнёрство -явление довольно новое (его становление и утверждение относится к началу 50-х гг. XX в.), его сущность раскрывают как отечественные, так и зарубежные исследования. Понятие «социальное партнёрство» используется в темах более семидесяти кандидатских диссертаций в области философии, социологии, экономики, политологии, правоведения, истории.

В диссертационном исследовании Е. К. Каш-ленко представлены результаты изучения социального партнёрства как междисциплинарного феномена. В социально-трудовых отношениях социальное партнёрство (А. В. Ветров, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов, В. А. Михеев, Л. Н. Коновалова, В. Н. Якимец) раскрывается как построение конструктивного взаимодействия между тремя силами: государственными организациями и учреждениями, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Социальное партнёрство в контексте социально-трудовых отношений рассматривается как механизм урегулирования общественных отношений, как упреждающая стратегия, основанная не на конфликте, а на социальном компромиссе.

В экономических трудах социальное партнёрство понимается как юридическая форма организации совместной экономической деятельности физических и юридических лиц на основе договора о регулировании участия в общих расходах, распределении прибыли. То есть, исходя из данной точки зрения, социальное партнёрство -это форма сотрудничества (Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, Е. Б. Стародубцева).

В менеджменте социальное партнёрство понимается как сотрудничество, взаимопонимание и внимание руководства к значимым компонентам кооперации (О. С. Виханский, А. И. Наумов, К. Э.Дэвис, Ю. Д. Красовский) [1].

Таким образом, в научной литературе сложились различные подходы к пониманию данной проблемы. Первый подход характеризует социальное партнёрство как специфический тип общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами [2]. Исходя из второго подхода, социальное партнёрство - это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом [3]. В рамках третьего подхода социальное партнёрство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти [4].

Один из представленных выше фундаментальных подходов закреплён в Трудовом кодексе Российской Федерации, согласно которому социальное партнёрство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [5].

Широкая трактовка понятия «социальное партнёрство» в социальных науках привела к его неоднозначному толкованию в педагогике. В научной педагогической литературе существуют три основные точки зрения на проблему социального партнёрства, исходя из которых социальное партнёрство понимается:

- как разновидность социального взаимодействия и форма отношений (А. В. Борилов, В. Ю. Вы-борнов, Л. Н. Глебова, Н. С. Игнатьев и др.);

- система взаимодействий и взаимоотношений (Ю. В. Медова, Е. Г. Сафонова);

- управленческая деятельность (Е. К. Каш-ленко).

Мы согласны с точкой зрения Ю. В. Медовой и Е. Г. Сафоновой на проблему социального партнёрства. Социальное партнёрство в профессиональном образовании помимо компетентностного необходимо рассматривать также с позиции системного подхода. Все субъекты социального партнёрства в профессиональном образовании являются взаимозависимыми и, более того, взаимодополняющими элементами единой системы.

На наш взгляд, формулируя теоретические основы социального партнёрства в профессиональном образовании, целесообразно рассматривать следующие его составляющие: уровни, цель, субъекты, принципы, формы, результат, потенциал.

На наш взгляд, наиболее удачно структура социального партнёрства в образовании представлена в работе А. А. Рыбиной:

- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

- партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества;

- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства [6].

Данный подход позволяет рассматривать социальное партнёрство не только с точки зрения традиционного подхода, где основными субъектами партнёрских отношений являются три силы общества - государство, работодатели, профсоюзы. В. Ю. Выборнов считает, что наряду с традиционными социальными партнёрами могут быть и дополнительные (родители учащихся, муниципальные органы власти и управления, общественные организации, научные и методические органы, образовательные учреждения) [7]. А. В. Бо-рилов к субъектам социального партнёрства в профессиональном образовании относит учащихся [8].

Некоторые авторы подразделяют субъектов социального партнёрства в профессиональном образовании на внутренних и внешних (Н. С. Игнатьев, И. Н. Маршалова). К внешним субъектам относятся образовательное сообщество (учреждения профессионального образования), профессиональное сообщество (предприятия, коммерческие организации, научно-исследовательские институты, проектные бюро и т. д.), государственно-управленческое сообщество (региональные и муниципальные органы власти, учреждения занятости, СМИ), общественное сообщество (общественные советы, благотворительные фонды, ассоциации выпускников, попечительские советы, молодежные объединения).

Внутренние социальные партнёры профессионального учебного заведения - это субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в процессе профессиональной подготовки (администрация учебного заведения, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, студенты) [9].

Анализируя представленные подходы, на наш взгляд, целесообразно разделять субъектов социального партнёрства в профессиональном образовании на два уровня: личностный и организационный. На личностном уровне к субъектам социального партнёрства в профессиональном образовании относятся обучающиеся, преподаватели, руководители практик.

На организационном уровне к субъектам социального партнёрства относятся образовательные учреждения, органы управления образованием, органы труда и занятости, организации-ра-

ботодатели, бизнес-сообщества. На личностном уровне партнёрские отношения имеют менее формальную структуру. Л. Олсен в книге «Partnership For Social Welfare» рассматривает категорию «партнёрство» в различных ракурсах. По его мнению, в современных партнёрских отношениях не обязательна строгая регламентация, партнёрские отношения могут быть основаны только на взаимном приложении усилий [10].

В научной литературе весьма неоднозначно рассматривается цель социального партнёрства в профессиональном образовании. Н. С. Игнатьев считает, что цели социального партнёрства в профессиональном образовании у различных субъектов различаются [11]. Противоположная точка зрения представлена в исследовании Л. Н. Глебо-вой. По её мнению, субъекты социального партнёрства имеют общие или близкие цели, решают общие проблемы [12]. На наш взгляд, вторая точка зрения наиболее приемлема для социального партнёрства именно в профессиональном образовании. Исходя из того что главный предмет партнёрских отношений в профессиональном образовании - повышение его качества, целью социального партнёрства в профессиональном образовании является совершенствование процесса профессиональной подготовки.

Сущность феномена социального партнёрства в профессиональном образовании просматривается также через характеристику принципов, на которых строится это взаимодействие. Основными принципами социального партнёрства в образовании являются следующие:

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- уважение и учёт интересов сторон;

- конструктивное сотрудничество партнёров в разрешении спорных вопросов;

- взаимосогласованный контроль;

- добровольность в принятии обязательств;

- обязанность исполнения достигнутых договоренностей;

- ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств.

Опираясь на представленные принципы, мы разработали механизм социального партнёрства, реализуемый через следующие формы:

1. Участие работодателей в образовательном процессе:

- создание модели востребованного молодого специалиста;

- организация различных встреч со студентами;

- организация экскурсий студентов на предприятии;

- участие в проведении учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик;

- участие в формировании тематики курсовых и дипломных проектов;

- участие представителей организации в защитах дипломных проектов, отбор лучших студентов для работы на предприятии;

- участие в итоговой аттестации выпускников.

2. Совместная научно-практическая деятельность:

- совместное проведение научно-практических конференций;

- организация информационного обмена работодателей с выпускающей кафедрой, участие в проведении круглых столов, предоставление работодателем информации о своей компании для разработки учебных пособий.

3. Мероприятия по трудоустройству молодых специалистов:

- проведение ярмарки вакансий;

- совместная разработка индивидуальных моделей карьеры для бакалавров;

- организация процесса адаптации бакалавров (введение в организацию, наставничество, стажировки).

Реализация данных форм социального партнёрства позволит различным субъектам социального партнёрства включиться в систему профессионального образования, тем самым разделить ответственность за результат профессиональной подготовки учащихся.

Результатом социального партнёрства в образовании принято считать «позитивные и ожидаемые участниками изменения» [13]. Несмотря на общность цели социального партнёрства в профессиональном образовании, положительные изменения могут быть различны для разных субъектов данных отношений. Например, для учебного заведения результатом партнёрских отношений может быть улучшение условий подготовки учащегося, совершенствование процесса профессиональной подготовки, оптимизация практических занятий студентов. Для работодателей положительный результат партнёрских отношений - это возможность найма квалифицированного, компетентного специалиста. Специфичность социального партнёрства в сфере профессионального образования заключается в том, что работодатель здесь выступает одновременно как заказчик конечного продукта совместной партнёрской деятельности и как исполнитель данного заказа.

Потенциал социального партнёрства в образовании состоит из совокупности различных видов ресурсов: интеллектуальных, кадровых, финансовых, методических.

Таким образом, в качестве теоретического основания социального партнёрства в профессиональном образовании мы выделяем его составляющие: уровни, цель, субъекты, принципы, формы, результат, потенциал. На наш взгляд, социальное партнёрство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия об-

разовательного учреждения с органами власти, предприятиями-работодателями, общественными организациями, реализуемый в формах совместного участия в образовательном процессе, совместной научно-практической деятельности, участии в трудоустройстве выпускников, целью которого является повышение качества профессиональной подготовки на основе взаимной активности, ответственности сторон и обоюдной выгоды.

Примечания

1. Кашленко Е. К. Организационно-педагогические условия построения социального партнёрства как фактора социализации личности школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003. 22 с.

2. Перегудов С. П. Корпорация, общество, государство: эволюция отношений / РАН; Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). М.: Наука, 2003. 351 с.; Якимец В. П. Межсекторное социальное партнёрство: основы, теория, принципы, механизмы. М.: Эудиториал УРСС, 2004. 118 с.

3. Ветров А. В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально-трудовых отношений в современной России / под ред. Л. А. Гордона, Э. В. Кло-пова и др. М.: Прогресс, 1993. 123 с.

4. Вержицкий Г. А. Концепция социального партнёрства муниципальной системы образования. Новокузнецк, 2008. С. 76.

5. Трудовой кодекс РФ: от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ. М.: Юрлитинформ, 2002.

6. Рыбина А. А. Социальное партнёрство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению. Чехов 2003. URL: http://www.Labourmarket.ru/ conf/reports.php

7. Выборнов В. Ю. Становление социального партнёрства в начальном профессиональном образовании региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2003. С. 13.

8. Борилов А. В. Социальное партнёрство как индикатор качества среднего профессионального образования (на примере Омского государственного колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта): автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск, 2007. Казань, 2005. С. 12.

9. Игнатьев Н. С. Социальное партнёрство как условие повышения качества подготовки специалистов в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005; Маршалова И. Н. Социальное партнёрство как средство формирования корпоративной культуры будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Синицына Г. П., Михайлова В. Е. Образовательное партнёрство учреждений общего и дополнительного образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 31.

11. Игнатьев Н. С. Указ. соч. С. 14.

12. Глебова Л. Н. Формирование политики социального партнёрства при разработке и осуществлении законодательства в образовании в 80-90-е гг. XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 2002. С. 3.

13. Кашленко Е. К. Указ. соч. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.