S
Морозов А.В.,
доктор педагогических наук, профессор ФГНУ «Институт управления образованием РАО» г. Москва
Нег1зг1 свздер: элеуметтгк сергктестщ Y3diKci3 бшм беру жуйесг, бшм сапасы, жогары бшктг кадрларды дайындау, ны-саналы дайындыц, ецбек нарыгы, элеуметтгк диалог.
Ключевые слова: социальное партнёрство, система непрерывного образования, качество образования, подготовка высококвалифицированных кадров, целевая подготовка, рынок труда, социальный диалог.
Keywords: social partnership, the system of continuous education, quality of education, the training of highly qualified personnel, training, labor market, social dialogue.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
Ацдатпа
Макалада Ресейде элеуметпк серштеспк жагдай-ында Yздiксiз кэаби бшм беру жYЙесiнде заманауи педагогикалык жэне баскарушылык кадрларды дайындау ерекшелш карастырылады, бул ез алдына элеуметпк серштеспк сyбъектiлерi арасындагы ка-тынастар сипатыныц, езара эрекет ету YPДiсiнщ эр тарабыныц сyбъектiлiк, дербестшн, саналылыгын, тацдау ершнщ есу багытыныц eзгерyiмен байла-нысты; заманауи бшм беру серштеспк кызметтщ жагдайы, оны зерттеу мен дамыту багыттары кара-стырылады.
Аннотация
В статье рассматривается специфика подготовки современных педагогических и управленческих кадров в России в системе непрерывного профессионального образования в условиях социального партнёрства, что связано с принципиальным изменением характера отношений между субъектами социального пространства, в целом, и сферы образования, в част- g ности, в направлении роста субъектности, самостоя- К тельности, осознанности, свободы выбора каждой из g сторон взаимодействия; рассматриваются состояние ^ партнёрской деятельности в современном образова- « нии и направления его исследования и развития. ^
ÍA
Annotation о
Е-н
С
The article considers the peculiarities of training g
of modern teaching and management personnel in g Russia in the system of continuous professional
education in conditions of social partnership, which is §
linked to the fundamental changes in the relationships §
between actors in the social space in General and « education
in particular, in the direction of the growth н
of subjectivity, autonomy, awareness, freedom of S
choice of each party interaction; discusses the status „
of partnership activities in modern education and its §
research and development. ©
о
<
ер О
го «
о
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[—I
О ч
о «
о н м
и ©
О
и
о -
©
То внимание, которое уделяется в последние годы Правительством нашей страны процессу модернизации и развития отечественного образования, подтверждается целым рядом принятых нормативных актов: на рубеже столетий была принята «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751, в которой в качестве одной из актуальных государственных задач было задекларировано привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социаль-ному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда [5].
Несколько позднее было опубликовано распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в котором задекларировано, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом
освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.
Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Спустя два с небольшим года было принято Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы». В качестве приоритетных задач были обозначены:
• обеспечение инновационного характера базового образования;
• модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
• создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Через год было опубликовано распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.».
Ещё через полгода было опубликовано новое распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р «Об утверждении госу-
■
дарственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г. г.».
Меньше, чем через год принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
Буквально несколько дней назад принято новое Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы». Основной целью данной Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования - формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности - это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.
Именно поэтому ориентир на социальное партнёрство в образовательной сфере, определённый в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, продолжает оставаться актуальным вектором развития всей отечественной системы образования и характеризуется совокупностью взаимоотно-
шений учебных заведений, объединений работодателей, профсоюзов и властных структур на основе договоров, соглашений, контрактов в целях дальнейшего развития системы образования, повышения кадрового потенциала страны, формирования социально активной образованной личности, экономического и духовного прогресса общества.
Законодательную основу для разработки модели социального партнёрства в сфере образования, в целом, содержит Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента РФ от 31.08.1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». Правовую базу организации социального партнёрства на муниципальном уровне определяют федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных выше федеральных законов.
С начала 90-х гг. прошлого столетия российская система образования претерпела целый ряд серьёзных преобразований, затронувших, в той или иной степени, все её основные составляющие:
• содержание образования;
• формы и методы оценки результатов;
• создание новых видов, в том числе негосударственных, учебных заведений;
• децентрализацию управления;
• сокращение бюджетного финансирования, потребовавшее активизацию поиска путей повышения эффективности затрат на образование.
Данные изменения произошли и происходят под воздействием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся, в первую очередь, трансформация политической, экономической и социальной сферы общества, внёсшие перемены в состояние рынка труда, в требования к выпускникам всех видов учебных заведений, в их востребованность и занятость в различных отраслях экономики. К внутренним факторам, в первую очередь, сле-
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
<
ер О
го «
о
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
дует отнести стремление органов управления образованием, учебными заведениями осуществить реформирование системы, приспособить её к радикально изменившейся ситуации.
Изменения в образовательной сфере коснулись десятков миллионов человек. К концу 90-х гг. ХХ-го века в системе российского образования насчитывалось свыше 141 тыс. различных образовательных учреждений, в том числе:
• 914 - высших учебных заведений;
• 778 - учреждений дополнительного профессионального образования;
• более 800 - бизнес-школ, институтов повышения квалификации, учебно-деловых центров [1].
Социальное партнёрство системы образования и сферы труда характеризуется многообразием субъектов и институтов партнёрских отношений, многоликостью форм договоров и соглашений, неупорядоченностью организационных структур и механизмов регулирования социального диалога. При анализе социального партнёрства в образовательной сфере России необходимо учитывать особенности партнёрских отношений внутри системы образования и взаимоотношения учебных заведений с предприятиями, объединениями работодателей, отраслевыми профсоюзами и властными структурами.
Субъектами и институтами социального партнёрства внутри системы образования являются преподаватели, работники образовательных учреждений, профсоюзные организации, руководители учебных заведений и органов управления образованием. Система социального партнерства строится, в основном, по принципу двухсторонних отношений. На уровне учебного заведения заключаются коллективные договора. На территориальном, региональном и федеральном уровнях подписываются соответствующие соглашения между профсоюзами работников образования и науки и органами управления образованием.
Субъектами социального партнёрства системы образования и сферы труда - экономики являются учебные заведения, работники, работодатели и государство. Представительными институтами сторон партнёрских отношений в этом случае выступают: от учебных заведений - руководители учебных заведе-
ний, представители учредителя, собственника, попечительских советов, советов директоров учебных заведений, советов ректоров вузов, органов государственного управления системой образования. Интересы работодателей представляют руководители предприятий, учреждений, министерств и ведомств, представители общественных объединений работодателей, предпринимателей. Интересы работников выражают профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы. От имени государства выступают представители Правительства РФ, руководители министерств, ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Органы государственной власти в системе социального партнёрства в профессиональном образовании выполняют чаще всего роль организаторов взаимоотношений сторон, а также посредников, арбитров и координаторов регулирования социально-трудовых отношений.
Важнейшая функция органов государственной власти - разработка правовых и нормативных основ социального партнёрства в образовании, механизма его совершенствования, создание организационных структур, правил взаимодействия сторон, установление обоснованных критериев, стимулирующих процесс договорных отношений учебных заведений с предприятиями и организациями.
Правовую основу системы социального партнёрства составляют законодательство РФ, нормативные и правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, положения Конвенций и Рекомендаций Международной организации труда (далее по тексту - МОТ).
Принципы социального партнерства - это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнёрских отношений. Эти принципы впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ.
Основными принципами социального партнёрства, закрепленными в действующем Трудовом Кодексе Российской Федерации, являются:
■
• равноправие сторон;
• уважение и учет интересов сторон;
• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
• содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;
• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
• полномочность представителей сторон;
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [6].
Социальное партнёрство означает практику совместной выработки решений и разделяемой ответственности. Необходимость социального партнёрства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование.
Ещё совсем недавно многие были просто уверены в том, что новую систему партнёрства удастся быстро восстановить взамен старой практики шефских отношений. Однако, коммерческие интересы и стремление к выживанию в современных условиях оказываются сильнее мотивов социальной ответственности. В системе профессионального образования продолжаются перекосы - дефицит в подготовке рабочих, большие объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности. Для устранения этих перекосов необходимо сотрудничество, социальное партнёрство, представляющее интересы работодателей и работников, что является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения.
Диплом об образовании - это ещё далеко не гарант того, что его обладателем является высококвалифицированный востребованный специалист, а лишь показатель того, что получивший его человек освоил за время своего обучения определённый объём знаний, овладел в какой-то степени определёнными навыками и умениями, и теоретически способен организовать свою производственную деятельность. В современных условиях снижения финансирования сферы образования, недостаточного уровня оплаты труда преподавателей мы пожинаем плоды оттока кадров в другие отрасли. Взяточничество и «кумовство» при приёме, «чаевые» за сдачу экзаменов и зачетов, написание курсовых и дипломных работ приводят к выпуску недостаточно хорошо подготовленных специалистов, которые потом нас «учат», «лечат», «строят», «принимают законы» и т.д.
Вне всякого сомнения, сегодня в рамках социального партнёрства государственным структурам и предпринимателям необходимо принять самые решительные меры, чтобы оградить общественное производство и людей от подобного рода «специалистов». Крайне важно, чтобы предприятия, учреждения и организации выступали конечными потребителями образовательных услуг, так как именно они, как никто другой, осознают реальные потребности в квалифицированных кадрах и обязаны, в конечном счёте, формировать заказ на их подготовку. Они также могут и должны влиять на качество и направление подготовки необходимых кадров, участвуя в разработке программ подготовки специалистов, путём внесения своих конкретных предложений.
Кроме того, считаем целесообразным, в рамках социального партнёрства, уже на начальном этапе обучения - на младших курсах - отбирать из числа студентов наиболее подходящие кандидатуры для дальнейшей работы на своих предприятиях и «вести» их вплоть до завершения обучения - прохождения практики и выхода на защиту выпускной квалификационной работы (так называемая, целевая подготовка будущих специалистов).
Во многих случаях совершенствованию системы социального партнёрства сферы образования и труда содействуют коллективные договоры, заключаемые на предприятиях,
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
и
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
в организациях, и отраслевые соглашения. Предприятия заключают договоры с образовательными учреждениями о взаимных обязательствах, в которых, с одной стороны, предприятия способствуют укреплению материальной базы образовательного учреждения, организуют стажировку преподавателей, для более качественной подготовки специалистов предоставляют возможность обучения студентов на новом высокотехнологичном оборудовании с высокой культурой производства, развивая, тем самым, интерес к выполняемой работе, к выбранной профессии, (что, в свою очередь, способствует закреплению молодых специалистов); образовательные же учреждения, со своей стороны, готовят грамотных, квалифицированных специалистов должным образом мотивированных на работу на данном предприятии или в данной отрасли.
Важную роль в качественной подготовке кадров призвано сыграть обучение студентов на контрактной основе, на основе трёхсторонних договоров. Такая форма обучения обеспечит:
1) целевую подготовку необходимого специалиста для предприятия;
2) гарантированное место будущей работы для молодого специалиста;
3) целевое поступление заказов образовательному учреждению на выполнение конкретных образовательных услуг;
4) закрепление молодых высококвалифицированных кадров на территории региона после завершения ими обучения в образовательном учреждении.
Для привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения государство может использовать такие механизмы как:
• субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;
• государственные дотации на обучение на рабочем месте;
• налоговые льготы предприятию и др.
Несомненно, бизнес, как один из главных
заказчиков, должен влиять на формирование портфеля заказов профессий, но полностью полагаться на него в этом вопросе нельзя и государство должно играть здесь ключевую
роль, так как на сегодняшний день бизнес неспособен прогнозировать перспективу рынка труда ни в отраслях, ни в регионе. Вместе с тем, конструктивное социальное партнёрство образовательных учреждений и работодателей - не только настоятельная потребность, но и актуальная необходимость сегодняшнего дня.
Для полноценного обеспечения предприятий и организаций современными высококвалифицированными специалистами необходимо решить проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения:
1. регулярная корректировка перечня специальностей, по которым ведётся подготовка специалистов, в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями рынка труда;
2. налаживание связей с предприятиями и организациями, для которых подготовка кадров осуществлялась бы целенаправленно, что в свою очередь позволило бы решить проблему с инвестициями в развитие учебно-методической базы и, кроме того, способствовало бы решению проблемы поиска мест для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства выпускников.
Таким образом, социальное партнёрство выступает способом достижения баланса интересов всех субъектов, принимающих, тем или иным образом, участие на современном рынке образовательных услуг. Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном образовании; государство - в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес - в притоке хорошо подготовленных к жизни и работе высококвалифицированных специалистов; образовательные учреждения - в увеличении спроса на образовательные услуги, свободе выбора из числа абитуриентов.
Основные формы развития социального партнёрства в сфере образования могут быть представлены следующим образом:
1. создание органов социального партнёрства на региональном, отраслевом, местном уровне и на уровне учебного заведения (с участием представителей предприятий и организаций, предпринимателей, учебных заведений) для разработки квалификационных
требований к специалистам; учебных программ; содержания и проведения практики на предприятиях и в организациях; прогнозов развития рынка труда и потребности в знаниях, умениях и навыках; мониторинга рынка труда;
2. расширение участия образовательных учреждений в повышении квалификации работников предприятий и организаций - социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);
3. организация стажировок преподавателей учебных заведений на предприятиях и в организациях социальных партнёров;
4. участие социальных партнёров в системах обеспечения качества профессионального образования и обучения;
5. создание мотивационных механизмов социального диалога (участие в совместных органах - советах, комитетах и т. д.);
6. разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития (тестирование новых технологий и оборудования, обучение студентов работе на новом оборудовании, с использованием новых технологий, оборудования и материалов);
7. привлечение внебюджетных средств.
Партнёрские отношения в сфере образования отличаются от тех, которые применяются в промышленности. Специфичность моделей социального партнёрства в сфере образования объясняется тем, что потребность в знаниях и спрос на образовательные услуги определяются изменениями уровня и структуры занятости населения. В настоящее время, на наш взгляд, сложились все необходимые предпосылки для создания партнёрских отношений субъектов рынка образовательных услуг.
Основой взаимодействия учебных заведений, органов управления образованием с работодателями, предпринимателями, профсоюзами и властными структурами являются многосторонние договора и соглашения. Как свидетельствует отечественный опыт такого рода, договора и соглашения заключаются в основном на уровне учебного заведения, а также на территориальном (город, район), региональном и отраслевом уровнях.
Социальное партнёрство в образовательной сфере России развивается в сложных условиях, характеризующихся сокращением
рынка труда и избытком неквалифицированной рабочей силы, дезорганизацией финансовой системы и падением стимулов у работодателей для инвестирования в технические и организационные инновации, которые потребовались бы для подготовки и использования специалистов новых квалификаций.
Большинство базовых промышленных предприятий и организаций во взаимоотношениях с учебными заведениями перешли на позиции клиентов, сняли с себя функции прямых производителей образовательных услуг, не проявляют должной заинтересованности в налаживании эффективных взаимовыгодных партнёрских отношений с образовательными учреждениями.
Переходное состояние общества, отсутствие необходимых навыков у образовательных учреждений, пассивная политика государства в обеспечении взаимосвязи образования и рынка труда, замедленность формирования новых механизмов во взаимоотношениях системы образования и экономической сферы вызывают диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой спроса.
Уже к концу ХХ-го века в результате несоответствия выпуска специалистов с высшим образованием запросам рынка труда более 29% выпускников российских вузов работали не по специальности, у 28% - работа лишь частично совпадала со специальностью. В Москве не работали по специальности около 50% выпускников, в Петербурге - 58% [1].
Реалиями нынешнего - ХХ1-го века стало не снижение, а увеличение этих показателей среди выпускников российских вузов. В немалой степени этот феномен обусловлен и «перепроизводством» специалистов по отдельным направлениям подготовки. Вузов стало гораздо больше, соответственно, многократно возросло количество, так называемых, «специалистов» с высшим образованием, а количество рабочих мест уменьшилось в силу различных как объективных, так и субъективных причин. Да и, качество подготовки этих самых «специалистов» далеко не всегда соответствует запросам потенциальных работодателей.
Особенности развития партнёрских отношений в системе образования в значительной мере обусловлены прогрессирующей диф-
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
и
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
ференциацией учебных заведений, которая характеризуется развитием разнообразия образовательных учреждений, их статусом и предоставлением образовательных услуг.
Дифференциация учебных заведений неоднозначно воздействует на процессы социального партнёрства. С одной стороны, она способствует более полному удовлетворению запроса на образование, развитию содержания образования, повышению его качества, а с другой - приводит к концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов в «лучших» учебных заведениях, порождает их поляризацию, при которой сильные учебные заведения развиваются, а слабые не могут поддерживать достигнутый уровень качества обучения.
В конечном итоге дифференциация учебных заведений усиливает и региональную дифференциацию в равенстве доступа к качественному образованию и в случае подготовки специалистов более низкого качества способна повлиять на потенциал экономического развития бедных регионов.
Становление партнёрских отношений происходит в условиях, когда с каждым днём обостряются проблемы социальной защищенности работников образования и учащихся, в первую очередь, системы профессионального образования. Низкий уровень оплаты труда, систематические задержки выдачи зарплаты вызывает рост социальной напряженности в педагогических коллективах. Уровень стипендий учащихся и студентов несоизмерим с прожиточным минимумом.
Таким образом, можно смело констатировать тот факт, что формирование системы социального партнёрства в образовательной сфере России осуществляется в весьма непростых условиях. Тем не менее, данный процесс получает новые импульсы, воплощённые в создании конкретных форм и механизмов социального диалога.
Партнёрские отношения в образовательном секторе России характеризуются разветвленной системой коллективных договоров и соглашений, заключаемых на основе двух, трёхсторонних и многосторонних взаимодействующих субъектов и институтов. В современных условиях большинство учебных заведений ведут поиск партнёров, деловых отношений и добровольцев в оказании помо-
щи образовательным организациям.
Совершенствованию системы социального партнёрства сферы образования и труда во многих случаях содействуют коллективные договоры, заключаемые на предприятиях, в организациях и отраслевые соглашения.
Развитию социального партнёрства в образовательной сфере России эффективно способствовала реализация проектов «Тасис», осуществляемых до 2006 года по инициативе Европейского Союза. В рамках данных проектов осуществлялись конкретные и масштабные меры организационно-методического и ресурсного обеспечения развития системы образования в России и совершенствовании социального диалога образовательной сферы и экономики. Реализация проектов «Тасис» содействовала созданию региональных центров развития системы открытого и дистанционного обучения.
Концепция непрерывного образования включает широкое распространение системы поствузовского образования в виде институтов и факультетов повышения квалификации, центров дополнительного профессионального образования. Данная система нередко финансируется предприятиями, осуществляющими вложение средств в подготовку и переподготовку своего персонала [4].
Развитие системы непрерывного профессионального образования создает механизмы включения работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, позволяет более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда. Многие работодатели обращают внимание на несоответствие между структурой подготовки кадров и потребностям рынка труда, между уровнем профессиональной подготовки выпускников и требованиям эффективной практической деятельности.
В развитии современного непрерывного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции:
• универсетизация высшего образования;
• становление университетов как центров непрерывного профессионального образования;
• повышение требований к поступаю-
щим в высшие учебные заведения;
• изменение сроков обучения;
• повышение требований к качеству преподавания;
• наличие процессов фундаментализа-ции знаний [3].
Одной из предпосылок сетизации современных вузов является социальная и профессиональная мобильность преподавателей и студентов. Академическая мобильность педагогов, учащихся и студентов является важнейшим условием вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные процессы. Современным обществом востребован специалист, способный быстро ориентироваться в сложных условиях профессиональной и социальной действительности, самостоятельно и ответственно принимать решения, делая выбор в пользу позитивного развития человека, открытый новому, умеющий рефлексировать, нацеленный на успех, саморазвитие [2].
Лишь небольшая часть российских вузов реально работает сегодня с европейскими университетами, что снижает мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава. Возможности трудоустройства выпускников также ограничены страновыми рамками, так как Россия, не являясь страной-членом ЕС, не имеет общего с Европой рынка труда. Постоянное расширение сферы образовательных услуг, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов социального опыта требуют от профессорско-преподавательского состава высокой социально-профессиональной мобильности, субъективной готовности к непрерывному самообразованию, преобразованию индивидуального педагогического опыта.
Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнёров. Социальными партнёрами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образова-
ния, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.
Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.
Партнёрские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместным развитием системы ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика. - М.: Экзамен, 2001.
2. Морозов А.В. Дистанционное обучение и его обеспечение в системе современного образования в России // Информационные ^ технологии в обеспечении федеральных го- ^ сударственных образовательных стандартов. §
-л
Материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ. - 2014. - С. О 257-261. |
3. Морозов А.В. Формирование креатив- ^ ности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования // Дис. на соР-!
иск. уч. ст. докт. пед. наук. - М., 2004. s
4. Морозов А.В., Коченко А.А. Актуаль- и ные проблемы профессиональной переподготовки современных специалистов // Молодой учёный. - 2012. - № 5. - С. 471-473. §
5. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной док- w трине образования в Российской Федерации» ^ // Собрание законодательства Российской Федерации от 9.10.2000. - №41. - Ст. 4089. g
6. Трудовой Кодекс Российской Федера- q ции. - М.: Юрист, 2014. g