А.И.Жилина
(Санкт-Петербург)
ЭФФЕКТИВНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
EFFECTIVE PARTNERSHIP IN ADULT EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM
Раскрыта система эффективного управления партнёрской организацией системы образования взрослых, которая включает в полном объёме классический алгоритм управления, принципы, факторы, внешние и внутренние условия их реализации с ориентацией на цель-результат. Раскрыто понятие «эффективное партнёрство», как существенно значимая категория управления современной системой образования взрослых.
Ключевые слова: эффективность, партнёрство, социальное партнерство, система образования взрослых, управление системой образования взрослых, алгоритм управления, эффективное партнёрство в управлении системой образования взрослых.
The system of effective management of the partner organization of the adult education system is disclosed,
which includes in its entirety the classical algorithm, principles, factors, external and internal conditions
for their implementation with the goal-result orientation. The concept of «effective partnership», as a
significant category of management of the modern adult education system is revealed.
Key words: efficiency, partnership, social partnership, adult education system, adult education
system management, management algorithm, effective partnership in adult education system
management.
Партнерство в современном управлении образованием взрослых представляет собой систему социальных институтов и механизмов согласования образовательных и экономических интересов людей, основанную на равноправном сотрудничестве всех субъектов в процессе их взаимодействия в системе образования и производства, и обеспечивает развитие социальной направленности современной рыночной экономики.
В разных сферах деятельности партнёрство понимается по-разному. В системе образования «партнерство (от англ. part -часть единого целого) - это понятие, обозначающее систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принци-
пах равенства, добровольности, равнозна-чимости и дополнительности участников образовательных процессов»[21].
В экономике партнёрство понимается как «форма сотрудничества фирм, компаний, не закрепленная в учредительных документах, а поддерживаемая фактически. В качестве документа, подтверждающего такие отношения, составляется договор (протокол) о корпоративном партнерстве» [16].
С юридической точки зрения, «партнёрство - это форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, представляет промежуточную форму взаимодействия между частным и государственным предприятиями в сфере бизнеса и ус-
луг на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров» [15].
В ходе развития партнёрства сложилось несколько его видов: государственно-частное, социальное, государственное, межгосударственное и другие. «Государственно-частное партнерство (ГЧП) в предоставлении общественных услуг быстро развивается и вызывает большой интерес во всем мире». «ГЧП сочетает в себе лучшее из «двух миров»: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и технологии, а также государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов». «Этот сбалансированный подход особенно приветствуется в предоставлении общественных услуг, которые касаются основных потребностей каждого человека» [3, 4, 10, 14, 23].
На государственном уровне социальное партнерство впервые появилось в Англии еще в конце XVIII века, а затем в середине XIX века получило распространение в Европе, когда потребовалось зафиксировать социально-трудовые отношения взаимодействующих сторон в коллективном договоре. В России на рубеже ХК-ХХ веков Питирим Сорокин представлял понятие «социальное партнерство» на основе таких ценностей, как равноправие, уважение и учет интересов сторон, доверие и свобода выбора [17].
Однако правовое регулирование партнёрских отношений, в том числе международно-правовыми актами, стало осуществляться только с начала XX века. В России это было зафиксировано в «Кодексе законов о труде» и «Положении о порядке утверждения коллективных договоров» 1918 года. Основным документом, регулирующим порядок заключения коллективных договоров в новых социально-экономических условиях в России, стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 года [8]. Именно этот Закон впервые в России установил правовые основы и принципы, социальные гарантии заключения и действия коллективных договоров и соглашений, обозначил социальное, партнерское регулирование условий труда, установил ответственность за не-
выполнение коллективных договоров и соглашений.
В Законе были названы пять уровней системы социального партнёрства: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (город, район и т. д.) и уровень организации. Для всех уровней устанавливались основы регулирования отношений между партнёрами. [19]. Согласно ст. 7 Конституции РФ 1996 г., Российская Федерация также является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [9].
Само понятие «социальное партнерство» было закреплено в «Трудовом кодексе РФ» (01.02.2002 г.). и представлено как особый вид общественно-трудовых взаимоотношений в рыночном обществе. Именно социальное партнёрство обеспечивает оптимальное сочетание основных интересов различных социальных групп в разных сферах их сотрудничества, в том числе, и в системе образования взрослых. «Социальное партнерство выступает как отдельный социально-правовой институт», - считают исследователи [1,11,18,22].
Этот социально-правовой институт представляет собой сложную социальную систему, включающую многочисленные категории населения с их потребностями, запросами и организациями по их удовлетворению. Это касается и образовательных потребностей взрослого населения, в том числе и тех, кого мы относим к категории граждан «серебряного возраста», и сложившимся формам и механизмам, в частности, социального партнёрства по удовлетворению их образовательных запросов.
Систему социального партнерства в образовании взрослых можно представить как совокупность образовательных организаций, их структурных подразделений и представителей органов управления. Они обязаны в интересах реализации образовательных потребностей взрослого населения взаимодействовать на различных уровнях регулирования социально-трудовых и образовательных отношений (федерация,
регион, отрасль, территория, предприятие) на основе двух-трехсторонних договоров между всеми субъектами образовательной практики.
Трудовой кодекс РФ, как первый федеральный закон, регулирует в полном объёме весь комплекс отношений социального партнерства, в том числе и в системе образования взрослых [2].
«Социальное партнерство представляет систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений»[20]. Под иными партнёрскими отношениями, «непосредственно связанными с трудовыми отношениями», мы понимаем партнёрские отношения в системе образования взрослых.
Такое понятие социального партнерства соответствует международным правовым нормам, отражает не только интересы потребителя образовательных услуг - взрослого человека, но и интересы государства и общества. Социальное партнёрство в системе образования взрослых способствует стабильному экономическому и социальному развитию и государства, и общества через повышение образовательного уровня и квалификации кадров, развитие их мотивации личного участия в труде и понимания социально-экономической ситуации в постоянно меняющихся условиях общественного развития.
Партнёрство в системе образования взрослых тоже является сложной системой. Она имеет социально значимую цель, субъектов взаимодействия, которые должны достичь этой цели. В систему партнёрства входят содержание и формы этого взаимодействия, структурные подразделения системы партнёрства, т.к. это уровневая система со своими категориями обучающихся. Подсистема управления системой партнёрства в образовании взрослых, чтобы назы-
ваться эффективной, должна иметь достигнутый социально значимый результат.
Все эти параметры эффективного партнёрства в образовании взрослых попытаемся рассмотреть с позиций методологии системного подхода.
Прежде всего, определим понятие «эффективность». В чем заключается общепринятый смысл этого термина? На фоне огромного количества желающих определить по-своему термины «эффективность», «эффективный» мы установили, что значение их сводится, в основном, к пониманию: «эффект» - наилучший результат, «эффективный» - действенный, результативный [6, 12] - с некоторыми нюансами в каждом конкретном случае.
Понятия «результативность» и «эффективность» рассматриваются в стандарте ISO 9000:2008. «Результативность — это степень достижения запланированных результатов (способность компании ориентироваться на результат), а эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами (способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями - временем, затратами, степенью достижения цели)»[13].
Попытаемся самостоятельно дать представление о том, что такое «эффективное партнёрство в системе управления образованием взрослых».
Эффективное партнёрство в системе управления образованием взрослых - это социально-экономическая и педагогическая категория, в которой проявляется важнейшая суть сложной системы партнёрского взаимодействия, определённая её социальной целью - результатом. Это соотношение полученного личностного и социального результата и тех ресурсов (затрат), которые потрачены на его достижение. Это многообразие результатов с многочисленными социальными последствиями. Эти результаты складываются из повышения образовательного, профессионального уровня, личностно значимого полученного знания каждым взрослым человеком независимо
от возраста. В этом случае социальный результат не только определяется уровнем информированности каждого об окружающем мире, но и способствует сохранению и стабильному развитию всего общества на основе современного знания, полученного в текущий момент взрослым населением.
Эффективное партнёрство в управлении системой образования взрослых характеризуется целесообразностью, экономической и коммерческой успешностью рассматриваемого технического, организационного или бизнес-мероприятия по совершенствованию видов, форм, содержания, технологий образования взрослого населения. При этом, естественно, необходим расчёт получения максимума в условиях всегда имеющихся ограничений.
Соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных социально-образовательных результатов, расчёт получения максимальных образовательных, квалификационных изменений в среде взрослого населения требуют оптимального использования кадровых, финансовых, материальных ресурсов. При этом требуется не только сравнительная оценка полученного приращения знаний взрослого населения, отражающая возможности обеспечения экономического роста на любом уровне эффективного партнёрства.
В первую очередь, необходим всесторонний анализ способности разных государственных и общественных партнёров стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения в социально-экономической сфере на основе образования взрослых, соответствующего запросам времени. В то же время это и важнейший качественный показатель экономики, ее технического оснащения и квалификации труда, позволяющих обществу получить максимум возможных благ от использования его ограниченных ресурсов, с наилучшим использованием ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей.
Эффективное партнёрство в управлении системой образования взрослых - это мера реализации заданной цели. Она отражает и
степень удовлетворения образовательных потребностей населения, и степень актуализации кадрового и образовательного потенциала, заложенного в данной социальной системе, и соотношение затрат с полученными результатами образовательной деятельности, это сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее возможность по обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения в системе образования взрослых. В этом случае результаты будут превышать затраты, тогда можно говорить не об объеме, а о максимуме полученного результата при минимуме затрат ресурсов, сил и времени.
Эффективное партнёрство необходимо рассматривать как подсистему системы управления образованием взрослых. Для этого следует сначала определить смысл понятия «управление». Управление, несмотря на существующие более семисот определений, будем считать системой действий по созданию условий для достижения социально значимой цели в системе образования взрослых.
Целью системы управления образованием взрослых является разработка и осуществление государственной образовательной политики на общенациональном, региональном и местном уровнях. Эта политика должна обеспечивать гармонизацию интересов и целей личности взрослого человека и общества в складывающихся постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Соединение личных целей взрослого человека и государственных целей общественного развития может быть реализовано только на основе систематического расширения знаний личности о значимости, целях и проблемах развития современного ей общества и знаний о процессах творческого встраивания в него личных целей взрослого человека, обеспечивающих его жизнедеятельность и приносящих ему удовлетворение. Чтобы достичь этой цели, нужно чётко представлять, какие условия и для кого должна создавать система управления образованием взрослых [7].
Для эффективного образовательного партнёрства необходимо чётко реализовать весь алгоритм управления. В него, как известно, входят функции, определённые в своё время А.Файолем: анализ объекта управления, планирование решения выявленных проблем объекта, организация выполнения запланированных мероприятий, основанная на информации, координации и корректировке исполнения, создании мотивации исполнителей, поэтапном контроле результативности решаемых задач, итоговый контроль достижения результатов, соответствующих поставленным целям, анализ полученных результатов. Эти функции являются системными, они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой через коммуникации управляющего с исполнителями, принятие решений управляющим на каждом этапе реализации названных функций.
Анализ названных функций позволяет определить весь комплекс управленческой деятельности в системе партнёрских отношений. Действительно, планирование позволяет увидеть и сформировать перспективы и стратегию развития организации образования взрослых, определить методы и этапы движения к результату, объединить усилия всех исполнителей для решения единой задачи. При этом в партнёрской организации уже на стадии планирования учитываются интересы и образовательные потребности взрослых обучающихся, определяется объём привлекаемых кадровых, научных, преподавательских, финансовых и иных ресурсов, необходимый для достижения результата. Однако даже достаточно чётко продуманный план сам по себе не гарантирует безоговорочного успеха. Но, поскольку в нём зафиксированы мероприятия, лица, ответственные за их исполнение, сроки и ресурсы исполнения, план становится системообразующим элементом управленческой деятельности в образовательном партнёрстве и в то же время успешной школой конкретного управления для исполнителей и руководителей партнёрской организации.
Организационная деятельность по реализации плана требует создания опре-
делённых структур в соответствии с теми функциями, которые будут исполнять руководители подразделений (учебно-организационные, научно-методические, дистанционного обучения и др.). Все подразделения должны работать в единстве, в соответствии с единой целью, конкретизированной задачами каждого подразделения. Поэтому организационная работа в образовательном партнёрстве предполагает совместную разработку системы целей организации, включения в деятельность всего персонала, в том числе и преподавателей, подключение информационных, материальных, научно-методических и финансовых ресурсов. При этом руководители всех подразделений партнёрства образования взрослых не только ставят перед исполнителями конкретные задачи, но дают инструкции для надлежащего их исполнения, ведут поэтапный контроль достижения поставленных задач, координируют и корректируют деятельность исполнителей, уточняя ресурсное обеспечение решаемых проблем.
Каждый руководитель организации, входящей в образовательное партнёрство, имеет свои взгляды на его организацию, деятельность определённых его структур. Как показывает опыт, все технологии эффективного управления нацелены на достижение конечного результата, процесс движения к которому постоянно гибко и синхронно корректируется. Это возможно только в том случае, если аппарат управления ежедневно занят организационной работой: инструктирует исполнителей, отслеживает промежуточные результаты образовательной деятельности, корректирует и координирует деятельность исполнителей и обучающихся. Такое управление непрерывно служит делу, решению поставленной задачи, формирует мотивацию обучающегося взрослого человека и коллектива образовательной организации на достижение поставленной цели.
Мотивация сотрудников и обучающихся взрослых при этом становится одним из важнейших стимулов обучения. Она ориентирует на удовлетворение потребностей как потребителя образовательных услуг - взрос-
лого, так и исполнителя - преподавателей и сотрудников образовательной организации. Поэтому руководитель должен чётко знать и поддерживать в своей деятельности мотивацию сотрудников, чтобы удовлетворять их постоянную заинтересованность в организации эффективного процесса обучения взрослого контингента учащихся. Руководитель должен понимать, что отсутствие успеха, недостижение поставленной цели -это практически всегда результат недостаточной гибкости в отношениях между руководителем и подчинёнными.
Естественно, для стабилизации успехов, достигнутых организацией, необходим и контроль. Управленческий контроль начинается с чёткого определения и описания запланированного результата, т.е. точного обозначения целей образовательной деятельности и определения сроков их достижения. В этом случае поэтапный контроль будет заключаться в сравнении достигнутого результата с запланированным к определённому сроку. Это позволит корректировать деятельность исполнителей, перегруппировать или видоизменить цели в изменившейся ситуации, развивать самоконтроль исполнителей, направлять их усилия на улучшение качества своего труда. Итоговый контроль должен отражать сравнение запланированных конечных результатов с реально полученными.
Чтобы управление партнёрской организацией системы образования взрослых было по-настоящему эффективным, необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на получение стабильных результатов. Среди них выделим внешние и внутренние факторы по отношению к объекту управления.
К внешним факторам, влияющим на эффективность управления партнёрской организацией системы образования взрослых, следует отнести такие как глобальные перемены в обществе и стране, вызванные кризисами в экономике и политике. Несомненно, в этих условиях на эффективность работы партнёрской организации системы образования взрослых сильно влияет нестабильная ситуация на рынке труда, когда фиксируется или дефицит, или излишнее
количество специалистов одного профиля, а также безработица и недостаточная квалификация работников.
Важную роль здесь играют законодательные акты государства, регулирующие социальные и политические процессы, влияющие на экономическую, промышленную стратегию государства, определяющие потребность в кадрах и их квалификации. Вносят свою лепту в изменение образовательной политики среди взрослого населения миграционные процессы, неблагоприятно влияющие на уровень жизни населения и развитие современных технологий производства товаров и услуг. В условиях развития рыночных отношений нельзя сбрасывать со счетов и такие явления, как активность конкурентов в борьбе за контингенты взрослых обучающихся, а также нестабильность платёжеспособности населения, в том числе и за образовательные услуги.
К внутренним факторам, определяющим достижение эффективного управления партнёрской организацией системы образования взрослых, следует отнести масштабы образовательной организации, численность сотрудников и профессорско-преподавательского состава, уровень их квалификации, специфику общеобразовательных и специально-предметных дисциплин, научно-теоретические и научно-методические особенности образования взрослых в данной организации в современных условиях. Чётко обозначенные цели образования взрослых в соответствии с названными факторами определяют методологию, технологии, методы их достижения, требуют корректировки специфических условий для их выполнения, что оказывает прямое влияние на систему эффективного управления партнёрской организацией системы образования взрослых.
Существенное значение в эффективном управлении партнёрской организацией системы образования взрослых имеют такие внутренние факторы, как творческая активность сотрудников, их заинтересованное участие в разработке плана развития партнёрства, постоянное отслеживание результативности своего труда и всей орга-
низации, применение системы поощрений и взысканий, формирующей заинтересованность каждого в конечном результате и личном вкладе в него. Постоянное внимание управляющей системы партнёрской организации образования взрослых к таким проблемам, как координация взаимодействия со всеми партнёрскими организациями, преодоление отсутствия слаженности и взаимодействия исполнителей в трудовом процессе, перегрузки в работе, конфликтные ситуации между партнёрами, сотрудниками, администрацией, взрослыми обучающимися и др., позволяет быстро их преодолеть и обеспечить эффективное достижение целей партнёрской организации образования взрослых.
В заключение следует сказать: вся система эффективного управления партнёрской организацией системы образования взрослых включает в полном объёме клас-
сический алгоритм управления, принципы, факторы, внешние и внутренние условия их реализации с ориентацией на цель-результат. При этом следует всегда помнить, что такие виды, как стратегическое, тактическое и оперативное управление образованием взрослых опираются на тот же алгоритм управления, те же принципы, факторы, внешние и внутренние условия, которые раскрыты в этой статье. Элементы всех видов управления ежедневно присутствуют в управленческой деятельности руководителя и всей команды управления. Но эффективность всей этой сложной системы управления однозначно зависит от её системообразующего фактора - квалификации управленческого состава и постоянной его работы с людьми: создание благоприятного климата в коллективе, правильный подход к каждому члену коллектива, а также к партнёрам и соратникам.
Литература
1. Александрова И.А. Социальное партнерство в системе социально-трудовых отношений Российской Федерации - // Вестник Бурятского государственного университета. -2010.- №14. - С. 123-125. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: #»]шй1у»>
2. Аракелов ГЛ. Особенности развития системы социального партнерства в современной России // Актуальные проблемы современной науки. - 2009. - №5. - С. 36-38.
3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления// Отечественные записки. - 2004. - №6. - С.33.
4. Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти. - Мировой банк. - РР1АЕ [Электронный ресурс] - Режим доступа: #»]шй{у»>
5. ДрукерЛитер. Эффективный руководитель: пер. О. Чернявской.- М.: Изд. «Эксмо», 2012.
6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный, в 2 т.- М.: Русский язык, 2000.- 1209 с.
7. Жилина А.И. Методы системного анализа управления образованием взрослых// Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории, практики: мон. -Т.1, кн.5. / Под ред. В.И.Подобеда. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - С.85-95.
8. Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383/
9. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996. - С.6.
10. Лихачев В. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М.: ООО «Издательство журнала «Финансы, экономика, безопасность», 2009. - С.17-28.
11. Мысляева И.Н. Современная идеология и практика социального партнёрства.- М.: Институт перспектив и проблем страны, Школа трудовой демократии, 1998.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.
13. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. — М.: Инфра-М, 2013. - 255 с.
14. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнёрства. - Нью-Йорк-Женева: ООН, 2008.
15. Раджабова Д.А. Социальное партнерство - компромисс интересов // Актуальные проблемы российского права. - 2008.- №3.- С. 219-222. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #»justify»>.
16. Райзберг Б.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6 изд. - М.: ИНФРА-М, 2011.
17. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992.- С. 478.
18. Тиховодова А.В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2008.- №58.- С. 297-301. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #»justify»>.
19. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Ст.26.
20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Ст.23.
21. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131.
22. Чернова А.А. Социальное партнерство образования и производства как важный фактор успешной подготовки специалистов для современного рынка труда // Казанский педагогический журнал. - 2007. - №2.- С. 13-16. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/
23. DavidParmenter. Key Performance Indicators: Developing, Implementing and Using Winning KPI's. - New Jersey, USA: John Wiley & Sons, inc., 2007. - С. 233.