ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 372.3
Белякова Алла Михайловна
преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО: ДЕТСКИЙ САД И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация:
В статье рассматриваются варианты социального партнёрства: реальные и потенциальные. Социальное партнёрство, объединяющее интересы и ресурсы двух систем во имя единой и главной цели - развития ребёнка, имеет большие потенциальные возможности для реализации идей обновления и перевода дошкольного образовательного учреждения в инновационный режим. Социальное партнерство в сфере образования -это сотрудничество, которое инициирует систему образования, как особую сферу общественной жизни, способствующую формированию демократического общества. Такое понимание партнёрства является значимым, важным, позволяющим изменять, проектировать, тестировать и устанавливать новые социально значимые функции системы образования.
Belyakova Alla Mikhaylovna
lecturer of the Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary Education, Armavir State Pedagogical University (Armavir)
SOCIAL PARTNERSHIP: PRE-SCHOOL AND SUPPLEMENTARY EDUCATION
Abstract:
The article discusses the options of real and potential social partnership. Social partnership, which combines interests and resources of two systems to achieve the main goal -the development of a child, has great potential for the implementation of ideas of renewal and transfer of preschool education to the innovative mode. Social partnership in the field of education is a cooperation that initiates the education system as a special sphere of public life, contributing to the formation of democratic society. Such understanding of partnership allows to change, design, test and establish new socially significant functions of the education system.
Ключевые слова:
социальное партнёрство, воспитание, дошкольное образование, модернизация, дополнительное образование.
Keywords:
social partnership, education, pre-school education, modernization, supplementary education.
Думать вместе и действовать сообща.
О. Конт
Однажды Л.Н. Толстой заметил, что расстояние между новорождённым и пятилетним ребёнком во много раз больше расстояния между пятилетним и им, семидесятилетним стариком. Великий мыслитель и педагог понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И, действительно, потенциальные возможности развития ребёнка в дошкольном возрасте огромны. Следовательно, огромна и ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей детей и таланта, который заключён в каждом ребёнке.
В 2012 году был принят Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» - документ, в котором излагается Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года и сформулирована образовательная политика государства. Актуализация государственного заказа на дошкольное образование требует и от образовательных учреждений в целом, и от педагогов в том числе не только осмысления Закона, но и конкретных мер по его выполнению. Основные идеи модернизации и обновления, содержащиеся в Концепции, таковы:
- идея воспитания: приоритет отдаётся воспитанию определённых качеств личности (а не накоплению знаний, умений и навыков) - личности, которой предстоит жить в XXI веке - веке новых информационных технологий. Если перенести эту идею на дошкольные образовательные учреждения, то, как нам представляется, первое место в воспитании ребёнка должно быть отдано воспитанию здоровой личности, здоровой физически, психически и нравственно;
- идея качества образования: под качеством понимается соответствие конечного результата реализации поставленной цели требованиям и запросам, которые представляются государством и обществом;
- идея доступности образования: представление населению широкого спектра доступных образовательных услуг.
Следует заметить, что, какими бы замечательными ни были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение ныне в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков - родителей. Иначе не появилось бы по всей стране так много центров раннего развития детей в учреждениях дополнительного образования. Практика показывает: занимаются там не только дети, которые не посещают детский сад (так называемые неорганизованные).
Эта ситуация подсказывает одно из радикальных средств обновления -организацию социального партнёрства дошкольных образовательных учреждений и системы учреждений дополнительного образования детей. Дополнительное образование с его сложившимися за 90 лет традициями и огромными возможностями для удовлетворения вариативных образовательных запросов очень близко дошкольным образовательным учреждениям по целям, духу и принципам работы. И потому социальное партнёрство, объединяющее интересы и ресурсы двух систем во имя единой и главной цели -развития ребёнка, имеет большие потенциальные возможности для реализации идей обновления и перевода дошкольного образовательного учреждения в инновационный режим.
Социальное партнёрство (от фр. partenaire) - участник совместной деятельности) цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающая добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих целей на основе диалога и взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Сотрудничество базируется на общих ценностных ориентирах, этических принципах, взаимном уважении и доверии. Его особенность заключается в необходимости «думать вместе и действовать сообща» (О. Конт), а суть -в признании чужих интересов как основного условия существования собственных. Как показывает практика, контакты этих двух систем - ДОУ и дополнительного образования - существуют, но они единичны и не исчерпывают всего своего потенциала.
Рассмотрим варианты социального партнёрства: реальные и потенциальные. Наиболее часто встречающийся вариант: педагоги дополнительного образования реализуют его программы на базе дошкольного образовательного учреждения. Такие программы не дублируют, а дополняют основные программы, реализуемые педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Анализ опыта показывает, что запросы педагогов и родителей ограничиваются стандартным набором требований, где английский и хореография занимают главное место. Однако возможности учреждений дополнительного образования намного шире!
Второй вариант: единичные выездные концерты и спектакли творческих объединений учреждений дополнительного образования и детских музыкальных школ в детских садах города.
Третья форма партнёрства получила широкое распространение в Санкт-Петербурге: некоторые основные образовательные программы реализуют педагогами ДОУ не в детском саду, а на базе учреждений дополнительного образования детей. Зачастую это происходит в мастерских, театральных объединениях, лабораториях, музеях, компьютерных классах.
Существует и такой опыт: на базе учреждения дополнительного образования в течение всего года проводятся различные календарные и тематические праздники, например, «День именинника».
Четвёртое направление взаимодействия - реализация программ дополнительного образования педагогами ДОУ, которые, работая по совместительству в учреждениях дополнительного образования, разрабатывают программы, реализуя свои хобби, увлечения, интерес к какому-либо виду деятельности (например, начальное техническое моделирование, бисеро-плетение, макраме и т. п.). Как правило, благодаря большому методическому опыту, хорошему знанию детей, их возможностей и особенностей реализация программы идёт планомерно и целенаправленно и даёт результаты.
Итак, для слаженного взаимодействия детского сада и учреждения дополнительного образования необходима прежде всего концепция развития. Она должна содержать два уровня: первый - решение задач, обозначенных в государственном заказе (Концепция модернизации) как инвариантный (т. е. обязательный), и второй - решение задач, которые отражают социальный
заказ (вариативный) родителей как основных заказчиков. Такая модель должна рассматриваться педагогическим коллективом как целевая установка их деятельности.
Цель обозначена. Значит, второй шаг - создание чёткого и ясного плана, направленного на реализацию генеральной цели.
Шаг третий - организация социального партнёрства. Руководителю дошкольного учреждения необходимо проявить инициативу и выйти на руководителей учреждений дополнительного образования с конкретно сформулированными запросами. Далее - это организация встречи и диалога двух руководителей с определением взаимных интересов, ресурсов и действий.
Успешные результаты не заставят себя ждать, если помнить о цели, общей для всех, - развить способности детей, научить их, заинтересовать, сделать счастливыми.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на основе социального партнёрства утвердить основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественностью.
Социальное партнерство в сфере образования - это сотрудничество, которое инициирует систему образования, как особую сферу общественной жизни, способствующую формированию демократического общества. Такое понимание партнёрства является значимым, важным, позволяющим изменять, проектировать, тестировать и устанавливать новые социально значимые функции системы образования.
Одной из актуальных проблем образовательных учреждений является создание условий, которые обеспечивали бы возможность развития и проявления творческой активности детей, позволяя им в полной мере реализо-вывать свои собственные возможности. Дополнительное образование становится такой образовательной средой, поскольку расширяет возможности
детей по приобретению знаний и навыков, которые позволят им успешно адаптироваться к социальной среде, развивать и реализовывать свой творческий потенциал. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном развитии и не сопровождается повышением уровня образования».
С выходом Концепции дополнительного образования детей (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-Р), изменяющиеся подходы к организации дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг, становятся особенно актуальным, выходят на новый уровень реализации. В связи с этим многие ДОО используют одно из радикальных средств обновления - организация социального партнёрства дошкольных образовательных организаций и системы учреждений дополнительного образования детей.
Социальное партнёрство базируется на общих этических принципах, взаимном уважении и доверии. Его особенность заключается в необходимости «думать вместе и действовать сообща», а целью является развивать способности детей, научить их, заинтересовать, сделать счастливыми.
На сегодняшний день социальное партнерство как вид межсубъектных отношений представляет собой новое явление общественной жизни. Такое социальное взаимодействие рядом авторов (Е.Е. Алексеевой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Нежновой, И. А. Хоменко и др.) рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей.
Социальное партнерство дошкольной организации с дополнительными учреждениями имеет разнообразные формы и уровни:
- партнерство внутри системы ДО между социальными группами профессиональные общности (педагогические советы, объединения специалистов по актуальным вопросам оказания помощи детям и их родителям, методические объединения педагогов из разных образовательных учреждений);
- партнерство работников образовательных учреждений с представителями других сфер образования и просвещения (учреждения здравоохранения, общественные организации, фонды, орган управления образованием на уровне района, города, края, служба социальной защиты семьи и детей);
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, СМИ и реклама деятельности ДОО и УДОД).
Взаимодействие в виде социального партнерства дошкольной образовательной организации и учреждения дополнительного образования детей происходит по направлениям:
1) исследовательское (поиск и апробация интересных форм работы с детьми);
2) проектировочное (совместная разработка программ и методических пособий);
3) просветительское (информирование педагогов и родителей);
4) образовательное (создание единой образовательной среды).
Существует различные технологии взаимодействия ДОО и УДОД как
социальных партнеров. По мнению И.А. Буевой, технология социального партнерства предполагает следующие этапы:
Первый этап - выбор партнера.
Цель: осуществление выбора социального партнера для решения педагогической проблемы.
Основные действия: проведение анализа социального окружения; принятие решения о взаимодействии с конкретным социальным партнером; информирование социального партнера о желании ДОО и УДОД осуществлять сотрудничество; получение согласия (несогласия) социального партнера на взаимодействие; заключение договора о сотрудничестве.
Второй этап - планирование совместных действий.
Цель: разработка плана совместных действий, необходимых для решения выделенной педагогической проблемы.
Основные действия: проведение переговоров с социальным партнером, в ходе которого необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год), содержание общения, наиболее привлекательные для каждой стороны сотрудничества; разработка плана совместных действий по решению обозначенной проблемы; согласование разработанного плана.
Третий этап - реализация сотрудничества.
Цель: осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы.
Основные действия: проведение запланированных мероприятий, акций и иных форм сотрудничества; при необходимости - внесение коррективов в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или потребности изменения сроков его проведения; осуществление необходимого взаимодействия педагогов ДОО и УДОД в ходе подготовки мероприятий.
Четвертый этап - анализ результативности сотрудничества.
Цель: определение результативности совместной работы и степени разрешения обозначенной проблемы.
Основнысе действия: проведение оценки результативности взаимодействия; определение сильных сторон сотрудничества, трудности и проблемы, возникающие в ходе совместной работы; совместное обсуждение полученных результатов; принятие решения о дальнейшем сотрудничестве.
В случае принятия положительного решения ДОО и УДОД продолжают взаимодействие в виде социального партнерства и начинают осуществлять его со второго этапа.
В трудах Т.Н. Дороновой, Т.И. Даниловой, О.Д. Никольской и многих других исследователей были разработаны новые подходы к реализации социально-партнерских отношений дошкольной образовательной организации и учреждения дополнительного образования детей, формы направления их практической реализации. Авторы предлагают свои формы и методы активизации позиций родителей по вопросам воспитания детей, сотрудничества с ДОО и УДОД, описывают новые структурно-функциональные модели данного взаимодействия. Все ученые сходятся в одном: «Семья и детский сад выступают для ребенка своеобразной школой социального поведения одновременно. Но в этом случае семья остается для него главной опорой. Именно в семье ребенок всегда рассчитывает найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам».
И.И. Солодухина выделяет следующие принципы социального партнерства:
1) уважение и учёт интересов сторон договоров;
2) заинтересованность договаривающихся сторон в участии договорных отношениях;
3) соответствие партнёров законодательства Российской Федерации и иным нормативным актам;
4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;
5) равноправие и доверие сторон;
6) невмешательство во внутренние дела друг друга;
7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного соглашения;
8) регулярность консультаций и переговоров по вопросам в рамках социального партнерства;
9) обязательность исполнения достигнутых договорённостей;
10) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнёрства соглашений, договоров и решений;
11) ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему, воспитанники имеют возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Благодаря социальному партнёрству улучшается качество образовательных услуг, уровень внедрения стандартов дошкольного и дополнительного образования.
Таким образом, социальное партнёрство в системе дошкольного и дополнительного образования - это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного договора или соглашения на определённый период времени, направленное на решение конкретных целей и задач для достижения желаемого результата.
Итак, современная система образования существует в эпоху активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей является разработка современной модели образования через систему социального партнёрства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство как условие развития (образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование. - 2016. - № 6. -С. 106-111.
2. Буева И. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С. 30-31.
3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Проект взаимодействия дошкольных образовательных (учреждений с социальными партнерами / Солнцева О.В. - СПб., 2014. - 464 с!
REFERENCES
1. Balalieva O. V. Socio-pedagogical partnership as a condition of development of the educational environment of a pre-school educational organization: theoretical justification. Diskussiya = Discussion, 2016, no. 6, p. Pp. 106-111. (In Russian).
2. Bueva I. Social partnership. Pre-school and supplementary education. Dosh-kolnoe vospitanie = Pre-school education, 2015, no. 7, pp. 30-31. (In Russian).
3. Gogoberidze A. G. Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya. Proekt vzaimodejstviya doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy s so-cial'nymi partnerami [Pre-school Pedagogy with the Basics of Methodsof Education and Training. The Project of Interaction of Pre-school Educational Institutions with Social Partners]. SPb., 2014. 464 p.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Белякова А.М. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование / А.М. Белякова // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. -2019. - № 2. - С. 5-14.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Belyakova A.M. Social partnership: pre-school and supplementary education // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 2, pp. 5-14. (In Russian).