Научная статья на тему 'Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения'

Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3163
631
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балалиева О. В.

Социальное партнёрство важная проблема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности. Социальное партнёрство в образовании вызвано непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership the important problem of management of formation. It means not only practice of joint development of decisions, but also equation of mutual responsibility. The social partnership in formation is caused by continuous process of increase of a social and cultural variety in a modern society.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения»

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИННОВАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

БАЛАЛИЕВА О.В.

Социальное партнёрство - важная про блема управления образованием. Оно означает не только практику совместной выработки решений, но также сбалансированность взаимной ответственности. Социальное партнёрство в образовании вызвано не прерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе.

Social partnership the important problem of management of formation. It means not only practice of joint development of decisions, but also equation of mutual responsibility. The social partnership in formation is caused by continuous process of increase of a social and cultural variety in a modern society.

О достижениях социального эффекта партнёрства в России пока говорить не приходится. Здесь, как это было и за рубежом, становление социального партнёрства в образовании также займёт не одно десятилетие, но общество заинтересовано в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс. [6, с.108-109]

Инновация - это нововведение, под которым понимается целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое, любое нововведение связано с обновлением). [4, а45]

Психолого-педагогические и инновационные процессы в системе ДОУ ориентированы на актуализацию содержания, повышение качества и организацию образовательного процесса. Организационные инновации ДОУ связаны с появлением инновационных структур, механизмов интеграции и самоорганизации, таких как социальное партнёрство, система договорных отношений, подструктуры, осуществляющие менеджмент в ДОУ и др.

Повышенный интерес к социальному партнёрству закономерен: совместными усилиями предприятий, администрации и жителей городов и посёлков можно достигнуть значимых результатов в решении социальных вопросов, одним из которых является обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских садах. А за дверьми детского сада - огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости детям - поэтому, данная задача актуальна и значима.

Одним из путей разрешения противоречия между необходимостью создания системы партнёрства в образовании и преобладанием в реальной практике временных социальных контактов и, в конечном итоге, парадигмального обновления дошкольного образования может стать социальное партнёрство между ДОУ, органами власти и другими заинтересованными сторонами.

Термин «социальное партнёрство» появился в образовании сравнительно недавно и имеет многовариантную трактовку.

Б.М. Генкин считает, что социальное партнёрство- это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. В.А. Михеев даёт следующее определение: « Социальное партнёрство-это цивилизованная система общественных отношений в социально- трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса,

Профессиональное образование. Столица | № 5 2009

1

консенсуса по активным проблемам экономической и социально-политической жизни общества» [7, а4-5].

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Данная основа прослеживается в определениях социального партнёрства в сфере образования. Так, в исследовании О.Д. Никольской социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса [5, с 15].

Для нас значимо психолого-педагогическое наполнение термина «социальное партнёрство». Л.Г. Гуслякова рассматривает социальное партнёрство как один из видов социальной технологии. По мнению автора, диалог как метод социальной работы - это процесс взаимодействия социального работника и клиента, который выступает в форме социального партнёрства, направленного на предотвращение и разрешение социальных конфликтов. В этом случае социальное партнёрство выступает в виде технологии социальной работы, осуществляющей социальный контроль за предоставлением социальных гарантий представителям различных социальных групп, особенно слабозащищённых.[2, с.141-148]

На основе анализа определений термина «социальное партнёрство» были выделены следующие отличительные особенности социального партнёрства по отношению к образованию:

- партнёрство внутри системы дошкольного образования между социальными группами данной профессиональной общности;

- партнёрство, в которое вступают педагоги ДОУ, контактируя с представителями иных сфер общественных организаций;

- партнёрство, которое инициирует система дошкольного образования.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами осуществляется в различных формах и

направлено на обеспечение всех основных аспектов его деятельности:

- формирование стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;

- содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования;

- изучение спроса населения;

- кадровое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- привлечение дополнительных финансовых средств;

Анализ данных функций позволяет нам говорить о социальном партнёрстве как об инструменте стратегического управления, направленного на организацию отношений при формировании событий будущего и позитивных будущих изменений.

Социальное партнёрство ДОУ и других общественных институтов социума в сфере образования предусматривает:

а) развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности;

б) поддержка и улучшение качества образования на основе создания единого механизма обеспечения качества, охватывающего все стороны развития образования;

в) воспитание и развитие в новых условиях воспитательных функций как неотъемлемой части системы образования, ориентированной на приобретение индивидуумом комплекса ключевых компетенций: социальных, поликультурных, языковых, информационных;

г) разработка и реализация моделей образования, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Среди научных методов познания в хх веке сформировался универсальный и эффективный метод моделирования. Модель - это некий заменитель реального объекта, сохраняющий важные для исследователя признаки.

Научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В основе моделирования лежит теория подобия, а модель выступает в качестве приближённого аналога данного явления.

Моделирование социального партнёрства как организационной инновации в ДОУ отражает:

1. Работу с дошкольниками и выпускниками:

- отношение к воспитаннику, как к равноправному партнёру (реализация принципа самоопределения воспитанников);

- отношения ребёнка и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями;

- развитие чувства оптимизма и самоуважения;

- укреплять здоровье и физически развивать дошкольников;

- повышение уровня познавательно- речевого развития;

- способствовать формированию социальной компетенции выпускников;

- разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ развития дошкольников.

2. Работу с родителями: родительские собрания; консультации; конференции; дни открытых дверей; посещение педагогом семьи; семейные посиделки; вечера; вернисажи; день семьи (2 раза в год); телефон доверия; конверт откровений и др.;

3. Работа с общественностью:

- повышение чувства ответственности и сопричастности общественности за решение указанных задач;

- предприятия (здравоохранения, культуры,,,): закрепление положительного имиджа тех, кто активно и качественно охраняет и укрепляет здоровье и формирует эмоциональноценностное отношение дошкольников к миру;

- органы управления: постепенное приобретение имиджа властей, ориентированных на нужды граждан;

- образовательные учреждения: постепенное приобретение имиджа компетентного социального партнёра по различным направлениям их образовательной деятельности и реализации совместной образовательной программы;

- проведение совместных мероприятий образовательных учреждений, местных предприятий (фирм) и органов управления;

- обеспечение своего рода «страховки» против возможных актов произвола со стороны того или другого партнёра по социальному диалогу;

- целенаправленное повышение степени обязательности за выполнение установленных соглашений и договорённостей между социальными партнёрами;

- ознакомление других учебных заведений, отраслей и регионов (в перспективе и зарубежных стран) с результатами работы;

4. Работа с органами управления:

- активное участие специалистов по дошкольному образованию всех уровней (учёных, управленцев и практиков) в разработке законопроектов;

- разработка собственных (заранее согласованных с другими партнёрами по социальному диалогу) предложений по совершенствованию системы дошкольного образования;

- создание, апробация и тиражирование образцов многосторонних соглашений и договоров;

- постепенное повышение степени обязательности этих документов для всех сторон; [1, c.55-57]

Разработаны и реализуются модели:

а) модель выпускника МДОУ,

б) модель социального партнёрства ( рис.1).

Задача моделирования состоит в том, чтобы спроектировать систему управления образовательным учреждением, которая бы не только соответствовала потребностям сегодняшнего дня, но и опережала эти потребности.

Таким образом, социальное партнерство - сложный и многообразный тип взаимодействия заинтересованных партнеров, который создает условия для полноценного сотрудничества в разных формах управленческой и организационной деятельности. Оно позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей от-ветственности.[3,с.56-57] Обеспечение механизмов социального партнерства открывает для дошкольного образовательного учреждения дополнительные возможности опережающего развития:

- обеспечивается учет требований работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОУ

- упрощается процедура корректировки старых и разработки новых методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта.

- открываются более широкие возможности для организации совместных досугов и вечеров отдыха

- расширяются возможности поступления выпускников в лицеи и гимназии.

Библиографический список

1. Авво Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения : учебнометодическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений/ А,П.Тряпициной.- С-Пб.: КАР0,2005.

2. Гуслякова Л.Г. Социальное партнерство и социальная работа: новые возможности поддержки населения /Л.Г. Гуслякова //Образование и социальное развитие региона, 2003, №1/2.-c.141-148

3. Гоголева И.И. Социальное партнерство как организационная инновация среднего специального учебного заведения / И.И.Гоголева //Образовательная политика,2008,№11.-с.49-57.

4. Корчагин Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером [Текст] /Е. А.Корчагин //Инновации в образовании.-2007.-№6.-с.43-51.

5. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О.Д. Никольская // Вестник ОГУ, 2006, № 10.

6. Осипов А.М. О социальном партнерстве в сфере образования [Текст] / А.М. Осипов, П.Карстанье, В.В. Тумалов, В.Г. Зарубин // Социологические исследования - 2008. - с.108-115.

7. Михеев В.А. Основы социального партнерства / В.А. Михеев. - М.: Экзамен , 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.