Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор опережающего развития региональной системы образования'

Социальное партнерство как фактор опережающего развития региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / THE SYSTEM OF EDUCATION / THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обдирщиков Николай Николаевич

В статье рассматривается проблема развития системы социального партнёрства как формы взаимодействия между учреждениями профессионального образования и предприятиями города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the development of social partnership as a form of interaction between institutions of vocational education and enterprises of the city.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор опережающего развития региональной системы образования»

Обдирщиков Н.Н.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Obdirschikov N.N.

SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR OF LEADING DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Ключевые слова: социальное партнерство, система образования, качество

образования

Key words: social partnership, the system of education, the quality of education.

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития системы социального партнёрства как формы взаимодействия между учреждениями профессионального образования и предприятиями города.

Abstract

The article concerns the development of social partnership as a form of interaction between institutions of vocational education and enterprises of the city.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательным учреждением и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образования, студентами и их родителями, т.е. теми, кто становится не просто потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и должны быть источниками его финансового благополучия.

Сегодня в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, одной их главных задач системы образования, является полный учет требований работодателей1. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства, которая сможет объединить всех выше перечисленных субъектов с учетом интереса к взаимодействию с образовательными учреждениями на основе партнерских отношений.

Для того чтобы заинтересовать своих партнеров, система образования должна готовить выпускников, обладающих наряду с профессиональными характеристиками (занимающими первое место в ряду требований работодателей) развитыми личностными качествами, такими как коммуникативность, креативность, ответственность2.

Эффективное взаимодействие с работодателем (и потребителем в целом) возможно в том случае, когда наряду с требованиями к уровню подготовки специалистов работодатель предоставляет адекватную финансовую поддержку3. Причем речь идет не о разовой акции. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

'Филиппов В. Главное в профобразовании - качество подготовки специалистов: О профессиональном экономическом образовании в России. / В. Филиппов // Проблемы теории и практики управления. -2002. -№ 2. - С. 24-27.

2Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Педагогические науки.- № 6. 2008.

3Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России// Общество и экономика. - 2006. -№ 9. - 100-119.

Разработка региональными органами власти нормативно-правового поля должна предусматривать налоговые льготы и стимулы, побуждающие работодателей участвовать в финансировании образовательных учреждений и социальной поддержке обучаемых; другие льготы предприятиям, обеспечивающим производственную практику для студентов4.

Социальное партнерство для системы профессионального образования должно стать естественной формой существования5. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями, другими образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления образовательное учреждение сможет выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития6:

- упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить);

- обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;

- упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;

- открываются более широкие возможности для организации практики студентов;

- расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Государство - это партнер особого рода, оно может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство7. Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. Оно формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы. Используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ, для осуществления целевых программ государство привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес.

Государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов8, однако оно вряд ли может охватить и учесть всю сложность задач и условий конкретных сообществ. Это в особенности касается местных отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, разницы в семейных условиях жизни детей и т.д. Эти различия привели во многих странах к большому разнообразию «политических отношений» в системе образования и вовлечению разнообразных институтов гражданского общества в жизнь образовательных учреждений.

Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. Оно действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и др. Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных

4Стратегическое партнерство: нормативно-методические документы партнерских отношений «вуз-предприятие» / Министерство образования Российской Федерации. - СПб.: ЛЭТИ, 2002. - 51 с.

5Судленков А. А. Практика социального партнерства в учреждениях НПО // Профессиональное образование. -2006. - № 3. - 30-31.

6Енеке Б., Зантфорт Ж., Машукова П. Д. Увеличение степени вовлеченности социальных партнеров в сферу профессионального образования всех уровней // Развитие образовательных связей и инициатив и области высшего и профессионального образования - этап II (Делфи II). 2005.

7Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. - 2004. - № 4 - 5. - С. 35.

8Рыжаков М.В., Кузнецов А.А. Российская система образования: состояние и перспективы // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006ю - № 5.-С. 3-13.

проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества9.

Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль за действиями власти, привлекают к работе волонтеров. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.) и выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).

Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные пожертвования, а также возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем. Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства10.

Безусловно, возможности, а, следовательно, и роль сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, а роль государственных структур -еще и в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные инициативы граждан. И дело не только в том, что организации третьего сектора «ближе» к населению и при оказании услуг могут действовать более гибко, эффективно и «человечно», чем государственные учреждения. В своей деятельности они воплощают новые (альтернативные) ценности и приоритеты. Прежде всего, это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации. Общественные организации «озвучивают» потребности этих людей, обычно первыми формулируя социальную проблему: какие факторы

способствуют становлению и укреплению системы социального партнерства?

Действительно, все участники этого процесса имеют свои интересы.

Однако есть общее, что может их объединить - это потребность экономики в высококвалифицированных кадрах11.

Необходимо подчеркнуть, что заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении будет реализована, если:

1. Будет выработана на уровне региональных властей законодательная база, способствующая формированию такого партнерства.

2. Будет принят пакет нормативно-правовых документов о налоговых льготах и стимулах предприятиям, обеспечивающим не только производственную практику для студентов, но и на основе договорных отношений участвующих в заказе необходимых им специалистов за счет финансовых перечислений.

Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Социальное партнерство зиждется на заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; на объединении

9Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б.Хохлова. - М.: Юристъ, 2005. - С. 129.

10Енеке Б., Зантфорт Ж., Машукова П. Д. Кадровое обеспечение экономики // Регион. - 2005. - № 6. - С. 28.

11 Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения : материалы Рос. науч.-практ. конф., 26-27 февр. 2002 г. / Под ред. В.И. Подобеда и др. - СПб. : ИОВ РАО, 2002. - 127 с.

усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; на конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов; на стремлении к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; на децентрализации решений, отсутствии государственного патернализма; на взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров; на правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия12.

Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Такая проблема, как правило, возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность13.

Успех в деле формирования социального партнерства, а значит повышения качества образования, сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающего за эту область14. Но в еще большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров -как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.

В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления:

- кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений);

- финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков);

- информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).

Эксперименты по изменению этих средств системы управления являются важными, но не обеспечивающими в полной мере задачи опережающего развития и активного участия образования в становлении социального партнерства общественных групп.

Перспективным направлением проектно-исследовательских разработок в области социального партнерства по отношению к образованию, на наш взгляд, является изучение процессов появления, принятия и реализации образовательных и иных социальных инициатив. Актуальными становятся следующие вопросы15:

1. Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы?

2. Какие разные интересы каких социальных групп при этом реализуются?

3. Возможно ли сделать открытым процесс реализации интересов?

4. Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?

Ответы на эти вопросы для системы образования являются своего рода механизмом поиска нового предназначения образования в изменяющихся социально-экономических и

12 Емельянова Л.В. Роль социального партнерства в регулировании рынка труда. - Режим доступа:WWW.URL:// http://labourmarket.ru/conf/reports.php.

13 Ловкова А.А. Межсекторное социальное партнерство как фактор устойчивого развития // Регионоведение. -2009. - № 2. - С. 228-235.

14 Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. - М.: Вердикт, 2001. - С. 41.

15 Ловкова А.А. Межсекторное социальное партнерство на муниципальном уровне как значимый фактор социально-экономического развития территории // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П А Столыпина. - 2009. - № 1. - С. 77-82.

культурно-антропоцентрических условиях человеческого существования.

В целях осуществления комплексного подхода к развитию системы социального партнерства в сфере образования представляется целесообразным16:

- систематически изучать и обобщать имеющийся зарубежный опыт организации системы социального партнерства в сфере образования;

- определить критерии и социальные показатели для анализа состояния и основных тенденций развития социального партнерства;

- расширять социальное партнерство в сфере образования с учетом стратегических

направлений и национальных приоритетов развития человеческих ресурсов в сфере непрерывного образования, содержание учебных программ, профессиональной

квалификации, аттестации педагогических и руководящих кадров, их трудоустройства, стандартизации, аккредитации образовательных учреждений и их финансирования;

- уделять постоянное внимание проблемам:

1) подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях;

2) изучения рынка труда, итогов трудоустройства выпускников с включением этих данных в официальную отчетность;

3) анализа потребности в подготовке и переподготовке кадров на местных рынках труда и регулярного информирования об итогах этого анализа учебных заведений, общественности и работодателей;

4) разработки процедуры формирования госзаказа для СПО, подготовки на основе объективных критериев информации о рынке труда и конкурса учебных заведений на право получения госзаказа;

5) формирования попечительских советов с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, родительской и студенческой общественности.

Например, на территориальном (муниципальном) уровне субъектами социального взаимодействия могут быть органы местного самоуправления, советы директоров учреждений профессионального образования территории, территориальная служба занятости, объединения работодателей, профессиональные союзы, общественные объединения граждан, средства массовой информации.

Организационной формой взаимодействия является территориальный (муниципальный) Совет социальных партнеров в сфере профессионального образования, выполняющий следующие функции17:

- формирование территориального социально-профессионального заказа на подготовку,

переподготовку и повышение квалификации рабочих

и специалистов в ОУ СНПО, ССПО, СВПО с учетом задач социально-экономического развития территории;

- практическая отработка моделей многоучредительства профессиональных ОУ;

- привлечение социальных партнеров к соучредительству;

- внесение предложений в Региональный перечень профессий и специальностей, востребованных на местном рынке труда.

На локальном уровне субъектами социального взаимодействия могут быть учреждения профессионального образования (УПО), работодатели (предприятия различных

организационно-правовых форм), профессиональные союзы, родители студентов,

выпускники УПО.

16 Ловкова А.А. Социальное партнерство органов местного самоуправления, общественный организаций и бизнеса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2009. - № 1. - С. 63-68.

17 Ловкова А.А. Формы межсекторного социального партнерства на муниципальном уровне и оценка их эффективности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование».Вып. 3. - 2009. - С. 103-128.

Перечислим функции субъектов социального взаимодействия на локальном уровне:

- долевое финансирование профессионально-образовательных программ;

- формирование заказа на качество профессионального образования; квотирование студенческих мест под производственную практику и стажировки преподавателей;

- формирование независимых комиссий для присвоения квалификационных разрядов и категорий выпускникам УО;

- осуществление функций социальной поддержки молодежи;

- трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов УО, реклама его деятельности;

- установление поощрительных стипендий и премий Совета за учебные достижения студентов;

- содействие установлению и развитию межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества УПО.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахмадинуров РМ., Испулова Н. Социальное партнерство на промышленных предприятиях// Социологические исследования. - 2008. - № 3. - С. 137-139.

2. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // Трудовое право. - 2006. - № 1.

3. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Педагогические науки. - 2008. - № 6.

3. Енеке Б., Зантфорт Ж., Машукова П.Д. Увеличение степени вовлеченности социальных партнеров в сферу профессионального образования всех уровней // Развитие образовательных связей и инициатив и области высшего и профессионального образования -этап II (Делфи II). 2005.

4. Енеке Б., Зантфорт Ж., Машукова П.Д. Кадровое обеспечение экономики // Регион. -2005. - № 6. - С. 28.

5. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2009. - 224 с.

6. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы

становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. - М.: Социологический факультет МГУ, 2006.

7. Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. - 2004. - № 4-5. - С. 35.

8. Ловкова А.А. Взаимодействие органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса как форма социального партнерства: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. социол. наук. - Саратов: ПАГС, 2009. - С. 26.

9. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. - М., 2004. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.