Научная статья на тему 'Негосударственные вузы в условиях современной России: тенденции развития, критериальные признаки, научный потенциал'

Негосударственные вузы в условиях современной России: тенденции развития, критериальные признаки, научный потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВПО / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / НАУЧНАЯ ПОДСИСТЕМА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PRIVATE SECTOR OF HIGHER EDUCATION SYSTEM / PRIVATE HIGH SCHOOL / SCIENTIFIC SUB-SYSTEM OF PRIVATE UNIVERSITY / RESEARCH POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычев Александр Владимирович

Статья посвящена проблемам развития негосударственного сектора российской системы высшего профессионального образования. Особое внимание автор уделяет критериальным признакам негосударственных вузов и выполняемым ими социально-экономическим функциям. Отмечается роль научной подсистемы негосударственного вуза и выделяется ее главная характеристика -научный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE HIGHER SCHOOLS IN THE CONDITIONS OF CONTEMPORARY RUSSIA: DEVELOPMENT TRENDS, CRITERIA FEATURES, RESEARCH POTENTIAL

The article deals with the problems of development of the non-government sector of the Russian system of higher professional education. Special attention is paid to the criteria features of private universities and their socio-economic functions. The author also notes the role of scientific subsystem of a private higher school and highlights its main feature the research potential.

Текст научной работы на тему «Негосударственные вузы в условиях современной России: тенденции развития, критериальные признаки, научный потенциал»

УДК 378.1(470+571)

Сычев Александр Владимирович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления Института управления и информатики

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Sychev Alexander Vladimirovich

PhD in Economics, Assistant Professor, Management Subdepartment, Institute of Management and Informatics

PRIVATE HIGHER SCHOOLS IN THE CONDITIONS OF CONTEMPORARY RUSSIA: DEVELOPMENT TRENDS, CRITERIA FEATURES, RESEARCH POTENTIAL

Аннотация:

Статья посвящена проблемам развития негосударственного сектора российской системы высшего профессионального образования. Особое внимание автор уделяет критериальным признакам негосударственных вузов и выполняемым ими социально-экономическим функциям. Отмечается роль научной подсистемы негосударственного вуза и выделяется ее главная характеристика -научный потенциал.

Ключевые слова:

негосударственный сектор ВПО, негосударственный вуз, научная подсистема негосударственного вуза, научный потенциал.

Summary:

The article deals with the problems of development of the non-government sector of the Russian system of higher professional education. Special attention is paid to the criteria features of private universities and their socio-economic functions. The author also notes the role of scientific subsystem of a private higher school and highlights its main feature - the research potential.

Keywords:

private sector of higher education system, private high school, scientific sub-system of private university, research potential.

Повышение мобильности человеческих ресурсов, существенное изменение требований к содержанию и методике профессионального обучения объективно требуют расширения возможностей личности на рынке образовательных услуг. В этих условиях возрастает роль негосударственного сектора высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающего широкий выбор образовательных траекторий и карьерных перспектив для молодежи. Официальная статистика [1] зафиксировала высокие темпы роста указанного сектора ВПО: так, за последние 12 лет число негосударственных вузов (НВ) возросло в 5,2 раза (при росте общего числа вузов в 1,7 раза). За этот же период суммарная численность студентов негосударственных вузов увеличилась в 14,6 раза (при аналогичном показателе в целом по всем видам вузов - 2,3 раза) [2; 3]. В 2013-2014 гг. численность негосударственных вузов (особенно их филиалов) несколько сократилась. Тем не менее противоречивые тренды последнего времени не должны ставить под сомнение важность реализуемых негосударственными вузами социально-экономических функций, о которых будет сказано ниже.

Становление системы НВ в современной России происходит в непростых условиях. В укрупненном виде главные трудности, фиксируемые учеными и практиками, могут быть сведены к следующим позициям: во-первых, негосударственные вузы изначально не могли рассчитывать на бюджетное финансирование, что стало своеобразной «платой» за их исходную независимость от государства. Вместе с тем несомненно, что НВ с момента своего зарождения выполняли важные социальные функции. К примеру, они в значительной мере способствовали снижению напряженности на рынке интеллектуального труда, а также экономии бюджетных средств за счет привлечения денег населения в образовательную сферу. Во-вторых, негативным образом повлияли на развитие негосударственных вузов сложившиеся стереотипы общественного сознания. Так, подавляющее большинство населения было убеждено, что НВ в принципе неспособны дать молодежи современное образование вследствие низкого качества профессорско-преподавательского состава, их недостаточной мотивации к долгосрочной занятости, дефицита собственных разработок учебно-методического плана, отсутствия должной материально-технической базы и т. д. В итоге в обществе сформировалось представление о негосударственных вузах как об «офисах по продаже дипломов». В-третьих, становление конкурентно-рыночных отношений в образовательной сфере столкнулось с мощной оппозицией государственных вузов. Таким образом, и без того трудные стартовые условия усугублялись неприятием со стороны крупных университетов, ректорского корпуса и властных структур.

Тем не менее негосударственный сектор ВПО по мере своего развития все активнее выполняет целый ряд важнейших социальных функций, в числе которых: 1) диверсификационная, под которой, как уже отмечалось, следует понимать способность негосударственных вузов существенно расширить возможности личности в получении образования, обеспечении свободы и разнообразия выбора на рынке образовательных услуг; 2) инновационная, предполагающая реализацию комплекса мер по повышению качества образования и его инновационного характера; 3) конкурентная, то есть содействие развитию конкурентных отношений в сфере высшего образования (в связи с данной функцией представляется не лишним отметить, что отдельные негосударственные вузы, успешно прошедшие аккредитацию, оказались способными составить конкуренцию даже государственным высшим учебным заведениям); 4) интеграционная, означающая укрепление прямых и обратных связей между образовательной системой, рынком труда, властными структурами и гражданским обществом; 5) кадрово-воспроизводственная, обеспечивающая закрепление в образовательно-научной сфере перспективных кадров за счет новых форм мотивации. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что негосударственные вузы в большей степени, нежели государственные, свободны в определении размера оплаты труда и предоставлении социальных гарантий своим работникам [4; 5].

Резюмируя все сказанное, представляется важным подчеркнуть, что объективной основой зарождения и становления негосударственного сектора ВПО стал охарактеризованный выше набор функций, а отнюдь не стечение случайных обстоятельств или субъективная воля отдельных руководителей государства. С этими же функциями логично связать и дальнейшие перспективы развития системы негосударственных вузов.

В связи с важной ролью НВ, их непреходящим значением возникает проблема научно обоснованной характеристики их сущностных (критериальных) черт. При всей значимости правовых аспектов представляется необходимым руководствоваться комплексом критериев, позволяющих высветить не только формальные, но и фактические, зачастую законодательно не закрепленные особенности негосударственных вузов. Думается, что в числе искомых параметров: а) саморегу-лируемость, то есть самостоятельное определение стратегии развития, реагирование на изменения внешней среды и формирование системы вузовского управления; б) финансовая независимость, то есть необходимость достижения самофинансирования как основной формы обеспечения воспроизводства вуза; в) реальная (а не декларативная) академическая автономия, то есть возможность по своему усмотрению определять содержание учебных программ, формы и методы организации учебного процесса и научно-исследовательской работы, способы проверки знаний у студентов (данная самостоятельность, впрочем, серьезным образом ограничена необходимостью следовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, а также иным критериям, необходимым для аккредитации вуза) [подробнее см.: 6; 7; 8; 9; 10; 11]; г) полиэффективность, то есть множественность критериев оценки жизнедеятельности НВ, который, несмотря на статус некоммерческой организации, руководствуется комплексом различных целей в своей работе [см. также: 12].

В контексте характеристики вышеназванных функций и критериальных черт негосударственного вуза становится очевидным, что последний представляет собой сложную многоуровневую систему, в структуре которой по критерию содержания решаемых задач четко просматриваются следующие ключевые подсистемы: образовательная; воспитательная; научная; обеспечивающая; управленческая.

Особый исследовательский интерес к научной подсистеме НВ обусловлен тем, что в современном быстро развивающемся обществе способность коллектива вуза осуществлять научные исследования и разработки становится не менее важной, чем его образовательная деятельность. Данный тезис находится в полном соответствии с одним из фундаментальных принципов «Великой Хартии университетов», который гласит: «...обучение и исследования в университетах должны быть неразделимы, если их преподавание не отстает от изменяющихся потребностей, запросов общества и успехов в научных знаниях» [13]. Несомненно, это соответствует современным российским реалиям, где долю вузовской науки в общем объеме научных исследований предполагается довести до 32 % [14]. Думается, что данная стратегическая установка верна и для негосударственного сектора ВПО. Научная подсистема негосударственного вуза, представленная соответствующими структурами, институтами, кадрами и обеспеченная необходимыми материально-техническими, информационными, финансовыми ресурсами, призвана стать базой инновационного развития НВ, платформой для его интеграции в национальную инновационную систему. Способность научной подсистемы НВ продуцировать новые знания в самых различных формах представляет собой наиболее общее определение категории «научный потенциал негосударственного вуза».

Ссылки:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: www.gks.ru (дата обращения: 01.08.2014).

2. Кружалин В.И. Роль негосударственных вузов в формировании общеевропейского пространства высшего образования : докл. на Междунар. науч.-практ. конф. М., 2008. С. 13.

3. Регион и негосударственный вуз: синергия стратегического взаимодействия : монография / О.П. Звягинцева, К.Ю. Зи-някова. И.Л. Каверзин. Владимир, 2011. С. 6.

4. Сычев А.В. Негосударственные вузы в реформируемой образовательной системе России: критериальные признаки и факторы развития [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журн. М., 2013. № 4 (17). URL: http://nau-kovedenie.ru/PDF/08evn413.pdf (дата обращения: 01.08.2014).

5. Сычев А.В., Знаменский Д.Ю. Научный потенциал негосударственного вуза: системный подход к исследованию [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журн. М., 2013. № 4 (17). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09evn413.pdf (дата обращения: 01.08.2014).

6. Волосникова Л.М. Академическая свобода как юридический принцип: философско-правовая традиция и модерн // Право и политика. 2006. № 6.

7. Волосникова Л.М. О принципе академической автономии // Университет. упр-е: практика и анализ. 2005. № 5.

8. Государственные академии наук как субъекты реализации научных интересов в государственной политике Российской Федерации // Аналит. вестн. Гос. думы ФС РФ. М., 2011. № 10.

9. The Concept of Academic Freedom // ed. by E.L. Pincoffs. Austin. 1972 ; Fullon D. The German university. Colorado, 1980.

10. A history of the university in Europe : in 4 vol. / ed. by H. de Ridder-Symoens, W. Regg et al. Cambridge, 1992-1996. Vol. 1-2.

11. Namdar Lea. Academic freedom and academic boycott. A bibliograpfy [Электронный ресурс]. URL: http://www.aaup.org/ (дата обращения: 01.08.2014).

12. Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М., 2004. С. 143-149.

13. Великая Хартия университетов Болонья, Италия 18 сент. 1988 г. / Болонский процесс : основополагающие материалы. М., 200б.

14. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. : утв. Межведомств. комис. по науч. и инновац. политике 15 февр. 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.