Научная статья на тему 'Формы реализации научного потенциала негосударственного вуза: содержательные и методические аспекты'

Формы реализации научного потенциала негосударственного вуза: содержательные и методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / НАУЧНАЯ ПОДСИСТЕМА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА / PRIVATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / SCIENTIFIC SUBSYSTEM OF PRIVATE UNIVERSITY / RESEARCH POTENTIAL / FULFILLMENT OF SCIENTIFIC POTENTIAL / FORMS OF SCIENTIFIC POTENTIAL REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычев Александр Владимирович

В статье детально рассмотрены формы реализации научного потенциала негосударственного вуза и методологии их оценки, описывается пример апробации методики оценки, разработанной автором, в одном из негосударственных вузов г. Москвы. Отмечается ограниченность оценки одних лишь результатов без их увязки с комплексной характеристикой исходных условий формирования научного потенциала, что представляет собой предмет отдельного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF RESEARCH POTENTIAL FULFILLMENT IN A PRIVATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: CONTENT AND METHODOLOGY ASPECTS

The article discusses the forms of research potential fulfillment in a private university and the methodology of its assessment. The author provides an example of approbation of the original evaluation methodology applied by a Moscow private university. The paper notes the limited character of assessment of the results alone without linking them with the complex description of the initial conditions of scientific resources formation that is a subject for a special study.

Текст научной работы на тему «Формы реализации научного потенциала негосударственного вуза: содержательные и методические аспекты»

УДК 378.1 Сычев Александр Владимирович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления Института управления и информатики

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА

НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Sychev Alexander Vladimirovich

PhD in Economics, Assistant Professor, Management Subdepartment, Institute of Management and Informatics

FORMS OF RESEARCH POTENTIAL FULFILLMENT IN A PRIVATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: CONTENT AND METHODOLOGY ASPECTS

Аннотация:

В статье детально рассмотрены формы реализации научного потенциала негосударственного вуза и методологии их оценки, описывается пример апробации методики оценки, разработанной автором, в одном из негосударственных вузов г. Москвы. Отмечается ограниченность оценки одних лишь результатов без их увязки с комплексной характеристикой исходных условий формирования научного потенциала, что представляет собой предмет отдельного исследования.

Ключевые слова:

негосударственный вуз, научная подсистема негосударственного вуза, научный потенциал, реализация научного потенциала, формы реализации научного потенциала.

Summary:

The article discusses the forms of research potential fulfillment in a private university and the methodology of its assessment. The author provides an example of approbation of the original evaluation methodology applied by a Moscow private university. The paper notes the limited character of assessment of the results alone without linking them with the complex description of the initial conditions of scientific resources formation that is a subject for a special study.

Keywords:

private higher educational institution, scientific subsystem of private university, research potential, fulfillment of scientific potential, forms of scientific potential realization.

В контексте быстрого и масштабного развития негосударственного сектора высшего профессионального образования в современной России негосударственные вузы (НВ) все чаще становятся предметом исследования различных наук: экономики, социологии, юриспруденции, педагогики и т. д. Ученые и практики используют при этом как специальные, так и общенаучные методы, в том числе системный анализ [1; 2; 3]. В рамках последнего методологического подхода негосударственный вуз может быть рассмотрен как целостная система, включающая (по критерию содержания реализуемых функций) следующие подсистемы: образовательную, воспитательную, научную, обеспечивающую, управленческую.

Представляется обоснованной позиция ряда авторов, определяющих научную подсистему как совокупность научных подразделений вуза, наделенных соответствующими ресурсами и реализующих разнообразные научно-исследовательские проекты [4]. Научный интерес к ее структуре и содержанию обусловлен в первую очередь тем, что она является ареалом формирования и реализации научного потенциала негосударственного вуза. Наиболее общее определение данной категории заключается в способности научной подсистемы НВ продуцировать новые знания, инновационные продукты, технологии и т. д. [5]

Из вышеизложенного следует, что научный потенциал негосударственного вуза реализуется самым различным образом. На основе обобщения обширного материала разработана авторская позиция по данному вопросу с выделением следующих форм реализации: а) институциональных, то есть предполагающих создание разнообразных внедренческих структур в сфере трансферта результатов НИР; б) научно-информационных, то есть охватывающих выход научных продуктов негосударственного вуза; в) аттестационно-статусных, то есть включающих выпуск научно-педагогических кадров и формы признания вуза в профессиональном сообществе; г) инновационных, предполагающих накопление оформленных в установленном порядке результатов интеллектуальной деятельности; д) финансовых, то есть стоимостных результатов научно-исследовательской деятельности.

Для конкретизации заявленных форм необходимо дать их содержательную характеристику. В группе институциональных форм представляется возможным выделить следующие составляющие: а) признание НВ в качестве научного центра; б) проведение регулярных научнотехнических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов) регионального, всероссийского и международного уровней; в) открытие при негосударственном вузе малых инновационных

предприятий, научно-образовательных центров и других структур, ориентированных на внедрение результатов научных исследований, их трансфер в учебный процесс.

Аттестационно-статусные формы могут быть структурированы следующим образом: а) выпуск научно-педагогических кадров высшей квалификации; б) наличие признанных научных школ; в) получение субъектами НИД негосударственного вуза различных научных премий, наград, почетных званий и т. д.

В рамках характеристики результатов интеллектуальной деятельности (РИД) следует руководствоваться их общепризнанным определением в качестве продуктов научной или научнотехнической деятельности, содержащих новые знания или решения и зафиксированных на любом информационном носителе. Рассматривая регистрацию результатов интеллектуальной деятельности как форму реализации научного потенциала вуза, первоочередное внимание следует обратить на количество: а) уже имеющихся документов, подтверждающих права на объекты интеллектуальной собственности; б) поданных заявок на регистрацию новых прав; в) результатов интеллектуальной деятельности, внедренных в учебный процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание коммерческий аспект внедрения РИД, а именно: количество проданных лицензий на внедрение запатентованных РИД; объем средств, полученных от их реализации.

Выпуск научно-информационных продуктов вбирает в себя следующие составляющие: а) различные виды публикационной активности, непосредственно связанные с обнародованием научных результатов; б) разнообразную издательскую деятельность вуза, создающую «платформы» для научных дискуссий. Анализ первой позиции сопряжен с тремя главными ракурсами: во-первых, с характеристикой объемных показателей; во-вторых, с оценкой уровня профессионального признания (официального статуса) научного издания, разместившего публикацию; в-третьих, с параметром цитируемости, отражающим, по мнению большинства современных исследователей, вклад конкретного ученого, научных коллективов и организаций в приращение научного знания.

В ряду объемных показателей выделяются: а) количество выступлений (опубликованных тезисов) на научных мероприятиях в расчете; б) количество научных статей; в) количество монографий, учебников и учебных пособий. Что касается статуса научных изданий, то следует отметить особую роль журналов, включенных в: а) перечень ВАК РФ; б) Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); в) международные библиографические базы данных Web of science, Web of Knowledge, Scopus. Параметр цитируемости конкретизируется через призму, во-первых, общего количества ссылок на работы авторов, представляющих конкретный вуз, то есть совокупный индекс цитируемости коллектива вуза; во-вторых, распределения данных ссылок по работам конкретных авторов.

Завершая характеристику научно-информационных форм реализации научного потенциала, следует обратить внимание, как уже отмечалось, на качественные характеристики вузовских изданий. О данных параметрах можно судить, во-первых, по их включению в отечественные и зарубежные базы данных и, во-вторых, по такому показателю, как импакт-фактор. Последний представляет собой отношение количества ссылок на статьи, опубликованные в данном издании за два года, предшествующие отчетному периоду, к общему количеству статей в журнале за тот же двухлетний период.

Финансовые результаты научно-исследовательской деятельности вуза, как правило, сводятся к показателям объема средств, полученных по договорам на выполнение НИОКР из государственного бюджета и из других источников как в целом по вузу, так и в расчете на отдельного научно-педагогического сотрудника негосударственного вуза.

В силу объективных различий вышеназванных параметров сводная оценка форм реализации научного потенциала НВ должна основываться на использовании как количественных, так и качественных показателей. В этой связи при ее проведении целесообразно задействовать технологии шкалированной оценки по 10-балльной системе, применяемой в трех вариантах: а) на базе опроса экспертов, изучивших соответствующие проблемы (сферы деятельности); б) на основе перевода абсолютных значений показателей в баллы по заранее определенной системе; в) при помощи вычислений по заданным формулам с последующим переводом полученных значений в баллы. Конкретные балльные значения, используемые ниже для оценки форм реализации научного потенциала одного из московских негосударственных вузов, получены автором в результате обобщений ряда фокус-групповых исследований (к примеру, членов комитета по профессиональному и бизнес-образованию ТПП РФ в 2008-2009 гг.), а также анкетных опросов участников профильных конференций [6].

В соответствии с разработанными методическими авторскими подходами оценка форм реализации научного потенциала рассматриваемого вуза выглядит следующим образом.

По группе институциональных форм: количество открытых при вузе малых инновационных предприятий и НОЦ - 4 балла; количество постоянно действующих конференций, симпозиумов и прочих мероприятий, проводимых вузом - 6 баллов; получение (подтверждение) статуса ведущего научно-методического центра, РИУ, НИУ - 1 балл. Итого по группе - 3,67 баллов.

По группе аттестационно-статусных форм: доля аспирантов, докторантов и соискателей, успешно защитивших диссертации - 1 балл; количество защит диссертаций - 3 балла; премии, награды, почетные звания за научные достижения - 5 баллов; количество студенческих научных работ, работ молодых ученых, победивших на внешних конкурсах - 1 балл; наличие научных школ в вузе - 0 баллов. Итого по группе - 2 балла.

По группе инновационных форм: общее количество документов, подтверждающих права на РИД - 3 балла; количество заявок, поданных для регистрации прав на РИД - 4 балла; количество РИД, внедренных в учебный процесс - 4 балла; доходы от коммерциализации РИД - 1 балл; количество проданных лицензий на коммерциализацию РИД - 0 баллов. Итого по группе - 2,4 балла.

По группе научно-информационных форм: количество выступлений на научных конференциях - 4 балла; количество научных статей - 4 балла; количество научных статей, опубликованных в рецензируемых отечественных научных журналах - 1 балл; количество научных статей, опубликованных в рецензируемых зарубежных научных журналах - 0 баллов; количество монографий, учебников и учебных пособий - 3 балла; количество цитирований в отчетном году статей, изданных за последние 5 лет в рецензируемых отечественных научных журналах, включенных в РИНЦ - 1 балл; количество цитирований в отчетном году статей, изданных за последние 5 лет в рецензируемых зарубежных научных журналах - 0 баллов; издание на базе вуза научных журналов - 4 балла; совокупный импакт-фактор вузовских периодических изданий - 1 балл; 1-индекс вуза - 1 балл. Итого по группе - 1,9 баллов.

По группе финансовых форм: объем средств, полученных в результате НИР в расчете на одного субъекта НИД - 1 балл; общий объем средств, полученных в результате НИР - 1 балл; доля доходов от НИР в общей структуре доходов вуза - 1 балл; объем средств, полученных по государственным контрактам на проведение НИР - 1 балл; объем средств, полученных на проведение НИР от частных инвесторов - 1 балл. Итого по группе - 1 балл.

Таким образом, индекс оценки реализации научного потенциала рассматриваемого вуза как среднее арифметическое оценок каждой группы показателей составил 2,19 балла по 10-балльной шкале. Это позволяет сделать вывод о невысокой результативности научно-исследовательской деятельности, что предполагает скорейшую разработку программы развития научной подсистемы вуза. В то же время необходимо отметить ограниченность оценки одних лишь результатов без их увязки с комплексной характеристикой исходных условий формирования научного потенциала, что представляет собой предмет отдельного исследования.

Ссылки:

1. Емелин Н.М., Шведова Е.А. Научная деятельность и научный потенциал. М., 2006.

2. Знаменский Д.Ю., Терехина Д.С. Научный потенциал высшей школы: понятие, структура, методология оценки : монография. М., 2013.

3. Чекмарев В.В., Наумов А.Р. Интеллектуальный потенциал университета: опыт формирования. Кострома, 2006.

4. Цыгляев В.А. Развитие механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.

5. Сычев А.В. Развитие научного потенциала негосударственного вуза: программный подход // Вестн. гос. ун-та управления. 2014. № 12.

6. Сычев А.В. К вопросу о принципах и методике оценки эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза // Вестн. гос. ун-та управления. 2014. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.