Научная статья на тему 'К вопросу о внешних факторах формирования научного потенциала негосударственного вуза'

К вопросу о внешних факторах формирования научного потенциала негосударственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА / SCIENTIFIC RESEARCHES / SCIENTIFIC POTENTIAL / PRIVATE HIGH SCHOOL ORGANIZATION / STRUCTURE OF SCIENTIFIC POTENTIAL / FORMS OF REALIZATION OF SCIENTIFIC POTENTIAL / FACTORS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычев Александр Владимирович

В статье приводится классификация внешних факторов развития научного потенциала негосударственного вуза, проводится детальный анализ их влияние на указанный потенциал. В заключении автор делает вывод о том, что внешние факторы влияют на развитие научного потенциала негосударственного вуза в неменьшей степени, чем внутренние, создавая, помимо прочего, условия для эффективной реализации имеющегося потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of external factors of scientific potential of private high school organization

The article gives classification of external factors of high school scientific potential development. The article also makes analysis of these factors’ influence on it. As the conclusion, author remarks that external factors have no less influence on scientific potential of high school organization than internal factors, and provide suitable conditions for effective realization of this potential.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внешних факторах формирования научного потенциала негосударственного вуза»

Сычев Александр Владимирович

Suychev Alexander Vladimirovich НОУ ВПО «Институт управления и информатики» The Institute of Management and Informatics Доцент кафедры управления Associate professor of the department of management Кандидат экономических наук / доцент E-Mail: [email protected]

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями)»

К вопросу о внешних факторах формирования научного потенциала

негосударственного вуза

To the question of external factors of scientific potential of private high school

organization

Аннотация: В статье приводится классификация внешних факторов развития научного потенциала негосударственного вуза, проводится детальный анализ их влияние на указанный потенциал. В заключении автор делает вывод о том, что внешние факторы влияют на развитие научного потенциала негосударственного вуза в неменьшей степени, чем внутренние, создавая, помимо прочего, условия для эффективной реализации имеющегося потенциала.

The Abstract: The article gives classification of external factors of high school scientific potential development. The article also makes analysis of these factors’ influence on it. As the conclusion, author remarks that external factors have no less influence on scientific potential of high school organization than internal factors, and provide suitable conditions for effective realization of this potential.

Ключевые слова: Научные исследования, научный потенциал, негосударственный вуз, структура научного потенциала, формы реализации научного потенциала, факторы развития научного потенциала.

Keywords: Scientific researches, scientific potential, private high school organization, structure of scientific potential, forms of realization of scientific potential, factors of development of scientific potential.

***

В настоящее время представляется очевидным повышение интереса, как государства, так и гражданского общества к проблемам развития системы высшего профессионального образования и, в том числе, вопросам развития вузовской науки. В этой связи следует отметить, что в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации» предусмотрено доведение к 2015 году доли вузовской науки в общем объеме научных исследований до 32% (в настоящее время по разным оценкам эта доля составляет 10-12%) [1]. Представляется, что особого внимания исследователей заслуживает тенденция развития негосударственного сектора ВПО. Так, по данным Росстата в 2012 году из 1046 вузов 437 являлись негосударственными (41,7%), а из 6073,9 тыс. студентов на долю негосударственного сектора ВПО приходилось 930,1 тыс. чел. (15,3%). Думается, что помимо сугубо количественных показателей, негосударственные вузы в процессе своей многогранной

деятельности реализуют также целый ряд важнейших социально-экономических функций. Все вышеизложенное делает актуальным изучение научного потенциала негосударственных вузов и факторов, влияющих на развитие указанного потенциала.

В основу разрабатываемого автором методологического подхода к исследуемым проблемам положены, во-первых, комплексное видение научного потенциала как системного единства нескольких составляющих; во-вторых, принцип неразрывной связи ресурсов и возможностей в рамках научной деятельности; в-третьих, рассмотрение научного потенциала негосударственного вуза через призму его социально-экономических функций.

Исходя из обозначенного подхода, а также опираясь на выводы, сделанные рядом исследователей по поводу природы научного потенциала вообще и научного потенциала вуза в частности [см. напр.: 2, 3, 4], научный потенциал негосударственного вуза следует определить как способность коллектива негосударственного вуза достигать научных результатов (зарегистрированных РИД, публикаций, воспроизводства научно-педагогических кадров, институционализации научных школ и др.) в соответствии с определенными качественными и количественными параметрами, основанная на совокупности используемых внутренних и внешних факторов. Задействование научного потенциала негосударственного вуза является необходимым условием реализации комплекса его социально-экономических функций (диверсификационной, инновационной, конкурентной, интеграционной, кадрововоспроизводственной).

В качестве краткой характеристики составляющих научного потенциала негосударственного вуза представляется необходимым сказать следующее. Факторы формирования научного потенциала можно представить как единство внутренних и внешних условий его развития. К первой группе относятся: а) ресурсные факторы; б) организационноуправленческие факторы; в) социальные факторы. Во второй группе выделяются: а) политические факторы разных уровней (наднациональные, национальные региональные, отраслевые, местные); б) состояние рынка образовательных услуг; в) степень зрелости интеграционных связей между образовательной системой, рынком труда, национальной инновационной системой, институтами гражданского общества, властными структурами и т.д., а также качество международного сотрудничества негосударственного вуза.

Способность негосударственного вуза использовать данный набор факторов в целях достижения научных результатов можно определить как его научный потенциал в узком смысле слова. Последний непосредственно зависит от качества управления вузом, степени проработанности стратегии его развития, политической воли учредителей и топ-менеджеров и т.п. Здесь целесообразно вспомнить и о предпринимательских способностях как о дополнительном факторе роста.

Способности коллектива вуза трансформировать ресурсы в научные результаты предполагают оценку первых. Нелишне отметить, что в отечественной науке и практике до сих пор не выработана общепризнанная методика оценки научного потенциала вуза. Резонно предположить, что в данном смысле оценка научного потенциала представляет собой совокупность методов, методик, инструментов прогнозирования некоей нормативной (общественно-необходимой) отдачи от соответствующей совокупности ресурсов.

Реализация научного потенциала включает в себя совокупность форм «выхода» научной продукции и в принципиальном плане сопряжена с их интеграцией в национальную инновационную систему. В самом общем плане это: а) наличие фактически

сформировавшихся в негосударственном вузе и признанных профессиональным сообществом научных школ; б) публикации коллектива негосударственного вуза (с учетом индекса

цитируемости); в) выпуск научно-педагогических кадров; г) оформленные в установленном порядке результаты интеллектуальной деятельности.

Представляется, что в контексте нынешнего этапа развития негосударственного сектора высшего профессионального образования в России особое значение приобретают внешние факторы научного потенциала негосударственного вуза.

Как уже было обозначено выше, к таким факторам можно отнести: а) политические факторы разных уровней (наднациональные, национальные региональные, отраслевые, местные); б) состояние рынка образовательных услуг; в) степень зрелости интеграционных связей между образовательной системой, рынком труда, национальной инновационной системой, институтами гражданского общества, властными структурами и т.д., а также качество международного сотрудничества негосударственного вуза.

Думается, что детальное рассмотрение каждого фактора и специфики его влияния на развитие научного потенциала будет способствовать выработке оптимальной стратегии развития негосударственного вуза с учетом имеющихся возможностей по реализации данного потенциала.

Как отмечает ряд исследователей, фактор государственной политики в развитии научного потенциала нашей страны представляется особенно значимым, а во многом -определяющим, поскольку именно государство, в конечном итоге, формирует условия функционирования экономики и развития всех сфер жизни общества, в том числе и научной

В отношении негосударственных вузов указанный фактор проявляется, в основном, в предъявляемых к ним аккредитационных требованиях. В их числе есть и требования к уровню научного потенциала. Например, в последние годы активно развивается практика проверки индекса цитируемости преподавателей вузов (особое распространение в настоящее время получил индекс Хирша), от значения которого может зависеть оплата труда, карьерное продвижение и даже успешность защиты диссертации.

Кроме того, на развитие научного потенциала негосударственного вуза напрямую влияет соответствие тематики проводимых в вузе исследований определяемым на государственном уровне приоритетным направлениям и критическим технологиям (как федерального, так и регионального значения). От этого зависит получение научными коллективами негосударственных вузов заказов на проведение НИР для государственных нужд, а также грантов, выделяемых Президентом РФ, Правительством РФ, научными фондами и другими организациями.

Сложность здесь заключается еще и в том, что сами вузы (в первую очередь -негосударственные) практически не имеют возможности участвовать в определении указанных приоритетов. Данная проблема, безусловно, заслуживает отдельного исследования [подробнее см.: 6].

Однако, несмотря на вышеизложенное, необходимо отметить, что особенностью научного потенциала негосударственного вуза является некоторое ослабление данного фактора. Это связано с тем, что негосударственный вуз не зависит напрямую от государства и, при наличии соответствующих средств, в состоянии самостоятельно финансировать научную деятельность исходя из собственных приоритетов.

Именно указанное выше качество негосударственного вуза как организации предпринимательской, объясняет значение такого внешнего фактора развития его научного потенциала, как ситуация на рынках труда, образовательных услуг и прикладных научных исследований.

[5].

Действительно, несмотря на то, что, как правило, подобные вузы имеют статус некоммерческих организаций (а, следовательно, извлечение прибыли не является их главной целью), он изначально вынужден базироваться на экономической состоятельности, действовать расчетливо, заботясь о конечном результате и эффективности [7, с. 143-149]. Следует согласиться с мнением ректора Национального института бизнеса С.И. Плаксия, утверждавшего, что «если нет в негосударственном вузе качественного образования, то не будет студентов, не будет денег, не будет вуза» [8, с. 353-353].

Исходя из указанной характеристики негосударственного вуза, можно сделать вывод, что важную роль в его развитии (а значит, и в развитии его научного потенциала) играет конъюнктура рынка, под которой в данном случае следует понимать ситуацию на рынке образовательных услуг, а также на рынке труда.

Не представляется секретом, что негосударственному вузу, в силу как его независимого от государства положения, так и сложившихся стереотипов, гораздо сложнее бороться за государственные заказы на проведение НИР и научные гранты. Поэтому анализ конкурентной среды, а также конкурентных преимущество собственных и потенциальных вузов-соперников является важной частью процесса управления научно-исследовательской деятельностью негосударственного вуза.

Не менее важным представляется также такой фактор развития научного потенциала негосударственного вуза, как участие в федеральных, региональных и ведомственных целевых программах развития науки. Его можно понимать двояко: во-первых, сам факт наличия таких программ создает предпосылки для развития научного потенциала любого вуза и, во-вторых, участие в них негосударственного вуза и получение государственной поддержки в рамках указанных целевых программ говорит о соответствующем уровне научного потенциала и эффективности его реализации.

В настоящее время подобные целевые программы действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. Наиболее значимыми являются федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2013 годы» и «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», реализуемые Министерством образования и науки Российской Федерации. Кроме того, Минобрнауки России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются ведомственные целевые программы, также предполагающие государственное финансирование (как правило, на конкурсной основе) научных исследований, проводимых вузами.

То, что негосударственный вуз в условиях весьма серьезной конкуренции с вузами государственными получает финансирование по подобным программам, безусловно, должно говорить о его высоком научном потенциале.

Следует заметить, что перечисленные выше факторы оказывают на научный потенциал негосударственного вуза непосредственное влияние. Однако наряду с ними необходимо выделить еще и так называемые «факторы среды», в числе которых социальнодемографическая характеристика той местности, в которой находится вуз, а также нормативно-правовое регулирование системы образования вообще и деятельности негосударственных вузов в частности.

Под социально-демографическими факторами, прежде всего, понимается численность и структура населения региона, в том числе доля населения, имеющая высшее образование и/или ученые степени, ежегодный выпуск специалистов вузов по каждой специальности, уровень занятости населения, характеристика миграционных потоков населения и т.д.

Влияние данного фактора на научный потенциал негосударственного вуза заключается в том, что именно от него зависит спрос на образовательные услуги.

В подтверждение можно привести результаты неоднократно проводившихся социологических исследований, в ходе которых в социальном составе студентов государственных и негосударственных вузов были обнаружены существенные отличия. В составе государственных вузов преобладают молодые люди, чьи родители имеют высокий образовательный уровень: не менее 60% опрошенных являются выходцами из семей специалистов с высшим образованием, а около 30% - со средним специальным. Высок удельный вес тех, чьи родители являются руководителями различного ранга. Таким образом, основной контингент студентов негосударственных вузов рекрутируется из новых слоев, успешно адаптировавшихся к рыночным отношениям и имеющих базовый культурнообразовательный уровень [подробнее см.: 9].

Другим «средовым фактором» можно считать нормативно-правовое регулирование. С одной стороны, указанный фактор следовало бы отнести к проявлению фактора государственной политики, но, с другой стороны, его вполне можно считать самостоятельным фактором развития научного потенциала негосударственного вуза. В отличие от чисто политического фактора, фактор нормативно-правового регулирования, во-первых, имеет более официальный характер, во-вторых, его действие, как правило, более стабильно и, в-третьих, данный фактор представляет собой формальные условия возникновения, функционирования и развития негосударственного вуза как такового.

Как отмечают авторы монографического исследования «Регион и негосударственный вуз: синергия стратегического взаимодействия», в настоящее время в имущественной и социальной сфере все больше возрастает роль некоммерческих организаций, а законодательное регулирование их статуса остается недостаточным и крайне противоречивым, что порождает серьезные коллизии не только теоретического, но и практического характера. Особенно ярко это проявляется в отношении негосударственных высших учебных заведений, юридическая личность которых до настоящего времени характеризуется неоднозначностью и противоречивостью [10, с. 62-64].

Характеризуя нормативно-правовые основы научной деятельности негосударственного вуза, следует упомянуть три ключевых федеральных закона. Это Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральный закон от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Думается, что особую группу внешних факторов следует отнести так называемые «интеграционные факторы», а именно: а) степень интеграции с другими вузами,

академической наукой и реальным сектором экономики; б) международное сотрудничество негосударственного вуза.

Первый из этих двух факторов связан с процессом интеграции научного потенциала негосударственного вуза в национальную инновационную систему. Большое значение здесь имеет территориальная организация этого потенциала. Речь идет о создании наукоградов, технико-внедренческих зон, технопарков и т.п., центром которых может и должен стать именно вуз.

Представляется важным особо выделить роль технопарков - специальных зон, где вузы создают малым высокотехнологическим компаниям необходимые условия для эффективной

деятельности посредством предоставления площадей, оборудования; консалтинга в области бухгалтерского и налогового учета, маркетинга, внешних связей. Помимо этих масштабных структур доказали свою жизнеспособность учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, осуществляющие экспертизу и отбор инновационных и научно-технических проектов. Реализуемые в их рамках проекты зачастую представляют собой инновационные предложения обучающихся, разработанные ими в процессе написания выпускных или диссертационных работ [см. также: 11].

В связи с данным фактором большое значение имеет также поддержка, оказываемая негосударственному вузу федеральными научными фондами (РГНФ, РФФИ и др.). Это обусловлено тем, что, как правило, научные фонды стремятся в первую очередь поддерживать проекты, выдвигаемые вузами, имеющие, во-первых, высокий уровень научного потенциала и, во-вторых, располагающий уже признанными научными школами.

Не менее важен для развития научного потенциала негосударственного вуза также фактор международной интеграции. По мнению британского профессора Роджера Дэйла, решения о принципах управления системой образования на сегодняшний день принимаются не только и не столько национальными органами власти, сколько наднациональными организациями [12, с. 117-149]. Это значит, что для того, чтобы не отстать от зарубежных стран по уровню и темпам развития науки и технологий, отечественные вузы должны как минимум внимательно следить за тенденциями развития системы образования и науки в передовых странах мира. Для любого вуза, в целях поддержания его конкурентоспособности, крайне желательно участите в международных научных проектах. Это, с одной стороны, характеризует имеющийся у него научный потенциал, а с другой - создает условия для его дальнейшего развития.

Резюмируя все изложенное выше, можно сделать вывод о том, что внешние факторы влияют на развитие научного потенциала негосударственного вуза в не меньшей степени, чем внутренние, создавая, помимо прочего, условия для эффективной реализации имеющегося потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научной и инновационной политике 15 февраля 2006 г.

2. Гохберг Л.М., Масленников В.И., Миндели Л.Э. Международное сопоставление показателей развития науки. М. 1990;

3. Научный потенциал: оценка и моделирование влияния на экономическое развитие региона / под ред. В.И. Аверченкова, В М. Кожухара. Брянск. 2009;

4. Знаменский Д.Ю., Терехина Д.С. Научный потенциал высшей школы: понятие, структура, методология оценки. Монография. М. Изд-во МосГУ. 2013.

5. Знаменский Д. Ю. Государственная политика Российской Федерации в области

образования, науки и инноваций: проблемы комплексного подхода к

формированию и реализации // Вестник университета. М.: ГУУ. 2012. № 4.

6. Знаменский Д.Ю., Терехина Д.С. Государственная научно-техническая политика и ее влияние на научный потенциал высшей школы // Вестник университета. 2011. №17

7. Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации.

М.: Национальный институт бизнеса. 2004.

S. Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. М.: Национальный институт

бизнеса. 2005.

9. Головяшкина И. П. Негосударственный вуз в современном российском обществе: институциональный анализ. Диссертация на соискание уч. степени кан. социол. наук. Пенза. 2002.

10. Регион и негосударственный вуз: синергия стратегического взаимодействия: монография / О.П. Звягинцева, К.Ю. Зинякова. И. Л. Каверзин. - Владимир: Изд-во «Атлас». 2011.

11. Цигляев В. А. развитие механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. экон. наук. М. 2011.

12. Dale R. Globalization, Knowledge Economy and Comparative Education. Comparative Education. 2005. №2 (41).

Рецензент: Знаменский Дмитрий Юрьевич, к. полит. н., доц., зам. заведующего кафедрой государственного управления и политических технологий ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.