Научная статья на тему 'Определение рейтинга аккредитованных направлений и специальностей, реализуемых в Герценовском университете'

Определение рейтинга аккредитованных направлений и специальностей, реализуемых в Герценовском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЙТИНГ ВУЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Станкевич Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение рейтинга аккредитованных направлений и специальностей, реализуемых в Герценовском университете»

Хотелось бы обратить внимание на роль информационно-образовательных ресурсов в повышении качества обучения. На психологопедагогическом факультете активное развитие ресурсной учебно-методической информационной базы для учебного процесса осуществляется с 2005 г. и имеется некоторый опыт в данной работе.

Переход на нелинейную форму организации учебного процесса диктует необходимость существенных изменений в деятельности профессорско-преподавательского состава. Новые условия работы требуют от преподавателя организации и педагогического управления значительной по объему самостоятельной работой обучающихся (как в автономном режиме, так и в планово организованном обучении). Качественное решение этой задачи практически невозможно без использования заранее подготовленных учебно-методических материалов. Как известно, современной и целесообразной формой представления необходимых материалов сегодня выступает электронная. Потребность в электронных образовательных ресурсах вполне очевидна.

Электронные образовательные ресурсы должны отвечать всем педагогическим требованиям в соответствии с целью их применения. Для оценки их качества применимы существующие методики (например, Н. В. Бордовской и Е. В. Титовой: «Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза»).

Создание электронных ресурсов — достаточно трудоемкое и сложное дело. Преподавателю-предметнику, как правило, трудно выполнить его полностью самостоятельно.

Сотрудниками лабораторно-компьютерного комплекса психолого-педагогического факультета совместно с преподавателями в течение текущего учебного года было выполнено около 25 заказов на создание информационно-технологических средств обучения и сложных фрагментов учебнометодических комплексов для различных дисциплин (видеоряды, видеофильмы, слайд-фильмы, компьютерные презентации, тестовые программы и др.).

При качественной разработке электронных ресурсов они в дальнейшем многократно используются и другими преподавателями. Так, разработанные профессорами А. А. Алек-сеевым по курсу «Психология развития человека» и С. Н. Кулаковым по курсу «Психотерапия» электронные ресурсы используются не только обучающимися, но и другими преподавателями. Однако далеко не все готовы к свободному распространению своих ресурсов, особенно молодые преподаватели. Фактически на психолого-педагогическом факультете электронных образовательных ресурсов больше, чем размещено в общей базе данных. Причина в том, что сегодня не решена проблема защиты авторского права. Выполненную разработку считают личным продуктом своего интеллектуального труда. Пока образовательные ресурсы используются внутри факультета или университета, защита авторских прав реализуется на основе паролевого ограниченного доступа. Но это лишь частичная защита и малоприемлемое решение для предоставления образовательных услуг вне рамок университета, например, в дистанционном обучении.

Есть ли эффект от использования электронных ресурсов с точки зрения повышения качества работы преподавателя? Как известно, интегральной оценкой качества работы преподавателя выступает качество профессиональной подготовки специалистов. С позиций профиля нашего факультета весьма важна сформированность профессионального самосознания. В связи с этим мы провели исследование влияния использования электронных информационных ресурсов на формирование позитивного отношения к профессии педагога-психолога. Многоплановость и образность электронного представления учебного материала способствовали формированию новообразования у студентов экспериментальной группы, не обнаруженного в контрольной группе. Статистическая обработка данных выявила у студентов экспериментальной группы наличие фактора стремления к овладению профессией педагога-психолога, связанного с повышением внутренней мотивации. Таким образом, на поставленный вопрос мы можем с уверенностью дать положительный ответ.

П. В. Станкевич,

заместитель начальника учебно-методического управления

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГА АККРЕДИТОВАННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Целью определения рейтинга вузов являет- уровня и качества подготовки выпускников ся установление соответствия содержания, высшего учебного заведения требованиям го-

сударственных образовательных стандартов (далее — ГОС) и определение статуса образовательного учреждения.

Задачами проведения рейтинга являются: получение объективной информации о состоянии образовательного процесса; установление степени соответствия фактического содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС; выявление положительных и отрицательных тенденций в образовательной деятельности структурных подразделений вуза.

Рейтинг аккредитованных направлений и специальностей осуществляется для получения государственного заказа на подготовку специалистов высшего профессионального образования. С этой целью ежегодно Федеральное агентство по образованию проводит среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования конкурс. Для участия в конкурсе Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена до 5 апреля текущего года должен был представить в Главный информационно-вычислительный

центр Федерального агентства по образованию следующую конкурсную документацию: заявку на участие в конкурсе; анкету высшего образовательного учреждения; предложение на размещение контрольных цифр приема на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на следующий текущий год; копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности; копию свидетельства о государственной аккредитации.

Для допуска к конкурсу в национальное аккредитационное агентство в сфере образования РГПУ им. А. И. Герцена ежегодно представляет следующие сведения: модуль сбора информации об образовательном учреждении, подтверждающий статус вуза (заполняется до начало февраля текущего учебного года); данные для определения рейтинга вуза и реализуемых в нем аккредитованных направлений (специальностей), по которым осуществляется выпуск в отчетном году (заполняются до 15 марта текущего учебного года).

Расчет рейтинга по направлениям и специальностям высшего профессионального образования проводится на основании анализа количественного и качественного состава выпускающих кафедр, учебной и научной деятельности их профессорско-преподавательско-

го состава по следующим показателям: профессорско-преподавательский состав штатных работников; профессорско-преподавательский состав по совместительству; контингент выпускников в отчетном году, приведенный к очной форме обучения; количество аспирантов отчетного года по различным формам обучения; подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; объем научных исследований в отчетном году; издательская деятельность за последние два года; основные фонды; оценка качества подготовки выпускников по результатам государственной аттестации.

Анализ профессорско-преподавательского состава 131 выпускающей кафедры, осуществленный на основе данных, представленных для определения рейтинга аккредитованных направлений и специальностей, реализуемых в РГПУ им. А. И. Герцена в текущем 2006/2007 учебном году, позволил выявить следующие показатели: 29 кафедр имеют в своем составе 100% штатных остепененных преподавателей; 90 кафедр имеют в своем составе свыше 65% штатных остепененных преподавателей, что превышает средний показатель по данному критерию в вузе; 27 кафедр имеют в своем составе менее 60% штатных остепененных преподавателей, что не достигает порогового значения, соответствующего критериям образовательных учреждений с университетским статусом; 20 кафедр имеют половину или более половины внешних совместителей по отношению к штатным преподавателям. При этом число внешних совместителей составляет 611 человек, из которых 375 преподавателей имеют ученую степень, что соответствует 61,4%.

Важным элементом подготовки к определению рейтинга аккредитованных направлений и специальностей является обновление положения о выпускающих кафедрах с учетом требований, предъявляемых Федеральным агентством по образованию к критериям оценки образовательной деятельности вуза. При этом необходимо принимать во внимание методические рекомендации по аттестационной экспертизе образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденные решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2006 г., в соответствии с которыми при проведении аттестационной экспертизы основ-

Материалы заседания Ученого совета

ных образовательных программ по направлению или специальности высшего профессионального образования необходимо представить следующие сведения о выпускающих кафедрах: качественный состав ППС (соответствие базового образования); наличие у штатных преподавателей опыта работы на производстве (образовании); доля академиков, членов-корреспондентов, лауреатов государственных премий; доля профессоров, докторов наук; доля доцентов, кандидатов наук; возрастной состав ППС; доля преподавателей, защитивших докторские диссертации (по годам за последние пять лет); доля преподавателей, защитивших кандидатские диссертации (по годам за последние пять лет); доля преподавателей — авторов вузовских или школьных учебников; качественный состав ППС работающих совместителей; качественный состав ППС почасовиков; доля преподавателей, прошедших ФПК (по годам за последние пять лет); качество форм повышения квалификации.

Дополнительно представляются следующие сведения, включающие такие показатели,

как периодичность и полнота рассмотрения вопросов совершенствования качества подготовки выпускников данного направления или специальности; вопросы обновления содержания подготовки выпускников по данному направлению (специальности); вопросы совершенствования методического обеспечения основных образовательных программ по направлениям (специальностям); обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям программ дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программ практик, введению новых тем курсовых и дипломных проектов (работ); конструктивность обсуждений, реальность и конкретность принимаемых решений, их реализация.

В настоящее время в РГПУ им. А. И. Герцена осуществляется подготовка к аттестации и аккредитации основных образовательных программ, по которым завершается полный цикл обучения. Создана рабочая группа по разработке проекта обновленного положения о выпускающих кафедрах с учетом рейтинговых и аккредитационных требований.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 26 апреля 2007 г.

«Университетские рейтинги и обеспечение качества деятельности профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений»

Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе С. А. Гончарова, Ученый совет отмечает, что одной из ведущих тенденций современного образования становится повышение его открытости, информированности широкой общественности о результатах деятельности университетов, создания систем оценки качества образования. Интеграция Герценовского университета в мировую систему открытого образования, изучение, обобщение, адаптация и внедрение передового опыта в области разработки сопоставимых критериев оценки качества образования являются одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности университета и повышения его международного статуса.

Ученый совет констатирует, что в мировой и отечественной практике управления образовательными системами все более распространенными становятся процедуры рейтинговой оценки деятельности вузов, их структурных подразделений, преподавательского состава. Сегодня высшие учебные заведения стали субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются образовательные технологии, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Герценовский университет решает задачи исключительной важности и ответственности как победитель конкурса инновационных образовательных программ в рамках приоритетного нацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.