Научная статья на тему 'Самообследование Кировской государственной медицинской академии первый этап комплексной оценки деятельности вуза'

Самообследование Кировской государственной медицинской академии первый этап комплексной оценки деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообследование Кировской государственной медицинской академии первый этап комплексной оценки деятельности вуза»

Вятский медицинский вестник. 2003. № 4 ( 16)

ВЯТСКАЯ МЕДИЦИНА: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРАКТИКА

Ректор КГМА, профессор В. С. Мельников, проректор КГМА по учебной работе, профессор П. И. Цапок

САМООБСЛЕДОВАНИЕ КИРОВСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ - ПЕРВЫЙ ЭТАП КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Кировская государственная медицинская академия

Самообследование является видом контроля, направленным на постоянную внутреннюю оценку качества образования, включающего самопроверку, самоанализ и самооценку деятельности и проводимого вузом в порядке, устанавливаемом Министерствами образования и здравоохранения Российской Федерации, по контролю за качеством образования. На основании решения ученого совета Кировской ГМА от 28.11.02 г. последующим приказом ректора профессора В.С.Мельникова созданы комиссии: центральная, осуществляющая самообследование академии в целом, и комиссии по направлениям подготовки специалистов. Целью самообследования было провести анализ и оценку потенциала и эффективности вуза в выполнении поставленных целей и задач, определить степень готовности академии в целом и отдельных направлений подготовки специалистов к предстоящей аттестации.

На сегодняшний день Кировская ГМА представляет многопрофильное высшее учебное медицинское заведение, в котором на 7 факультетах обучается около 4000 студентов, курсантов, интернов, учащихся, аспирантов, клинических ординаторов и интернов. Функционируют Коми филиал Кировской ГМА в г. Сыктывкаре и Вятский медико-технический колледж.

За период, прошедший после предыдущей аттестации, в академии осуществлено 5 выпусков дипломированных врачей, всего состоялось 11 выпусков, страна получила 3081 врача, из них 200 закончили обучение с отличием.

Благодаря напряженному труду профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного коллектива наша академия сегодня занимает в рейтинге медицинских вузов России далеко не последнее место, что, к сожалению, было отмечено в 2001 году. Конкурсная комиссия Минздрава России под руководством заместителя министра здравоохранения России Т.И.Стуколовой провела конкурс среди аккредитованных высших учебных заведений на размещение государственного задания на подготовку специалистов с высшим професси-

ональным образованием. Предметом конкурса являлись только бесплатные бюджетные места, выделенные Правительством России Минздраву. По итогам конкурса все учебные заведения разделены на три группы. Попавшие в престижную первую группу «А» получили бесспорный приоритет в выделении бюджетных мест, а, значит, и государственного финансирования. Меньше их досталось отнесенным к категории «В», а категории «С» бесплатные места выделены по остаточному принципу. Результаты конкурса утверждены приказом Минздрава России № 188 от 25.04.2003 г. Наша академия по специальности 040100 - лечебное дело и 040600 - сестринское дело отнесена к группе «В», а по специальности 040200 - педиатрия и 350500 -социальная работа - к группе «С».

Параллельно на основании приказа Минобразования России от 8.02.2000 г. № 380 о том, что вуз, проходящий процедуру государственной аккредитации и заключивший договор с центром государственной аккредитации на выполнение услуг по информационно-методическому сопровождению процедуры государственной аккредитации, может провести анализ комплексной оценки своей деятельности. Академией получено заключение в виде информационно-аналитической карты образовательного учреждения.

Центром проведен анализ наших материалов и на основании информации из центрального банка данных по вузам России по всем показателям:

1. Документально-содержательное обеспечение учебного процесса.

2. Информационное обеспечение учебного процесса.

3. Качество подготовки выпускников.

4. Структура подготовки кадров по основным образовательным программам.

5. Возможность продолжения образования по основным образовательным программам.

6. Научные исследования.

7. Научно-методическая работа.

8. Качественный состав научно-педагогических кадров.

9. Довузовская подготовка и отбор абитуриентов.

10. Востребованность выпускников.

Составлена информационно-аналитическая

карта. Из перечня приведенных показателей государственной аккредитации вуза видно, что отдельные из них определяют аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение», а другие показатели используются для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет).

Проведенный информационно-методическим центром государственной аккредитации анализ по-

казал, что Кировская ГМА соответствует требованиям как учреждение высшего профессионального образования, а дискриминантный анализ определил вероятность 0,8 принадлежности к группе академий и вероятность 0,15 принадлежности к группе университетов.

К настоящей аттестации будут представлены специальности 040100 - «лечебное дело», 040200 -«педиатрия», 350050 - «социальная работа» и основные специальности послевузовского профессионального и дополнительного образования.

На момент аттестации в академии 3860 студентов на всех факультетах очной и заочной форм обучения. Однако показатель, приведенный к очной форме обучения, соответствует контрольным нормативам лицензии №24Г-1637 от 21.01.2001 г. Плановый прием в академию 375 человек при сохранении конкурса в пределах: на лечебный факультет 2,1 - 2,8; на педиатрический - 3,2 -4,1; на факультет социальной работы - 1,2 - 1,5 человека на место.

Методическое единство форм подготовки абитуриентов (подготовительные курсы, медицинский лицей, медико-биологические классы школ) обеспечивает факультет довузовского и дополнительного образования (декан В. А.Кудрявцев). Ежегодно 45 - 55% контингента студентов формируется из числа прошедших довузовскую подготовку под эгидой академии. Это способствует повышению качества обучения: окончившие медицинский лицей в академии имеют средний балл на 0,2 - 0,5 выше, чем в среднем по курсу. Весьма продуктивна работа академии по расширению целевого приема, который составляет 70% от плана приема. В формировании контингента студентов заметен вклад сверхпланового приема на компенсационной основе: по контрактам обучаются 1903 студента и 5 иностранных студентов.

За пятилетие возросла доля обучающихся на последипломных формах образования: в аспирантуре, клинической ординатуре и клинической интернатуре.

В настоящее время в структуре академии 7 факультетов - лечебный, педиатрический, социальной работы, сестринского дела, экономики и товароведения, довузовского и дополнительного образования, повышения квалификации и последипломной профессиональной специализации. Коми филиал Кировской ГМА в г. Сыктывкаре. Вятский медико-технический колледж, 45 кафедр, учебная и научная части, библиотека, редакцион-но-издательский совет и редакционно-издательс-кий отдел, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных кадров. При академии функционирует терапевтическая клиника на 100 коек, и в 2003 году открыта поликлиника.

В вузе функционируют советы факультетов, цикловые методические комиссии, центральный методический совет, работает совет по защите диссертаций, который утвержден 17.12.2001 г. За пос-

ледние 2 года защищено 11 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Общее руководство академией осуществляет ученый совет, утвержденный в количестве 31 человека, возглавляемый ректором.

В академии сформировался высококвалифицированный научно-педагогический коллектив. Утверждены Минздравом РФ 273 штатные единицы профессорско-преподавательского состава, работает 205 штатных преподавателей и 68 внештатных совместителей. В связи с ростом в последние годы тенденции открытия новых вузов, работающих в основном за счет привлекаемых со стороны преподавателей, появилась необходимость во введении дополнительного аккредитационного показателя «процент преподавателей, работающих в вузе на полную ставку (штатных преподавателей)». Как следует из представленных данных, этот показатель в нашем вузе составляет 76,8%. Учет данного показателя важен для подтверждения стабильности деятельности учебного заведения, устойчивости кадров и гарантии реализации образовательных программ в полном объеме.

При этом не менее важен качественный состав научно-педагогических кадров, который определяется по проценту лиц с учеными степенями и званиями в числе всего штата профессорско-преподавательского состава, а также процент докторов наук и профессоров, что позволяет дать оценку структуры профессорско-преподавательского состава. В коллективах кафедр и курсов академии работают 34 доктора наук, 124 кандидата наук. 25 профессоров возглавляют кафедры академии. В то же время только один факультет из существующих семи возглавляет доктор меднаук, профессор С.А. Куковякин. 11 кафедр имеют 100%-ную остепенен-ность. В то же время низкий процент остепенен-ности на кафедрах анатомии человека, иностранных языков, физвоспитания, военной и экстремальной медицины. Средний возраст заведующих кафедрами - 55,2 года, профессоров - 56,9 лет, доцентов - 46 лет, ассистентов - 34 года.

В коллективе преподавателей 1 член-корреспондент РАМН, 1 засл. деятель науки РФ, 2 лауреата Государственной премии РФ по науке и технике, 4 Почетных работника профессионального высшего образования России, 2 засл. врача РФ, 11 членов общественных российских, международных и иностранных академий.

За последние 5 лет 94% преподавателей повысили свою квалификацию. План переподготовки преподавателей выполняется. В академии проводится целенаправленная работа по формированию профессорско-преподавательского состава. Данное направление регламентируется пятилетней программой «Кадры», выполнение которой постоянно контролируется. Программа обеспечивает подготовку резерва руководящих и научно-педагогических кадров всех уровней с учетом прогноза на 5-10 лет. Отбор талантливой молодежи на-

Вятский медицинский вестник, 2003, №4 (16)

чинается с лицея, медико-биологических классов, подготовки молодых исследователей по Всероссийской координационной программе «Шаг в будущее» (директор ЦДЮТ Е.В.Белугина). Из числа лучших абитуриентов уже на первом курсе необходимо формировать группы резерва ректората, что позволит оптимизировать работу со студенческим резервом и проводить в последующем отбор кандидатов в клиническую ординатуру и аспирантуру.

Академия располагает тремя учебными корпусами. С введением здания нового корпуса общая площадь учебно-лабораторных зданий по сравнению с 1999 годом увеличилась на 11 тыс. кв. м. и составляет в настоящее время 42,2 тыс. кв. м. Академия прилагает значительные усилия по надлежащему содержанию корпусов, однако ремонт некоторых из них, в силу значительного износа, требует крупных финансовых вложений. Из-за скудности бюджетного финансирования для ремонта привлекаются внебюджетные средства.

Специфическим разделом для медицинских вузов является оценка лечебной работы его профессорско-преподавательского коллектива.

Известно, что в медицинских вузах освоение профессиональной деятельности невозможно без большой программы обучения студентов на базе клиник и других медицинских учреждений, которые должны соответствовать определенным требованиям.

Клинической базой академии являются 29 стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений города общей мощностью 7530 коек. Академия имеет собственную терапевтическую клинику, которая открыта приказом Минздрава РФ № 142 от 26.05.1995 г. С 2003 г. открыта поликлиника при академии. На этих клинических базах функционируют 29 клинических кафедр и 5 клинических курсов.

Взаимоотношения между академией и базовыми лечебно-профилактическими учреждениями строятся на договорной основе и характеризуются тесным переплетением лечебной, учебной и научной деятельностью.

Среди 123 сотрудников клинических кафедр ведущие специалисты клинических профессий, в том числе 2 заслуженных врача РФ, 23 отличника здравоохранения, 56 (45,5%) специалистов высшей категории, 51 (41,4%) специалист первой категории. Заведующие кафедрами факультетской терапии, офтальмологии и заведующий курсом урологии являются одновременно главными врачами лечебно-профилактических учреждений, на базе которых находятся эти кафедры. В то же время 110 квалифицированных специалистов лечебно-профилактических учреждений являются совместителями в медицинской академии и принимают непосредственное участие в педагогическом процессе.

Проректор академии А.Г.Кисличко является

членом коллегии департамента здравоохранения Кировской области, а заместитель главы департамента здравоохранения области В.В.Орлов входит в состав ученого совета академии. 3 сотрудника академии выполняют обязанности внештатных главных специалистов области и города. Значительный объем лечебной работы проводится клиническими кафедрами в клинических лечебно-профилактических и амбулаторно-поликлиничес-ких учреждениях. Ежегодно сотрудниками кафедр терапевтического профиля консультируется и пролечивается от 7000 до 8500 больных. На кафедрах хирургического профиля консультируется и пролечивается от 10000 до 12000 больных. Хирурги ежегодно осуществляют до 4000 операций, что составляет 15-20% всех оперативных вмешательств, выполняемых в клинике.

Профессорско-преподавательский состав Кировской ГМА составляет инициативное ядро региональных отделений научно-медицинских обществ, принимает самое непосредственное участие в организации научно-практических конференций.

Производственная практика студентов 2-5 курсов лечебного и педиатрического факультетов проводится согласно утвержденному плану учебного процесса академии и плану работы деканата производственной практики в течение всего учебного года. В конце производственной практики кафедрами, курирующими практику, организуется экзамен с защитой отчетов по практическим навыкам. Ежегодно в сентябре на ученом совете с подробным отчетом по итогам практики отчитывается декан производственной практики Н.П.Ле-ушина.

Учебный процесс на кафедрах в основном обеспечен необходимым учебным оборудованием, иллюстративным материалом и техническими средствами обучения. Образовательный процесс обеспечен специализированным и лабораторным оборудованием. При академии созданы лаборатории: микробиологические, биохимическая, физико-аналитическая, медико-биологических исследований, товарной экспертизы стандартизации, метрологии и сертификации, физиологии и гигиены человека, методов оценки качества пищевых продуктов. Значительно улучшилось обеспечение образовательног о процесса компьютерной техникой, увеличилось число дисплейных классов до 6, доступ к ним обеспечен всем кафедрам, в первую очередь, выпускающим. С 1999 года академия имеет выход в информационную сеть Internet.

Следует указать, что в прошлом году на показатели: информационно-методическое обеспечение образовательного процесса и информатизацию вуза - было обращено внимание при экспертизе материалов представленного годового отчета академии. По заключению комиссии эти показатели в целом соответствовали требованиям го-

сударственного образовательного стандарта. Так, на 1 студента в академии в 2002 году приходилось 37,9 единиц учебно-методической литературы, а на 100 студентов - 4,7 единицы 1ВМ-совместимой вычислительной техники. Однако по этим показателям в группе медицинских академий России наш вуз занял, соответственно, последнее и предпоследнее места. Решением ректората и ученого совета на эти показатели было обращено особое внимание и использованы значительные средства. За 2003 год приобретено учебников и учебно-методичес-кой литературы на сумму около 600 тыс. рублей. Обучающиеся сегодня обеспечены учебной (0,8) и учебно-методической литературой (1,0) из фонда вуза.

Процесс реализации образовательных программ направляется ученым советом академии, советами факультетов и непосредственно организуется ректоратом, учебным отделом, деканатами и методическими органами общевузовского и факультетского уровней. Общее руководство учебно-методической работой осуществляет центральный методический совет (ЦМС), который координирует методическую работу факультетов и кафедр через методические советы (по гуманитарному образованию, последипломному образованию, аспирантуре, производственной практике и цикловые методические комиссии (по терапевтическим, хирургическим, педиатрическим, медико-биологическим дисциплинам, медицинской информатике и вычислительной технике). В организационном плане система методических органов поддерживается учебно-методическим кабинетом.

В академии созданы условия для питания, лечения и отдыха студентов. Питание осуществляется в столовой академии, а также столовых города, с которыми заключены договора, обеспечивая питанием всех студентов и сотрудников (100%).

Для организации спортивно-оздоровительной работы кафедра физвоспитания Кировской ГМА располагает лыжной базой на 230 пар лыж, оборудовано помещение тира под зал общей физической подготовки (260 кв. м) и имеется тренажерный зал в 3-м учебном корпусе (75 кв. м). Помимо этого Кировский базовый медицинский колледж, физкультурно-спортивный клуб «Локомотив», ДЮСШ-5 предоставляют спортивные залы общей площадью 1700 кв. м в порядке оказания шефской помощи, что позволяет полностью выполнять учебные планы и программы физического воспитания студентов. Во внеучебное время работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, футбол, настольный теннис.

В прошедшем учебном году студент 6-го курса Бушков Федор (мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо) занял 1-е место на первенстве Кировской области и 3-е - на первенстве зоны Поволжья. Ко-

манды по баскетболу (мужская и женская) заняли 2-е место на первенстве г. Кирова, команда по футболу заняла 3-е место на кубке мэра г. Кирова, команда волейболисток - 3-е место в первенстве г. Кирова. В сентябре 2003 г. легкоатлеты успешно выступили на зональных соревнованиях медицинских вузов в г. Саратове и завоевали 4 медали. Кафедра уделяет должное внимание подготовке высококвалифицированных кадров: два преподавателя запланировали темы и успешно работают над выполнением кандидатских диссертаций (Сла-угина О.Н. и Юкляевская М.И).

С 1 сентября 2003 года при комплексной оценке деятельности вуза введен показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» взамен показателя «Социальная поддержка студентов» в соответствии с приказом Минобразования России № 4670 от 27.12.2002 «О внесении изменений в приказ Минобразования России от 29.06.2000 № 1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения». Огромная работа по организации воспитательной работы в вузе и ее оценке проделана проректором A.B. Плотниковым.

В 2003 году при лицензировании новых образовательных программ (специальностей) и при государственной аккредитации высшего учебного заведения используется показатель экономической устойчивости образовательного учреждения в соответствии с письмом Минобразования России № 24-51-99ин/10 от 09.11.2001 «О введении показателя экономической устойчивости образовательного учреждения при его лицензировании и аккредитации».

Анализ вышеизложенного и проведенное всеми кафедрами, подразделениями и службами академии самообследование позволяют с уверенностью заявить, что по всем разделам проведена объективная комплексная оценка деятельности вуза. Документы и материалы в соответствии с утвержденным приказом Министерства образования РФ от 10 ноября 2002 г. № 3906 могут быть представлены в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации.

В оставшееся время необходимо мобилизовать усилия коллектива на устранение выявленных в ходе самообследования недостатков и в первую очередь обратить внимание на необходимость:

• своевременного и качественного организационно-правового обеспечения и осуществления учебного процесса на вновь создаваемых структурных подразделениях академии;

• квалифицированного подбора соответствующих административных и педагогических кадров и организационно-правового обеспечения их деятельности, соблюдения норм и требований трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.