в УСОВА Н.Ф. — 2010
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Н.Ф. Усова
(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Увеличение объема зрительной информации с использованием современных технических средств обучения делает процесс преподавания более оперативным и динамичным, позволяет использовать дистанционную форму обучения.
Ключевые слова: пародонтология, зрительная информация, дистанционное обучение.
USE OF MODERN MEANS OF TRAINING FOR INCREASE OF PRESENTATION OF TEACHING
N.F. Usova
(Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary: Increase in volume of visual information with the use of modern technical devices makes the process of training more operative and dynamic and gives opportunity to use distant form of training.
Key words: paradontology, visual information, distant training.
Хорошо известно, что самые прекрасные лекции, воспринимаемые на слух, усваиваются всего на 17%. Зрительная информация, подаваемая в физиологически оптимальном темпе и не перегруженная деталями, запечатлевается в долговременной памяти на 50-70%. Повторный просмотр видеоматериалов повышает этот показатель почти до ста процентов, подтверждая тем слова народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Использование современной цифровой видеотехники позволяет существенно усилить использование зрительного канала в восприятии и переработке учебного материала. С появлением современных учебных пособий, несущих богатую информацию, появилась некоторая возможность их использования в преподавании. К сожалению, из-за высокой стоимости и ограниченных тиражей они практически недоступны для рядового студента и ординатора.
Ранее применявшиеся нами слайды, полученные при работе с атласом Е.А. Боровского, а также собственные материалы, физически и морально устарели (трудность тиражирования, сложность показа без затемнения). Однако, их можно использовать, переведя в цифровой формат, что частично осуществляется.
Развивая эту идею, в качестве базового материала мы использовали руководство Г. Вольфа с соавт. (2008) «Пародонтология» [2]. В итоге нами были сформированы тематические видеопакеты по основным разделам пародонтологии, дополненные собственными наблю-
дениями на реальных пациентах. Основные разделы: структурная организация пародонта, иммунологический профиль пародонта, воспалительные заболевания пародонта — гингивит и пародонтит, а также приемы терапевтического и хирургического лечения.
Полученные видеоматериалы позволяют использовать эту информацию как при занятиях малыми группами, так и при индивидуальной самоподготовке, используя ноутбук во внеучебное время.
Этот подход существенно увеличил тягу студентов к обучению, который, кроме того, требует меньших усилий для конспектирования. В итоге реально улучшились знания студентов по морфологии пародонта, его иммунологическому статусу, взаимоотношению с нормальной микрофлорой, динамике гингивитов и пародонтитов.
Это сделало и более осознанным проведение студентами лечебных манипуляций в ходе практических занятий в пародонтологическом кабинете кафедры терапевтической стоматологии. При практической работе с пациентами появилась возможность пополнения видеоряда личными наблюдениями студентов и ординаторов. Это представляет неоценимые возможности при выполнении научных наблюдений, при проведении деловых игр, а также составлении «тематических кейсов».
Наконец, это представляет дополнительные возможности для дистанционного обучения студентов после создания учебного сайта кафедры терапевтической стоматологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровский Е.А., Иванов В.С., Максимовский Ю.М. и др. 3. УсовЛ.А. Оптимальный объем информации в лекции. //
Терапевтическая стоматология. — М., 2003. — 736 с. Материалы III Межвузовской конференции «Проблемы совер-
2. Вольф Г.Ф., Ратейцхак Э.М., Ратенцхак К. шенствования подготовки специалистов в вузе». — Иркутск,
Пародонтология. — М.: Медпресс-информ, 2008. — 548 с. 1979. — С.87-89.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, кафедра терапевтической стоматологии
Усова Неля Федоровна — ассистент, к.м.н.
© МАЛОВ И.В., ХАМНУЕВА Л.Ю., ЩЕРБАТЫХ А.В. — 2010
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РОССИИ
И.В. Малов, Л.Ю. Хамнуева, А.В. Щербатых (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., профессор И.В. Малов)
Резюме. В статье обсуждаются основные аспекты гарантии качества обучения в высших медицинских учебных заведениях России. Представлены основные элементы внутривузовской системы оценки качества ведения образовательной деятельности в Иркутском государственном медицинском университете.
Ключевые слова: качество образования, медицинский вуз, Иркутский государственный медицинский университет.
THE MAIN ASPECTS OF EDUCATION QUALITY GUARANTEE IN MEDICAL INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
I. V Malov, L. Yu. Khamnueva, A. V. Sherbatyh (Irkutsk State Medical University, rector — M.D., prof. I.V. Malov)
Summary. The main aspects of education quality guarantee in Medical Institutes of Higher Education in Russia are discussed in the article. The basic elements of the system of education quality assessment in Irkutsk State Medical University are presented.
Key words: education quality, medical institute of higher education, Irkutsk State Medical University.
Высшее образование России претерпевает серьезные изменения в текущем десятилетии 21 века, обусловленные процессами его интеграции в «зону европейского высшего образования».
Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Данное положение нашло отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования на основе решения следующих задач:
— обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования
— создания условий для повышения качества общего и профессионального образования
— обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом
— управления развитием образования на базе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.
Государство выступает гарантом качества образовательных программ и услуг, предоставляемых, как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. В России построение современной системы гарантии качества высшего образования началось с принятия Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г №3266-1 и Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании» от 29 августа 1996 г. №125-ФЗ. В них даны понятия лицензирования, аттестации, аккредитации вузов, процедура которых прописана в Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года №522 и в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №277. Именно процедура аккредитации может рассматриваться как завершающий этап в технологии оценки качества образования в данном высшем учебном заведении. В настоящее время в России сложилась государственная структура органов, осуществляющих процесс государственной аккредитации вузов, и определены границы их ответственности: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, аккредитационная коллегия, Главный экспертный центр, Национальное аккредитационное агентство, экспертные комиссии.
Процессы интеграции в высшем образовании Европы вызвали необходимость в создании Европейской ассоциации обеспечения качества в высшем образовании ENQA (The European Association for Quality Assurance in Higher Education). Ассоциация учреждена для содействия европейскому сотрудничеству в области гарантии качества высшего образования для всех заинтересованных лиц, вовлеченных в процесс обеспечения гарантии
качества. Общие подходы в деятельности ассоциации рекомендовали инвариантную методологическую модель системы гарантии качества, которая получила название «четырехступенчатой модели»:
1. Определение процедур и методов оценивания деятельности вузов самостоятельно и независимо от государства и учебных заведений
2. проведение процедуры самообследования
3. проведение процедуры внешней экспертизы с выездом экспертов в высшее учебное заведение
4. публикация отчета о результатах оценки.
Технология государственной аккредитации вузов в
России вполне сопоставима с данной европейской моделью.
1. На первой ступени все вузы России ежегодно проводят сбор данных о деятельности учебного заведения в центральный банк данных государственной аккредитации (ЦБД ГА). Электронная модель «Модуль по показателям вуза» унифицирована, включает в себя характеристику основных показателей и их критериальных значений деятельности вуза по всем направлениям. На основании сбора этих данных выполняется мониторинг состояния, определяется вектор развития системы высшего образования и основные критериальные значения показателей деятельности вузов России, определяющих гарантию качества образования.
2. На второй ступени вуз проводит самообследова-ние (перед проведением процедуры аккредитации).
3. На третьей ступени проводится внешняя экспертиза содержания, уровня и качества подготовки студентов, достоверности отчета о самообследовании.
4. На четвертой ступени готовится итоговый отчет о качестве деятельности вуза и соответствии критериальным значениям в виде информационно-аналитических материалов по итогам оценки вуза на основе экспертной информации и данных из ЦБД ГА и представляется для ознакомления всем членам Аккредитационной коллегии. По решению коллегии принимаются решения о государственной аккредитации вуза, которые публикуются в сети Интернет и включаются в реестр аккредитованных вузов.
Система качества образования должна включать внутренние (в учебном заведении) и внешние системы (специализированные организации по оценке качества образования). Гарантия качества высшего образования становится одной из основных задач Болонского процесса. В документах особо подчеркивается, что «ответственность за гарантию качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и, таким образом, создается база для реальной ответственности академической среды в рамках каждого государства». В них предлагаются только основные «рамочные требования» к формированию внутренних систем гарантии качества вузов, их индивидуализация и адаптация к профилям специальности, создание концепции и нормативной базы — это прерогатива вузов.
Условия, в которых работает российская высшая медицинская школа, весьма сложны. Медицинские вузы работают в двуедином поле: с одной стороны, руководствуются государственной стратегией высшего образования, с другой стороны, они являются частью системы
здравоохранения. В этом их специфика и основное отличие от других высших учебных заведений. В медицинском вузе обучение студента непосредственно связано с лечебной деятельностью преподавателя. Успешность обучения студента возможна только при высокой степени врачебной квалификации преподавателя, чтобы обучить знаниям, практическим умениям и навыкам (в том числе и мануальным), объединенных общим термином — профессиональные компетенции будущего врача или провизора. Основой высшей медицинской школы является академическая триада — единство образования, научных исследований и клинической практики. Добиться такого комплекса в реальности — значит создать необходимые предпосылки для качественного образования и проведения эффективных научных исследований.
Европейские требования к внутривузовским системам гарантии качества разработаны для семи основных направлений деятельности вуза, и они с успехом могут применяться и в медицинских вузах:
1. наличие стратегии (политики, целей и задач) гарантии качества образования.
2. наличие системы мониторинга и коррекции образовательных программ
3. оценка достижений студентов
4. оценка квалификации преподавательских кадров
5. оценка достаточности и доступности учебных ресурсов
6. наличие информационной среды в вузе
7. информирование общественности о качестве образования в вузе.
Главной целью деятельности медицинских вузов следует признать обеспечение высокого качества подготовки медицинских и научных кадров на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, формирование гражданских и нравственных качеств личности специалиста медицинского профиля в условиях интеграции образовательного, научного и информационного полей деятельности общества.
В качестве основных задач для достижения главной цели деятельности вуза можно обсуждать следующие:
1. Обеспечение на длительный период высокой конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг и его научной продукции в традиционных для медицинских вузов областях образовательной, научной и инновационной деятельности.
2. Повышение эффективности подготовки медицинских и научных кадров высшей квалификации.
3. Создания необходимых условий (материальнотехнической базы) для внедрения и эффективного использования новых образовательных технологий и результатов научной деятельности.
4. Развитие фундаментальной и прикладной науки, создание конкурентоспособной научно-медицинской продукции при использовании наукоемких технологий.
5. Развитие корпоративной культуры медицинского университета и формирование привлекательного имиджа вуза в обществе.
В настоящее время качество образования имеет рыночную ориентацию и определяется совокупностью потребительских свойств, удовлетворяющих запросы потребителя в образовательных услугах. Следовательно, в условиях конкуренции выигрывает тот вуз, который может предложить образовательный продукт (специалиста — врача, провизора), уровень подготовки которого максимально отвечает запросу. На сегодняшний день медицинские вузы России ежегодно участвуют в конкурсе на получение государственного заказа на подготовку специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, проводимым учредителем Министерством здравоохранения и социального развития России. Поскольку, именно государственные структуры здравоохранения России, являются основным потребителем специалистов с высшим медицин-
ским образованием. В ходе конкурса представляются документация, отражающая основные показатели различных сфер деятельности вуза.
Непрерывное профессиональное развитие — период образования и подготовки врачей, продолжающийся и после окончания вуза в течение всей профессиональной деятельности каждого специалиста требует организации системы качества образования и на последипломном этапе (интернатура, ординатура, специализации, циклы усовершенствования подготовки специалиста с проведением процедуры сертификации). Новая парадигма: «Образование через всю жизнь» именно в контексте медицинского образования звучит традиционно, а не новаторски.
Система управления качеством предполагает процессный подход, который обеспечивал бы качество подготовки студентов на всех этапах обучения. С этих позиций можно выделить несколько основных направлений мониторинга качества образования:
1. состояние профориентационной работы факультетов, проведение приемной кампании, оценка деятельности центров довузовской подготовки.
2. состояние додипломной подготовки студентов.
3. последипломная подготовка специалистов.
Внутривузовская модель системы качества образования блока додипломной подготовки, как ведущей составляющей деятельности медицинского вуза, предполагает осуществления реализации трех основных направлений: 1.контроль качества подготовки специалиста (т.е. уровень освоения знаний, умений, навыков в рамках Государственного образовательного стандарта — универсальных и профессиональных компетенций); 2. контроль качества преподавания; 3. контроль инфраструктуры и учебной среды.
В основе внутривузовского контроля качества подготовки студентов является выполнение Государственного образовательного стандарта, учебной программы и учебного плана (в часах и кредитах) по каждой специальности, в вузе должна быть разработана нормативная база — положения об учебно-методическом комплексе, о рабочей программе по преподаваемым дисциплинам, в которых отражены все методические подходы к преподаванию дисциплины.
В соответствии с «Международными стандартами Всемирной Федерации Медицинского образования (ВФМО) по улучшению качества в медицинском образовании. Европейской спецификацей для базового и последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития» успеваемость студентов должна анализироваться в соответствии с образовательной программой, с миссией и целями медицинского вуза, с учетом их предшествующего уровня подготовки на момент поступления в вуз. Результаты анализа следует использовать для обеспечения обратной связи с образовательными учреждениями, осуществляющими обучение абитуриентов на довузовском этапе. В анализ успеваемости студентов рекомендуется включать информацию о средней продолжительности обучения, полученных баллах, частоте положительных оценок и провалов на экзаменах, случаях успешного окончания и отчисления, отчеты студентов об условиях обучения на пройденных курсах, а также о времени, проведенном для изучения особо интересующих разделов. Таким образом, назрела необходимость внедрения балльно-рейтинговой системы учета учебных достижений студентов в деятельность медицинских вузов России. Рейтинг студента — индивидуальная оценка качества его подготовки. Рейтинговая система оптимизирует организацию и управление учебновоспитательного процесса в вузе, позволяет определить показатели учебной работы студента, а также оценить качество знаний при освоении основной образовательной программы. В Иркутском государственном медицинском университете введена балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов, и в
настоящее время ведется завершающий этап работы по автоматизации и унификации подсчета баллов с учетом трудоемкости изучаемых дисциплин.
Важным и эффективным механизмом повышения объективности и прозрачности оценки знаний студентов является внешняя оценка знаний — федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования. При его проведении используются современные технологии, позволяющие оптимально организовать процесс тестирования и анализа результатов. Полученные результаты предоставляют возможность получить объективную оценку знаний на всех уровнях — студент, преподаватель, заведующий кафедрой, декан, администрация вуза, и, самое главное, на ее основе улучшить методологические подходы обучения в конкретном учебном заведении. Для медицинских вузов является актуальным разработка и внедрение в рамках федерального интернет-экзамена блока тестов по профессиональным клиническим дисциплинам, что позволить поднять уровень их освоения.
Медицинский вуз должен иметь кадровую политику, направленную на соблюдение баланса в кадровых ресурсах, необходимых для преподавания, проведения научных исследований и предоставления услуг, а также обеспечивать признания по достоинству академической деятельности сотрудников с соответствующей оценкой, как научных достижений, так и педагогической квалификации. В кадровой политике следует предусматривать обучение и повышение квалификации преподавателей, а также оценку их деятельности. Предоставление услуг включают выполнение клинических обязанностей в системе здравоохранения, административные и управленческие функции и т.д. Признание по достоинству академической деятельности осуществляется в виде наград, продвижения по службе и/или вознаграждения. Таким образом, кадровая политика должна гарантировать достаточно высокий уровень академических экспертов для выполнения образовательной программы и исследователей для проведения научных исследований высокого качества по соответствующим дисциплинам. Данным положениям Международных стандартов Всемирной Федерации Медицинского образования (ВФМО) по улучшению качества в медицинском образовании отвечает система рейтинговой оценки деятельности кафедр медицинских вузов, которая позволяет оценить качество преподавания в вузе.
Основной целью разработки и внедрения ежегодной рейтинговой оценки деятельности кафедр ИГМУ, является сбор информации о педагогической, научной, организационной, лечебной деятельности кафедр, стимулирование работы кафедр, направленной на повышение качества подготовки специалистов на основе разработки и принятия решений по совершенствованию образовательного процесса. Система показателей рейтинговой оценки деятельности кафедр ИГМУ основана на системе показателей определения рейтинга вузов России, системе показателей государственной аккредитации, используемых при экспертизе показателей деятельности учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Целями рейтингового анализа являются оценка качества работы и совершенствование системы управления ИГМУ, создание условий для динамичного развития на основе максимально полного использования имеющегося кадрового потенциала, повышение продуктивности педагогической и научной работы, рейтингового показателя университета среди высших медицинских учебных заведений России.
Задачи рейтинговой оценки и анализа:
— создание максимально полного информационного банка данных, отражающего в динамике эффективность деятельности университета в целом, кафедр, профессорско-преподавательского состава;
— формирование кадрового резерва ИГМУ с учетом
индивидуального вклада работников вуза в повышение рейтинга ИГМУ в целом;
— создание единой методики оценки деятельности кафедр и факультетов для сравнительного анализа эффективности их работы, определения фактического состояния дел для целенаправленного управления ресурсами;
— формирование системы материальных и моральных стимулов для руководителей структурных подразделений и членов коллектива. Установление стимулирующих выплат к заработной плате работников кафедры и заведующего кафедрой в зависимости от показателей рейтинга.
Рейтинговая оценка деятельности кафедр ИГМУ производится по результатам работы за календарный год по состоянию на 1 декабря отчетного года. Проведение рейтингового анализа деятельности кафедр ИГМУ осуществляет комиссия из числа профессорско-преподавательского состава, ежегодно назначаемая приказом ректора и возглавляемая деканом или заместителем декана факультета, в работе комиссии принимает участие администрация ИГМУ Автоматическую обработку представленных данных на основании информационных карт кафедр осуществляет методический кабинет ИГМУ Итоги рейтинговой оценки деятельности кафедр ИГМУ утверждаются ректором и доводятся до сведения деканов факультетов, заведующих кафедрами, сотрудников кафедр в мае следующего за отчетным года.
В рейтинге оцениваются показатели, которые отражают различные компоненты профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Эти показатели распределены по шести разделам и имеют балльную оценку за определенный вид деятельности соответственно каждому разделу: I — Учебно-методическая работа ППС (профессорско-преподавательского состава); II — Научно-исследовательская работа студентов (интернов, ординаторов); III — Кадровый потенциал, общественная работа ППС; IV — Научно-исследовательская работа ППС; V — Воспитательная работа ППС со студентами ИГМУ; VI — Лечебная работа и связь с практическим здравоохранением.
Комиссия по проведению рейтингового анализа деятельности кафедр определяет место кафедры (курса) в группе в соответствии с показателем рейтинга. Итоги рейтинга докладываются председателем комиссии и обсуждаются на Ученом, методическом советах ИГМУ, на Ученых советах факультетов. Лучшие по итоговому рейтингу кафедры (курсы) в каждой группе получают материальное и моральное поощрение. Формы поощрения и размеры вознаграждения устанавливает ректор. Работа кафедр, занявших последние места в группах, и их руководителей в течение следующего года анализируется и контролируется администрацией ИГМУ. Результаты рейтинговой оценки деятельности кафедр размещаются на сайте ИГМУ.
Внутри кафедральных коллективов в рамках этих же показателей ежегодно подводится индивидуальный рейтинг с оценкой годовой работы по каждому виду деятельности преподавателя университета. Опыт восьмилетнего внедрения данной системы рейтинга, основывающийся на достоверности показателей, открытости и гласности, коллегиальности в подведении итогов, выплат стимулирующего характера в течение учебного года, показал ее высокую эффективность в решении поставленных задач, направленных на улучшение качества преподавания.
Таким образом, гарантия и обеспечение высокого качества высшего образования является главной направляющей реформ российского образования в рамках интеграции европейского образовательного пространства. Формирование профессиональных сообществ, обсуждающих проблемы качества высшего образования и обладающих компетентностями процедуры его экспертизы — важнейшее направление деятельности высшей школы России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г Экспертиза качества образования: европейский подход. — Йошкар-Ола: Учебноконсультационный центр, 2008. — 106 с.
2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. — Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. — 58 с.
3. Всемирная Федерация Медицинского образования/ Ассоциация медицинских школ в Европе Международная
рабочая группа. Международные стандарты Всемирной Федерации Медицинского образования по улучшению качества в медицинском образовании. Европейская спецификация для базового и последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития. // Медицинское образование в Европе рабочая группа по обеспечению качества. Офис ВФМО. Университет Копенгагена, Дания, 2002. — 80 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, тел. 8(3952)243661, е-mail: [email protected] Малов Игорь Владимирович — ректор, профессор, д.м.н.
Хамнуева Лариса Юрьевна — ученый секретарь, профессор, д.м.н.,
Щербатых Андрей Викторович — проректор по учебно-воспитательной работе, профессор, д.м.н.
© КАЛЯГИН А.Н. — 2010
КЛИНИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ, НОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
А.Н. Калягин
(Иркутский государственный медицинский университет, Россия)
Резюме. В статье изложены представления о современной лекции и её месте в образовательном процессе высшей школы, требованиях к содержанию лекции, технических средствах обучения, которые могут применяться. Отдельно рассмотрена клиническая лекция, как уникальный вид лекции, свойственный высшей медицинской школе. Обсуждается её классический вариант с демонстрацией больного и современный инновационный вариант, когда реальный больной заменён на виртуальное изложение сведений о реальном пациенте. При изложении материала автор опирается на опыт собственной лекционной практики.
Ключевые слова: клиническая лекция, требования, типы лекций, новации, клинические демонстрации.
CLINICAL LECTURE TODAY: TRADITIONS, INNOVATIONS, PERSPECTIVES
A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary: The idea of modern lecture and its place in educational process of higher school, requirements to content of a lecture, technical equipment for teaching, which may be used, have been presented in the paper. A clinical lecture as a unique type of lecture, characteristic for higher medical school, has been considered separately. Its classic variant with demonstration of a patient as well as a modern innovation variant, when a real patient is replaced by virtual presentation of a data of a real patient are under discussion. In presenting the material the author used the experience of his own lecture practice.
Key words: clinical lecture, requirements, types of lectures, innovations, clinical demonstrations.
Лекция — это один из важнейших видов учебной деятельности и организации учебного процесса в вузе, который практикуется в образовательном процессе с древнейших времён. Значимость лекции для подготовки специалиста трудно переоценить, так как она зачастую читается наиболее маститым сотрудником кафедры и позволяет интимно прикоснуться к его профессиональному мастерству, увлечь и заворожить.
Лекция проходит в официальной обстановке и имеет публичный статус. Признаками официальности являются: 1) чётко установленное время лекции, 2) присутствие большого числа слушателей (обычно это курс или поток студентов), 3) лектор обычно является авторитетным специалистом (заведующим кафедрой, профессором или доцентом), 4) чётко соблюдается форма проведения лекции — монологичное изложение материала.
По современному определению, лекция (от лат. lectio — чтение) — это цельно-оформленное речевое произведение публичной адресованности на научные темы обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителя [4].
Успех любого публичного выступления складывается из двух компонентов — коммуникативного и речевого имиджа [6]. Цель лекции заключается в том, чтобы передать знания так, как они должны быть усвоены. Для лекции характерно расчленение её содержания на 3 ча-
сти (вступление, информационная часть и заключение). Материал подаётся порциями, что позволяет его фиксировать письменно. Характерна иллюстративность излагаемого материала с помощью рисунков мелом или неперманентным маркером на доске или флип-чарте, подготовленных слайдов, таблиц и т.д. Подготовленный характер выступления (наличие плана лекции, тезисов, конспекта, презентации со слайдами). Каждая лекция продолжается 1 ч. 30 мин с или без перерыва. Все указанные черты позволяют преобразовать видение содержательной части лекции из монолога, направленного в аудиторию, в диалог со слушателями. Компоненты диалога возникают за счёт восприятия лектора аудиторией, за счёт задаваемых вопросов (в устной или письменной форме), за счёт полемического обдумывания слов лектора и согласия или несогласия с ними.
При общении лектора со студентом нужно читывать ряд психологических особенностей, которые повышают эффективность восприятия материала за счёт овладения вниманием слушателя и установления позитивного контакта с ним.
Лекция ориентирована на спонтанный характер восприятия, потому должна быть заранее подготовлена. Дело в том, что при первом восприятии информации из устной речи человеческая память воспринимает 5-7 слов, это диктует необходимость разделять речевой поток на небольшие отрезки и при необходимости повторять наиболее важные термины и определения.