Ректор Кировской ГМА, академик РАЕН, профессор И. В. ШЕШУНОВ КИРОВСКАЯ государственная МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ: ТРАДИЦИИ,
достижения, стратегия будущего
ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава», г. Киров
Наш ВУЗ - одно из самых молодых и динамично развивающихся медицинских образовательных учреждений России. 2 апреля 2007 года академии исполнилось 20 лет - для любого вуза срок небольшой, однако за это время пройден путь - от филиала Пермского медицинского института в 1987 году, Кировского медицинского института в 1994 году до академии в 1999 году. В 2004 году Кировская ГМА успешно прошла ответственную для любого вуза процедуру - государственную аттестацию. Огромная работа, проделанная коллективом, получила достойную оценку - продлена лицензия, коллегия Министерства образования подтвердила статус академии, аккредитация была продлена на максимальный возможный срок
- 5 лет. Одновременно Кировская ГМА была признана ведущим российским вузом по тем специальностям, которые прошли аттестацию - «лечебному делу» и «педиатрии».
Сегодня, кроме лечебного и педиатрического факультетов, с чего мы в принципе и начинали, у нас действуют факультеты высшего сестринского образования, социальной работы - с различной специализацией, в том числе и в области реабилитации. Плюс к этому мы - один из двух российских медицинских вузов, где открыт факультет экспертизы и товароведения. Здесь мы готовим экспертов, отвечающих не только за реализацию, но и за качество реализуемой продукции: от биологически активных добавок до продуктов питания, в том числе диетического, от детских игрушек до книжных изданий и бытовой химии.
Еще одно важное направление в работе академии
- центр довузовской подготовки, где мы не только стараемся «подтянуть» базовую подготовку школьников до необходимого, учитывая специфику нашего вуза, уровня, но и расширить собственную географию. Кроме медицинских классов, базирующихся в школах г. Кирова и области, открыты представительства в Ухте, Йошкар-Оле, Воркуте, Костроме, Вологде ...
В Республике Коми имеется филиал ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава» в г. Сыктывкаре, которому недавно исполнилось10 лет.
В академии действуют 52 кафедры, из них 32 -клинические; при академии функционирует терапевтическая клиника на 100 коек, открыта поликлиника.
В академии сформировался высоко-квалифицированный научно-педагогический коллектив; из 450 преподавателей академии более 240 кандидатов наук и доцентов, 52 доктора наук и профессоров, академик РАН, член-корреспондент РАМН, 4 - заслуженных врача РФ, 2 лауреата Государственной премии России по науке и технике. Профессиональная деятель-
ность 23 сотрудников отмечена Почетными грамотами Министерства здравоохранения и социального развития и Правительства Кировской области, 36 - нагрудным знаком «Отличник здравоохранения РФ» и другими наградами. У нас есть, кому учить, и есть, кого учить.
В академии обучается сейчас более четырех тысяч студентов из нашей области и многих регионов России, Есть и иностранные студенты, интерны, ординаторы, аспиранты из Индии, Судана, Пакистана, Перу, Сирии, Грузии, Азербайджана, Армении, Украины и даже из Японии.
В вузе работает совет по защите диссертаций, где за последние 2 года защищено 23 диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Кроме учебно-педагогической Кировская ГМА занимается научно-исследовательской деятельностью по актуальным вопросам хирургии и внутренних болезней, неврологии и психиатрии, охране материнства и детства, микробиологии, иммунологии и инфекционной патологии, судебной медицины, морфологии и морфогенеза. Научно-исследовательские работы проводятся по приоритетным направлениям в области медико-биологических наук как в рамках программ международного, федерального и регионального уровней, так и по инициативным планам академии. Это: 7 программ, 16 отраслевых (Министерство здравоохранения и социального развития) тем, 2 темы программы Российской академии наук, 1 тема в аспекте международных (Международный научнотехнический центр) программ. Сумма хоздоговорных работ за прошлый год составила 1 млн. 750 тыс. рублей.
Сотрудниками академии за последние пять лет защищены более 120 диссертаций, в том числе 20 -докторских, издано 48 монографий и учебников, получено 66 патентов на изобретения. Совсем недавно Международный союз изобретателей наградил академию золотой медалью за лучшую экологическую разработку «Фиксатор биологического материала».
В академии созданы научные школы профессоров В.А. Журавлева, С.А. Дворянского, В.И. Цирки-на, Б.Ф. Немцова, Е.И. Тарловской, Б.Н. Бейна, П.И.-Цапок, Б.А. Петрова, А.Е. Колосова и других талантливых ученых. Работают долговременные международные программы, включающие контакты с 18 научными, учебными и культурными организациями дальнего зарубежья:
* Г анноверская высшая медицинская школа;
* Юго-восточный медицинский центр штата Алабама;
* Резидентуры по семейной медицине штата Оклахома;
* Фраунхоферовский НИИ токсикологии и экспериментальной медицины.
С определенной периодичностью проводятся зарубежные стажировки. В Ганноверской медицинской школе прошли подготовку более 80 преподавателей и
студентов Кировской ГМА, в США 9 преподавателей и студентов, в Италии 4 преподавателя, в том числе и длительные стажировки от 6 месяцев до 3 лет. Так же на базах Кировской ГМА прошли месячные стажировки более 60 немецких студентов и ординаторов Ганноверской медицинской школы.
За последнее пятилетие проведены следующие Международные конференции и семинары:
- 47 международных конференций;
- Более 30 научно-практических семинаров;
-Более 100 зарубежных участников из США, Великобритании, Германии, Швеции, Канады участвовали в них;
-Более 3000 участников из г. Кирова и Кировской области;
-Более 600 студентов, успешно прошедших тестирование по международным программам.
Сотрудниками Кировской ГМА опубликовано более 100 работ в материалах всемирных, европейских и международных конгрессов, выиграны гранты и премии. Проведены совместные операции: урологические, андронологические, офталь-мологические, эндохирургические, гинекологические с использованием малоинвазивных технологий и хирургии печени и желчных путей.
На 32 клинических кафедрах ведется лечебная работа. Ежегодно почти 15 тысяч пациентов получают от сотрудников академии высококвалифицированную медицинскую помощь, выполняется около 5 тысяч операций, включая сложнейшие - на печени и открытом сердце.
Академия - активный участник реализации национального проекта «Здоровье», основной точкой приложения финансовых и организационных усилий стала подготовка врачей первичного звена. Все это позволило достаточно оперативно адаптировать целевые установки в тематике циклов кафедр при обучении врачей в соответствии с задачами по совершенствованию работы участковой службы, развитию общеврачебных практик. Уже прошли подготовку более 500 врачей первичного звена. В рамках программы «Здоровье» для выстраивания новой идеологии обучения семейных врачей в клинико-диагностическом отделении создан учебно-методический центр по подготовке врачей общей практики. В настоящее время оборудованы уникальным оборудованием кабинеты врача-отоларинголога, врача-офтальмолога, гинеколога и уролога, где будут консультировать ведущие специалисты нашей академии, профессора.
ВУЗ активно развивается, появляются новые специальности и направления. Совсем недавно открыли специальность «Государственное и муниципальное управление» и уже сделали несколько наборов для переподготовки руководящего звена системы здравоохранения. Теперь в медицинской академии учатся и главные врачи лечебно-профилактических учреждений.
Нашей области не хватает собственных фармацевтов и стоматологов. Можно было бы начать их подготовку, но пока все упирается в недостаток учебных
площадей. Тем не менее уже достраивается здание рядом с основным корпусом академии. Здесь будут прекрасные лекционные аудитории и спортивный зал.
В планах руководства вуза строительство научно-медицинской библиотеки на триста тысяч томов хранения. Проектно-изыскательная документация на здание прошла уже все экспертизы, а в будущем году должно открыться финансирование строительства объекта. Лишь тогда можно будет заявлять и об открытии в медакадемии новых специальностей.
В контексте проводимой Всероссийской конференции «Актуальные проблемы биохимии» необходимо подчеркнуть основополагающую роль естественно-биологических дисциплин в развитии современной медицинской науки, практики здравоохранения и отметить высокую продуктивность междисциплинарного сотрудничества. Обсуждение актуальных проблем теоретической медицины в рамках проводимой конференции является стимулом для дальнейшей реализации творческого, научного и педагогического потенциала каждого участника конференции, кафедр, научных лабораторий, вузов и всех биохимиков Урала, Западной Сибири и Поволжья, уникальная возможность для неформального общения, полемики, дискуссий и личных контактов, в которых рождается убежденность в правильности намеченных целей и выбранного пути.
Литература
1.Шешунов И.В., Цапок П.И. Внутривузовская система контроля знаний студентов и управления качеством учебного процесса в медицинском вузе // Учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей медицинского вуза. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. - Киров-Москва, 2004.
- 44 с.
2.Шешунов И.В., Цапок П.И., Лавров О.В. 10 лет академического роста //Вятский медицинский вестник. - 2004.- №№2-4. - с. 3-4.
3.Шешунов И.В., Цапок П.И., Лавров О.В., Одинцов Н.И. Пути совершенствования подготовки това-роведов-экспертов в высшей медицинской школе // Сборник материалов первой региональной научнопрактической конференции «Проблемы питания: гигиена, безопасность, регионально-ориентированный подход». - Киров: Кировская ГМА. - 2006. - с. 114116.
4.Шешунов И.В., Цапок П.И., Лавров О.В., Алексеев А.Ю. Проблемы модернизации современной высшей медицинской школы //Материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения». - Киров: ООО «Лобань». - 2006. - с. 6-10.
5.Шешунов И.В., Лавров О.В., Цапок П.И., Алексеев А.Ю. Мониторинг управления качеством образования в высшей медицинской школе //Сборник тезисов и материалов X1 региональной учебно-методической конференции «Образовательная деятельность