Научная статья на тему 'Роль интеграции науки и образования при формировании у студентов на кафедре биологической химии естественно-научного мировоззрения'

Роль интеграции науки и образования при формировании у студентов на кафедре биологической химии естественно-научного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цапок П. И.

Показана роль интеграции науки и образования, а также внедрения инновационных методов обучения на кафедре биологической химии для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них естественно-научного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интеграции науки и образования при формировании у студентов на кафедре биологической химии естественно-научного мировоззрения»

П.И. Цапок

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

P.I. Tsapok

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ NATURAL SCIENTIFIC WORLD VIEW AT THE EDUCATIONAL DEPARTMENT OF BIOLOGICAL CHEMISTRY

Кировская государственная медицинская академия

Показана роль интеграции науки и образования, а также внедрения инновационных методов обучения на кафедре биологической химии для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них естественно-научного мировоззрения.

The current article shows the role of integration of science and education as well as introduction of innovation methods of teaching students at the educational department of biological chemistry in order to improve cognitive activities of students and to develop their natural scientific world view.

В подготовке врача-клинициста большое значение имеет приобретение базовых теоретических знаний по основным дисциплинам, преподаваемым на 1-2 курсах медицинского ВУЗа [28]. Среди них по объему и значимости выделяется комплекс химических предметов учебного плана, особенностью преподавания которых является их преемственность, начиная со средней школы и заканчивая изучением биологической химии на втором и клинической биохимии на шестом курсах. Вместе с тем, эффективное изучение каждой последующей химической дисциплины строится на полном усвоении учебной программы предыдущей, что нельзя не учитывать при разработке учебно-методических комплексов [22].

Целью настоящей работы было провести анализ педагогической и научной деятельности кафедры биологической химии за прошедшие пять лет (2005-2009 гг.). Очередное пятилетие для любой кафедры - это дата, которая настраивает на осмысление результатов сделанного и позволяет перепроверить перспективность намеченного.

Опыт работы кафедры биологической химии свидетельствует о том, что основным стимулом в изучении дисциплины является формирование интереса к предметам химического профиля, основанного на конкретных примерах использования знаний и методов в клинической практике. Огромную роль при этом играет интеграция науки и учебного процесса.

В своей совместной работе коллектив кафедры использует следующие основные дидактические принципы:

1. Наличие признанных научных школ, участие преподавателей и студентов в работе этих школ, что вносит существенный вклад в формирование высококвалифицированного врача.

2. Оценка мотивации студентов к обучению.

3. Наличие научного подхода к разработке рабочих учебных планов и

программ дисциплин.

4. Современный уровень обеспеченности студентов всеми необходимыми ресурсами для самостоятельной работы.

5. Достаточная обеспеченность информационными ресурсами.

6. Преемственность и взаимосвязь между химическими и клиническими дисциплинами и представление о том, что биохимические процессы в живом организме являются единым целым с внешними проявлениями жизнедеятельности, а их нарушения лежат в основе патогенеза любого заболевания.

Анализ успеваемости студентов при использовании инновационных подходов показал, что интеграция науки и учебного процесса, внедрение новых методов обучения позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, их самостоятельную работу и формирует у них профессиональную позицию [29].

Научные исследования сотрудники кафедры биологической химии строят в тесном взаимодействии с кафедрами общественного здоровья и здравоохранения (проф. Б.А. Петров, к.м.н. С.В. Селюнина, к.м.н. С.Б. Петров, к.м.н. О.Ю. Мошанова) [16,18,19], физики и информатики (доц. В.А. Кудрявцев, доц. П.Г.Чупраков, к.б.н. Е.В. Луценко) [7-9,24], медицинской биологии и генетики (проф. A.A. Косых) [7,9], микробиологии с вирусологией и иммунологией (доц. Е.П. Колеватых, Ю.В. Перевалова) [13-15], фармакологии (проф. Н.К.Мазина, Е.М.Карпова) [4,10,11], общей гигиены с экологией (доц. А.А.Галкин) [8], офтальмологии (д.м.н. А.Д. Чупров, доц. Ю.В .Кудрявцева) [26], инфекционных болезней (проф. А.Л.Бондаренко, к.м.н.

О.Н.Любезнова) [1,23], физической культуры (М.И.Кокушева) [3], травматологии, ортопедии и ВПХ (доц. А.Г. Тукмачев, С.А. Караваев) [2,21,25]. психологии, медицинской психологии и педагогики (доц. Е.П. Еликова) [24,27].

За пятилетие на кафедре биологической химии опубликовано около 140 научных работ, в том числе: 3 монографии [5,6,20], получены 2 патента на изобретения [8,24], 28 статей в реферируемых журналах ВАК РФ, 32 статьи в журнале «Вятский медицинский вестник», 4 информационных листка ЦНТИ, 26 работ в материалах международных конгрессов, 7 работ на английском языке, 42 работы в материалах Всероссийских симпозиумов и съездов, 3 учебных пособия с грифом «УМО медвузов России», 8 учебно-методических пособий. Выполнен раздел докторской диссертации (проф. Н.К.Мазина) [10], завершены 6 кандидатских диссертаций, четыре из них успешно защищены и утверждены ВАК РФ (О.Ю. Мошанова [12], С.Б. Петров [16], В.В. Радаева [17], С.В. Селюнина [18]). Кандидатская диссертация Ю.В.Переваловой апробирована и представлена в диссертационный совет для публичной защиты. Все научно-исследовательские работы посвящены актуальным проблемам современной медицины и направлены на снижение показателей смертности, инвалидности и заболеваемости населения. В настоящее время на кафедре биологической химии успешно выполняются запланированные 4 докторские диссертации (доценты: А.В.Еликов, В.А.Кудрявцев, С.Б.Петров,

А.Г.Тукмачев) и 3 кандидатские диссертации (С.А.Караваев, М.И.Кокушева и С.Н.Пономарева). В 2008 году кафедра награждена Дипломом и ценным подарком в номинации академии «Лучшая кафедра по научно-исследовательской работе».

В течение многих лет активно и плодотворно работают на кафедре студенты-кружковцы и старшеклассники Вятского НОУ «Вектор» Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (директор ЦДЮТ г. Кирова, Почетный работник школы России Е.В. Белугина). Ежегодно свои лучшие научные работы авторы докладывают на итоговых научно-практических конференциях Кировской ГМА «Молодежь и медицинская наука в XXI веке», межрегиональных межвузовских студенческих научно-практических конференциях других городов. Традиционно оргкомитеты отмечают высокий уровень исследований и награждают их авторов. Так, представленные работы Авдеевой Т., Моковой Д., Котряховой Е. и Пушкаревой Л. отмечены Дипломами второй степени на соревновании молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Приволжском федеральном округе Российской Федерации (Киров, ноябрь 2008 г.). Авдеева Т. получила Диплом второй степени за лучшую презентацию научной работы на английском языке на Российской молодежной и инженерной выставке «Шаг в будущее» (Москва, МГТУ им. Н.Э.Баумана, февраль 2009 г.) и награждена Почетной грамотой за научные достижения, продемонстрированные на Национальном форуме творческих проектов «Шаг в будущее» (Москва, МГТУ им. Н.Э.Баумана, февраль 2009 г.). Лучшие работы опубликованы в материалах международных конгрессов, проведенных в городах Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Кирове, Перми и Ульяновске.

Исследовательская деятельность молодежи в современных условиях выступает средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества [27,29]. Особо следует подчеркнуть тот факт, что приобретенный школьниками опыт научной работы полезен в будущем для их профессионального становления по любой специальности, что подтверждает их участие уже в качестве студентов в выполнении научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Многие из воспитанников биохимического кружка стали призерами и победителями региональных конкурсов в г. Кирове, лауреатами Всероссийских конкурсов в Москве. Ситников А. и Еликова О. награждены большой научной медалью за абсолютное первенство в области биологических наук на соревновании молодых исследователей по программе «Шаг в будущее» в Приволжском федеральном округе РФ (ноябрь 2007 г.). Дипломами первой степени XII регионального конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее» (апрель 2009 г.) награждены работы Земцовой И. и Ситниковв А.; Дипломами второй степени отмечены работы Авдеевой Т. и Пушкаревой Л. Программа «Шаг в будущее» сумела проложить тропинку в науку, творчество,

образование для молодых людей из самых отдаленных регионов, дала им возможность прочувствовать национальную гордость россиянина, благодаря победам в самих престижных национальных и международных соревнованиях, и неоднократно демонстрировала, что вятская земля богата молодыми талантами - людьми, обладающими большим творческим потенциалом.

В рамках Года молодежи и национального проекта «Образование» в июне 2009 г. в г. Москве состоялась IX Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2009», целью которой стало выявление и поддержка талантливой молодежи, интеграция науки, образования и производства. Работа Еликовой О. - студентки 3 курса лечебного факультета - отмечена Дипломом второй степени.

Безусловно, научно-исследовательскую работу молодежи нельзя рассматривать в отрыве от проблем, стоящих перед высшим образованием страны. Поэтому сегодня старшекурсники (Кудряшова А., Похилюк О.- 6 курс; Бурова Д., Егорова А. - 5 курс, Гаджиев Р., Еликова О.- 4 курс) передают свой опыт студентам младших курсов (Захур А., Кравчук 0.-2 курс, Бревнова Ю., Огородникова В., Парадова К., Ситников А. - 1 курс), совместно участвуют в выполнении исследовательских работ, не только готовят себя к будущей профессии, но и вносят существенный вклад в пополнение научных знаний, которые находят применение в практической медицине. Из числа воспитанников кружка защитили диссертации: Коротких И.С., Мошанова

0.Ю., Рясик И.О., поступили в аспирантуру: Караваев С.А. и Сабирова Э.Ю. Биохимический кружок в 2010 году награжден Дипломом и ценным подарком победителя в номинации академии «Лучший студенческий научный кружок».

В заключение следует подчеркнуть, что интеграция научной и образовательной деятельности на кафедре биологической химии является взаимопроникающим процессом, нацеленным на формирование у студентов академии естественно-научного мировоззрения, что в конечном итоге способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.

Список литературы

1. Бондаренко А.Л., Цапок П.И., Любезнова О.Н. Состояние процессов перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы при остром Лайм-боррелиозе // Инфекционные болезни. 2006. т.4. №4. С. 8-11.

2. Еликов A.B., Караваев С.А., Цапок П.И. Состояние метаболизма у больных с переломами голени и бедра в зависимости от срока иммобилизации //Актуальные проблемы теоретической и прикладной биохимии. Всероссийская конференция, посвященная 80-летию со дня рождения проф. Р.И.Лифшица. Челябинск, 2009. С. 115-117.

3. Еликов A.B., Кокушева М.И., Цапок П.И. Комплексная биохимическая оценка метаболизма у спортсменов в процессе выполнения дозированной физической нагрузки // Теория и практика физической культуры. 2008. №1. С.32-37.

4. Карпова Е.М., Мазина Н.К., Цапок П.И. и др. Антиоксидантные и энергопротекторные свойства полипренолов из хвои пихты при

моделировании факторов экологического неблагополучия // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. т.11. №1. С.1282-1286.

5. Клинико-биохимические исследования клеточного метаболизма у

больных с посттравматической нестабильностью коленного сустава / И.В.Шешунов [и др.]. - Киров,2006. 148 с.

6. Клинико-биохимические исследования клеточного метаболизма у

больных с диафизарными переломами костей голени / И.В.Шешунов [и др.]. - Киров,2006. 144 с.

7. Кудрявцев В.А., Болыпухин С.Ю., Косых A.A., Цапок П.И. Влияние озона на процессы липопероксидации и биополимеры печени в норме и при патологии //Казанский медицинский журнал. 2007. т.88. №4. С. 14-16.

8. Кудрявцев В.А., Галкин A.A., Шешунов И.В., Цапок П.И. Способ

исследования чистоты воды // Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU №2315298 от 20 января 2008 г.

9. Луценко Е.В., Косых A.A., Цапок П.И. Влияние различных факторов на

перекисное окисление липидов в ходе регенерации печени с хроническим гепатитом // Вятский медицинский вестник. 2009. №№ 2-4. С.61-64.

10. Мазина Н.К. Системный подход к обоснованию применения регуляторов энергетического обмена в схемах фармакотерапии и оздоровления: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 2007. 46 с.

11. Мазина Н.К., Зайцев В.Б., Цапок П.И. и др. Протективный эффект регуляторов энергетического обмена при наземном моделировании микрогравитации // Регуляторы энергетического обмена. Клинико-фармакологические аспекты / Под ред. В.А.Хазанова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 122-128.

12. Мошанова О.Ю. Влияние вида вскармливания на показатели здоровья детей раннего возраста: автореф. дис... канд. мед. наук. Архангельск,2006. 21 с.

13. Перевалова Ю.В., Цапок П.И. Воздействие продуктов, содержащих бифидобактерии и лактит, на процессы липопероксидации и состояние кишечной микрофлоры у крыс // Вопросы питания. 2008. т.77. №2. С. 36-39.

14. Перевалова Ю.В., Цапок П.И., Колеватых Е.П. Влияние бифидобактерий на процессы перекисного окисления липидов in vivo // Оптимальное питание - здоровье нации. Мат. УШ Всероссийского конгресса. М.: ГУНИИ Питания РАМН, 2005. С. 201.

15. Перевалова Ю.В., Цапок П.И., Колеватых Е.П. Оценка состояния антиоксидантной и микроэкологической систем при потреблении биотических продуктов, содержащих бифидобактерии и лактит //Вятский медицинский вестник. 2007. №4. С. 195-196.

16. Петров С.Б. Эколого-гигиеническая оценка атмосферных выбросов медеплавильного производства: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Архангельск. 2006. 17 с.

17. Радаева В.В. Протекторная роль регуляторов энергетического обмена в нормализации оксидантного стресса у больных ишемической болезнью

сердца: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Уфа. 2006. 23 с.

18. Селюнина С.В. Эколого-гигиеническая оценка атмосферных выбросов городских предприятий теплоэнергетики: автореф. дис.: канд. мед. наук. Архангельск. 2005. 17 с.

19. Селюнина С.В., Петров Б.А., Цапок П.И. Заболеваемость населения, проживающего в зонах влияния атмосферных выбросов городских предприятий теплоэнергетики // Вятский медицинский вестник. 2005. №2. С. 64-67.

20. Тукмачев А.Г., Цапок П.И., Шешунов И.В. Биохимические технологии в

повышении эффективности лечения пострадавших с повреждением связок коленного сустава и переломами костей голени, Киров: КОГУЗ

Медицинский информационно-аналитический центр, 2007. 168 с.

21. Тукмачев А.Г., Цапок П.И., Манжаров Н.В. Пластика передней крестообразной связки коленного сустава с оценкой показателей клеточного метаболизма // Анналы пластической реконструктивной и эстетической хирургии. 2007. №3. С.66-69.

22. Цапок П.И. Роль кафедры биохимии в современной идеологии единства фундаментальной и клинической медицины // Вятский медицинский вестник. 2005. №2. С. 82-86.

23. Цапок П.И., Бондаренко A.JL, Любезнова О.Н. Состояние процессов перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы при хроническом Лайм-боррелиозе // Клин, лабораторная диагностика. 2007. №2. С. 42-45.

24. Цапок П.И., Кудрявцев В.А., Еликова Е.П., Чупраков П.Г. Способ лечения сезонных аффективных расстройств // Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU №2289453 от 20 декабря 2006 г.

25. Цапок П.И., Тукмачев А.Г., Кодочигов А.И. Изменение показателей клеточного метаболизма в сыворотке крови у лиц призывного возраста с повреждением связок коленного сустава и диафизарными переломами костей голени // Военно-медицинский журнал. 2007. №6. С. 72.

26. Чупров А.Д., Цапок П.И., Кудрявцева Ю.В. Анализ некоторых биохимических факторов, влияющих на оптические свойства хрусталика // Брошевские чтения. Труды Всероссийской конф. Самара: Офорт, 2007. С.257-259.

27. Шешунов И.В., Еликова Е.П., Цапок П.И. Роль инновационных

клинико-психологических технологий оценки эмоционального статуса подростков в предупреждении асоциальных явлений среди молодежи // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы

социально-психологического здоровья. Материалы 1У международного конгресса. М.: ООО «Зет-стил», 2009. С. 240-241.

28. Шешунов И.В., Цапок П.И., Лавров О.В. Пути совершенствования управления качеством образования в медицинском вузе // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Материалы Приволжской региональной конф. Набережные Челны, 2005. С. 80-81.

Шешунов И.В., Цапок П.И., Лавров О.В. Обеспечение и управление качеством образования в высшей медицинской школе // Современные наукоемкие технологии. 2006. №3. С.82-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.