Цапок П.И., Шешунов И.В., Кудрявцев В.А., Белугина Е.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава», г. Киров Вятское НОУ «Вектор»,
Центр детского юношеского творчества, г. Киров
В условиях нарастания конкуренции в сфере предоставления образовательных услуг вузы обязаны постоянно совершенствовать учебный процесс с учетом все более высоких требований потребителей [1,2].
В соответствии с концепцией модернизации российского образования особого внимания сегодня заслуживает проблема обеспечения качества подготовки специалистов в высших образовательных учреждениях. На это помимо экономических факторов значительное влияние оказывает уровень базовой подготовки абитуриентов и правильность выбора ими своей будущей профессии. Следовательно, решение проблемы повышения качества образования во многом зависит от состояния вертикали: средняя общеобразовательная школа - вуз, построение которой невозможно без взаимодействия и взаимопонимания между ними [3-5].
Необходимо вспомнить, что реформы 90-х годов прямо или косвенно затронули и область образования. Сложившаяся в бывшем Советском Союзе взаимосвязь школы и вуза была разрушена. Сильнее всего эти реформы отразились на общем среднем образовании. Для сельской школы и школ, удаленных от центров, последствия зачастую были катастрофическими. В условиях либерализации учебного процесса отдельные школы, самостоятельно выбирая ту или иную модель организации образовательного процесса, зачастую даже не ставили учащихся в известность о конечном результате такого обучения. Нередко, получив аттестат, выпускник узнавал, что он не может поступать в выбранный вуз, так как часть предметов, необходимых для этого, в школе или не изучалась, или их программы были значительно сокращены (особенно предметы естественно-научного блока). Во многом эти действия породили такую негативную тенденцию, как падение мотивации к обучению у учащихся средних школ, что в значительной степени явилось прямым следствием отсутствия тесного сотрудничества с учреждениями профессионального образования [4].
Введение ЕГЭ (единого государственного
экзамена) еще более усугубляет положение, так как школы теряют при этом всякую потребность сотрудничать с высшими учебными заведениями. В действительности же использование результатов тестового экзамена (ЕГЭ) в качестве критерия при зачислении абитуриента на первый курс не позволяет решить ни одну из возникших проблем, а полученный высокий балл часто не совпадает с соответствующим уровнем подготовки абитуриента.
Кроме того, следует отметить, что в силу объективных причин у общеобразовательной средней школы нет возможности самостоятельно организовать углубленную профориентационную работу', так как это потребовало бы от нее привлечения множества специалистов различных профилей. В таких условиях готовить специалистов высокого уровня становится задачей все более сложной и трудно выполнимой. Разрыв между уровнем подготовки абитуриента и требованиями вуза стал проблемой высшего образования страны.
С другой стороны, вузу необходимо сегодня формировать специалистов, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. При возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг особое внимание необходимо уделять вопросу развития взаимоотношений с образовательными учреждениями, выпускники которых готовятся стать студентами соответствующих вузов. Для построения и введения в действие системы профориентационной работы во многих вузах функционируют советы по профориентации как главный орган управления этой важной работой высшего учебного заведения. Эти советы определяют следующие основные направления работы:
- информационное обеспечение потребителей образовательных услуг вуза через специализированные справочники для абитуриентов, непосредственное консультирование, распространение информационных материалов в образовательных учреждениях;
- организация и координация работы студенческой профориентационной бригады;
- проведение профориентационных занятий и экскурсий для учащихся в вузах;
- организация участия вуза в выставках и ярмарках учебных заведений;
- организация и проведение дней открытых дверей университетов, академий и институтов.
Однако происходящие перемены в жизни общества, присоединение России к Болонскому процессу и наблюдаемый демографический спад в стране указывают на необходимость су-
щественных изменений во взаимодействии с образовательными учреждениями и требуют поиска новых инновационных технологий. Этому способствует реформа национальной образовательной системы страны, внедряется новая система непрерывного образования, которая затрагивает все основные звенья: дошкольные и внешкольные воспитательные и образовательные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, факультеты и институты последипломного обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров, В этой системе важное место занимает поисковая работа дошкольников и научно-исследовательская деятельность учащихся, которая во многом определяет основную цель современного образования - подготовить специалиста как самостоятельную, творчески развитую личность, способную разрабатывать и использовать методы и средства груда в определенных областях деятельности.
Следовательно, появление системы довузовского образования вызвано отсутствием механизма, обеспечивающего адаптивность образовательной системы к условиям изменяющейся социально-экономической среды знаний и нарушением единого образовательного пространства. Задача довузовского образования не может быть сведена только к решению проблемы набора в вуз. В качестве соединительного звена довузовская подготовка призвана оказать соответствующее влияние на организацию научно-методической работы с образовательными учреждениями, начиная уже с дошкольного этапа. В общении с детьми должны широко применяться такие формы, которые развивают навыки исследовательской работы, умение работать в команде и нести ответственность, готовность быть лидером и подчиненным.
Среди многочисленных форм поисковой работы в общеобразовательной школе важная роль принадлежит внедрению таких технологий, которые бы обеспечили в последующем качественное профессиональное образование. Так, в реализации преемственности довузовского образования в системе школа-вуз определенную роль играют лицейские классы. В них обучаются старшеклассники, способные освоить более сложную программу, чем программа общеобразовательной школы. Поэтому главным для таких классов является преемственность лицейских и вузовских программ. Они взаимосвязаны, ориентированы на соединение теории и практики в обучении. Лицейские классы Кировской государственной медицинской академии формируются на конкурсной основе. Выдержавшие конкурс
обучаются по интегрированным планам, в которых заложены элементы программ 1-го курса вуза. Большое внимание в преподавании уделяется лекционным и семинарским формам обучения с обязательной промежуточной аттестацией. Однако все же основная форма обучения - эго практические занятия, на которых педагог имеет возможность вести индивидуальную работу с учащимися. При проектировании технологии обучения отбор содержания учебной информации проводится с учетом теоретических обобщений, систематизации межпредметных связей. В качестве основных используется проблемный и модульный методы обучения. Наряду с этим при Центре довузовской подготовки создаются подготовительные курсы. Значительный объем рынка дополнительных образовательных услуг обеспечивают также заочные и летние подготовительные курсы.
В средних общеобразовательных школах важное место занимает выполнение исследовательских работ в научном обществе учащихся (НОУ). Впервые в 1991 году Московский государственный технический университет им.
Н.Э.Баумана дал старт первой в России науч-но-социальной программе для будущих ученых, инженеров и специалистов - программе «Шаг в будущее». В труднейшее для страны время ученые и преподаватели протянули руку помощи своим молодым коллегам, которые получили возможность заниматься наукой в лучших исследовательских лабораториях. В г. Кирове с 1996 года действует Региональный координационный центр (РКЦ) Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». РКЦ был открыт па базе городского центра детского и юношеского творчества, где в 1992 году создано Вятское НОУ «Вектор» в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей школьников города и дальнейшего развития их интеллектуальных возможностей. Именно здесь все эти годы бьется сердце нашей молодежной науки [5,6].
Выполнение программы «Шаг в будущее»
- это самоотверженный труд ученых, специалистов, учителей на благо отечественного образования и науки, заботы о будущем нашей молодежи, поддержки ее профессионального становления.
Безусловно, программа претерпела серьезные изменения. Совершен переход от простейших организационных форм научной и педагогической деятельности к решению глубоких методических проблем, разработке и реализации новейших образовательных и творческих технологий. Суть этого перехода в необходимо-
сти решать задачи не только сегодняшнего дня, но и те, которые жизнь поставит перед нашим обществом в ближайшее время.
В наш век бурного научно-технического прогресса недостаточно знать только биологию, химию, физику, математику. Основные открытия сейчас делаются на стыке ес тественных наук
- физики, химии и биологии. Поэтому львиная доля финансирования науки в развитых странах выделяется в настоящее время на области естествознания, связанные с человеком - медицину, молекулярную химию и биологию, биохимию, биофизику, экологию. Именно математическое моделирование химических, биологических и социальныхсистем с применением современных суперкомпьютеров, разработка методов определения нуклеотидных последовательностей ДНК и РНК, создание биологических микрочипов, поиск лекарств против рака и СПИДа, изучение физико-химических основ развития социально значимых болезней человека, разработка, создание и внедрение в клиническую практику оригинальных методов диагностики, изучение кинетики и механизмов реакций в биологических и химических системах, разработка ресурсо- и энергосберегающих безотходных технологий являются приоритетными и волнуют молодых исследователей. Именно для решения подобных проблем в сферу деятельности РКЦ сегодня вовлечены и члены НОУ «Вектор» и их педагоги, ведущие преподаватели вузов города и сотрудники НИИ, предприниматели и специалисты в области организации работы с подростками и молодежью. Программа «Шаг в будущее» объединила учителей, ученых, специалистов на решение задачи огромной важности - в наше трудное время поддерживать и воспитывать молодых людей, которые в недалеком будущем предстоит сделать Вятский край процветающим.
На основе Вятского НОУ «Вектор» происходит активное приобщение учащихся к занятиям в научных секциях кировских вузов. В ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава» количество этих секций выросло за последние годы до 16. Экспериментальная часть исследований выполняется на базе научных лабораторий кафедр биохимии, нормальной физиологии, микробиологии, патологической физиологии, анатомии человека и клинической анатомии, медицинской биотехнологии, медицинской биофизики, патологической анатомии и ряда других. Лаборатории оснащены современным учебно-ком-пьютерным оборудованием. Планирование и выполнение научно-исследовательских работ включает все необходимые методологические компоненты, характеристику уровня исходных
знаний и умений, промежуточных этапов тестирования и завершается, как правило, написанием научных работ, докладов на научных конгрессах и конкурсах, оформлением заявок на патенты. Работу секций характеризуют достигнутые школьниками результаты. Многие из них стали призерами и победителями региональных конкурсов в г.Кирове, Лауреатами Всероссийских конкурсов в Москве.
Программа «Шаг в будущее» сумела проложить тропинку для молодых людей из самых отдаленных мест и регионов в науку, творчество, образование, дала им возможность прочувствовать национальную гордость россиянина, побеждая в самых престижных национальных и международных соревнованиях, и неоднократно демонстрировала, что вятская земля богата молодыми талантами - людьми, обладающими большим творческим потенциалом.
Необходимо подчеркнуть еще одну важную и актуальную проблему - это увеличение в стране числа детей из социально неблагополучных семей, которые нередко являются правонарушителями в подростковом возрасте. Наши исследования показали, что приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности помогает подросткам определить и осознать собственные качества, обеспечивает их адаптацию в коллективе, позволяет определить свою жизненную позицию, которая не согласуется с девиантным поведением [6-10].
Мы глубоко убеждены в том, что система непрерывного образования должна начинаться с дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, пройдя последовательно формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся на этапе выбора будущей профессии и может быть представлена как сумма грех составляющих, которые реализуются в работе по данному направлению:
- обучающиеся - старшеклассники гимназий, колледжей, лицеев, школ с углубленным изучением предметов;
- обучающие - доктора наук, кандидаты наук, аспиранты, магистранты, руководители студенческих научных обществ;
- формы обучения - научные общества учащихся, специализированные классы - лицейские, конкурсы юных химиков, биологов, физиков, математиков, лектории, олимпиады, индивидуальные занятия и собеседования.
Тесное взаимодействие вузов с образовательными учреждениями по совершенствованию научно-исследовательской деятельности обучающихся должно быть направлено на обеспечение:
- качества образования в вузе;
- оздоровление микросреды подростка, так как обеспечивает изоляцию от асоциальной компании и формирует профессионально ориентированного человека.
В заключение следует подчеркнуть, что приобретенный учащимися опыт исследовательской работы полезен в будущем для их профессионального становления по любым специальностям, особенно медицинским. Это подтверждает участие их в научно-исследовательской работе студентов (НИРС), учебно-исследовательской работе студентов (УИРС), публикации выполненных работ в научных трудах молодых исследователей, студенческих конференций и в материалах международных симпозиумов, а в завершение - защита кандидатских диссертаций. Такое поэтапное приобщение обучающихся к научно-исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в различных областях науки, выявлению и поддержке талантливых и одаренных школьников и студентов.
В этой связи следует подчеркнуть, что согласно Федеральному закону, победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются без вступительных испытаний в государственные федеральные и муниципальные учреждения высшего образования на специальности, соответствующие профилю олимпиады. Необходимо также узаконить статус победителей региональных конгрессов «Шаг в будущее».
Литература
1. Шешунов И.В., Цапок П.И. Внутриву-зовская система контроля знаний студентов и управления качеством учебного процесса в медицинском вузе //Учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей медицинского вуза. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. - Киров-Москва, 2004. - 44 с.
2. Шешунов И.В., Цапок П.И., Лавров О.В. Система содействия трудоустройству выпускников и рынок труда // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 9. - с. 42 - 44.
3. Шешунов И.В., ЦапокП.И. Инновационные пути оптимизации качественного образования в высшей медицинской школе// Материалы межвузовской научно-методической конференции «Современные проблемы качественного образования в высшей школе» (Киров, 1 февраля 2007 г.).-Киров.-2007.-с. 12- 13.
4. Кудрявцев В.А., Шешунов И.В., Цапок ПИ. Роль и место довузовской подготовки при обеспечении качества образования в вузе //Материалы межвузовской научно-методической конференции «Современные проблемы качественного образования в высшей школе» (Киров, 1 февраля 2007 г.). - Киров. - 2007. - с. 150 -152.
5. Цапок П.И., Белугина Е.В. Дидактические принципы организации дополнительного довузовского образования //Сборник материалов юбилейной учебно-методической конференции, посвященной 70-летию КГМУ «Проблемное обучение в условиях современных образовательных и информационных технологий» (Курск, 1-2 февраля 2005 г.) - Курск: Изд-во КГМУ. - 2005.
- с.240-242.
6. Цапок П.И., Белугина Е.В., Шешунов И.В. Приобщение школьников к научным исследованиям как компонент социализации и адаптации подростков //Организационно-методические материалы конференции «Проблемы молодежного научного творчества» (Киров, 26 апреля 2007 г.). - Киров. - 2007. - с 4-5.
7. Шешунов И.В., Цапок П.И., ЕликоваЕ.П. Новые клинико-психологические технологии для оценки эмоционального статуса подростков и предупреждения асоциальных явлений //Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ресоциализации подростков и молодежи групп риска».
- Киров. - 2005. - с. 100-102.
8. Шешунов И.В., Еликова Е.П., Цапок П.И., Лавров О.В., Елсукова Е.П. Клинико-психологическое сопровождение программы по предупреждению асоциальных явлений среди молодежи //Тезисы докладов научно-практической конференции «Дети улиц» (Москва, 15-16 марта 200.5 г.). - М. - 2005. - с. 86.
9. Шешунов И.В., Цапок II.И., Еликова Е.П., Лавров О.В. Новые технологии оценки психо-эмоционального статуса подростков // Успехи современного естествознания. - 2006. -№ 3. - с. 89-90.
10. Sheshunov I., Yelikova Ye., Tsapok P. Complex evaluation of psychic and emotional status of teen-agers //I ACAPAP 2006 - 17th International Association for Child and Allied Professions Congress (14 September 2006, Melbourne, Australia)
- Session Details: World-Wide diversity in Child and Adolescent mental Health service research and policy, www. iacapap 2006. com./abstract/174.htm. -Ip.