ных образовательных программ по направлению или специальности высшего профессионального образования необходимо представить следующие сведения о выпускающих кафедрах: качественный состав ППС (соответствие базового образования); наличие у штатных преподавателей опыта работы на производстве (образовании); доля академиков, членов-корреспондентов, лауреатов государственных премий; доля профессоров, докторов наук; доля доцентов, кандидатов наук; возрастной состав ППС; доля преподавателей, защитивших докторские диссертации (по годам за последние пять лет); доля преподавателей, защитивших кандидатские диссертации (по годам за последние пять лет); доля преподавателей — авторов вузовских или школьных учебников; качественный состав ППС работающих совместителей; качественный состав ППС почасовиков; доля преподавателей, прошедших ФПК (по годам за последние пять лет); качество форм повышения квалификации.
Дополнительно представляются следующие сведения, включающие такие показатели,
как периодичность и полнота рассмотрения вопросов совершенствования качества подготовки выпускников данного направления или специальности; вопросы обновления содержания подготовки выпускников по данному направлению (специальности); вопросы совершенствования методического обеспечения основных образовательных программ по направлениям (специальностям); обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям программ дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программ практик, введению новых тем курсовых и дипломных проектов (работ); конструктивность обсуждений, реальность и конкретность принимаемых решений, их реализация.
В настоящее время в РГПУ им. А. И. Герцена осуществляется подготовка к аттестации и аккредитации основных образовательных программ, по которым завершается полный цикл обучения. Создана рабочая группа по разработке проекта обновленного положения о выпускающих кафедрах с учетом рейтинговых и аккредитационных требований.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 26 апреля 2007 г.
«Университетские рейтинги и обеспечение качества деятельности профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений»
Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе С. А. Гончарова, Ученый совет отмечает, что одной из ведущих тенденций современного образования становится повышение его открытости, информированности широкой общественности о результатах деятельности университетов, создания систем оценки качества образования. Интеграция Герценовского университета в мировую систему открытого образования, изучение, обобщение, адаптация и внедрение передового опыта в области разработки сопоставимых критериев оценки качества образования являются одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности университета и повышения его международного статуса.
Ученый совет констатирует, что в мировой и отечественной практике управления образовательными системами все более распространенными становятся процедуры рейтинговой оценки деятельности вузов, их структурных подразделений, преподавательского состава. Сегодня высшие учебные заведения стали субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются образовательные технологии, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Герценовский университет решает задачи исключительной важности и ответственности как победитель конкурса инновационных образовательных программ в рамках приоритетного нацио-
нального проекта «Образование». Все это требует серьезных изменений в управлении вузом и подходах к оценке собственной деятельности.
Ученый совет подчеркивает, что регулярный анализ деятельности вузов проводится Министерством образования и науки РФ в рамках информационноаналитической системы «Рейтинг специальностей и вузов России», начиная с 1990 г. На сегодняшний день в министерском рейтинге принимает участие более 700 вузов России. Представляя объективные и полные сведения о результатах своей деятельности, Герценовский университет в течение многих лет подтверждает свой высокий статус одного из ведущих вузов страны, занимая лидирующее положение в рейтинге педагогических и лингвистических вузов. Кроме того, позиционируя себя как уникальный научно-образовательный центр, принимающий участие в решении стратегических проблем модернизации образовательной системы страны, университет занимает передовые места в рейтинге вузов, осуществляющих подготовку и аттестацию кадров высшей квалификации.
Ученый совет обращает внимание, что в принятой Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг. определены стратегические направления, предусматривающие активное включение университета в Болонский процесс. В условиях Болонского процесса неотъемлемой частью деятельности университета становится создание соответствующей мировому уровню системы внешней и внутренней экспертизы качества образования, которая должна обеспечиваться соответствующими организационными решениями и необходимым инструментарием. Следовательно, необходимо создание системы научного-методического и организационноуправленческого обеспечения рейтинговой оценки преподавателей и структурных подразделений, обеспечивающей сопоставимость результатов их деятельности между собой и в широком международном контексте. На сегодняшний день более чем в 300 вузах страны внедрены и успешно функционируют рейтинговые системы оценки деятельности факультетов, кафедр, преподавательского состава. Ученый совет признает, что их опыт требует глубокого и всестороннего анализа, обобщения и распространения. Однако в университете пока еще недостаточно развита информационно-аналитическая деятельность, позволяющая получить реальные представления о наиболее эффективных формах обеспечения качества.
В университете ведется большая и целенаправленная работа по повышению качества деятельности по различным направлениям, вопросы качества деятельности регулярно рассматриваются на заседаниях Ученого совета университета. Результатом этой работы стало открытие нового основного научного направления «Теория и практика социального менеджмента и управления качеством»; решение Минобрнауки России об утверждении Герценовского университета головным вузом по реализации программы «Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования» в контексте Болонского процесса; присуждение ряду ученых университета премии Президента РФ в области образования за разработку проблем управления качеством образования; включение ректора университета Г. А. Бордовского в координационный совет по качеству образования при Федеральной службе в сфере образования и науки. Для решения задачи повышения качества образовательного процесса в университете создан центр аудита качества образования, который совместно с факультетами и кафедрами проводит работу по проектированию и внедрению системы управления качеством образования. Центром регулярно проводятся семинары и совещания для заместителей деканов по качеству, обучающие семинары для представителей других вузов. Проблема обеспечения качества университетского образования выделена в отдельное стратегическое направление в Программе развития университета на 2006-2010 гг.
Ученый совет подчеркивает, что в университете накоплен определенный положительный опыт рейтинговой оценки профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений. Ежегодно на Ученом совете подводятся итоги и определяются места подразделений по научной работе, стимулирующие творческую активность преподавателей, научных школ и подразделений университета в развитии приоритетных научных направлений, подготовке кадров высшей квалификации, создании условий для развития инновационной конкурентоспособной среды уни-
верситета, формирования инновационного мышления и готовности к инновационной деятельности научных коллективов.
Имеющиеся на целом ряде факультетов университета наработки по рейтинговой оценке качества деятельности как составной части комплексной системы управления качеством образования показывают, что создание системы сбора и анализа информации, характеризующей состояние дел в отдельных структурных подразделениях, позволяют повысить качество их функционирования и определить направления перспективного развития университета в целом.
Вместе с тем Ученый совет считает, что решение задач по реализации инновационной образовательной программы, Программы развития университета требуют повышения качества деятельности всех структурных подразделений и всего профессорско-преподавательского состава на основе совершенствования технологий управления процессами, применения проектного менеджмента, развития мотивации, повышения уровня исполнительской дисциплины и ответственности за результаты работы, последовательного мониторинга, создания рейтинговой системы оценки качества деятельности в масштабах всего университета.
Ученый совет полагает, что целью введения внутривузовского рейтинга в РГПУ им. А. И. Герцена является повышение результативности деятельности, имеющегося потенциала кадров, стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической и научной деятельности, развитие творческой инициативы преподавателей и сотрудников, направленной на развитие университета и повышение качества образования. Рейтинговая система должна стать важным инструментом управления и совершенствования деятельности университета.
Ученый совет убежден, что сегодня в университете имеются потребность и необходимые условия для внедрения системы рейтинговой оценки деятельности структурных подразделений, сотрудников и преподавателей. Однако существует и ряд проблем, требующих своего решения:
• отсутствует общее понимание важности и необходимости рейтинговой оценки, существует сопротивление отдельной части руководителей подразделений и профессорско-преподавательского состава ее внедрению;
• отсутствует общепринятая система показателей и методика проведения рейтинга, опыт отдельных факультетов и кафедр не сложился в единую систему;
• не создана система информационно-аналитического сопровождения рейтинговой оценки;
• существующие элементы рейтинговой оценки слабо увязаны с системой, обеспечивающей качество деятельности, с системой мер морального и материального поощрения, процедурами конкурсного отбора, управленческими решениями по укреплению кадрового потенциала, повышению квалификации и пр.;
• недостаточно эффективно используются имеющиеся в университете условия для повышения квалификации и совершенствования деятельности (библиотека, ресурсные центры, обучающие семинары, общеуниверситетские мероприятия и т. д.).
Ученый совет постановляет:
1. Считать создание и внедрение системы рейтинговой оценки структурных подразделений, сотрудников и профессорско-преподавательского состава университета одним из важнейших механизмов обеспечения качества деятельности и условий успешной реализации инновационной образовательной программы и Программы развития университета.
2. Провести заседания советов факультетов и заседания кафедр по обсуждению проекта Положения о рейтинговой оценке преподавательского состава РГПУ им. А. И. Герцена. Представить предложения по его дополнению и изменению в центр аудита качества образования.
Срок: до 1 июля 2007 г.
Ответственные: деканы, заведующие кафедрами, руководитель центра аудита качества образования.
3. Учебно-методическому управлению и управлениям научных исследований совместно с центром аудита качества образования доработать Положение о рейтинговой оценке РГПУ им. А. И. Герцена (с учетом предложений и замечаний структурных подразделений) и представить на утверждение Ученому совету университета.
Срок: до 1 октября 2007 г.
Ответственные: руководители управлений, руководитель центра аудита качества образования.
4. Разработать концепцию внедрения принципов проектного менеджмента в обеспечение качества деятельности и провести в рамках повышения квалификации серию семинаров по проблемам повышения качества деятельности и рейтинговой оценки.
Срок: июнь — декабрь 2007 г.
Ответственные: проректор по учебной и воспитательной работе, декан факультета управления.
5. Разработать и ввести в действие систему моральных и материальных поощрений руководителей факультетов, кафедр, преподавателей университета за высшие достижения по итогам рейтинга.
Срок: декабрь 2007 г.
Ответственные: первый проректор, проректор по научной работе, проректоры по учебной работе, начальник планово-финансового управления.
6. Разработать организационное и информационно-аналитическое сопровождение поддержки системы рейтинговой оценки, предусмотрев размещение результатов проведения рейтинга структурных подразделений и регулярное информирование общественности о достижениях университета на сайте университета и в газете «Педагогические вести».
Срок: в течение года.
Ответственные: руководитель центра аудита качества образования, начальник управления информатизации, главный редактор газеты.
7. В целях выполнения решений Ученого совета внести изменения в положение о центре аудита качества образования.
Срок: до 1 сентября 2007 г.
Ответственный: проректор по учебной работе.