Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КАДРОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КАДРОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / educational process / competencies / vocational training / specialized educational centers / retraining

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов А. О.

Рассматривается актуальный вопрос системы высшего образования страны - кадровое обеспечение учебного процесса, отмечается профессиональная направленность образовательных стандартов поколения 3++. Предлагается проводить переподготовку преподавателей на передовых предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL STANDARDS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: PERSONNEL COMPLIANCE

At the beginning of this century, the Russian higher education system underwent modernization of educational standards. In this article, I have reviewed and analyzed (a) the reasons for the changes in the Russian educational standards of the country’s higher education system, (b) assessed their impact on the requirements for the staffing of higher education. As it turned out, the main reason for what happened is the desire of the management of the higher education system to improve the professional training of university graduates. The reform of the system was carried out in stages, which explains the emergence of standards of different generations. This was due to the need to develop a qualitatively new methodological support for the educational process, modernization of laboratory equipment and, most importantly, to ensure personnel compliance with the requirements of these standards, primarily teachers of graduating departments. I believe that the only way to ensure personnel compliance is the training and retraining of teachers in specialized educational centers of enterprises with subsequent internships there.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КАДРОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ»

6 ОБУЧЕНИЕ

Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2021 DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-06-08

Образовательные стандарты в системе высшего образования: кадровое соответствие

Рассматривается актуальный вопрос системы высшего образования страны — кадровое обеспечение учебного процесса, отмечается профессиональная направленность образовательных стандартов поколения 3++. Предлагается проводить переподготовку преподавателей на передовых предприятиях. УДК статьи 378

А.О. Харитонов1

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, доктор технических наук, профессор, [email protected]_

1 профессор кафедры, Москва, Россия

Для цитирования: Харитонов АО. Образовательные стандарты в системе высшего образования: кадровое соответствие // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 9-10.

DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-06-08

ключевые слова

учебный процесс, компетенции, профессиональная подготовка, профильные образовательные центры, переподготовка

ервые десятилетия нынешнего столетия отмечены чередой введения образовательных стандартов в системе высшего образования. Так, по 15-й группе направлений бакалавриата в 2010 году были утверждены стандарты третьего поколения, в 2015-м — поколения 3+ и, наконец, в 2020 году — поколения 3++. В статье рассмотрены причины, сделавшие эти изменения необходимыми, дана оценка их влияния на требования, предъявляемые к кадровому обеспечению реализации образовательных стандартов высшей школы.

В 90-е годы прошлого века в нашей стране параллельно с системой высшего образования сформировалась еще одна образовательная система. Ее основой стали образовательные центры крупных ресурсодобывающих, энергетических и перерабатывающих компаний, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов преимущественно из своего кадрового состава и для своих же предприятий.

Эти центры лицензировались на право ведения образовательной деятельности по стандартам системы высшего образования. Однако ни для кого не секрет, что основное содержание обучения в них связано с приобретением умений и навыков выполнения своих профессиональных обязанностей. Цель обучения в таких образовательных центрах — формирование у слушателей компетенций профессиональных стандартов. При этом эффективность их работы настолько высока, что выдаваемые ими дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п. признаются работодателями как у нас в стране, так и за рубежом.

Основная причина частого изменения образовательных стандартов — стремление руководства системой высшего образования улучшить про-

фессиональную подготовку выпускников вузов. Анализ изменений в составе компетенций образовательных стандартов является тому подтверждением. Так, общепрофессиональные компетенции государственного образовательного стандарта бакалавриата по направлению 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» [1] во многом отображают знания и умения, необходимым при разработке предложений по совершенствованию машиностроительного производства профессионального стандарта 28.008 «Специалист по инжинирингу машиностроительного производства» [2]. Более того, образовательные стандарты поколения 3++ бакалавриата и магистратуры рекомендуют образовательным организациям высшей школы самостоятельно определять профессиональные компетенции на основе профессиональных стандартов [1, 3]. Таким образом, профессиональная подготовка стала приоритетным направлением обучения в системе высшего образования.

Реформирование системы осуществлялось поэтапно, чем и объясняется появление стандартов различных поколений. Это было связано с необходимостью разработки качественно нового методического обеспечения учебного процесса, модернизации лабораторного оборудования и, самое главное, — с обеспечением кадрового соответствия требованиям этих стандартов, прежде всего преподавателей выпускающих кафедр. Ведь сегодня, кроме хорошего уровня теоретических знаний, они должны иметь и профессиональную подготовку, соответствующую профессиональным компетенциям. Чтобы сформировать эти компетенции у обучаемых, преподаватели сами, как минимум, должны быть их носителями.

Компетентность / Сотрв1впсу (Russia) 9-10/2021 DOl: 10.24412/1993-8780-2021-9-06-08

ОБУЧЕНИЕ 7

А где они могут приобрести данные компетенции, если после окончания школы прошли обучение в университете, далее аспирантура и кафедра? В этом заключается основная проблема кадрового соответствия требованиям образовательных стандартов. Наиболее остро она стоит в сфере высокотехнологичных производств с большой долей ^-технологий, и с каждым годом усугубляется. Требование образовательных стандартов о пятипроцентном замещении должностей в магистратуре и бакалавриате специалистами профильных предприятий недостаточно из-за большого количества дисциплин на старших курсах.

Каков выход из сложившейся ситуации? По вполне понятным причинам специалисты предприятий не перейдут

Профессиональная подготовка стала приоритетным направлением обучения в системе высшего образования

в штат университетов. Единственная возможность обеспечения кадрового соответствия — подготовка и переподготовка преподавателей в профильных образовательных центрах предприятий с последующей стажировкой там же. Такое повышение квалификации дополнит теоретические знания преподавателей навыками и умениями прикладного характера, что и составляет

содержание компетенций блока специ- Статья поступила альных дисциплин учебного плана. ■ в редакцию 15.10.2021

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриата по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование. — М., 7.09.2021.

2. Профессиональный стандарт 28.008 Специалист по инжинирингу машиностроительного производства. — М., 26.10.2020.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.04.02 Технологические машины и оборудование (уровень магистратуры). — М., 28.08.2020.

СОБЫТИЯ

Развитие двустороннего взаимодействия

На полях Международного технологического форума «Российская неделя стандартизации» состоялась встреча руководителя Росстандарта А.П. Шалаева с директором Центра по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики и финансов Киргизской Республики С.М. Ахматовым Сотрудничество России и Киргизии в области стандартизации и метрологии базируется на подписанном в 2018 году Меморандуме между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Российская Федерация) и Министерством экономики Киргизской Республики о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области стандартизации и метрологии. Стороны подтвердили взаимное стремление к развитию и наращиванию двустороннего взаимодействия, обозначили ряд перспективных направлений для его реализации. А.П. Шалаев выразил готовность российской стороны делиться опытом и наилучшими практиками, поддерживать начинания киргизских коллег в области метрологии, оценки соответствия и стандартизации. Руководитель Росстандарта отметил наличие условий для успешной реализации совместных проектов, их высокий потенциал и взаимный интерес.

Султан Ахматов посетил Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева, где руководителя национального органа стандартизации и метрологии Киргизской Республики ознакомили с современной российской эталонной базой.

По материалам www.gost.ru

--Л 1 ■ 1 ' . 1 ■ . Г

Ж^Т ТШГ? щ^г РЗЛГ

8 TRAINING

Kompetentnost / Competency (Russia) 9-10/2021 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-06-08

Educational Standards in the Higher Education System: Personnel Compliance^

А.О. Kharitonov1, D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Dr. Prof., [email protected]_

1 Professor of Department, Moscow, Russia

Citation: Kharitonov A.O. Educational Standards in the Higher Education System: Personnel Compliance, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 9-10, pp. 6-DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-06-08

key words

educational process, competencies, vocational training, specialized educational centers, retraining

References

At the beginning of this century, the Russian higher education system underwent modernization of educational standards. In this article, I have reviewed and analyzed (a) the reasons for the changes in the Russian educational standards of the country's higher education system, (b) assessed their impact on the requirements for the staffing of higher education. As it turned out, the main reason for what happened is the desire of the management of the higher education system to improve the professional training of university graduates. The reform of the system was carried out in stages, which explains the emergence of standards of different generations. This was due to the need to develop a qualitatively new methodological support for the educational process, modernization of laboratory equipment and, most importantly, to ensure personnel compliance with the requirements of these standards, primarily teachers of graduating departments. I believe that the only way to ensure personnel compliance is the training and retraining of teachers in specialized educational centers of enterprises with subsequent internships there.

1. Federal state educational standard of higher education — bachelor's degree in the direction of preparation 15.03.02 Technological machines and equipment, Moscow, 7.09.2021.

2. Professional standard 28.008 Engineering specialist in mechanical engineering, Moscow, 26.10.2020.

3. Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 15.04.02 Technological machines and equipment (master's degree), Moscow, 28.08.2020.

СОБЫТИЯ

Почетная грамота губернатора Приморского края

За многолетнюю добросовестную работу, высокий профессионализм и большой вклад в развитие обеспечения единства измерений в регионе Почетной грамотой губернатора Приморского края награждена Татьяна Ивановна Мезикова, ведущий инженер по метрологии Приморского ЦСМ Росстандарта

Огромный практический опыт, профессионализм и постоянное стремление к совершенствованию позволяет Татьяне Ивановне успешно трудиться в самых разных направлениях метрологической деятельности Приморского ЦСМ. Это развитие и аккредитация метрологической службы Центра, и поддержание на территории Приморья Российской системы калибровки, и проведение оценки состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях, а также лабораториях производственного и аналитического контроля.

По словам самой Татьяны Ивановны, хотя в работе метролога все процессы строго регламентированы, но «система все время совершенствуется, модернизируется техника, меняется законодательство,

поэтому необходимо постоянно изучать что-то новое, применять на практике, помогать коллегам и заказчикам. Метрология не только наука о точности, метрология — основа всей остальной деятельности, и мы всегда должны быть в «профессиональном тонусе». Это делает мою работу интересной, не дает погрязнуть в рутине». «Для нашего коллектива такие специалисты — гордость и пример для подражания, — комментирует директор Приморского ЦСМ Ю.П. Белкин, — а награждение Почетной грамотой подтверждает важность и высокий статус работы метролога, повышает престиж нашей профессии. Неоценима также личная заслуга Т.И. Мезиковой в передаче опыта коллегам, поддержке системы обеспечения единства не только в нашем учреждении, но и на предприятиях региона, с которыми сотрудничает Приморский ЦСМ».

По материалам Приморского ЦСМ От коллектива Академии мы поздравляем Татьяну Ивановну с заслуженной наградой, желаем ей крепкого здоровья, счастья и, конечно, успехов в профессиональной деятельности!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.