О повышении кадровой конкурентоспособности предприятий
Говорится о потребностях организаций, включая инновационные и наукоемкие производства, в совершенствовании профессиональных стандартов в сфере деятельности Росстандарта, необходимости разработки новых профессиональных стандартов в сфере технического регулирования, стандартизации и метрологии, а также о механизмах сопряжения требований профессиональных и образовательных стандартов. УДК 331.108.45/ 331.108.43
В.Н. Воронин1
ФГАОУ ДПО АСМС,
д-р психол. наук, профессор
Н.М. Куприков2, 3
ФГАОУ ДПО АСМС, МАИ (НИУ), канд. техн. наук, доцент
A.И. Екимов4
ФГАОУ ДПО АСМС
B.И. Пономарев5
Госкорпорация «Ростех»
1 ректор, Москва, Россия
2 советник ректора, Москва, Россия
3 старший научный сотрудник, Москва, Россия
4 руководитель проекта Центра инновационных проектов, Москва, Россия
5 руководитель проектов высшей категории, Москва, Россия
Для цитирования: Воронин ВН., Куприков Н.М., Екимов А.И., Пономарев В.И. О повышении кадровой конкурентоспособности предприятий // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 8
ключевые слова
профессиональные стандарты, профессионально-общественная аккредитация, стандартизация, метрология, оценка соответствия
течественная промышленность должна стать главным заказчиком профессиональных кадров в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. Поэтому ее участие в разработке и определении основных требований к подготовке специалистов необходимо.
Широкое внедрение разработанных профессиональных стандартов и постоянный мониторинг их фактической реализации однозначно указывают на необходимость постоянного мониторинга рынка труда для актуализации данных документов в наиболее значимых областях деятельности — стандартизации, сертификации и оценки соответствия. Это позволит обеспечить производство качественных и конкурентоспособных товаров и предоставляемых услуг.
В условиях глобальной конкуренции высокотехнологичных корпораций на внутренних и мировых рынках, экономической нестабильности и санкций, наложенных на предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса, перед высокотехнологическими компаниями стоит задача повышения конкурентоспособности и качества наукоемкой продукции отечественного производства. Поставленная задача решается за счет разработки новых подходов к стратегическому управлению, формированию промышленных корпораций мирового класса, в том числе путем расширения производства инновационной продукции, развития научно-технического потенциала, подготовки кадров, внедрения систем менеджмента качества и технологий бережливого производства. Особый интерес приобретает разработка новых подходов к стратегическому управлению и повышению
конкурентоспособности в рамках реализации концепции управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции.
Реализация мероприятий и планов по внедрению профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями, компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности Российской Федерации, должна быть завершена к 1 января 2020 года1. Для становления системы профессиональных квалификаций в стране был создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным ква-лификациям2.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 233, п. 25 профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении
Решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29.01.2015 был создан Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении (далее — Совет, СПК). В его состав вошли представители крупнейших предприятий промышленности, профсоюзных организаций, Министерства промышленности и торговли РФ, а также ведущих образовательных организаций. Председателем Совета избран первый вице-президент Союза машиностроителей России В.В. Гутенев. Практика функционирования Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении аналогична деятельности технических комитетов по стандартизации в структуре Рос-стандарта. В феврале 2019 года между Росстандартом и СПК заключено соглашение о сотрудничестве.
Комиссия по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (далее — Комиссия) под председательством заместителя руководителя Росстандарта Б.М. Потемкина создана Решением Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении (протокол заседания Совета от 30.05.2018 № 1/18). Среди основных направлений деятельности Комиссии:
► разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов в области технического регулирования, стандартизации и метрологии в машиностроении;
► участие в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
► проведение мониторинга рынка труда, потребности в квалификациях, появлении новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в области технического регулирования, стандартизации и метрологии в машиностроении;
► участие в организации независимой оценки квалификации, в разработке
Для большинства профессиональных областей доля организаций, имеющих претензии к уровню квалификации персонала, превышает долю организаций, чей персонал не проходил аттестацию по указанным профессиональным областям
и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ.
Важным направлением деятельности Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении является разработка и актуализация профессиональных стандартов, которые используются для удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах. Они учитывают тенденции развития соответствующих отраслей и изменения видов профессиональной деятельности, с опережением формируют компетенции специалистов.
Среди действующих сегодня в России профессиональных стандартов, а их более тысячи, есть пять, относящихся к сфере деятельности Росстан-дарта:
► 40.105 «Специалист по стандартизации инновационной продукции нано-индустрии»;
► 40.060 «Специалист по сертификации продукции»;
► 40.062 «Специалист по качеству продукции»;
► 40.012 «Специалист по метрологии»;
► 40.185 «Специалист по метрологии в наноиндустрии».
В этом году Советом по профессиональным квалификациям в машиностроении запланирована актуализация профессионального стандарта 40.012 «Специалист по метрологии». Существует необходимость разработки нового профессионального стандарта «Специалист по метрологии в орга-
1 Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
2 Указ Президента РФ от 16.04.2014
3 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения
и применения профессиональных стандартов»
Разработка профессиональных стандартов требует консолидации усилий промышленности и науки, образования и профессионального сообщества
низациях, аккредитованных в области единства измерений».
Отметим, что стандарты 40.012 и 40.185 требуют пересмотра и актуализации, поскольку не соответствуют требованиям, предъявляемым к персоналу государственных региональных центров метрологии. Это относится как к названию, так и к предметному содержанию документов.
Разработку профессиональных стандартов необходимо осуществлять на основании данных мониторинга рынка труда специалистов организаций, занятых в области стандартизации и управления качеством, метрологии, сертификации и оценки соответствия, технического регулирования. Такие отчеты в виде аналитических материалов подготовлены Союзом машиностроителей России и АСМС в соответствии с заседанием Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ (п. 16 протокола от 26.09.2018 № 9)4.
Согласно проведенному Академией мониторингу, в среднем, более половины отечественных организаций не удовлетворены квалификацией специалистов в области стандартизации, сертификации, метрологии, оценки соответствия, управления качеством и технического регулирования. При этом около 80 % организаций готовы участвовать в разработке и совершенствовании профессиональных стандартов в указанных областях.
По результатам исследования определен процент организаций, имеющих претензии к уровню квалификации специалистов, связанных с деятельностью в перечисленных областях: ► технического регулирования —
4 Данные материалы не размещены 46,1 %, не аттестован персонал 61,9 %
в открытом доступе организаций;
► стандартизации — 55,5 %, не аттестован персонал 22 % организаций;
► оценки соответствия — 50 %, не аттестован персонал 41,7 % организаций;
► сертификации — 46,1 %, не аттестован персонал 38,5 % организаций;
► метрологии — 69,2 %, не аттестован персонал 15,4 % организаций;
► управления качеством — 50 %, не аттестован персонал 42,9 % организаций.
В мониторинге участвовали предприятия машиностроения, судостроения, авиакосмической, оптико-механической, легкой, химической промышленности, информационных технологий и информационной безопасности, черной и цветной металлургии из 10 субъектов Российской Федерации.
Новые подходы
Для большинства профессиональных областей доля организаций, имеющих претензии
Л-
к уровню квалификации персонала, превышает долю организаций, чей персонал не проходил аттестацию по указанным областям. Очевидно, что работодатели не уделяют достаточного внимания проверке квалификаций своих сотрудников, но при этом не удовлетворены их квалификациями в полной мере. Справедливо сделать предположение, что в настоящий момент работодатели не уделяют должного внимания квалификациям сотрудников в указанных областях, вероятно, недостаточно оценивая вклад данной деятельности в повышение конкурентоспособности своей продукции. Это свидетельствует о недостатках существующих подходов к аттестации персонала и необходимости совершенствования существующих методик аттестации профессиональных компетенций в области стандартизации, сертификации, метрологии, оценки соответствия, управления качеством.
В целях повышения качества кадрового обеспечения организаций промышленности по проанализированным областям представляется целесообразной первоочередная разработка новых
и актуализация существующих профессиональных стандартов. Это могут быть такие стандарты, как «Специалист по стандартизации», «Специалист по сертификации услуг», «Специалист в области профессионального обучения в сфере стандартизации, метрологии, сертификации, оценки соответствия, менеджмента качества, управления качеством, технического регулирования и управления наукоемкими производствами», «Специалист по метрологии», «Специалист по стандартизации в оборонно-промышленном комплексе» и другие.
Другим вариантом действий видится применение механизма профессионально-общественной аккредитации (ПОА) представителями промышленности для учебных программ, реализуемых университетами в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 27.00.00 «Управление в технических системах» Минобрнауки России.
Неудовлетворенность работодателей квалификацией специалистов в области стандартизации говорит о том, что уровень их подготовки не соответствует требованиям, предъявляемым предприятиями. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ дает возможность работодателю посредством направления экспертов в образовательные учреждения реально повлиять на содержание образовательных программ с помощью экспертных заключений, составленных по итогам проведения процедуры аккредитации.
Комиссия по стандартизации, метрологии и оценке соответствия СПК активно сотрудничает с Федеральным учебно-методическим объединением Минобрнауки России по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 27.00.00 «Управление в технических системах». Данное объединение отвечает за разработку федеральных образовательных стандартов на базе профессиональных стандартов в сфере деятельности Росстандарта.
Необходима выработка методических подходов для предметного анали-
за трудовых функций и должностных инструкций, а не только должностей и профессий сотрудников организаций, подведомственных Росстандар-ту. Требуется проанализировать их на предмет соответствия действующим профессиональным стандартам в сфере деятельности Росстандарта с учетом перспективных профессиональных стандартов Комиссии по стандартизации, метрологии и оценке соответствия Совета.
Примером может служить должность главного хранителя эталонов ГНЦ ФГУП «ВНИИМ», которая включает в себя трудовые функции «метролога» и «главного научного сотрудника». При этом его квалификация требует высшей ученой степени и ученого звания доктора наук по паспорту специальности ВАК (метрология, стандартизация и др.). Работа такого высококлассного специалиста во ФГУП «ВНИИМ» сопряжена с преподаванием на кафедре в звании профессора или доцента.
Трудовые функции главного хранителя эталонов требуют одновременного соответствия профессиональным стандартам 40.011 «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам», 40.012 «Специалист по метрологии» и 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
В соответствии с нормативными документами при разработке новых или актуализации существующих федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ необходимо сопрягать их с профессиональными стандартами.
Таким образом, с ростом темпов технологического развития и перевооружения рынок труда предъявляет все новые требования к работникам. Происходят постоянные изменения производственных цепочек, систем управления персоналом, образовательных программ. Все это не позволяет рассматривать профессиональный стандарт
справка
В соответствии с п. 4 статьи 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 «профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, и отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля»
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции ТК РФ, ст. 195.1, введена ФЗ от 3.12.12 № 236-ФЗ
как продукт с неограниченным сро- консолидации усилии промышленно-Статья поступила ком действия. Тем не менее, разработка сти и науки, образования и профессио-
в редакцию 18.09.2019 профессиональных стандартов требует нального сообщества. ■
Список литературы
1. Куприков М.Ю. Кадровое обеспечение прикладных информационных технологий // Высшее образование в России. — 2009. — № 7.
2. Пономарев В.И., Куприков Н.М. Ретроспективный анализ подходов к стратегическому управлению в целях повышения конкурентоспособности холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе // Проблемы экономики и юридической практики. — 2016. — № 6.
3. Хармац И.Г., Куприков Н.М. Укрупненное планирование производства в сложном машиностроении: расширенные алгоритмы оценки потребности в мощностях // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. — 2018. — № 1.
4. Чемезов С.В., Турко Н.И., Евтушенко О.Н. Тренды развития и инновационные практики формирования экосистемы ключевых компетенций производственной корпоративной системы для выхода на масштаб глобальной конкуренции // Проблемы экономики и юридической практики. — 2016. — № 6.
5. Антонова А.В., Клименко И.М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 6.
6. Ильковская И.М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности // Вестник СГТУ. — 2014. — № 1(74).
7. Дынкин А.А., Чемезов С.В., Турко Н.И., Шеремет И.А. Государственно-частное партнерство в системе стратегического и технологического форсайта // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. — 2013. — № 8(62).
НОВОСТИ
Встречи в Кейптауне
Делегация Росстандарта приняла участие в мероприятиях 42-й Генеральной ассамблеи Международной организации по стандартизации (ИСО), проходивших в г. Кейптауне, Южно-Африканская Республика
20 сентября 2019 года Россия и Сербия договорились о более тесном сотрудничестве в области стандартизации в целях развития взаимной торговли. Меморандум подписали руководитель Росстандарта A.B. Абрамов и генеральный директор Института по стандартизации Сербии Т. Боянич. Документ предполагает обмен информацией о стандартах и технических регламентах, действующих на территории стран, а также обмен опытом по разработке стандартов и вовлечение в нее экспертов через взаимные визиты, стажировки, тренинги и семинары. Российская сторона предложила конкретные программы обучения для экспертов по таким направлениям, как «Современные вопросы технического регулирования и стандартизации», «Международная стандартизация», «Подтверждение соответствия продукции», и информировала о возможности подготовки индивидуальных планов и программ обучения для сербских специалистов.
На встрече A.B. Абрамова с избранным президентом ИСО Э. Ньороге говорили о работе Росстандарта в рамках ИСО и возможных путях активизации этой деятельности. Глава Росстандарта пригласил президента ИСО посетить предстоящий международный форум «Стандартизация-2019» в Санкт-Петербурге. B этот же день российская делегация встретилась с представителями Совета по стандартизации Канады (SCC), где исполнительный директор SCC Ш. Гуе и глава Росстандарта A.B. Абрамов обсудили вопросы стандартизации для Арктики, а также проведение
43-й Генеральной ассамблеи PASC во Владивостоке в 2020 году.
Представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ обсудили разработку проекта Стратегии развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период до 2030 года. Документ призван сделать МГС эффективной площадкой для открытого многостороннего диалога по этим направлениям.
Кроме того, состоялась встреча руководителей и представителей национальных органов по стандартизации стран МГС с представителями Европейского комитета по стандартизации (CEN) и Европейского комитета по стандартизации в электротехнике (CENELEC). В рамках встречи была достигнута договоренность о заключении соглашения между двумя региональными организациями по стандартизации, регулирующего порядок и условия разработки ГОСТов на основе европейских стандартов и разработки европейских стандартов на основе стандартов ГОСТ.
На полях Генеральной ассамблеи ИСО была подписана Программа сотрудничества между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации на 2019-2020 годы. Тогда же состоялись встречи Алексея Абрамова с директором по стандартам Британского института стандартов (BSI) С. Стидманом, с делегацией Государственной администрации КНР по регулированию рынка (SAMR) / Администрации по стандартизации (SAC) во главе с вице-министром SAMR, администратором SAC Т. Шихуном. Главными темами этих встреч стали форум «Стандартизация-2020» и 43-я Генассамблея PASC.
По материалам www.gost.ru
Kompetentnost / Competency (Russia) 8/2019 ISSN 1993-8780
TRAINING 9
On Increase the Enterprises' Personnel Competitiveness
V.N. Voronin1, Federal State Autonomous Educational Institution on Further Vocation Training Academy for Standardization,
Metrology and Certification (Educational) (FSAEI FVT ASMS), Prof. Dr.
N.M. Kuprikov23, FSAEI FVT ASMS, MAI (NRU), Dr. Assoc. Prof.
A.I. Ekimov4, FSAEI FVT ASMS
V.I. Ponomarev5, State Corporation Rostec
1 Rector, Moscow, Russia
2 Rector's Advisor, Moscow, Russia
3 Senior Researcher, Moscow, Russia
4 Project Manager, Center for Innovation Projects, Moscow, Russia
5 Project Manager of the Highest Category, Moscow, Russia
Citation: Voronin V.N., Kuprikov N.M., Ekimov A.I., Ponomarev V.I. On Increase the Enterprises' Personnel Competitiveness, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2019, no. 8, pp. 4-9
key words
professional standards,
We believe that at present organizations, including innovative and high-tech industries, need to develop and improve professional standards in the field of professional and ' public technical regulation, standardization and metrology. It is necessary to develop
accreditation, standardization, methodological approaches for a substantive analysis of labor functions and job
metro|ogy, conformity assessment descriptions, and not just the positions and professions of employees of organizations
subordinate to Rosstandart. It is required to analyze them for compliance with current professional standards in the sphere of Rosstandart's activity, taking into account promising professional standards of the Commission for Standardization, Metrology and Conformity Assessment of the Council for Professional Qualifications in Mechanical Engineering. When developing new or updating existing federal state educational standards and approximate basic educational programs, it is necessary to combine them with professional standards.
References
1. Kuprikov M.Yu. Kadrovoe obespechenie prikladnykh informatsionnykh tekhnologiy [Personnel support of applied information technologies], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2009, no. 7.
2. Ponomarev V.I., Kuprikov N.M. Retrospektivnyy analiz podkhodov k strategicheskomu upravleniyu v tselyakh povysheniya konkurentosposobnosti kholdingovykh kompaniy v oboronno-promyshlennom komplekse [A retrospective analysis of approaches
to strategic management in order to increase the competitiveness of holding companies in the military-industrial complex], Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki, 2016, no. 6.
3. Kharmats I.G., Kuprikov N.M. Ukrupnennoe planirovanie proizvodstva v slozhnom mashinostroenii: rasshirennye algoritmy otsenki potrebnosti v moshchnostyakh [Integrated production planning in complex engineering: advanced algorithms for assessing the need for capacity], Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2018, no. 1.
4. Chemezov S.V., Turko N.I., Evtushenko O.N. Trendy razvitiya i innovatsionnye praktiki formirovaniya ekosistemy klyuchevykh kompetentsiy proizvodstvennoy korporativnoy sistemy dlya vykhoda na masshtab global'noy konkurentsii [Development trends
and innovative practices of forming an ecosystem of key competencies of a corporate production system to scale global competition], Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki, 2016, no. 6.
5. Antonova A.V., Klimenko I.M. Professional'nyy standart pedagoga: novye trebovaniya i kvalifikatsionnye kharakteristiki sovremennogo uchitelya [Professional standard of a teacher: new requirements and qualification characteristics of a modern teacher], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, no. 6.
6. Il'kovskaya I.M. Professional'naya kompetentnost' rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii: opredelenie i osobennosti [Professional competence of the educational organization leader: definition and features], Vestnik SGTU, 2014, no. 1(74).
7. Dynkin A.A., Chemezov S.V., Turko N.I., Sheremet I.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme strategicheskogo
i tekhnologicheskogo forsayta [Public-Private Partnership in the System of Strategic and Technological Foresight], Vestnik REA im. G.V. Plekhanova, 2013, no. 8(62).