Научная статья на тему 'Организационные основы практики обучающихся: опыт, проблемы, перспективы'

Организационные основы практики обучающихся: опыт, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МЕТРОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / VOCATIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / STANDARDIZATION / METROLOGY / QUALITY MANAGEMENT / PRODUCTION PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пегина А.Н., Дворянинова О.П., Соляник А.И.

Рассматриваются вопросы организации производственной практики студентов кафедры «Управление качеством и технологии водных биоресурсов» Воронежского государственного университета инженерных технологий, формулируются цели и задачи практических занятий, даются рекомендации по их совершенствованию. Внедрение предложенных мер будет способствовать повышению компетентности выпускников, их востребованности на современных рынках труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Basics of Student Practice: Experience, Problems, Prospects

The main task of higher educational institutions is to prepare competent specialists, armed with modern knowledge, provided with professional and personal culture, meeting the requirements of their future employers. One of the main components of the educational process was and remains practical training of students.In this article we have discussed how and where the students of the Quality Management and Technology of Aquatic Bioresources Department of the Voronezh State University of Engineering Technologies pass their practical training. We have formulated the goals and objectives of practical exercises and made recommendations for their improvement.We believe that the implementation of the proposed measures will increase the mutual responsibility of both employers and the faculty members of the department. This will ultimately lead to the improvement of the educational process at the university, the competence of graduates, and their relevance in modern labor markets.

Текст научной работы на тему «Организационные основы практики обучающихся: опыт, проблемы, перспективы»

8 ОБУЧЕНИЕ

Компетентность / Competency (Russia) 4/2019

Организационные основы практики обучающихся: опыт, проблемы, перспективы

Рассматриваются вопросы организации производственной практики студентов кафедры «Управление качеством и технологии водных биоресурсов» Воронежского государственного университета инженерных технологий, формулируются цели и задачи практических занятий, даются рекомендации по их совершенствованию. Внедрение предложенных мер будет способствовать повышению компетентности выпускников, их востребованности на современных рынках труда

А.Н. Пегина1

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», канд. техн. наук, доцент

О.П. Дворянинова2

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», д-р техн. наук, доцент

А.И. Соляник3

Воронежский филиал ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», д-р техн. наук, профессор, dir@asms-vrn.ru

1 г. Воронеж, Россия

2 декан факультета, заведующий кафедрой, г. Воронеж, Россия

3 директор, г. Воронеж, Россия

Для цитирования: Пегина АН., Дворянинова О.П., Соляник А.И. Организационные основы практики обучающихся: опыт, проблемы, перспективы // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 4

ключевые слова

общепрофессиональные и профессиональные компетенции, стандартизация, метрология, управление качеством, производственная практика

егодня перед высшими учебными заведениями стоит актуальная задача подготовки бакалавров — компетентных работников, вооруженных современными знаниями, обеспеченных профессиональной и личностной культурой, соответствующих требованиям работодателей.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология (уровень бакалавриата)» и 27.03.02 «Управление качеством (уровень бакалавриата)» для практического освоения, закрепления и развития теоретических знаний и умений в области стандартизации, метрологии и управления качеством студентам необходима производственная практика.

Ее цель — формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предполагающих владение культурой мышления, то есть способностью к анализу и восприятию информации.

Практика объединяет теоретические и самостоятельные работы обучающегося. Сложность ее проведения заключается в умении организовать занятия с учетом интересов как высшего учебного заведения, так и потенциальных работодателей, приблизить и адаптировать процесс обучения к реальным задачам производства.

В соответствии с ФГОС на все виды практик отводится 12 недель, предусмотренных учебным планом, что составляет 10,6 % от общего количества часов. Дидактической целью является приобретение опыта самостоятельной работы, который позволит будущим выпускникам сформулировать профес-

сиональные знания, умения, навыки и закрепить их.

Коллектив кафедры «Управление качеством и технологии водных биоресурсов» Воронежского государственного университета инженерных технологий ведет постоянный поиск инновационных подходов к организации и проведению студенческих практик. Этот процесс регламентируется следующими нормативными документами: ФГОС ВО подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология (уровень бакалавриа-та)»1, подготовки 27.03.02 «Управление качеством (уровень бакалавриата)»2, Положение о практике обучающихся (П ВГУИТ 2.4.05-2017).

Кафедра активно сотрудничает с крупными промышленными предприятиями и организациями региона. Их мнение о качестве образовательных программ, проведении производственной практики в частности, учитывается руководством вуза и кафедры при модернизации и совершенствовании системы подготовки специалистов. Не случайно деятельность выпускников кафедры (более 30 бакалавров в год) традиционно получает высокую оценку предприятий реального сектора экономики на территории Воронежской области и за ее пределами.

Организация образовательного процесса, в том числе производственной практики, по вопросам стандартизации, метрологии и управления качеством имеет свою специфику, связанную: ► с постоянным и динамичным развитием законодательной базы в области стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия продукции/ услуг и управления качеством, что требует мощного информационно-методического обеспечения;

Компетентность / Competency (Russia) 4/2019

ОБУЧЕНИЕ 9

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Региональный совет главных метрологов

Блок ДПО

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации метрологии и сертификации (учебная)» (АСМС)

Кафедра «Метрологическое обеспечение призводства»

Кафедра «Управление качеством в сфере здравоохранения»

Кафедра «Менеджмент качества»

Кафедра «Испытания продукции»

Воронежский филиал АСМС

Испытательная лаборатория Региональные ФБУ ЦСМ

Метрологическая лаборатория Предприятия и организации

Медицинские учреждения

Региональная образовательная система в области технического регулирования, метрологии и управления качеством [Regional educational system in the field of technical regulation, metrology and quality management]

► с наличием специального дорогостоящего оборудования для проведения лабораторных и практических занятий, которое имеется только в системе Рос-стандарта и на ведущих промышленных предприятиях регионов;

► с обязательным учетом специфики и требований конкретной сферы деятельности;

► с тем, что специалисты в области технического регулирования, привлекаемые к учебному процессу, сосредоточены в системе Росстандарта, а также в метрологических службах и службах управления качеством региональных предприятий.

Это предопределяет целесообразность и результативность проведения производственной практики в организациях системы Росстандарта. Поэтому практические занятия на базе Воронежского филиала Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) являются одним из эффективных путей подготовки бакалавров (см. рисунок).

Из рисунка следует, что рассматриваемая система включает в себя подсистемы подготовки обучающихся вузов и сузов, специалистов региональных предприятий и организаций, работников сферы здравоохранения,

специалистов лабораторий, что позволяет достаточно успешно решать задачи формирования кадрового потенциала региона и обеспечивать интеграцию образования, науки и производства. В свою очередь, уровень подготовки кадров определяет результативность региона в повышении конкурентоспособности предприятий, более рациональном использовании ресурсов и т.д.

Образовательную деятельность3 в Воронежском филиале АСМС ведут четыре кафедры:

► «Метрологическое обеспечение производства»;

► «Менеджмент качества»;

► «Управление качеством в сфере здравоохранения»;

► «Испытания продукции».

В структуре филиала функционирует метрологическая лаборатория, оказывающая информационно-методическую поддержку учебному процессу путем внедрения инновационных разработок, комплексов и курсов для развития новых форм обучения, активного применения современных средств и инструментария в деятельности филиала. Разработаны электронные комплексы дистанционного обучения в области обеспечения единства измерений, стандартизации, под-

1 в ред. приказа Минобрнауки России от 20.04.2016 № 444

2 утв. приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 92

3 образовательная лицензия серии ААА № 002661 Федеральной службы по надзору в сфере образования

и науки РФ, рег. номер 2540 от 05.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.