Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕТРОЛОГОВ'

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕТРОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ УЧЕБА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TECHNICAL TRAINING / DISTANCE LEARNING / QUALIFICATIONS / LEARNING TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соляник А.И., Новиков В.А.

Предлагается алгоритм функционирования системы внутрифирменного обучения специалистов-метрологов региональных центров стандартизации и метрологии Росстандарта, который позволяет обеспечить непрерывное повышение их профессиональной компетентности, объективно оценить знания и умения специалистов- метрологов на различных этапах их деятельности, проводить аттестацию поверителей средств измерений и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE SYSTEM OF CONTINUOUS ENHANCEMENT OF THE SPECIALISTS-METROLOGISTS COMPETENCE

We have considered the key task facing the FBI CSM today - the creation of effective systems of in-house training based on the principle of continuity, which implies lifelong learning, and the principle of professionalism, which consists in mastering the knowledge, skills, and competencies necessary for the effective work of a metrologist. The implementation of these principles is carried out with the help of ASMS, an organization that provides additional professional education for the personnel of Russian institutions in the field of technical regulation, standardization and ensuring the uniformity of measurements. Currently, the Academy has developed an algorithm for continuous improvement of the competence of metrologists using the electronic educational and methodological complex Competent Metrologist. After analyzing this algorithm, we came to the conclusion that it fully allows us to continuously improve the level of competence of the personnel, to obtain an objective assessment of the knowledge and skills of metrologists, to carry out entrance control of the qualifications of applicants for employment, certification of verifiers of measuring instruments, etc.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕТРОЛОГОВ»

Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10101

Эффективная система непрерывного повышения компетентности специалистов-метрологов

Предлагается алгоритм функционирования системы внутрифирменного обучения специалистов-метрологов региональных центров стандартизации и метрологии Росстандарта, который позволяет обеспечить непрерывное повышение их профессиональной компетентности, объективно оценить знания и умения специалистов-метрологов на различных этапах их деятельности, проводить аттестацию поверителей средств измерений и пр.

A.И. Соляник1

Воронежский филиал ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», д-р техн. наук, профессор, dir@asms-vrn.ru

B.А. Новиков2

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», канд. техн. наук, доцент

директор, г. Воронеж, Россия 2 проректор, Москва, Россия

Для цитирования: Соляник А.И., Новиков В.А. Эффективная система непрерывного повышения компетентности специалистов-метрологов // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 1. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10101

ключевые слова

техническая учеба, дистанционное обучение, квалификация, средства обучения

овые социально-экономические условия ставят перед менеджментом инновационно-ориентированных региональных центров стандартизации и метрологии Росстандарта (ФБУ ЦСМ) ряд сложных организационно-технических задач в сфере управления персоналом. Ключевая из них — создание эффективных систем внутрифирменного обучения, обеспечивающих перманентное повышение компетентности специалистов-метрологов. К сожалению, сложившаяся российская система образования в сфере обеспечения единства измерений не позволяет работодателю в лице ФБУ ЦСМ рассматривать выпускников высших учебных заведений как готовых специалистов-метрологов. Она предполагает, что метрологи как полноценные специалисты должны формироваться в рамках систем внутрифирменного обучения, а также в процессе их практической деятельности. Поэтому в работе региональных центров возникает еще одно, актуальное, направление деятельности, инициируемое менеджментом ФБУ ЦСМ, — организация внутрифирменной подготовки метрологов для совершенствования имеющихся у персонала знаний, навыков и умений, расширения и диверсификации образовательного процесса, дополняющего базовое среднее специальное или высшее образование в сфере обеспечения единства измерений.

Внутрифирменная система обучения объединяет основные процессы, протекающие в организационной среде ФБУ ЦСМ: процесс целевого обучения и процесс профессиональной деятельности, является определяющей при принятии важных управленческих решений, касающихся перераспределения компетенций и полномочий, пере-

мещения сотрудников на новые должностные позиции, создания кадрового резерва и его эффективности. Она неразрывно связана со всеми производственными процессами, оставаясь одним из центральных звеньев системы управления персоналом центра и важнейшим элементом ее системы менеджмента качества.

Основной документ, регламентирующий создание внутрифирменного обучения, — стандарт ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению». Согласно этому стандарту процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы после завершения учебы персонал мог производить продукцию высокого качества. Кроме того, указано в стандарте, эффективное обучение позволяет организации совершенствовать свою деятельность и достигать поставленных целей в области качества. Данное утверждение, по сути, описывает основную цель системы внутрифирменного обучения метрологов ФБУ ЦСМ — создание условий овладения навыками эффективного выполнения своих трудовых обязанностей для повышения качества работы в целом. Важнейшим императивом системы внутрифирменного обучения является неразрывная связь с реальными процессами поверки и калибровки средств измерений, ее приоритетом — рост профессионального уровня метрологов, ориентиром — инновационное развитие ФБУ ЦСМ.

Как на практике реализовать эффективную систему внутрифирменного обучения специалистов-метрологов ФБУ ЦСМ, обеспечивающую непрерывное повышение их компетенции?

Ответ на этот вопрос дает анализ жизненного цикла процесса непрерыв-

Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10101

ного повышения уровня компетенций (рис. 1), траектория которого предопределяет конфигурацию системы внутрифирменного обучения метрологов и концептуальную модель ее управления.

Жизненный цикл процесса непрерывного повышения уровня компетенций обеспечивает реализацию двух основополагающих принципов, которые должны быть заложены в основу любой эффективной системы внутрифирменного обучения специалистов-метрологов:

► принцип непрерывности, подразумевающий, что процесс повышения компетентности метролога носит целенаправленный характер и осуществляется в течение всей трудовой деятельности в интересах работника, ФБУ ЦСМ, общества и государства («обучение через всю жизнь»);

► принцип профессиональности, заключающийся в овладении знаниями, навыками, компетенциями, необходимыми для эффективной производственной деятельности специалиста-метролога, исходя из его должностного уровня и приоритетности решаемых задач.

Как показано на рис. 1, практическая реализация этих принципов осуществляется с использованием образовательных ресурсов ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации» (АСМС, Академия), которая на основании приказа Росстандарта от 14.03.2018 № 467 определена как организация, обеспечивающая получение дополнительного профессионального образования (ДПО), подготовку и переподготовку кадрового состава центрального аппарата Росстандарта и подведомственных организаций системы в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений. Одной из стратегических задач Академии является обеспечение соответствия получаемых компетенций реальным профессиональным потребностям предприятий и учреждений различных сфер деятельности путем развития корпоративных систем подготовки специалистов-метрологов и внедрения

передовых образовательных технологий, обеспечивающих непрерывное повышение их компетенции.

К настоящему времени Академия накопила богатый опыт в организации непрерывной профессиональной подготовки специалистов-метрологов. Обобщение этого опыта позволяет предложить для ФБУ ЦСМ алгоритм непрерывного повышения компетентности метрологов с использованием электронного учебно-методического комплекса «Компетентный метролог» (ЭУМК «Компетентный метролог»).

Комплекс «Компетентный метролог» представляет собой программный продукт, интегрированный в виртуальную образовательную среду Moodle, расположенную на портале http:// moodle.asms-vrn.ru, и содержит функциональные блоки:

► теоретическая часть, состоящая из следующих разделов: законодательная метрология, прикладная метрология, организационно-техническая поддержка метрологического обеспечения действующего производства, метрологическое обеспечение разработки, производства и испытаний продукции,

Рис. 1. Траектория жизненного цикла процесса непрерывного повышения компетенции специалистов-метрологов в ФБУ ЦСМ [The trajectory of the life cycle of the process of continuous improvement of the competence of specialists-metrologists in the FBI CSM]

Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 DOI: 10.2441 1/1993-8780-2021-10101

Рис. 2. Алгоритм непрерывного повышения компетентности с использованием ЭУМК «Компетентный метролог» [Algorithm for continuous improvement of competence using the EEMC Competent Metrologist]

организация работы метрологической службы;

► практическая часть, представленная виртуальными тренажерными комплексами, имитирующими процессы поверки различных средств измерений, удаленными лабораторными работами и практическими заданиями, инструментами виртуального общения.

Комплекс состоит из двух модулей (подкомплексов) для работников с различным квалификационным уровнем (в соответствии с профессиональным стандартом 40.012 «Специалист по метрологии»):

► «Компетентный метролог» для специалистов (по видам измерений) 4-5 квалификационных уровней;

► «Компетентный метролог» для руководителей 6-7 квалификационных уровней.

В зависимости от квалификационного уровня сотрудника обучение проводится по одному из модулей. Каждый раздел комплекса содержит контрольно-измерительный материал — практические задания, тестирование по итогам освоения раздела, подробное описание применяемых терминов и определений, перечень актуальной нормативно-правовой информации, методические материалы и образцы документов.

На рис. 2 приведен предлагаемый алгоритм непрерывного повышения компетентности метрологов ФБУ ЦСМ, который позволяет в полной мере реализовать образовательную траекторию внутрифирменной подготовки специалистов-метрологов, представленную на рис. 1.

Процесс непрерывного повышения компетентности метрологов начинается с формирования плана 1 и плана 2.

Согласно плану 1 метрологи самостоятельно проходят обучение с применением ЭУМК «Компетентный метролог», а после этого сами оценивают полученные знания с помощью программы «Автономный блок оценки компетенции». Если оценка оказывается положительной, процесс технической учебы завершается, при отрицательном результате обучение повторяется до получения положительной оценки.

Согласно плану 2, прежде чем направить метролога на обучение в АСМС, он должен пройти тестирование в системе «Автономный блок оценки компетенции». При положительной оценке метролог направляется для дальнейшего повышения квалификации в Академию. При отрицательной — обучение с применением ЭУМК «Компетентный метролог» повторяется до получения положительного результата. Рассмотрим более подробно работу алгоритма.

1. Ответственный за организацию технической учебы, назначенный приказом директора ФБУ ЦСМ, на основании сведений руководителей метрологических подразделений, результатов входного контроля уровня знаний, аттестации персонала формирует план технической учебы (план 1).

План технической учебы регламентирует количество, продолжительность, квалификационный уровень, а также результаты контроля уровня знаний работников. Периодичность и сроки обучения при организации технической учебы зависят от технологии освоения рекомендуемого учебного материала. Освоение материала может проводиться поэтапно путем последо-

Компетентность / Сотрв1впсу (Russia) 1/2021 DOl: 10.24411/1993-8780-2021-10101

вательного изучения отдельных модулей или комплексного изучения всех модулей учебного материала.

Периодичность и продолжительность обучения зависит от результатов тестирования, но проводится не реже одного раза в год. Копии плана технической учебы передаются руководителям структурных подразделений. Сроки проведения технической учебы доводятся до персонала под роспись.

2. Ответственный за организацию технической учебы получает доступ к ЭУМК «Компетентный метролог» в соответствии с инструкцией о регистрации пользователей и организации работы с ЭУМК.

3. Работники, указанные в плане, в соответствующий период времени получают доступ к ЭУМК «Компетентный метролог» у ответственного исполнителя и изучают теоретический материал, выполняют практические задания на виртуальных тренажерах комплекса на любом рабочем месте, оснащенном ПК с выходом в интернет, в соответствии со своим квалификационным уровнем и полученным заданием от руководителя.

Результаты изучения теоретической и практической частей, а также прохождения тестовых заданий каждого работника сохраняются в базе данных ЭУМК «Компетентный метролог». Ответственный исполнитель в соответствии с поставленной задачей проводит анализ результатов обучения.

На основании базы данных ЭУМК «Компетентный метролог» принимается решение о соответствии уровня квалификации работника или претендента заданным требованиям, необходимости проведения дополнительного обучения работников в профильных учебных заведениях, возможности допуска к аттестации и т.п. Техническая учеба по утвержденному плану проводится в рабочее или свободное от работы время.

4. Проверка степени усвоения темы работниками проходит после каждого цикла обучения с использованием автономного блока оценки компетенции персонала на основе электронной

системы тестирования. Время тестирования ограниченно и зависит от количества вопросов. Их оптимальное количество — не более 20, время для ответа — одна минута. Тестирование проводится в присутствии сотрудника, ответственного за техническую учебу.

5. Автономный блок оценки компетенции может применяться для оперативной оценки текущего уровня базовых знаний кандидатов на работу, работников организации, реализации дифференцированного подхода к обучению, определения необходимости в проведении текущей технической или иной учебы.

6. Оценка теоретических знаний проводится по 100-балльной шкале. Работники, пропустившие тестирование или не выдержавшие проверку, набравшие менее 65 баллов, обязаны пройти повторную проверку знаний в течение установленного срока.

7. Результаты тестирования вносятся в файл статистики персонала. В этом файле хранятся: фамилия, имя, ответы на поставленные вопросы, общее количество набранных баллов, оценка тестируемого. Итоги проведенного тестирования используются при принятии решения о приеме на работу, необходимости прохождения дополнительного обучения, направления на курсы повышения квалификации, повышения категории и др.

8. Результаты обучения и тестирования хранятся у ответственного исполнителя в соответствии с номенклатурой дел. Доступ к результатам обучения и тестирования ограничен и осуществляется с разрешения высшего руководства.

9. Результаты обучения и тестирования рассматриваются высшим руководством при анализе функционирования системы менеджмента качества ФБУ ЦСМ.

В настоящее время алгоритм непрерывного повышения компетентности интегрирован в системы внутрифирменного обучения ФБУ «Белгородский ЦСМ», ФБУ «Курский ЦСМ», ФБУ «Липецкий ЦСМ» и ФБУ «Орловский ЦСМ».

10 ОБУЧЕ1_|ИЕ Компетентность / Competency (Russia) 1/2021

DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10101

Статья поступила в редакцию 19.11.2020

К ЭУМК «Компетентный метролог» подключены на платной основе метрологические службы предприятий и вузы (ПАО «НЛМК», г. Липецк; ПАО «ВАСО», г. Воронеж; ФГБОУ ВО «ВГУИТ», г. Воронеж; ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г. Орел).

Заключение

Новые социально-экономические условия ставят перед ФБУ ЦСМ ряд сложных организационно-технических задач в сфере управления персоналом. Ключевой из них является задача создания эффективных систем внутрифирменного обучения, в основу которых заложена реализация следующих основополагающих принципов:

► принцип непрерывности, подразумевающий, что процесс повышения компетентности носит целенаправленный характер и осуществляется в течение всей трудовой деятельности в интересах работника, ФБУ ЦСМ, общества и государства («обучение через всю жизнь»);

► принцип (учета, роста) профессиональности, заключающийся в овладении знаниями, навыками, компетенциями, необходимыми для эффективной производственной деятельности спе-

циалиста-метролога, исходя из его должностного уровня и приоритетности решаемых задач.

Предложенный алгоритм функционирования системы внутрифирменного обучения, созданный на базе ЭУМК «Компетентный метролог», в полной мере реализует эти принципы и, как показала практика, позволяет ФБУ ЦСМ непрерывно повышать уровень компетентности кадрового состава, получать объективную оценку знаний и умений специалистов-метрологов на различных этапах их деятельности, осуществлять входной контроль квалификации соискателей при приеме на работу, проводить аттестацию поверителей средств измерений и пр.

В настоящее время Академией ведутся работы по формированию на базе современных цифровых технологий системы непрерывного повышения компетентности не только специалистов-метрологов, но и сотрудников испытательных лабораторий, специалистов в области управления качеством, подтверждения соответствия продукции и др. Результатами этих работ мы будем делиться с читателями в последующих статьях. ■

НОВАЯ КНИГА

Зубков Ю.П., Новиков В.А.

Менеджмент качества и фундаментальные концепции совершенства модели EFQM

Конспект лекций. — М.: АСМС, 2019

Рассмотрена современная терминология в области качества, а также вопросы развития менеджмента качества за рубежом и в нашей стране. Проводится анализ этапов развития науки о качестве. Особое внимание уделено изложению принципов и методов менеджмента качества, принципам TQM, путям реализации процессного подхода и системных методов управления, а также постоянного улучшения деятельности на основе современных способов анализа и принятия решений.

В конспекте приведены особенности модели премий Правительства РФ в области качества и модели совершенства EFQM. В приложении проанализированы краткие исторические справки, описывающие практический вклад основоположников научного менеджмента качества.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

Kompetentnost / Competency (Russia) 1 /2021 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10101

Effective System of Continuous Enhancement of the Specialists-metrologists Competence

A.I. Solyanik1, Voronezh Branch of FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training), Prof. Dr., dir@asms-vrn.ru

V.A. Novikov2, FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training), Assoc. Prof. PhD (Sc.)

1 Director, Voronezh, Russia

2 Vice-rector, Moscow, Russia

Citation: Solyanik A.I., Novikov V.A. Effective System of Continuous Enhancement of the Specialists-metrologists Competence, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 1, pp. 6-11. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10101

We have considered the key task facing the FBI CSM today — the creation of effective systems of in-house training based on the principle of continuity, which implies lifelong learning, and the principle of professionalism, which consists in mastering the knowledge, skills, and competencies necessary for the effective work of a metrologist. The implementation of these principles is carried out with the help of ASMS, an organization that provides additional professional education for the personnel of Russian institutions in the field of technical regulation, standardization and ensuring the uniformity of measurements. Currently, the Academy has developed an algorithm for continuous improvement of the competence of metrologists using the electronic educational and methodological complex Competent Metrologist. After analyzing this algorithm, we came to the conclusion that it fully allows us to continuously improve the level of competence of the personnel, to obtain an objective assessment of the knowledge and skills of metrologists, to carry out entrance control of the qualifications of applicants for employment, certification of verifiers of measuring instruments, etc.

СОБЫТИЕ

Стандарты для морских нефтегазовых месторождений

В 2021 году вступят в силу более 100 стандартов, связанных с учетом опыта наиболее успешных систем

с разработкой морских нефтегазовых месторождений Российской сертификации, к которым в нефтегазовой отрасли Федерации, включая месторождения Арктического шельфа

Сотрудничество в области стандартизации и сертификации между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и ПАО «Газпром» обсудили руководитель Росстандарта А.П. Шалаев и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» В.А. Маркелов. В рамках встречи отмечено, что вводимые в действие стандарты будут способствовать более широкому привлечению российских промышленных организаций к производству оборудования для подводной добычи. Как отметил глава Росстандарта, технические комитеты по стандартизации, возглавляемые представителями ПАО «Газпром», — ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность» и ТК 052 «Природный и сжиженные газы» — традиционно входят в число лидеров ежегодного рейтинга эффективности, проводимого Росстандартом.

В сфере сертификации стороны обсудили необходимость совершенствования законодательства в области добровольного подтверждения соответствия

key words

technical training, distance learning, qualifications, learning tools

относится СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ.

По материалам www.gost.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.