6 ОБУЧЕНИЕ
Компетентность / Competency (Russia) 8/2021
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
О подготовке специалистов в области метрологии и стандартизации в Республике Башкортостан
Анализируется обобщенный опыт, а также проблемы и перспективы подготовки специалистов по метрологии и стандартизации на примере образовательных учреждений Республики Башкортостан, связанные с началом эпохи цифровизации
М.И. Бирюков1
Башкирский филиал ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» (ФГАОУ ДПО АСМС), [email protected]
Э.В. Сафин2
Башкирский филиал ФГАОУ ДПО АСМС, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», канд. техн. наук, доцент
А.М. Галиуллина3, 4
Башкирский филиал
ФГАОУ ДПО АСМС,
канд. ветеринар. наук, доцент
Э.Р. Стрельникова4, 5
Башкирский филиал ФГАОУ ДПО АСМС
1 директор, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
2 заведующий кафедрой, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
3 начальник отдела, г. Уфа,
Республика Башкортостан, Россия
4 старший преподаватель, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
5 заместитель директора, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия Для цитирования: Бирюков М.И., Сафин Э.В., Галиуллина А.М., Стрельникова Э.Р. О подготовке специалистов в области метрологии и стандартизации в Республике Башкортостан // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 8. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
ключевые слова
переподготовка кадров, повышение квалификации, профессиональные стандарты, компетенции, цифровизация
ктуальность совершенствования подготовки специалистов в области метрологии, стандартизации и технического регулирования обусловлена устойчивой потребностью в них различных отраслей российской экономики. Рост потребности в кадрах, обладающих современными компетенциями, напрямую связан с научно-технологическим развитием страны, структурной трансформацией ее экономики, ростом инвестиций в основной капитал, выходом на ускоренные темпы экономического развития [1, 2].
В России создана и постоянно совершенствуется система подготовки и переподготовки кадров метрологов и специалистов по стандартизации, включающая обучение на уровне среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, реализацию различных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) и курсы повышения квалификации [8].
Подготовка и переподготовка специалистов по метрологии и стандартизации
Республика Башкортостан — регион Российской Федерации с высоким промышленным потенциалом. Основные отрасли промышленного сектора — нефтеперерабатывающая, химическая, энергетическая, машиностроительная, добыча полезных ресурсов. Это обусловливает устойчивый спрос на квалифицированные кадры, в том числе в области метрологии и стандартизации. Однако подготовка инженеров-метрологов и инженеров по стандартизации началась в регионе только в конце XX — начале XXI века.
Подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров по метро-
логии и стандартизации в республике осуществляют Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) на кафедре «Стандартизация и метрология» и Башкирский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС) на кафедрах «Стандартизация, метрология и управление качеством» и «Менеджмент качества». Основные задачи этих учреждений — качественное комплексное оказание образовательных услуг, содействие активному распространению в регионе отечественного и зарубежного практического и научного опыта. Занятия ведут доктора и кандидаты наук, научно-педагогические работники — специалисты профильных направлений деятельности.
Одна из функций дополнительного профессионального образования (ДПО) — подготовка слушателей в соответствии с потребностями рынка труда. Поэтому обучение студентов в УГАТУ и слушателей Башкирского филиала АСМС осуществляют не только ученые и преподаватели лучших вузов республики, действующие технические эксперты, но и специалисты ЦСМ Башкортостана, обладающие, помимо теоретического, большим практическим опытом.
В Центре стандартизации и метрологии студенты и слушатели проходят все виды практик, выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы, занимаются научно-исследовательской работой. Практические занятия ведутся в аккредитованных лабораториях, оснащенных современным и инновационным метрологическим оборудованием. Центр содействует также последующему трудоустройству выпускников.
Неоценимую поддержку в подготовке кадров оказывают крупнейшие
Компетентность / Competency (Russia) 8/2021
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
ОБУЧЕНИЕ 7
промышленные объединения и компании республики, например ПАО «ОДК-УМПО» и т.д. Студенты и слушатели проходят практику на предприятиях и в организациях многих отраслей промышленности Уфы, других городов республики, различных регионов Российской Федерации.
Студенты-старшекурсники, обучающиеся в УГАТУ по направлению подготовки бакалавра или магистра «Стандартизация и метрология», параллельно могут пройти обучение в Башкирском филиале АСМС (учебной) по программе подготовки поверителя. Это существенно сокращает срок их адаптации к последующей профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте и повышает заинтересованность работодателей в таких выпускниках.
Здесь мы четко видим формирование двух «треугольников» с заинтересованными сторонами в его вершинах. Первый «треугольник»:
► обучающийся (студент, слушатель);
► образовательное учреждение высшего образования;
► образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
Второй «треугольник»:
► обучающийся (студент, слушатель);
► образовательное учреждение;
► работодатель.
Такая устойчивая конструкция позволяет оперативно реагировать на изменения требований образовательных и профессиональных стандартов, а также потребностей работодателей.
При приеме на работу выпускников высшего и среднего профессионального образования предприятия, как правило, отдают предпочтение тем, кто прошел профессиональную переподготовку или повысил квалификацию в области стандартизации, метрологии и управления качеством в Башкирском филиале АСМС. Поскольку предприятие в этом заинтересовано, мы считаем, что обучение студентов на курсах повышения квалификации должно проходить за счет работодателя. Но этот вопрос решается очень трудно.
Основные предпосылки трансформаций компетенций в области метрологии и стандартизации связаны с развитием цифровых технологий, определяющих темпы экономического роста
Проведенный нами анализ конкурентной среды (программы обучения, ценовая политика) показал, что обучение по направлениям, относящимся к компетенции Росстандарта, в регионе ведут несколько частных организаций. Правовым основанием для подобной деятельности в сфере ДПО является наличие лицензии на оказание образовательных услуг. К сожалению, некоторые организации выигрывают конкурсный отбор по критерию «Цена» за счет ее искусственного снижения, не имея при этом необходимого кадрового потенциала, оснащенных в полной мере учебных аудиторий и оборудования. Такой, на наш взгляд, формальный подход, реализуемый в частных организациях, способствует снижению качества подготовки специалистов в области метрологии и стандартизации, что, в свою очередь, может негативным образом сказаться на результатах производственных процессов. Считаем необходимым выработать нормативно-правовые меры поддерж-
Сайт Башкирского филиала ФГАОУ ДПО АСМС [Bashkir branch of FSAEI FVT ASMS website]
8 ОБУЧЕНИЕ
Компетентность / Competency (Russia) 8/2021
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
справка
Башкирский филиал АСМС —
узкоспециализированное государственное образовательное учреждение, созданное в 2007 году для переподготовки и повышения квалификации кадров в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений (приказ от 1.08.2007 № 2062). Филиал имеет современную материальнотехническую базу, хорошо оборудованные учебные классы, современную систему дистанционного обучения на базе Moodle
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» —
высшее техническое учебное заведение, расположено в городе Уфе. Дата основания — 1932 год
ФБУ «ЦСМ Республики Башкортостан» — один из крупнейших региональных центров Росстандарта, история которого начинается с 1902 года как 20-й поверочной палатки, созданной в Уфе по инициативе Д.И.Менделеева
ки реализации узкоспециализированных образовательных программ Академии стандартизации, метрологии и сертификации, ее структурных подразделений и усилить контроль за результатами обучения во всех образовательных учреждениях. В противном случае доля недобросовестных организаций на рынке образовательных услуг в сфере ДПО будет увеличиваться.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Росстандарта от 14.03.2018 № 467 «О подготовке кадрового состава в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений» руководителям федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росстандарту, всем сотрудникам ведомства рекомендовано пройти курсы дополнительного профессионального образования в системе АСМС. Считаем, что обучение сотрудников нужно проводить не только в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, но и по другим востребованным программам повышения квалификации, реализуемым в Академии.
Формирование компетенций в области метрологии и стандартизации с учетом требований ФГОС ВО и профессиональных стандартов
В последние годы в сфере отечественного высшего образования происходят изменения, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) поколения 3++, в которых компетенции, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, определяются образовательными учреждениями самостоятельно на основе требований соответствующих профессиональных стандартов.
Так, в августе 2020 года приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации были утверждены ФГОС ВО поколения 3++ подготовки бакалавров 27.03.01 и магистров 27.04.01 по направлению «Стан-
дартизация и метрология». В них приводятся два профессиональных стандарта, соответствующие профессиональной деятельности выпускников:
40.010 «Специалист по техническому контролю качества продукции», 40.012 «Специалист по метрологии» [4-7]. При разработке образовательными организациями своих основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования на основе принятых ФГОС ВО поколения 3++ недостающие компетенции формулируются путем анализа накопленного отечественного и зарубежного опыта, потребностей рынка труда и других важных факторов.
В этой связи возникает вопрос, касающийся разработки актуальных профессиональных компетенций в области метрологии и стандартизации, которые будут востребованы работодателями, по крайней мере, в ближайшей перспективе [10]. Конечно, самое простое решение — использование в разрабатываемых ОПОП высшего образования профессиональных компетенций, составленных на основе требований предыдущих ФГОС ВО поколения 3+. Однако необходимо помнить, что подходы к формулированию профессиональных компетенций в образовательных стандартах, с одной стороны, и обобщенных трудовых функций в профессиональных стандартах, с другой стороны, заметно отличаются друг от друга. В последнем случае они более конкретные и практико-ориентированные.
Поэтому вопросы формирования компетенций студентов и слушателей в области метрологии и стандартизации остаются актуальными и их решение основывается, в частности, на накопленном опыте преподавания профильных учебных дисциплин, проведения всех видов практик, выполнения курсовых, выпускных квалификационных и выпускных аттестационных работ.
Накопленный практический опыт позволяет утверждать, что наиболее востребованными при подготовке бакалавров по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология» являются компетенции, сформулирован-
Компетентность / Competency (Russia) 8/2021
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
ОБУЧЕНИЕ 9
ные на основе следующих трудовых функций профессионального стандарта 40.012 Специалист по метрологии:
► B/01.5 Выполнение особо точных измерений для определения действительных значений контролируемых параметров;
► B/02.5 Метрологический надзор за соблюдением правил и норм обеспечения единства измерений, состояния и применения средств измерений;
► B/03.5 Контроль и обновление эталонной базы, поверочного оборудования и средств измерений;
► B/04.5 Поверка (калибровка) сложных средств измерений;
► B/05.5 Разработка календарных планов и графиков проведения поверок средств измерений;
►B/06.5 Метрологическая экспертиза технической документации;
► B/07.5 Разработка методик измерений и испытаний;
► B/08.5 Аттестация испытательного оборудования и специальных средств измерений;
► B/10.5 Разработка и внедрение нормативных документов организации в области метрологического обеспечения;
► B/12.5 Составление локальных поверочных схем по видам измерений.
Аналогично можно утверждать о востребованности компетенций на основе следующих трудовых функций профессионального стандарта
40.010 Специалист по техническому контролю качества продукции:
► А/01.5 Анализ качества сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
► А/02.5 Инспекционный контроль производства;
► А/03.5 Внедрение новых методов и средств технического контроля;
► А/04.5 Проведение испытаний новых и модернизированных образцов продукции.
При подготовке магистров по направлению 27.04.01 Стандартизация и метрология на первое место выходят профессиональные компетенции, связанные с организацией работ в области систем метрологического обеспечения измерений, технического контроля,
Применение комплексного подхода к подготовке и переподготовке специалистов в области метрологии и стандартизации позволит сформировать современные профессиональные компетенции
стандартизации, качества, аккредитации, оценки и подтверждения соответствия. Таким образом, компетенции могут быть сформулированы с учетом следующих трудовых функций профессионального стандарта 40.012 Специалист по метрологии:
► C/01.6 Организация работ по поверке (калибровке) средств измерений в подразделении;
► C/02.6 Организация работ по обновлению эталонной базы, поверочного оборудования и средств измерений;
► C/03.6 Анализ состояния метрологического обеспечения в подразделении метрологической службы организации;
► C/04.6 Подготовка подразделения метрологической службы организации к прохождению аккредитации в области обеспечения единства измерений;
► C/06.6 Организация работ по метрологической экспертизе технической документации;
а также профессионального стандарта
40.010 Специалист по техническому контролю качества продукции:
► В/02.6 Организация и контроль работ по предотвращению выпуска бракованной продукции;
► C/01.7 Разработка, внедрение и контроль системы управления качеством продукции в организации;
► C/02.7 Организация работ по разработке и внедрению новых методов и средств технического контроля;
► C/03.7 Контроль соблюдения нормативных сроков обновления продукции и подготовки ее к аттестации и сертификации;
► C/04.7 Организация работ по анализу претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию.
10 ОБУЧЕНИЕ
Компетентность / Competency (Russia) 8/2021
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
В России до сих пор отсутствует универсальный профессиональный стандарт «Специалист по стандартизации», положения которого можно было бы применять в разных отраслях экономики
Очевидно, что трудовые функции, приведенные в данных профессиональных стандартах, являются базовыми для любого инженера-метроло-га, но они не отражают современных тенденций научно-технического развития метрологии, ее цифровизации, формирования единого цифрового метрологического пространства. Поэтому основные современные тенденции развития метрологии и стандартизации должны быть учтены при формировании профессиональных компетенций конкретной ОПОП образовательного учреждения высшего образования.
Трансформация компетенций в области метрологии и стандартизации на современном этапе развития экономики страны
Сегодня метрология, стандартизация и техническое регулирование (сертификация) предлагают выпускнику широкое поле профессиональной деятельности. Отметим, что в разное время каждая из этих составляющих оказывалась более востребованной и работодателями, и молодыми специалистами.
Так, двадцать лет назад большое внимание уделялось сертификации продукции, это направление быстро развивалось, появилась система обязательной сертификации ГОСТ Р, на основе требований стандарта ИСО 9001 возникли системы менеджмента качества и другие системы менеджмента.
В последние годы наиболее востребованы компетенции в области метрологии, автоматизации измерений, проведения испытаний, технологии технического контроля, подготовки
к аккредитации измерительных и испытательных лабораторий, испытательного оборудования.
В настоящее время работы по стандартизации находятся в тени других видов профессиональной деятельности наших выпускников. Вероятно, потому что долгие годы законодательная база в области стандартизации не отвечала реальным потребностям страны. Ситуация начала меняться к лучшему с принятием Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и последующих изменений к нему [3]. Согласно данному Федеральному закону одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации стала подготовка кадрового состава (статья 7, пункт 4).
Для эффективной реализации этого направления требуются совместные усилия Минпромторга России, Рос-стандарта, Минобрнауки России, промышленности и бизнеса, других заинтересованных сторон. К сожалению, в стране до сих пор отсутствует универсальный профессиональный стандарт «Специалист по стандартизации», положения которого можно было бы применять в разных отраслях экономики.
При прохождении практики в отделах стандартизации, других профильных подразделениях предприятий и учреждений студенты нечасто получают задания по разработке стандартов организаций либо технических условий на новую продукцию. Исключение составляют документированные процедуры систем менеджмента качества. На наш взгляд, это связано с тем, что инновационная продукция и соответственно технологии ее производства внедряются медленно.
Проходя практику на предприятиях авиационной промышленности и в отраслевых НИИ, студенты замечают, что там по-прежнему используются отраслевые стандарты (ОСТы) 70-80-х годов прошлого века. Некоторые из них не потеряли своей актуальности, другие безнадежно устарели, но в любом случае все они требуют
Компетентность / Competency (Russia) 8/2021
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
пересмотра. Это говорит о необходимости активизации работ по стандартизации на отраслевом уровне и/или уровне госкорпораций с соответствующей поддержкой, в том числе финансовой.
В последние годы под руководством Росстандарта работа в области национальной и межгосударственной стандартизации активизировалась. Обновлены законодательная и нормативная базы, принимаются и реализуются годовые программы национальной стандартизации. Тем не менее, необходима дальнейшая проработка законодательной и нормативной баз с целью создания современной системы, мотивирующей на постоянное обновление документов по стандартизации, действующих на территории Российской Федерации.
В целом, основные предпосылки трансформаций компетенций в области метрологии и стандартизации связаны с развитием цифровых технологий, определяющих темпы экономического роста. Происходящее в этой сфере технологическое развитие оказывает влияние на структуру требований, предъявляемых к современным специалистам по метрологии и стандартизации.
Немаловажную роль играет мотивация талантливой молодежи и выпускников на активное участие в рабоСписок литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 26.08.2021).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»; http://govemment.ru/docs/36310
(дата обращения: 26.08.2021).
3. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации; http:// consultant.ru.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология, утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 7.08.2020 № 943.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — магистратура по направлению подготовки 27.04.01 Стандартизация и метрология, утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.08.2020 № 901.
6. Профессиональный стандарт «Специалист по метрологии», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.06.2017 № 526н (зарег. Минюстом России 24.06.2017, рег. № 47507).
7. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2017 № 292н (зарег. Минюстом России 6.04.2017, рег. N 46271).
8. Окрепилов М.В., Литвинов Б.Я. ВНИИМ: подготовка специалистов-метрологов в сфере высшего образования // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 5.
9. Метрологическое образование в России: итоги и перспективы / А.Н. Пронин [и др.] // Эталоны. Стандартные образцы. — 2020. — Т. 16. — № 3. DOI: 10.20915/2687-0886-2020-16-3-63-69.
10. Пронякин В.И., Каперин П.А. Профессиональные и образовательные стандарты: проблемы внедрения и применения // Компетентность. — 2019. — № 1.
ОБУЧЕНИЕ 11
тах по метрологии и стандартизации.
Сегодня в России гранты или стипендии молодым ученым и инженерам за практически значимые исследования и разработки в области метрологии, стандартизации и сертификации на национальном уровне не присуждаются. Считаем, что такие гранты и стипендии целесообразно учредить с привлечением ресурсов крупного бизнеса и других заинтересованных сторон.
Только применение комплексного подхода к подготовке и переподготовке специалистов в области метрологии и стандартизации позволит сформировать современные профессиональные компетенции.
Заключение
Сегодня чрезвычайно актуальной остается задача активизации работ по метрологии и стандартизации, соответствующих цифровой экономике, выполняемых на разных уровнях — от конкретного предприятия и организации до национального, межгосударственного и международного уровней. Подготовка специалистов по метрологии и стандартизации, обладающих требуемыми компетенциями, может быть осуществлена только при применении комплексного подхода в тесном взаимодействии всех за- Статья поступила интересованных сторон. ■ в редакцию 4.08.2021
12 TRAINING
Kompetentnost / Competency (Russia) 8/2021
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
On Specialists Training in the Field of Metrology and Standardization in Republic of Bashkortostan
M.I. Biryukov1, Bashkir Branch of FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training)
(FSAEI FVT ASMS), [email protected]
E.V. Safin2, Bashkir Branch of FSAEI FVT ASMS, FSBEI HE Ufa State Aviation Technical University, Assoc. Prof. PhD (Sc.) A.M. Galiullina3, 4, Bashkir Branch of FSAEI FVT ASMS, Assoc. Prof. PhD E.R. Strel’nikova4, 5, Bashkir Branch of FSAEI FVT ASMS
1 Director, Ufa, Bashkortostan Republic, Russia
2 Head of Department, Ufa, Bashkortostan Republic, Russia
3 Head of Section, Ufa, Bashkortostan Republic, Russia
4 Senior Lecturer, Ufa, Bashkortostan Republic, Russia
5 Deputy Director, Ufa, Bashkortostan Republic, Russia
Citation: Biryukov M.I., Safin E.V., Galiullina A.M., Strel'nikova E.R. Оп Specialists Training in the Field of Metrology and Standardization in Republic of Bashkortostan, Kompetentnost’/ Competency (Russia), 2021, no. 8, pp. 6-12. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-8-06-12
key words
personnel retraining, advanced training, professional standards, competencies, digitalization
References
We analyzed the generalized experience, problems and prospects of training specialists in metrology and standardization on the example of two educational institutions of Bashkortostan Republic. These are the Ufa State Aviation Technical University and the Bashkir branch of the ASMS. We have studied the principles of the formation of competencies in the field of metrology and standardization, taking into account the requirements of federal educational standards of higher education and professional standards, the transformation of these competencies at the current stage of the development of the country’s economy.
We found out that the main prerequisites for the transformation of competencies in the field of metrology and standardization are associated with the development of digital technologies that determine the pace of economic growth. We believe that the task of activating the work on metrology and standardization corresponding to the digital economy remains relevant, and the training and retraining of specialists in metrology and standardization with the required competencies corresponding to the digital economy, professional development can be carried out only with the application of an integrated approach in close cooperation of all interested parties. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. RF President Decree of 21.07.2020 N 474 On the national Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030; http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (app.: 26.08.2021).
2. RF Government Decree оf 29.03.2019 N 377 On approval of the State program of the Russian Federation Scientific and Technological Development of the Russian Federation; http://government.ru/docs/36310 (app.: 26.08.2021).
3. RF Federal Law оf 29.06.2015 N 162-FZ On Standardization in the Russian Federation; http:// consultant.ru.
4. Federal state educational standard of higher education — bachelor course in the direction of training 27.03.01 Standardization and Metrology, app. RF Ministry of science and higher education Order оf 7.08.2020 N 943.
5. Federal state educational standard of higher education — magistracy in the direction of training 27.04.01 Standardization and Metrology, app. RF Ministry of science and higher education Order оf 11.08.2020 N 901.
6. Professional standard Metrology specialist, app. by RF Ministry of labor and social protection Order оf 29.06.2017 N 526н.
7. Professional standard Specialist in technical quality control of products, app. by RF Ministry of labor and social protection Order оf 21.03.2017 N 292н.
8. Okrepilov M.V., Litvinov B.Ya. VNIIM: training of metrologists in the field of higher education, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2019, no. 5, pp. 12-17.
9. Pronin A.N. [et al.]. Metrological education in Russia: results and prospects, Standards. Standard samples, 2020, vol. 16, no. 3, pp. 63-69. DOI: 10.20915/2687-0886-2020-16-3-63-69.
10. Pronyakin V.I., Kaperin P.A. Professional and educational standards: problems of implementation and application, Kompetentnost', 2019, no. 1, pp. 4-13.