Научная статья на тему 'Образовательные риски в рамках когнитивного менеджмента: теоретические аспекты'

Образовательные риски в рамках когнитивного менеджмента: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE HIGHER EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / RISK MANAGEMENT / КОГНИТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / KOGNITIVNOST / ADOPTION OF ADMINISTRATIVE DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Елена Николаевна

В условиях реформирования образования, инновирования форм, средств, и технологий обучения актуализируются вопросы трансформации систем управления образованием. Определение когнитивного менеджмента в качестве парадигмы управления способствует снижению неопределенности при принятии управленческих решений; важную роль при этом играет выявление рискообразующих факторов. Автором выявлены и классифицированы риски образовательной организации; определено их место и предложена система менеджмента качества процесса управления рисками в рамках когнитивного менеджмента, которая является основой ресурсов образовательной организации, и позволяет выстроить цепочку (ландшафт) остальных процессов. Статья предназначена для исследователей, сотрудников структур управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RISKS WITHIN THE FRAMEWORK OF COGNITIVE MANAGEMENT: THEORETICAL ASPECTS

In the conditions of reforming of education, an innovirovaniye of forms, means, and technologies of training questions of transformation of control systems of education are staticized. Definition of cognitive management as a paradigm of management promotes decrease in uncertainty at adoption of administrative decisions and an important role is played at the same time by identification of riskoobrazuyushchy factors. The author has revealed and classified risks of the educational organization, opredeleleno their place and the quality management system of process of management of risks within cognitive management which is a basis of resources of the educational organization is offered, and allows to build a chain (landscape) of other processes. Article is intended for researchers, the staff of structures of management of education.

Текст научной работы на тему «Образовательные риски в рамках когнитивного менеджмента: теоретические аспекты»

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РИСКИ В РАМКАХ КОГНИТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Е.Н. Прокофьева1

'Статья подготовлена в рамках проекта 27.7428.2017/8.9 «Исследование и анализ современных

методологически, психолого-педагогических, научно-методических и социологических исследований в сфере

профессионального образования»

Аннотация. В условиях реформирования образования, инновирования форм, средств, и технологий обучения актуализируются вопросы трансформации систем управления образованием. Определение когнитивного менеджмента в качестве парадигмы управления способствует снижению неопределенности при принятии управленческих решений; важную роль при этом играет выявление рискообразующих факторов. Автором выявлены и классифицированы риски образовательной организации; определено их место и предложена система менеджмента качества процесса управления рисками в рамках когнитивного менеджмента, которая является основой ресурсов образовательной организации, и позволяет выстроить цепочку (ландшафт) остальных процессов. Статья предназначена для исследователей, сотрудников структур управления образованием.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, управление рисками, риск-менеджмент, когнитивность, образовательная система, принятие управленческих решений.

EDUCATIONAL RISKS WITHIN THE FRAMEWORK OF COGNITIVE MANAGEMENT: THEORETICAL ASPECTS

Е. Prokofievа

Abstract. In the conditions of reforming of education, an innovirovaniye of forms, means, and technologies of training questions of transformation of control systems of education are staticized. Definition of cognitive management as a paradigm of management promotes decrease in uncertainty at adoption of administrative decisions and an important role is played at the same time by identification of riskoobrazuyushchy factors. The author has revealed and classified risks of the educational organization, opredeleleno their place and the quality management system of process of management of risks within cognitive management which is a basis of resources of the educational organization is offered, and allows to build a chain (landscape) of other processes. Article is intended for researchers, the staff of structures of management of education.

Keywords: educational organization of the higher education, risk management, risk management, kognitivnost, educational system, adoption of administrative decisions.

В настоящей реальности риск пронизывает все стороны жизнедеятельности людей, являясь их незаменимым спутником. Необходимость понимания риска как сложного неоднозначного явления, включающего в себя противоположные начала - созидательного и разрушительного, отмечают многие исследователи. Е.Н. Горкалиева определяет, что: «...удовлетворенность человечества заключается в

самосовершенствовании во всех его пониманиях, которое является маркером выбора и решения, иными словами - риск» [1].

Т.В. Керимова считая риски способом существования и развития, утверждает, что «все заведомые свершения человека являются результатом его сознательных рискованных усилий» [4]. В этом же ключе выступает и другой отечественный исследователь - В.И. Зубков,

определяя риск как позитивную составляющую деятельности: «...риск задумывается с перспективой на достижение цели, но его результатом может быть как успех, так и неуспех» [5].

Функционированию образования как социальной системе, очевидно, присущи свои особые риски, связанные с высокой динамичностью и активностью,

множественностью возникающих

образовательных связей и взаимоотношений [10]. С точки зрения предупреждения рисков, особый интерес представляет контекст достижения качества образования, при том, что с позиций менеджмента качества анализ, учет и предупреждение рисков являются

стандартизированными требованиями [2]. При этом следует учитывать, что к определению

качества образования необходим многосторонний подход, в котором затрагиваются как внешние, так и внутренние цели, стоящие перед образовательной организацией и образованием в целом. Таким образом, управление рисками определено как необходимый структурный элемент современного управления образованием, имеющим свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Достижение эффективности функционирования образования, (качество образования) может быть осуществлено только в рамках системного подхода, который в риск-менеджменте является самым распространённым [3].

Согласно исследованию Европейской Комиссии TEMPUS в области управления высшим образованием в странах-участниках проекта главной трудностью в задачах повышения эффективности менеджмента является «неразвитость структур управления», под которой понимается «состав, способ деятельности, культура, понимание роли и полномочий органов управления» [8], при этом, в рамках данного документа дается универсальное, на наш взгляд, разделение понятий «менеджмент» и «управление»; их взаимосвязь и границы.

Авторы обзора (Джон Рейли и Ард Юнгсма) считают, что управление образованием представлет собой некую рамочную структуру, в пределах которой образовательная организация «последовательно и согласованно достигает своих целей, решает задачи и реализует политику в области образования», определяя зоны ответственности и нормативную базу образовательной деятельности, осуществляя принятие стратегических решений;

образовательный менеджмент, в свою очередь, связан с контролем соблюдения правил и регламентов, эффективностью и качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией, реализуя оперативное управление образовательными процессами.

В рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» занимается научными исследованиями в области когнитивного моделирования, в том числе, рассматривая и потенциал когнитивного менеджмента применительно к образовательным организациям высшего образования. Особенно важным, по мнению исследователей этой научной школы, является сама многозначность

«когнитивности» в управлении образованием: знания о способах и закономерностях функционирования самой системы, ее элементов (образовательных организаций) - описания; «знания» самой образовательной организации высшего образования, определяемые ее традициями, местом и ролью в системе образования страны, региона, города; «знания» как образовательный ресурс организации, включающие в себя предметные, социальные, педагогические направления и прочее» [7].

Когнитивность в контексте менеджемента означает использование когнитивного капитала системы образования и образовательных организаций, заключающегося в «результатах воздействия человеческого капитала на накопленный интеллектуальный капитал и технологии» [9], то есть использование знаний, закономерностей, традиций образовательной деятельности для снижения неопределенности управления. В контексте когнитивной парадигмы управления образованием [6], анализ рисков способен обеспечить прогностическое управление, основанное на выявлении причин отклонений планируемых результатов образовательной деятельности и использование этих знаний при планировании и координации управленческих стратегий. То есть, возникает потребность в проведении не только идентификации рисков, но и в их систематизации, анализе, корреляции между собой; в определении степени влияния на реализацию миссии, видение, стратегических и оперативных целей образовательной организации [7].

Итак, когнитивное представление об образовательных рисках, необходимость их выявления и определения способов и механизмов их стагнации позволяет рассмотреть риск, как:

- событие, допустимость которого прогнозируется;

- фактор, возможно оказывающий воздействие на состояние процессов;

- условие, которое определяет вероятность нового события;

- итоговый продукт деятельности или процесса.

Образовательные организации в своей практике сталкиваются с различными видами рисков, классифицированных автором, см. рис. 1, различимых по характеру и принадлежности возникновения, имеющих связь между собой и оказывающих прямое или косвенное влияние на образовательную деятельность.

Финансовые риски

Риски информационной безопасности

Риски образовательной организации

Материальные риски

Риски образовательной деятельности

Риски работников образования

Рисунок 1. - Риски образовательной организации

Поскольку образовательная организация представляет собой открытую социальную и подвижную систему, то для ее развития необходимо строить прогнозы приближения рискового события и прибегать к мерам по снижению степени риска, то есть обеспечить выявление положительных и отрицательных последствий наступления рисковых событий. В образовательных организациях процесс

управления рисками вписывается в общую систему менеджмента качества, являясь ядром при принятии стратегических тактических управленческих решений в рамках когнитивного менеджмента, позволяя определить ландшафт остальных управляемых процессов.

Процесс управления рисками

образовательной организации реализуется через серию процессов, см. рис. 2.

Планирование управления рисками

Качественная оценка рисков

Мониторинг и контроль рисков

Планирование реагирования на риски

Количественная оценка рисков

Идентификация рисков

Выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками вуза

Определения рисков, способных повлиять на образовательную деятельность

Количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на образовательную деятельность вуза

Качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на деятельность вуза

Рисунок 2. - Процессы управления рисками

Определение рискообразующих факторов задает вектор управления рисками и определяет их потенциал в рамках когнитивного менеджмента. Это связано с тем, что рискообразующие факторы, неблагоприятно воздействующие на процесс, могут

трансформироваться и в положительное влияние на результат. То есть, несмотря на схожую в ряде случаев природу развития фактора риска, управление им должно быть отличным в зависимости от текущего его влияния либо на процесс, либо на результат.

Опора на системный подход позволяет разделить все рискообразующие факторы на две большие группы - факторы субъективного и объективного порядка.

Такое ранжирование ориентировано на выявление и дифференцированную оценку рисков и угроз состоянию и перспективам

реализации образовательной деятельности в текущих фиксированных условиях. Возвращаясь к проблеме идентификации рискообразующих факторов, имеющих перманентный характер, следует отметить поступательное смещение ее акцентов в сторону актуализации явлений и процессов, см. рис. 3.

Рисунок 3. - Классификация рискообразующих факторов внутреннего порядка

Поскольку количество рискообразующих факторов, оказывающих влияние на один риск в рамках образовательной деятельности, может исчисляться десятками и сотнями, классификация факторов рисков несоизмеримо сложнее

классификации рисков, см. таблицу 1. В основном, при анализе рискообразующих факторов рекомендуется выявлять их по группам в зависимости от воздействия на конкретный вид риска.

Таблица 1. - Классификация рискообразующих факторов внутреннего порядка

Классификационный признак Факторы косвенного влияния Оказывает опосредованное влияние

Виды Характеристика

1. По среде воздействия внутренние Все действия, процессы и предметы, причиной которых является деятельность образовательной организации

внешние (политические, социально-экономические, экологические, научно-технические) Все действия и процессы, не зависящие от образовательной организации

2. По степени влияния учреждения на воздействие этих факторов объективные Причины, на которые образовательная организация не может оказывать воздействие

субъективные Факторы, регулируемые образовательной организацией

3. По количеству подпадающих под влияние рисков нейтивные Рискообразующие факторы, которые воздействуют только на конкретный вид риска

интегральные Факторы, оказывающие воздействие сразу на несколько видов риска

4. По направлению влияния на риск факторы прямого влияния Факторы, непосредственно влияющие на конкретные виды рисков

Большинство рискообразующих факторов являются так называемыми интегральными (обобщенными) факторами риска и одновременно

воздействуют на риски нескольких видов. Достаточно одного интегрального фактора для обязательного комплексного анализа всех

связанных с ним видов рисков. На определенные виды рисков образования может оказывать воздействие большое количество

рискообразующих факторов, одним из которых являются нейтивные (уникальные) факторы этого риска, другие - интегральные, воздействующие единовременно и на другие риски.

Мы считаем целесообразным внедрять этапы риск-менеджмента для адекватной оценки рисков в образовательной организации при реализации задач когнитивного менеджмента. Согласно представленной схеме, см. рис. 4 задаются этапы оценки риска в образовании (1 - 5), результатом которых будут являться определение

количественных показателей риска и возможные альтернативные сценарии развития

неблагоприятных событий. Цель этапов управления рисками (6 - 8) будет заключаться в определении мероприятий, позволяющих сократить уровень риска до «приемлемой величины» и реализовать мониторинг изменения в состоянии образовательной деятельности. Таким образом, первый блок определяет ряд факторов, которые в той или иной степени имеют отношение к инициированию неблагоприятных событий, а второй блок обусловливает процесс анализа комплекса факторов, которые имеют место в практике образования.

1. Идентификация риска

I блок. ОЦЕНКА

2. Оценка вероятностей возникновения рисковой ситуации

V V

3. Определение структуры возможного социально-экономического ущерба —> 4. Определение вероятностного социально-экономического ущерба последствий негативного события

н

5. Оценка величины риска

6. Оценка эффективности методов и мер воздействия на риск

7. Принятие мер по обеспечению риск-решений

8. Мониторинг, аудит

II блок. УПРАВЛЕНИЕ

Рисунок 4. - Блок-схема этапов риск-менеджмента в образовательной организации

Внедрение предложенной автором подсистемы управления рисками в образовательной организации позволит: составить реестр рисков образовательной организации; провести систематизацию и оценку качественных и количественных рисков; произвести выборку способов и методов реагирования на риски; досконально проработать

мероприятия по управлению рисками и обеспечить их регулярный мониторинг. Таким образом, интеграция риск-менеджмента и когнитивного менеджмента будет способствовать повышению результативности образовательной деятельности в контексте достижения качества образования с учетом специфики каждой образовательной организации.

Литература:

1. Горкалиеева Е.Н. Когнитивность в современном образовании / Е.Н. Горкалиева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2(5). - С. 1134-1138.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Национальный стандарт

российской федерации системы менеджмента качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://docs.cntd.ru/document/1200124394

3. Егорушкина Т.Н., Ковляметов Д.Д. Значение риск-менеджмента в управлении рисками на предприятии [Электронный ресурс] / Т.Н. Егорушкина,

Д.Д. Ковляметов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 435-439. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46262.htm

4. Захарова Е.Н., Погорелова М.Н., Чермит К.Д. Когнитивное моделирование в управлении качеством образования / Е.Н. Захарова, М.Н. Погорелова, К.Д. Чермит // Среднее профессиональное образование. -2008. - № 8. - С. 51-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Игнатьева Е.Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования / Е.Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 122-130.

6. Левина Е.Ю. Когнитивная парадигма управления образовательными системами / Е.Ю. Левина // Педагогический журнал Башкортостана. -2018. - № 2. - С. 24-30.

7. Левина Е.Ю. Методология информационно-

когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 17-22.

8. Рейли Д. Меняя правила: обзор проектов программы TEMPUS по управлению [Электронный ресурс] / Д. Рейли, А. Юнгсма. - Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/doc/impact08_ru.pdf

9. Рождественская Е.М., Цитленок В.С. Государственно-регулируемый конкурентно-рыночный порядок как категория экономики, основанной на знаниях / Е.М. Рождественская, В.С. Цитленок // Вестник Том. гос. ун-та. - 2015. - № 390. -C. 161-170.

10. Цветков В.Я. Информационный подход в управлении / В.Я. Цветков, А.Н. Корнаков // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 3. - С. 137138.

Сведения об авторе:

Прокофьева Елена Николаевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Prokofieva (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Institute of pedagogy, psychology and social problems, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.