МОДУЛЬ 3
«Календарные праздники и обряды» - содержит обширный этнографический и музыкальный материал, направленный на интенсивное освоение фольклорных традиций народного календаря.
Знакомство детей с земледельческим календарём - дети узнают об устаревших (архаичных) названиях месяцев и приметах, проводится организация постоянного наблюдения за природой в разное время года.
Знакомство с праздниками и обрядами народного календаря, обрядово - игровыми и песенными традициями. Организация и проведение народных праздников, развлечений.
Тема календарные праздники поделена на четыре цикла, отражающие времена года. Практический материал программы подобран в соответствии с народным календарем, где год традиционно начинается с весенних обрядов и праздников (пословицы, поговорки, календарные песни, приговоры, заклички, игры и забавы, а также хороводы и пляски)._
Выводы. Семейное образование в наше время становится популярным. Многие взрослые выражают желание воспитывать своих детей на веками отточенной народной мудрости, лучших образцах народно-певческого и театрального искусства в рамках своей семьи. Во многих педагогических вузах открывают профиль «Методика семейного образования», преподаватели пишут новые учебные программы для данного направления. Составление подобных программ в рамках изучения дисциплины «Традиции семейного музыкального фольклора» будут являться полезным методическим материалом для дальнейшей работы выпускников и студентов в процессе прохождения педагогической практики. Литература:
1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV.
2. Воронина, Н.И. Теоретическая культурология: учебник в 2-х частях для студентов вузов по направлению и специальности "Культурология" / Н.И. Воронина. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Саранск: Тип. "Красный Okt.", 2006. - 208 с. - ISBN 5-7493-1005-1. - EDN QVHMDP.
3. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1. / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.
4. Кислова, О.Н. Современные формы работы с фольклорным материалом в системе высшего образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-2. -С. 136-138. -EDNDHXUZJ.
5. Кислова, О.Н. Трансляция фольклорных традиций в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 188-192. - EDN QPEONY.
Педагогика
УДК 378.2
доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Игнатьева Полина Сергеевна
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Аннотация. Ключевую роль в обучении дошкольников выполняет игра как ведущий вид деятельности, в большей степени - дидактическая, активизирующая развитие различных форм познания (чувственное, рациональное), развитие эмоциональных, интеллектуальных и социальных навыков. Целью представленного в статье исследования является теоретическое обоснование и представление результатов апробация авторской комплексной дидактической игры «Дорога в школу», сконструированной и внедренной в практику дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дидактическая игра, интеллектуальная готовность, обучение в школе, дети 6-7 лет, дошкольное образование.
Annotation. The key role in teaching preschool children is played by the game as a leading type of activity, to a greater extent -didactic, activating the development of various forms of cognition (sensual, rational), the development of emotional, intellectual and social skills. The aim of the research presented in this article is the theoretical justification and presentation of the results of approbation of the author's complex didactic game, designed and implemented in the practice of preschool educational institution.
Key words: didactic game, intellectual readiness, school education, children 6-7 years old, preschool education.
Введение. Различные виды готовности к школе рассматриваются как важные аспекты успешного старта школьной жизни, как основа для эффективного освоения школьной программы. Однако, как отмечает С.А. Якимчук, у современных детей старшего дошкольного возраста наблюдается «отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности, что напрямую связано с различными проблемами обучения в школе» [11, С. 287]. Многие родители, подчеркивает исследователь, считают, что они (родители) «сами способны подготовить ребёнка к школе: обучают детей навыкам письма, счёта и чтения. Это убеждение является причиной родительских ошибок при подготовке детей к школе и родительских разочарований, когда выясняется, что их «читающий», «пишущий» и «считающий до тысячи» ребёнок оказывается среди неуспевающих потому, что он невнимателен, часто отвлекается на уроках, не может сосредоточиться на задании, медлителен и т.д.» [11, С. 290]. В последнее время воспитатели все чаще отмечают у детей «дефицит концентрации внимания, который характеризуется ситуативным поведением, повышенной рассеянностью. Такие дети не стремятся к смене впечатлений, быстро отвлекаются, разноплановые впечатления воспринимают поверхностно и фрагментарно, не анализирую и не связывая друг с другом» [12, С. 35].
Как важное педагогическое средство, которое может использоваться как метод обучения детей дошкольного возраста, как форма обучающей деятельности является дидактическая игра.
Изложение основного материала статьи. Психологическая готовность детей дошкольного возраста считается ключевым фактором успешного обучения (И.Н. Агафонова, Н.С. Акатова, А.В. Антюхина, Н.В. Бабкина, М.М. Безруких, А.К. Бондаренко, Е.М. Борисова, А.Л. Венгер, Н.Ф. Виноградова, Л.Р. Гаязова, К.М. Гуревич, Н.И. Гуткина, Е.И Касаткина,
Т.Н. Князева, Е.Е. Кравцова, В.Н. Кругликов, Н.В. Нижегородцева, А.З. Редько, Л.М. Шведова, С.А. Якимчук и др.). Авторы рассматривают различные подходы и средства, которые позволяют ребенку освоить необходимые знания и умения, развить навыки самостоятельности, творческого мышления и социальной адаптации.
Поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов в работе со старшими дошкольниками, направленных на формирование интеллектуальной готовности, не прекращается.
K.M. Гуревич и Е.М. Борисова [17] выделяют важные компоненты интеллектуальной готовности: способность к анализу, синтезу, конкретизации, обобщению, абстрагированию, сравнению, классификации, выделению существенных признаков, определению причинно-следственных связей и формулированию выводов. Исследователи также указывают на важность развития фонематического слуха и культуры речи.
К основным средствам интеллектуального развития детей можно отнести:
- художественные средства (художественная литература и изобразительное искусство способствуют развитию творческого и логического мышления у детей, позволяют расширить словарный запас);
- ТРИЗ и познавательно-исследовательскую деятельность;
- дидактическую игру и др.
Роль игры в развитии дошкольника чрезвычайно важна. Особую роль играет дидактическая игра. Согласно исследованиям A.B. Антюхиной [3], А.К. Бондаренко [6], В.Н. Кругликова [15], Л.М. Шведовой [19] и др., использование дидактических игр оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей. Дидактические игры способствуют плавному и безболезненному переходу от игровой деятельности к учебной (игра является своеобразным мостиком между ними).
В.Н. Кругликов [15] и Л.М. Шведова [19] подчеркивают ценность дидактической игры как средства развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, поскольку она интегрирует игровые аспекты с обучением, создавая благоприятную и интерактивную среду для развития когнитивных способностей и навыков у детей.
Специально разработанные дидактические игры могут стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать формированию таких интеллектуальных навыков, как умение размышлять, мыслить нешаблонно. Условием формирования этих навыков является развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и классификация.
Анализ психолого-педагогических исследований обратил наше внимание на тот факт, что, как правило, воспитатели умеют создавать эмоционально поддерживающую и комфортную для детей атмосферу в группе и хорошо организуют их работу, однако редко используют во время занятий с детьми, а тем более в свободное от занятий время, такие методы, которые способствовали бы развитию мышления и речи у воспитанников. Наши наблюдения также выявили недостатки в практике использования дидактических игр в ДОУ, недооценку ее потенциальных возможностей в процессе развития интеллектуальной готовности.
По нашему убеждению, дидактические игры могут сыграть важную роль в подготовке детей к школе: не только сделать обучение более интересным и привлекательным для детей, но и способствовать развитию их когнитивных навыков, социальных умений и самоорганизации.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ Петрозаводского городского округа. В экспериментальном исследовании приняли участие 34 ребёнка 6-7 лет, которые посещают подготовительные группы детского сада. Были выделены две группы детей: 16 детей (контрольная группа) и 18 детей (экспериментальная группа).
Мы определили показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению и подобрали соответствующие диагностические задания для каждого из компонентов мышления: методика «Анализ образца» (Е.А. Агаева), методика «Назови одним словом» (Е.А. Агаева), методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн), методика «Четвертый лишний» (Е.А. Агеева), методика «Классификация по заданному принципу» (Е.Л. Агеева), методика «Разрезные картинки» (Е.Л. Агеева).
Обозначим результаты экспериментальной работы. На констатирующем этапе большинство детей показали низкий и средний уровень сформированности компонентов мыслительной деятельности. На наш взгляд, это обусловлено недостаточным вниманием со стороны воспитателей к развитию таких важных операций мышления, как способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости и делать выводы. В результате проведенного констатирующего эксперимента было выявлено, что существует потребность в осуществлении психолого-педагогической работы, направленной на развитие основных мыслительных операций.
Игра является важной деятельностью для ребенка до его поступления в школу. Мы предположили, что использование авторской комплексной дидактической игры может стать эффективным средством для формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Нами была сконструирована и апробирована авторская комплексная дидактическая игра «Дорога в школу», направленная на развитие познавательных процессов, мыслительных операций, лежащих в основе интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Игра включает в себя 300 разнообразных субигр (в ней используются карточки, на которых содержатся субигры, направленные на развитие навыков выделения основных признаков объектов и явлений, их сравнения и сопоставления, на развитие умения обобщать и классифицировать объекты по определенным признакам, на развитие внимательности, находчивости, быстроты мышления и самоконтроль и др.). Разработанная игра предполагает возможность внесения множества разных модификаций (сначала это делает воспитатель, а позже сами дети предлагают новые правила известной им игры).
В процессе игры дети совершали различные интеллектуальные операции, обрабатывали информацию, анализировали ее и применяли полученные знания на практике. Дети проявляли свою фантазию, креативность и оригинальность в процессе игровой деятельности, создавали новые решения и идеи, мыслили нестандартно, находя нетривиальные подходы к решению задач. Комплексная дидактическая игра способствовала развитию коммуникативных и социальных навыков, поскольку дошкольники постоянно взаимодействовали, обменивались идеями и мнениями, учились договариваться и разрешать конфликты. Важно отметить, что комплексная дидактическая игра способствовала повышению интереса детей к обучению.
Как мы и ожидали, результаты контрольного эксперимента показали положительные изменения в оценке уровня интеллектуальной готовности детей к школе. В начале исследования лишь 28% детей из экспериментальной группы проявляли высокий уровень интеллектуальной готовности, но к концу исследования этот показатель вырос до 45%. В контрольной группе также наблюдалась динамика, однако результаты указывают на небольшой прогресс в формировании интеллектуальной готовности к школе. 25% детей оставались на высоком уровне как в начале года (констатирующий этап), так и в конце года (контрольный этап), и лишь 12,5% детей перешли с низкого уровня на средний уровень интеллектуальной готовности. В экспериментальной группе на начальном этапе было 22% детей с низким уровнем готовности, но к завершению исследования этот процент снизился до 14%, то есть часть детей смогла перейти с низкого уровня на средний и даже высокий уровень интеллектуальной готовности к школе. Обобщенные результаты, полученные в
экспериментальной и контрольной группах представлены в диаграмме (рис. 1).
50%
45°/«___ _ | ^^......
28% ^^ J/, J/0 ^ 25%
---... 22% 16%
25%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
• Контрольная группа, констатирующий этап
• Контрольная группа, контрольный этап Экспериментальная группа, констатирующий этап
• Экспериментальная группа, контрольный этап
Рисунок 1. Обобщённые результаты, полученные в экспериментальной и контрольной групп
Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что образовательная деятельность, направленная на развитие интеллектуальной готовности с помощью комплексной дидактической игры, оказала положительное влияние на процесс подготовки детей к школе.
Выводы. Фундамент интеллектуального развития личности закладывается в дошкольном возрасте, и поэтому познавательная активность ребенка в этот период имеет определяющее значение для его дальнейшего развития. Дидактическая игра является уникальным средством обучения.
Мы отмечаем, что активное использование дидактических игр в дошкольном образовании способствуют развитию инициативы детей в обучающих процессах, развитию познавательных навыков, делают обучение интересным, эмоциональным и помогают детям успешно справляться с поставленными задачами образовательной программы.
Результаты исследования подтверждают значимость использования дидактических игр в формировании интеллектуальной готовности детей к школе, а разработанная методика игры «Дорога в школу» и специальные карточки с логическими и занимательными заданиями оказались эффективными.
Внедрение подобных методик в практику дошкольных учреждений может значительно облегчить процесс адаптации детей к школе и способствовать успешному освоению учебного материала.
Литература
1. Антюхина, A.B. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / A.B. Антюхина. - Москва. -2011.-98 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Питер. - 2008. - 398 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение. - 1991. - 140 с.
5. Гуткина, Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии / Н.И. Гуткина // Вопросы психологии. -2003.-№1.-2003.-С. 17-27
7. Кругликов, В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - Санкт-Петербург, 2006. - 189 с.
9. Редько, А.З. Способы активизации познавательной деятельности дошкольников / А.З. Редько // Вестник науки. -2018. -№ 14.-С. 42-48
10. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта / Л.М. Шведова. - Москва: БАО-ПРЕСС: РИПОЛ классик, 2007. - 349 с.
11. Якимчук, С.А. Педагогические условия адаптации детей, проживающих в экстремальных климатических условиях, к школе / С.А. Якимчук // Сборник научных трудов «Человек и культурно-образовательная среда». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - С. 285-292
12. Якимчук, С.А. Факторы дисгармонии детской субкультуры, тенденции ее трансформации в современном социуме / С.А. Якимчук // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2022. - Выпуск 38. - С. 35.