Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Мотова Ирина Владимировна

В статье раскрыта актуальная тема исследования формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Рассматривается эффективность применения в образовательном процессе дидактической игры, как средства повышения уровня знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Мотова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF FORMING MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE

The article reveals the current topic of research on the formation of mathematical representations in older preschool children through didactic play. The article considers the effectiveness of the use of didactic games in the educational process, as a means of improving the level of knowledge and skills of older preschool children in direct educational activities for mathematical development.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент педагогического факультета Мотова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыта актуальная тема исследования формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Рассматривается эффективность применения в образовательном процессе дидактической игры, как средства повышения уровня знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию.

Ключевые слова: игра, игровая деятельности, дидактическая игра, математические представления, математическое развитие, образование, дошкольный возраст, мышление, развитие, познание.

Annotation. The article reveals the current topic of research on the formation of mathematical representations in older preschool children through didactic play. The article considers the effectiveness of the use of didactic games in the educational process, as a means of improving the level of knowledge and skills of older preschool children in direct educational activities for mathematical development.

Keywords: game, play activity, didactic game, mathematical representations, mathematical development, education, preschool age, thinking, development, cognition.

Введение. Математические знания в современном мире являются одними из самых важных и самых трудных для усвоения у современных детей, так как множество понятий являются абстрактными, а их применение требует выполнения сложных умственных действий, а мышление у большинства подрастающего поколения является наглядно-образным или «клиповым», что и вызывает затруднение в освоении элементарных знаний по математике уже на этапе дошкольного образования [5, С. 358].

Однако известно, что математика отлично развивает словесно-логическое мышление, что в свою очередь способствует всестороннему развитию личности. Именно поэтому в каждой программе по дошкольному образованию обозначены требования к познавательному развитию дошкольников, в эту область входит непосредственно образовательная деятельность по математике. Формирование математических представлений в дошкольной образовательной организации происходит, в основном, на специально организованных занятиях, но не следует забывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность [2, С. 29]. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989 год) и «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» (от 17 октября 2013 года) - игра является основным средством работы с дошкольниками; поэтому развитие не проходит без использования дидактической игры, которая помогает ребенку более качественно воспринять материал и суметь воспользоваться им.

Изложение основного материала статьи. В дошкольном возрасте превалирует игровая деятельность, являющаяся ведущим видом деятельности. Игра по сей день остается сложным и увлекательным явлением, которое привлекает внимание различных специалистов, занимающихся процессом обучения и воспитания растущих поколений.

Игра, как полагал Зигмунд Фрейд, выступает её изображением, а не выражением функции. Согласно Фрейду и его теории, игра полезна тем, что она способна вызывать процесс высвобождения эмоций с помощью удовлетворения. Игра позволяет раскрыть некую своеобразную энергию, направленную на познание себя [10, С. 234].

Колоссальную силу игры определял Ян Амос Коменский. Его суждения об игре были таковы: детская игра отражает существенные стороны окружающей действительности, которую наблюдают и изучают дошкольники.

При исследовании игры ученые определили её непостижимые богатства, многомерность проявлений. Йохан Хейзинга, гениальный нидерландский мыслитель, философ, историк двадцатого века заявляет, что понятие «человек играющий» имеет такую же функцию, как и «человек созидающий». Во многих своих работах, Хейзинга, понятие «игра» интегрирует в понятие «культура».

Даниил Борисович Эльконин, называл игру «огромной кладовой настоящей творческой мысли будущего человека» [11, С. 78], именно она дает возможность детям ориентироваться в окружающем их мире, которую н сможет дать ни одна другая деятельность. Игра заполняет собой каждый этап жизни дошкольников. Она свойственна дошкольному возрасту и при опытном руководстве со стороны воспитателя имеет возможность кардинально поменять отношение малыша к совместной деятельности.

В своём труде, «Психологические основы дошкольной игры» Леонтьев описывает становление детской ролевой игры: «... в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти операции (т.е. способов действия) - с другой» [8, с. 148]. Варианты действий могут быть замещены только игровым действием, тоже самое подобное осуществляется с предметными действиями, но содержание остается неизменным.

Отечественными учеными К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, С.А. Новоселовой, было выявлено то, что дети эффективно и быстро обучаются через игру.

Большой вклад в исследовании детской игры, принадлежит отечественным педагогам и психологам Е.А. Флериной, Л.С. Выготскому, Т.С. Комаровой, З.М. Богуславской и др.» [3, 4, 6, 7, 9]. Каждый ученый отметил в своих трудах, что обучающий эффект игры поясняется ярко проявляющимся интересом детей к игре.

В своих трудах доктор психологических наук, профессор Лидия Ильинична Божович писала, что собственно игру можно использовать как механизм перехода внешних требований в потребности самого ребенка, его «внутренней позиции».

Современными исследователями выделен большой спектр игровой деятельности направленных на развитие дошкольника:

- познавательная функция (расширение кругозора, позволяет познакомить воспитанников с основными структурными элементами продуктивной деятельности);

- функция направленная на развитие свойств и качеств интеллекта (формирование мыслительных операций, характерных возрасту);

- коммуникативная функция (обогащение словаря дошкольника, развитие речевых навыков);

- функция физического развития (развитие мелкой моторики, укрепление и сохранение психического и физического здоровья);

- функция приобретения опыта нравственного поведения в социуме (повышение уровня культуры и нравственности у воспитанников и их родителей);

- функция самореализации ребенка (развитие творческих способностей и самостоятельности);

- игротерапевтическая функция (создание ситуации успеха для каждого воспитанника, стимулирование роста адекватной самооценки).

Для детей, игровая деятельность - это средство самовыражения. В игре ребёнок может выполнять любые действия, вести себя так, каким он хочет быть. Развитие ролевого поведения у дошкольника, напрямую зависит от определенных воздействий взрослого. В детском саду, педагог лишь направляет и поддерживает игровую деятельность детей. С помощью наблюдения за игрой своих воспитанников, педагогу удастся лучше познакомиться со своими воспитанниками: их характер, привычки, лидерские и творческие потенциалы, что позволит ему отыскать наиболее верные пути взаимодействия с каждым из них. Игры сближают ребенка с педагогом, это немаловажное качество, которое поможет в дальнейшем организовать слаженную совместную работу педагога и воспитанника.

Одной из важнейших установок является: осознание себя как носителя прав. Образование и воспитание в области прав человека направлено на привитие ребенку осознанного отношения к правам и обязанностям, а также на передачу навыков, необходимых для осознания гражданственности.

Дидактическая игра занимает особое место среди всего ряда игр. Проблему дидактической игры изучали советские и зарубежные ученые, такие как: Н.Я. Михайленко, З.М. Богуславская, А.П. Усова и прочие, которые изучили ее в своих научных и методических работах во второй половине двадцатого века. Авторы выделили сущность и структуру дидактической игры, и специфику ее использования в разном возрасте.

Анализируя дидактические игры с точки зрения того, что является самым занимательным и увлекательным в них для ребёнка, нами был сделан вывод, что детей больше всего привлекает игровое действие. Его влияние на ребенка очень высоко, происходит стимулирование познавательной активности, у ребенка возникает чувство удовлетворения. Дошкольник лучше справляется с деятельностью если дидактическая задача в игровой форме.

Очень важная особенность дидактических игр заключается в том, что они выступают эффективным средством интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Она имеет две функции в процессе обучения (В.Н. Аванесов [1, С. 38]):

1. Закрепление и совершенствование знаний.

2. Дети усваивают новые знания и умения различного содержания.

Рассмотрим образовательную область - познавательное развитие, куда входит математическое развитие детей дошкольного возраста, о чем нам говорит текст ФГОС ДО, который выдвигает ряд требований к структуре примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» программа должна выдвигать на первый план всестороннее развитие детей, через различные виды деятельности.

Не менее важно создать эффективные педагогические условия, которая будет стимулировать актуализацию личного опыта ребенка: организация игровой деятельности, создание связей между содержанием деятельности и временным отрезком.

При подборе игр, педагог должен обращать своё внимание на преемственность, целью которой является физиологическое и психологическое благополучие ребенка, а также полноценное развитие личности и организация плавности перехода из одной образовательной ступени к другой. Если у старших дошкольников не будут сформированы познавательные мотивы, то будет очень непросто воспитать в них желание учиться. Дошкольный период является сенситивным периодом для развития мотивационной сферы ребёнка. Развитие познавательной мотивации является характерным для детей старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная мотивация не является обязательным проявлением у данной категории детей.

Для развития математического мышления у детей дошкольного возраста используются разнообразные игровые формы: игры по плоскостному проектированию (головоломки, геометрические конструкторы, квадрат «Пифагора», «Танграм», игры Воскобовича и др.), развивающие игры, кроссворды, ребусы, задачи, игры головоломки. Во всем игровом инструментарии, применяемом с дошкольниками, при формировании математических представлений, основным является развитие логического мышления т.е. на развитие таких логических операций как, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация и пр. Важным условием, направленным на положительный результат является творческий подход к образовательному процессу например, проведение занятий в игровой форме, разнообразие игровых действий, постепенное усложнение материала и т.п.

Окружающая ребенка действительность - является содержанием дидактических игр, что способствует быстрому пониманию и способов путей решения игровой проблемной задачи. Большое значение в данном виде игр имеют правила, при помощи которых дошкольник находит путь к достижению цели. Правила помогают сформировать способность торможения, особенно это актуально для детей младшего школьного возраста, так же помогают ребенку управлять своим поведением, сделать его произвольным.

Дидактическая игра в дошкольном образовании является многоплановым, многогранным педагогическим явлением. Она проявляется через игровой метод обучения, направленный на всестороннее развитие дошкольников, а также является одним из эффективных средств для формирования познавательной активности и математического развития.

Выводы. Формирование у детей дошкольного возраста математических представлений происходит через установление и определение различного типа связей между математическими объектами, отношениями. У дошкольников происходят качественные изменения форм познавательной активности, через формирование логических операций.

Для развития у детей дошкольного возраста математических представлений эффективно применять дидактические игры (направленные на формирование основных математических представлений).

Являясь ведущим видом детской деятельности, игра способствует всестороннему развитию личности ребенка любого дошкольного возраста, его способностей, самостоятельности, инициативности и творчества. В игре он реализует потребность в познавательной активности, коммуникации со сверстниками и окружающей действительно и т.п.

Литература:

1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Подьякова. - М.: 2000. - 263 с.

2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А.В. Антюхина. М., 2005. — 152 с.

3. Выготский. Л.С. Психология развития ребенка.-М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.- 512 с.

4. Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 3-1. - С. 69-72; [Электронный ресурс] URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921 (дата обращения: 22.12.2020).

5. Калинина И.Г., Тимохина Т.В., Толкова Н.М., Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп. Перспективы науки и образования, 2019 № 4 (40) elSSN: 2307-2334 С. 351-360.

6. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009. - 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

7. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. - Изд.: Световид, 2009 - 216 с.

8. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 422 с.

9. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pedlib.ru/Books/5/0311/index.shtml?from_page=112

10. Фрейд З. Собрание сочинений / З. Фрейд. - М.: Фирма СТД, 2006. - 607 с.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2. Изд.- М.: Владос, 1999. - 358 с.

Педагогика

УДК 371.035.6

аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий Толмачева Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Патриотическое воспитание молодежи в современных российских школах является важнейшей составляющей формирования и развития личности учащихся. Патриотизм считается одним из главных приоритетов воспитания подрастающего поколения. В нормативных документах правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации определены приоритетные направления развития образования, одним из основных направлений которого является укрепление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формы внеурочной деятельности, патриотизм, Родина, школьное образование.

Annotation. Patriotic education of young people in modern Russian schools is the most important component of the formation and development of the personality of students. Patriotism is considered one of the main priorities of the education of the younger generation. The regulatory documents of the Government of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation identify priority areas for the development of education, one of the main directions of which is to strengthen the educational potential of the educational process and organize effective patriotic education.

Keywords: patriotic education, forms of extracurricular activities, patriotism, Motherland, school education.

Введение. Современный период развития образования в России был насыщен кардинальными изменениями, в том числе в содержании образовательного процесса, внешкольной деятельности и управлении образовательными учреждениями. Изменения в российском обществе повлекли за собой и изменения в социальном порядке образования. Новая школа должна стать важнейшим фактором обеспечения социокультурной составляющей, постановки и решения задачи личностного развития, а значит, стать эффективным фактором развития страны. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3"0б образовании Российской Федерации", ФГОС, концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России (А.У. Данилюк, А.М. Кондаков и др.) - в этих работах, методиках и законе уделено особое внимание формированию и развитию личности, оговаривается необходимость в формировании качеств гражданственности, патриотизма, умением успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Президент В.В. Путин отметил: «Мы должны строить наше будущее на прочном фундаменте. И основа этого-патриотизм. Сколько бы мы ни обсуждали, что может стать основой прочного морального фундамента для нашей страны, ничего другого мы не придумаем. Это уважение к нашей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, к нашей тысячелетней культуре, к уникальному опыту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.