6. Рубцова, O.B. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования / О.В. Рубцова, Т.А. Поскакалова // Психологическая наука и образование. - 2020. - Том. 25. -№6.-С. 144-156.-DOI: 10.17759/pse.2020250612
7. Старовит, Е.А. Театральные технологии как важный способ развития креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде / Е.А. Старовит, A.A. Шабанова // Научный форум: Педагогика и психология. -2017. - С. 61-65
8. Стаунэ, Г.Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Стаунэ Галина Дмитриевна. - Улан-Удэ, 2007. - 22 с.
9. Фильченкова, А.Д. Исторический аспект развития школьных театров / А.Д. Фильченкова, A.A. Толстенева // Вестник Мининского университета.-2023.-Т. 11, № 2. - С. 6.-DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-6
Педагогика
УДК 378
кандидат искусствоведения, старший преподаватель Кислова Оксана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Купцов Андрей Романович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, старший преподаватель Павлич Динара Ильдаровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский биотехнический университет (РОСБИОТЕХ)» (г. Москва)
ТРАНСЛЯЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ СЕМЕЙНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье представлена развивающая программа «Музыкальный фольклор» в системе семейного образования детей. Она основана на региональном народном творчестве. 2024 год объявлен Президентом РФ -В.В. Путиным - годом семьи. Семейное образование становится популярным в современном обществе и разработка подобных программ является актуальной. На музыкальном фольклоре в нашей стране строилось традиционное семейное воспитание на протяжении долгого исторического периода. Программа включает в себя несколько модулей, каждый из которых заканчивается промежуточной аттестацией, последний - итоговой. В данной статье отражены: пояснительная записка, учебный план, формы аттестации, прогнозируемые результаты. Составление подобных программ в рамках изучения дисциплины «Традиции семейного музыкального фольклора» в программах магистратуры и бакалавриата будут являться полезным методическим материалом для дальнейшей работы выпускников и студентов в процессе прохождения педагогической практики.
Ключевые слова: народное творчество, музыкальный фольклор, семейное образование, Мининский университет, региональные традиции, художественные промыслы.
Annotation. The article presents the educational program "Musical folklore" in the system of family education of children. It is based on regional folk art. The year 2024 has been declared by the President of the Russian Federation, Vladimir Putin, the year of the family. Family education is becoming popular in modern society and the development of such programs is relevant. Traditional family education in our country has been based on musical folklore for a long historical period. The program includes several modules, each of which ends with an intermediate certification, the last with a final one. This article reflects: explanatory note, curriculum, forms of certification, projected results. The compilation of such programs as part of the study of the discipline "Traditions of Family Musical Folklore" in master's and bachelor's programs will be useful methodological material for the further work of graduates and students in their teaching practice.
Key words: folk art, musical folklore, family education, Mininsky University, regional traditions, arts and crafts.
Введение. 2024 год объявлен Президентом РФ - В.В. Путиным - годом семьи. На музыкальном фольклоре в нашей стране строилось традиционное воспитание на протяжении долгого исторического периода. Семейное образование становится популярным в современном обществе, и разработка подобных программ является актуальной. Программа «Музыкальный фольклор» основана на региональном народном творчестве. Она включает в себя несколько модулей, каждый из которых заканчивается промежуточной аттестацией, последний - итоговой. Актуальность программы заключается в том, что для полноценного развития личности ребенка в условиях современной действительности необходимо познание мира через связь поколений, народные традиции, фольклорный материал, народный театр, региональные традиционные песни, сказки, записанные в фольклорно-этнографических экспедициях.
В содержании программы представлены: 1) организационно-педагогические условия реализации программы; 2) материально-техническое обеспечение; 3) формы аттестации; 4) учебный план; 5) календарный учебный график; 6) рабочая программа; 7) оценочные и методические материалы.
Изложение основного материала статьи. Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Срок обучения - 3 года. Она предполагает обучение детей с 6-7-летнего возраста (ознакомительный период), 7-8 лет (развивающий и формирующий периоды), 8-9лет (развивающий, формирующий и результативный периоды). В первый год обучения учащиеся только знакомятся с основными понятиями в области народного творчества и региональными традициями, во второй год учащиеся под руководством педагога развивают музыкальные и актерские способности. В этот период у детей постепенно формируется представление о народных художественных промыслах и музыкальных календарных и обрядовых традициях региона, народном театре (Вертеп, театр Петрушки, раёк и тд.). Основной акцент направлен на обряды, уклад, ремесла, транслируемые в семье. На третьем году обучения учащиеся развивают музыкально-ритмические способности:
- на занятиях по этнохореографии, разучивая бытовые пляски,
- играя на народных инструментах, преимущественно шумовых и духовых,
- исполняя традиционные песни своего региона разных фольклорных жанров.
Совершенствуют актерское мастерство на занятиях по народному театру. Концертное выступление педагог организует в форме фольклорного спектакля или сказки, или обрядового действия, где учащийся может продемонстрировать все умения и навыки, приобретенные за 3 года обучения по программе «Музыкальный фольклор».
Цель программы - развитие музыкально-ритмических и актерских способностей детей посредством фольклора в процессе различных видов деятельности.
Задачи программы: 1. Систематизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях своего региона. 2. Прививать детям интерес к народному творчеству. 3. Формировать исполнительские навыки в области музыкального и театрального искусства. 4. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, песен, игр, народного театра.
Месяц № п/п Виды, формы деятельности Количество академических часов за учебный год
1 год обучения
Сентябрь - май МОДУЛЬ 1
1. Введение в мир фольклора 1
2. Региональные промыслы Нижегородской области 4
3. Промежуточная аттестация 1
МОДУЛЬ 2
4. Развитие чувства ритма на основе фольклорной хореографии 4
5. Знакомство с русскими народными инструментами 3
6. Песни - игры 6
7. Материнский фольклор 4
8. Народный театр 3
9. Концертные выступления 2
10. Промежуточная аттестация 1
МОДУЛЬ 3
11. Ознакомление с основными русскими народными праздниками 6
12 Промежуточная аттестация 1
Итого (академических часов) 36
Длительность одного занятия 45 мин.
Количество занятий / объем учебной нагрузки (мин.) в неделю в месяц в учебном году 1/45 мин. 4/180 мин. 36/1620 мин.
2 год обучения
Сентябрь - май МОДУЛЬ 1
1. Вводное занятие 1
2 Народные промыслы Нижегородской области 4
3 Промежуточная аттестация 1
МОДУЛЬ 2
4 Разучивание народных песен (традиционных региональных фольклорных жанров) 4
5 Основы этнохореографии (бытовые танцы) 4
6 Игра на русских народных инструментах 3
7 Игровой фольклор 4
8 Материнский фольклор 2
9 Элементы народного театра 3
10 Концертные выступления 2
11 Промежуточная аттестация 1
МОДУЛЬ 3
12 Традиционные народные праздники 6
13 Промежуточная аттестация 1
Итого (академических часов) 36
Длительность одного занятия 45 мин.
Количество занятий / объем учебной нагрузки (мин.) в неделю в месяц в учебном году 1/45 мин. 4/180 мин. 36/1620 мин.
3 год обучения
Сентябрь - май МОДУЛЬ 1
1 Вводное занятие 1
2 Ремесла Нижегородской области 4
3 Промежуточная аттестация 1
МОДУЛЬ 2
4 Разучивание народных песен 4
5 Основы народной хореографии 4
6 Народные инструменты 4
7 Игровой фольклор 3
8 Материнский фольклор 2
9 Элементы народного театра 3
10 Концертные выступления 2
11 Промежуточная аттестация 1
МОДУЛЬ 3
12 Традиционные народные праздники 6
13 Промежуточная аттестация 1
Количество занятий / объем учебной нагрузки (мин.) в неделю в месяц в учебном году 1/45 мин. 4/180 мин. 36/1620 мин.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения изученного материала ребенком. Результат фиксируется в «Журнале учета занятий» согласно критериям: обучающийся полностью усвоил материал (О), частично (Ч), не усвоил (Н).
Формы промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальный фольклор» проводится 1 раз в год по итогам завершения каждого модуля в форме наблюдения. Результат фиксируется в протоколе, который хранится один год в номенклатуре дел образовательного учреждения.
Прогнозируемые результаты:
МОДУЛЬ 1
Знакомство с темой - «Дом, как сосредоточие мудрости, опыта, семейных традиций». Эта тема даёт детям представление о народных суевериях, оберегах, знакомит с региональным традиционным народным прикладным искусством, женским
рукоделием, народным костюмом, лоскутной и обрядовой игрушкой._
МОДУЛЬ 2
«Детский музыкальный фольклор» - знакомит с жанрами колыбельных песен, дразнилок, скороговорок, сказок с песенными припевами и др.
«Потешный фольклор» - включает в себя пестушки, потешки, пальчиковые игры, прибаутки, сказки, в целом многие музыкальные и поэтические жанры творчества взрослых для детей.
«Игровой фольклор» - включает в себя знакомство с народными играми, народными забавами, народным театром. «Песенный фольклор» - включает знакомство с детскими музыкально-песенными жанрами обрядового и не обрядового фольклора (игровыми, плясовыми, хороводными, масленичными песнями, колядками, и др.), а также частушками, которые сочиняют сами дети.
«Народная хореография» - включает знакомство детей с основными элементами бытовой хореографии (этнохореографии), рисунками хороводов, традиционными региональными плясками.
«Народные инструменты» - знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами, детскими народными игрушками из глины и дерева.
Музыкальный фольклор - это практический этап освоения народной музыкальной культуры, где дети совершенствуют свои навыки в области пения, движения, игры на музыкальных инструментах и накапливают песенно - игровой репертуар._
МОДУЛЬ 3
«Календарные праздники и обряды» - содержит обширный этнографический и музыкальный материал, направленный на интенсивное освоение фольклорных традиций народного календаря.
Знакомство детей с земледельческим календарём - дети узнают об устаревших (архаичных) названиях месяцев и приметах, проводится организация постоянного наблюдения за природой в разное время года.
Знакомство с праздниками и обрядами народного календаря, обрядово - игровыми и песенными традициями. Организация и проведение народных праздников, развлечений.
Тема календарные праздники поделена на четыре цикла, отражающие времена года. Практический материал программы подобран в соответствии с народным календарем, где год традиционно начинается с весенних обрядов и праздников (пословицы, поговорки, календарные песни, приговоры, заклички, игры и забавы, а также хороводы и пляски)._
Выводы. Семейное образование в наше время становится популярным. Многие взрослые выражают желание воспитывать своих детей на веками отточенной народной мудрости, лучших образцах народно-певческого и театрального искусства в рамках своей семьи. Во многих педагогических вузах открывают профиль «Методика семейного образования», преподаватели пишут новые учебные программы для данного направления. Составление подобных программ в рамках изучения дисциплины «Традиции семейного музыкального фольклора» будут являться полезным методическим материалом для дальнейшей работы выпускников и студентов в процессе прохождения педагогической практики. Литература:
1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV.
2. Воронина, Н.И. Теоретическая культурология: учебник в 2-х частях для студентов вузов по направлению и специальности "Культурология" / Н.И. Воронина. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Саранск: Тип. "Красный Okt.", 2006. - 208 с. - ISBN 5-7493-1005-1. - EDN QVHMDP.
3. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1. / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.
4. Кислова, О.Н. Современные формы работы с фольклорным материалом в системе высшего образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова, В.А. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-2. -С. 136-138. -EDNDHXUZJ.
5. Кислова, О.Н. Трансляция фольклорных традиций в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, O.A. Сизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 188-192. - EDN QPEONY.
Педагогика
УДК 378.2
доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Игнатьева Полина Сергеевна
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Аннотация. Ключевую роль в обучении дошкольников выполняет игра как ведущий вид деятельности, в большей степени - дидактическая, активизирующая развитие различных форм познания (чувственное, рациональное), развитие эмоциональных, интеллектуальных и социальных навыков. Целью представленного в статье исследования является теоретическое обоснование и представление результатов апробация авторской комплексной дидактической игры «Дорога в школу», сконструированной и внедренной в практику дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дидактическая игра, интеллектуальная готовность, обучение в школе, дети 6-7 лет, дошкольное образование.
Annotation. The key role in teaching preschool children is played by the game as a leading type of activity, to a greater extent -didactic, activating the development of various forms of cognition (sensual, rational), the development of emotional, intellectual and social skills. The aim of the research presented in this article is the theoretical justification and presentation of the results of approbation of the author's complex didactic game, designed and implemented in the practice of preschool educational institution.
Key words: didactic game, intellectual readiness, school education, children 6-7 years old, preschool education.
Введение. Различные виды готовности к школе рассматриваются как важные аспекты успешного старта школьной жизни, как основа для эффективного освоения школьной программы. Однако, как отмечает С.А. Якимчук, у современных детей старшего дошкольного возраста наблюдается «отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности, что напрямую связано с различными проблемами обучения в школе» [11, С. 287]. Многие родители, подчеркивает исследователь, считают, что они (родители) «сами способны подготовить ребёнка к школе: обучают детей навыкам письма, счёта и чтения. Это убеждение является причиной родительских ошибок при подготовке детей к школе и родительских разочарований, когда выясняется, что их «читающий», «пишущий» и «считающий до тысячи» ребёнок оказывается среди неуспевающих потому, что он невнимателен, часто отвлекается на уроках, не может сосредоточиться на задании, медлителен и т.д.» [11, С. 290]. В последнее время воспитатели все чаще отмечают у детей «дефицит концентрации внимания, который характеризуется ситуативным поведением, повышенной рассеянностью. Такие дети не стремятся к смене впечатлений, быстро отвлекаются, разноплановые впечатления воспринимают поверхностно и фрагментарно, не анализирую и не связывая друг с другом» [12, С. 35].
Как важное педагогическое средство, которое может использоваться как метод обучения детей дошкольного возраста, как форма обучающей деятельности является дидактическая игра.
Изложение основного материала статьи. Психологическая готовность детей дошкольного возраста считается ключевым фактором успешного обучения (И.Н. Агафонова, Н.С. Акатова, А.В. Антюхина, Н.В. Бабкина, М.М. Безруких, А.К. Бондаренко, Е.М. Борисова, А.Л. Венгер, Н.Ф. Виноградова, Л.Р. Гаязова, К.М. Гуревич, Н.И. Гуткина, Е.И. Касаткина,