Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ГОТОВНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Н.А., Пушкина Н.Г.

Одним из основных показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развитие детей. Это связано с тем, что дети составляют важнейший резерв страны, определяющий состояние науки и культуры, а также масштабы ее экономического и духовного развития. Анализируя возможные педагогические условия и средства развития интеллектуальной готовности у старших дошкольников, в данной статье мы решили остановиться на более эффективных, на наш взгляд, условиях и средствах интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно на дидактических играх. В данной статье раскрывается проблема развития интеллектуальной готовности в школе посредством дидактических игр, выявляется актуальность проблемы, рассматриваются теоретические основания и позиции различных авторов, результаты исследований на данных детского сада. Содержание статьи содержит взгляды различных авторов на проблему интеллектуальной готовности для школы через дидактические игры: П.М. Якобсон, Э.Д. Маргулис, А.В. Долгополова. Помимо теоретической демонстрации проблемы, данная статья содержит результаты исследований по этой теме. Данная тема велась по четырем направлениям. Проблема возможность развития интеллектуальной готовности ребенка и родителей к школе, проблема формирования родительских представлений в области интеллектуальной подготовки ребенка к школе, организации развивающей предметно-пространственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Н.А., Пушкина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING INTELLECTUAL READINESS FOR SCHOOL IN OLDER PRESCHOOLERS

One of the main indicators of socio-economic well-being of society is the state of intellectual development of children. This is due to the fact that children make up the most important reserve of the country, which determines the state of science and culture, as well as its scale of economic and spiritual development. Analyzing the possible pedagogical conditions and means of developing intellectual readiness in older preschool children, in this article we decided to focus on more effective, in our opinion, conditions and means of intellectual preparation of children for school, namely didactic games. This article reveals the problem of the development of intellectual readiness in school through didactic games, identifies the relevance of the problem, examines the theoretical foundations and positions of various authors, the results of research based on kindergarten data. The content of the article contains the views of various authors on the issue of intellectual readiness for school through didactic games: P.M. Yakobson, E.D. Margulis, A.V. Dolgopolova. In addition to the theoretical demonstration of the problem, this article contains the results of research on this topic. This topic was conducted in four directions. The problem of the possibility of developing the intellectual readiness of a child and parents for school, the problem of forming parental ideas in the field of intellectual preparation of a child for school, the organization of a developing subject - spatial environment.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

УДК 372

DOI: 10.57145/27129772_2023_12_01_03

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Автор(ы) 2023

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования»

Иркутский государственный университет 664053,Россия, Иркутск, shinkaryva@yandex.ru

SPIN: 7031-1335

AuthorlD: 798950

ORCID: 0000-0002-2308-5188

ПУШКИНА Наталья Геннадьевна, воспитатель

Иркутский государственный университет 664053, Россия, Иркутск, pushkina.natalia99@mail.ru

ORCID: 0000-0003-0575-7697

Аннотация. Одним из основных показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развитие детей. Это связано с тем, что дети составляют важнейший резерв страны, определяющий состояние науки и культуры, а также масштабы ее экономического и духовного развития. Анализируя возможные педагогические условия и средства развития интеллектуальной готовности у старших дошкольников, в данной статье мы решили остановиться на более эффективных, на наш взгляд, условиях и средствах интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно на дидактических играх. В данной статье раскрывается проблема развития интеллектуальной готовности в школе посредством дидактических игр, выявляется актуальность проблемы, рассматриваются теоретические основания и позиции различных авторов, результаты исследований на данных детского сада. Содержание статьи содержит взгляды различных авторов на проблему интеллектуальной готовности для школы через дидактические игры: П.М. Якобсон, Э.Д. Маргулис, А.В. Долгополова. Помимо теоретической демонстрации проблемы, данная статья содержит результаты исследований по этой теме. Данная тема велась по четырем направлениям. Проблема возможность развития интеллектуальной готовности ребенка и родителей к школе, проблема формирования родительских представлений в области интеллектуальной подготовки ребенка к школе, организации развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: интеллектуальная готовность, интеллект, готовность, старший дошкольный возраст, нормативно-правовая основа.

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING INTELLECTUAL READINESS FOR SCHOOL IN OLDER PRESCHOOLERS

© The Author(s) 2023

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Psychology and pedagogy of preschool education" Irkutsk State University 664053, Russia, Irkutsk, shinkaryva@yandex.ru

PUSHKINA Natalia Gennadievna, mentor Irkutsk State University 664053, Russia, Irkutsk, pushkina.natalia99@mail.ru

Abstract. One of the main indicators of socio-economic well-being of society is the state of intellectual development of children. This is due to the fact that children make up the most important reserve of the country, which determines the state of science and culture, as well as its scale of economic and spiritual development. Analyzing the possible pedagogical conditions and means of developing intellectual readiness in older preschool children, in this article we decided to focus on more effective, in our opinion, conditions and means of intellectual preparation of children for school, namely didactic games. This article reveals the problem of the development of intellectual readiness in school through didactic games, identifies the relevance of the problem, examines the theoretical foundations and positions of various authors, the results of research based on kindergarten data. The content of the article contains the views of various authors on the issue of intellectual readiness for school through didactic games: P.M. Yakobson, E.D. Margulis, A.V. Dolgopolova. In addition to the theoretical demonstration of the problem, this article contains the results of research on this topic. This topic was conducted in four directions. The problem of the possibility of developing the intellectual readiness of a child and parents for school, the problem of forming parental ideas in the field of intellectual preparation of a child for school, the organization of a developing subject - spatial environment.

Keywords: intellectual readiness, intellect, readiness, senior preschool age, regulatory framework.

ВВЕДЕНИЕ

Нарастающая активность подготовка детей к обучению в школе является одной из задач в педагогической теории и практике. Вся эта подготовка строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В школьной системе обучения обычно применяются требования, предъявляемые к будущим первоклассникам [1].

Актуальность данной темы в том, что в данный момент довольно высоки требования к организации воспитания и обучения детей, которые заставляют находить более действенные психолого-педагогические методы и приемы.

В реальное время дети приступают к обучению в

школе с 6-7 лет. В качестве функции дошкольного воспитания можно отметить всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к школьному обучению.

Тем не менее, большое значение для детей имеют проблемы в учебе. Ведущей предпосылкой их преодоления являются следующие: старшие дошкольники еще совсем не готовы к школьному обучению. Как мы можем помочь дошкольникам подготовиться к испытаниям начальной школы и добиться результатов в первые годы школьного обучения?

Несмотря на интерес к этому вопросу, возникшему более 30 лет назад, в последние годы он значительно увеличился, поскольку накопленные данные показывают, что учитываемость детей в начальных школах (от дет-

ского сада до 3-го класса) имеет важное значение для их постоянного успеха в школе, и в жизни. Следовательно, понимание того, что дети лучше всего подготовлены к поступлению в начальную школу и успешному обучению, стало приоритетом для родителей и педагогов [2].

Одно из названий характеристики социально-экономического учета общества - умственное становление детей, например, как дети повлекут за собой изменение самого значительного запаса состояния, которое станет обусловливать изменение науки и культуры, а еще значение ее финансового и духовного становления. Педагоги желают, чтобы постижение познаний было не механическим, а осознанным. Анализируя возможные педагогические условия и средства развития интеллектуальной возможности у детей старшего дошкольного возраста, мы решили поставить более эффективную, на наш взгляд, среду и средства интеллектуальной подготовки детей к школе [3].

Существуют различные средства развития интеллектуальной развития детей к школе, такие как виды деятельности: игра, рисование, лепка, конструирование, чтение художественной литературы, беседа, монолог и т.д. Для реализации вышеперечисленного содержания умственной готовности детей мы рекомендуем применять дидактические игры как более действенное, простое средство становления умственной готовности детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов теоретических исследований психолого-педагогической литературы, мастерство педагогов-новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме привел к выводу, что дидактическая игра во все времена имеет большое значение в воспитании дошкольников, воспитании с античности.

Педагогов всех времен волновала проблема развитие познавательных процессов у дошкольников, стимулирование их активности, в которой предпочтение отдается дидактической игре. Дидактические игры часто называют «образовательными играми», и их возникновение относится к категории инновационных и современных научных инструментов. Дидактические игры можно использовать на уроках при описании и закреплении знаний, а также для мотивации учащихся. Игра требует не только определенного уровня дисциплины и предусмотрительности, но и развивает логику мышлении детей.

Целью дидактической игры может быть отработка определенных навыков - умственных или физических. Играя в игры необходимо поощрять возможные навыки детей (играющих), поскольку позже они будут перенесены в академические задачи: любопытство, внимание, упорство, решение проблем, завершение дела, надежность, самостоятельность и инициатива, способность работать независимо, сотрудничество с другими

[4].

МЕТОДОЛОГИЯ

М.В. Бойкина дает определение интеллектуальной готовности к школьному обучению. Это развитое аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, что означает интерес к знаниям, процесс их восприятия, аналитическое мышление, дифференцированное воспаление, владение разговорной речью [5].

Понимание окружающего мира детей расширяется по мере получения нового опыта и возможностей для обучения. Подсознательная готовность развить умение владеть повышенным познанием иначе называется кругозором. Полученные дошкольником знания основаны на их житейском и чувственном опыте. У них уже сформировались представления об охватывающей реальности, они владеют своими собственными мнениями [6].

Общий интеллект - очень хороший показатель академической обеспеченности, успешной и оплачиваемой работы, карьерного роста и высокого качества жизни человека [7].

В 1983 году профессор Гарвардского университета Говард Гарднер предложил отказаться от множе-

ственного интеллекта (М1). Теория МИ бросает вызов идее Единого согласно которой у людей есть один центральный «компьютер», в котором находится интеллект. Г. Гарднер предположил, что существует несколько типов человеческого интеллекта, каждый из которых представляет собой различные способы обработки информации. Более того, люди могут быть умны по-разному, и все люди проявляют признаки типа интеллекта в разной степени.

Виды интеллекта, которые выделяют Гарднер: вербальный-лингвистический интеллект, ассоциации, музыкальный, визуальный, кинестетический, межличностный, внутриличностный интеллект.

По мнению В. Штерна интеллект - это общая способность соответствовать новым жизненным условиям. Поэтому, говоря об интеллекте, учёные опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных [14].

Л. Полани писал, что интеллект - это один из приобретений знаний. Большая часть педагогических исследований и учёных исследуют приобретение знаний или ассимиляцию (согласно Ж. Пиаже) как побочную сторону процесса исследования при жизненной задаче. Очень важно, чтобы сама задача была новый или нес в себе элемент новизны [9].

По мнению В. Толочек, интеллект - это способность человека, которая определяет его адаптацию к новым случаям через решение задач во внешней плоскости действия, где сознание доминирует над бессознательным [12].

На сегодняшний день в детской психологии нет единого общего для всех определений понятия «готовность к школе», так как суть его многогранна.

Т.Г. Макеева определила данное определение как готовность к овладению навыками, способностями, опытом, мотивацией и поведенческими характеристиками, необходимыми для успешного освоения школьной программы [7].

Согласно Л.Е. Журова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, готовность к школе содержит в себе три компонента: интеллектуальная готовность, вероятность готовности, личностная готовность.

В нашей практике мы делаем акцент именно на интеллектуальной готовности к работе. Интеллектуальная готовность к повышению уровня познавательной сферы дошкольника [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью изучения организационно-педагогических условий, направленных на выявление развития интеллектуальной способности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 27 марта нами был проведен констатирующий эксперимент в дошкольном образовательном учреждении города Иркутска. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Для выявления сложившегося уровня внутренней позиции старших дошкольников в школе, а также ресурсных возможностей педагогических условий, мы подобрали дидактические методики, разработали опросники для педагогических работников и родителей воспитанников, экспертные листы развивающейся предметно-пространственной среды.

Исследование проводилось на базе детского сада город Иркутска. Для определения уровня развития внутренней позиции детей старшего дошкольного возраста к школе нами были использованы следующие методы: Беседа и тест школьной зрелости Керна-Йирасека, тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера, методика Т.А. Нежной «Беседа о школе».

Проведение методики по уровню интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста в рамках трех компонентов: когнитивный, мотивационно-во-левой, эмоциональный.

Первая методика - беседа и тест школьной зрелости

Керна-Йирасека показали нам, что у 35 % детей подготовительной группы выявлен средний уровень. Дети по первому заданию «Нарисовать дядю (мужчину)» выполнили все требования, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

Следующее задание «Скопировать образец». У Саши Б. буква чуть больше заданной, а у Ани Г. строчка съехала вниз.

В 3 задании «Срисовать точки с образа» Ярослава Л. расположила точки в соответствии с образцом, однако допустила отклонение в 3 точки. У Славы Л. точки были заменены на круги. По опроснику ориентировочного теста, на вопросы: «Почему во всех автомобилях тормоза?», «Почему на конверт нужно приклеивать марку?» Дети затруднились ответить. Исходя из этого - 65 % детей находятся на низком уровне сформированности когнитивного компонента в интеллектуальной готовности детей.

Результаты второй проведенной диагностики (А.Л. Венгер) преподнесли нам следующие итоги: низкий уровень выявлен только у двух детей (Мелисса С. и Алёна К.), он характеризуется отсутствием представлений о школе, непроявлением никаких эмоций. В ответ на вопрос дети только молчат, либо пожимают плечами.

На среднем уровне находится 60 % детей. Они не имеют постоянного представления о школе и не проявляют особого интереса к обучению в школе. У 30 % старших дошкольников выявлены высокосформирован-ные эмоциональные реакции в интеллектуальной готовности к школе ребенка.

Результаты третьей методики (Т.А. Нежнова) таковы: у 20 % детей высокий уровень сформированности внутренней позиции дошкольника, их мотивации к обучению в школе. Дети на высоком уровне очень хотят пойти в школу, на вопрос «Почему?» Алена Л. ответила: «Потому что я хочу быть умной. Уметь читать и писать, и много знать». Дети на этом уровне дополнительно готовятся к школе, ходят на дополнительные занятия. Высокий уровень можно трактовать как положительное отношение к школе и школьно-учебной ориентации ребёнка.

У 65 % детей выявлен средний уровень сформиро-ванности внутренней позиции дошкольника, мотивации к обучению в школе. Дети отвечают на вопросы о школе, делятся своим мнением, рассказывают о своей мотивации к школе. Четверо детей (15 %) проживают на низком уровне. Данные дети не могут точно определить свои чувства к школе, их причины, по которым дети ходят в школу и что для этого необходимо, дети этого уровня не проявляют интереса к обучению в школе.

Результаты проведенного анкетирования с педагогами по определению уровня сформированности компетентности педагогов к развитию интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения показали, что из опрошенных педагогов 22 % имеют повышенный уровень сформированности компетентности к развитию интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста. Педагоги знают теоретические основы интеллектуального развития детей дошкольного возраста, умеют планировать и организовывать деятельность с детьми, их родителями, организовывают развивающую предметно-пространственную среду, владеют технологиями интеллектуального развития детей дошкольного возраста, анализируют свою деятельность по развитию у старших дошкольников интеллектуальной готовности к школе.

Педагоги данного уровня организуют работу по развитию интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста, понимают какие способы и технологии возможно применить, организуют работу с родителями, создают необходимые условия, постоянно проводят рефлексию и оценку личной педагогической работы, для

поиска действенных способов, методов, средств, планирования персональной работы с детьми по развитию интеллектуальной готовности к школе у дошкольников.

48 % педагогов находятся на базовом уровне сфор-мированности компетентности к развитию интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста. Такие педагоги характеризуются: наличием недостающих теоретических представлений в области становления интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста; они не проводят периодический рефлексивный анализ собственной педагогической работы.

Педагогов находящихся на критическом уровне сформированности компетентности к развитию интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста 30 %. Можно охарактеризовать их как не владеющих теоретическими знаниями в области развития интеллектуальной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, не учитывающих уровень развития интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста при планировании и организации работы с детьми и их родителями, не владеющих технологиями интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, не проводящих рефлексивный анализ личной профессиональной деятельности.

Также в работе при оценке условий сформирован-ности представлений родителей в области интеллектуальной готовности детей к школе нами использовалось анкетирование родителей.

Проанализировав ответы родителей, мы представляем следующие результаты: 10 % родителей владеют достаточными представлениями в области интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школе. Они обладают достаточными представлениями в области интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, знают, что такое интеллектуальная готовность и с какого возраста необходимо начинать работу по её развитию, осознают её необходимость и важность для детей, знают с помощью чего её можно развивать.

40 % родителей обладают частичными представлениями об интеллектуальной готовности дошкольников к школе. Они знают, что такое интеллектуальная готовность к школе, но не могут сказать с какого возраста её нужно развивать, осознают важность и необходимость работы по подготовке детей к школе, но не создают соответствующие условия дома. На вопрос «Что такое интеллектуальная готовность к школе?» отвечают: «уметь читать и писать», «все составляющие развития ребенка, начиная от психологического развития и заканчивая физическим». Отвечая на вопрос «С какого возраста необходимо начинать работу по подготовке ребёнка к школе?» пишут: «Ближе к школе», «в 7 лет», «Чем раньше, тем лучше». На вопрос «Как вы развиваете интеллектуальную готовность к школе у вашего ребёнка?» дают следующие ответы: «Просмотр познавательных видеороликов», «Игры, беседы, встречи с интересными людьми», «Рассказы об окружающем мире».

50 % родителей имеют недостаточные представления в области интеллектуальной готовности детей к школе.

Проведя анализ уровня оснащённости развивающей предметно-пространственной среды группы детей 6-7 лет, мы сделали вывод о частичном соответствии развивающей предметно-пространственной среды (РППС) принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [13].

В рамках нашего исследования в качестве рассматриваемого средства выступают дидактические игры, и поэтому при анализе РППС мы сделали акцент на наличие дидактических игр в центре игры. В ходе анализа выяснилось, что в группе находится несколько дидактических игр: «Что лишнее?», «Угадай и ответь», «Разложи по парам», «Кому, что нужно?», «Назови три предмета», «Летает - не летает», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Бродилки», «Собери фигуру» и т.д.

Исходя из полученных результатов, мы сделали вы-

вод о необходимости проведения формирующего эксперимента, целью которого было повысить уровень развития интеллектуальной готовности детей к школе посредством дидактических игр.

В начале формирующего этапа исследования свою работу мы начали с оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно с создания центра «Будущий школьник».

В центр «Будущий школьник» были внесены следующие материалы и атрибуты: комплект сюжетных картинок «ПДД для дошкольников»; серия «Готов ли ты к школе» на уровни развития из разных областей знаний: экология, развитие речи, обучение грамоты; набор картинок «Профессии в школе»; плакат «Изучаем время».

Для поддержания интереса детей к школе, мы также оснащали центр дидактических игр. Были внесены следующие материалы и атрибуты: дидактические игры: «Найди лишний предмет», «Чего нельзя брать в школу», «Правильно - неправильно», «Опасные и безопасные предметы» «Парные картинки. Найди такую же птицу», «Чья птичка дальше улетит», «Птичья семья», «Что за птица» «Чей детеныш?», «Найди пару», «Чьи части тела», «Что схожее у животных», «Угадай кто я?»; настольно-печатная игра «Найди дом»; картотека словесных игр: «Доскажи словечко», «Хорошо или плохо», «Подбери пару слову», «Поймай звук».

Два раза в неделю организовывались занятия по игровой деятельности; 1 занятие в рамках непосредственной образовательной деятельности, 1 в рамках совместной деятельности с детьми или как составляющее режимного момента.

С целью формирования компетентности педагогов к развитию интеллектуальной готовности детей к школе были проведены разные формы работы, проводились активные формы и размещался наглядно-демонстрационный материал.

Количество педагогов, находящихся на повышенном уровне, увеличилось на 8 %, на базовом уровне - на 8 %, а на критическом уровне количество педагогов уменьшилось на 16 %. Теперь большинство педагогов знают, что такое интеллектуальная готовность к школе, имеют представления о разнообразных методах, средствах, формах интеллектуального развития, так же о подходах к развитию интеллектуальной готовности к школе, в том числе о дидактических играх, как средство.

После проведения формирующего эксперимента количество родителей, имеющих частичные представления, увеличилось на 10 %, имеющих достаточные представления увеличилось на 10 %, а количество родителей, имеющие недостаточные представления уменьшилось на 20 %. Родители теперь имеют представления, что процесс интеллектуального развития нужно начинать с дошкольного возраста. Знают, как можно организовывать дидактические игры для интеллектуальной готовности детей к школе в домашних условиях, как планировать деятельность ребенка. Знают, что за процесс воспитания и обучения несут ответственность родители. Просят у педагогов рекомендации по развитию интеллектуальной готовности к школе.

Повторная экспертиза развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении показала следующие изменения:

1. Дети принимают участие в оформлении помещения (совместные обсуждения, совместные действия по организации и преобразованию среды).

2. Появление выставок авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей.

3. Появились центры «Будущий школьник», обогатились центры дидактических игр. Дети находятся в данных центрах, активно изучают материалы и оборудование. Материалы и оборудование можно с легкостью переносить в любое удобное место группы. Также большим плюсом можно считать доступность данных центров для детей. 16

4. Из материалов и оборудования появились: комплект сюжетных картинок «ПДД для дошкольников», серия «Готов ли ты к школе» на уровни развития из разных областей знаний: экология, развитие речи, обучение грамоты, набор картинок «Профессии в школе», плакат «Изучаем время»; дидактические игры: «Чего нельзя брать в школу», «Правильно - неправильно», «Опасные и безопасные предметы» и т.д., настольно-печатная игра «Найди дом»; картотека словесных игр: «Доскажи словечко», «Хорошо или плохо», «Подбери пару слову», «Поймай звук».

Проведя исследование, мы можем заключить, что интеллектуальная готовность детей дошкольного возраста к школе - это одна из основных задач дошкольного образования и основа всестороннего развития ребёнка.

Мы сделали вывод, который заключается в том, что интеллектуальная готовность дошкольника-это результат плодотворной работы семьи и педагогов детского сада.

Работа по интеллектуальной готовности должна способствовать формированию трех компонентов: когнитивный, мотивационно-волевой и эмоциональный. Полученные данные позволили сделать вывод об эффективности проведенной работы, о том, что дидактические игры позволят повысить уровень интеллектуальной готовности детей, заинтересуют их.

Задача педагога грамотно организовать педагогические условия - создать среду, которая будет мотивировать ребенка на познание, организовать совместную партнерскую деятельность, самостоятельную деятельность детей через разнообразный мотивационный материал, заинтересовать родителей, которые должны стать партнерами в данном аспекте. Все представленные положения были учтены нами на формирующем этапе эксперимента и позволили достичь поставленной цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство» // под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. — Спб.: Детство. — Пресс, 2019. - 304с.

2. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. — Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. — 2019. — № 2. — С. 40-42.

3. Володин А.А. Организационно-педагогические условия мобильного обучения [Текст] : монография /А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко; Образовательный консорциум «Среднерусский ун-т», Среднерусский науч. центр СПб отд-ния МАН ВШ, Московский обл. гуманитарный ин-т. — Подольск: АНО ВПО «МОГИ», 2014. - 102 с.

4. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии. //Вопросы психологии. - 2003. - №1. — С 24-26.

5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 2017. — 214с.

6. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно— пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. — М.: Федеральный институт развития образования, 2018. — 96 с.

7. Макеева Т.Г. Комплекс методик Е.Ю. Бернацкой «Оценка готовности ребенка к обучению в школе» // Диагностика развития дошкольников: психологические тесты. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. — С. 79-88.

8. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 256 с.

9. Полани Л. Личностные знания. — М.: Наука, 2019. — 256с.

10. Пономарева Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях / Е. В. Пономарева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 145-149.

11. Стригунова А.Г. Система педагогического руководства в проблеме готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / А.Г. Стригунова //Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1293-1296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Толочек В.А. Современная психология труда: глоссарий. — М:. Наука 2020. — 483с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Сфера, 2016. — 96 с.

14. Штерн Вильям. Умственная одаренность: Психол. методы испытания умств. одаренности в их применении к детям шк. возраста: [Пер. с нем.] /Вильям Штерн. - СПб. : Союз, 2017. — 124 с.

15. Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребен-

ка к школьному обучению. — Технологическое образование и устойчивое развитие региона. — 2011. — Т. 1. — № 1-1 (5). — С. 93-97.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 30.01.2023 Revised date: 13.02.2023 Accepted date: 29.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.