Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста'

Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1614
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ATTENTION / DIDACTIC GAME / VOLUNTARY ATTENTION / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернявская Елена Евгеньевна

В статье описываются результаты исследования возможностей развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, приводятся основные задачи и принципы реализации программы по развитию произвольного внимания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернявская Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAME AS MEANS OF VOLUNTARY ATTENTION PRESCHOOL CHILDREN

The article describes the results of feasibility studies of voluntary attention age children through educational games, are the main objectives and principles of implementation of the program for the development of voluntary attention preschoolers.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста»

УДК 373.2

Чернявская Елена Евгеньевна,

МДОУ № 130 г. Твери e-mail: ya.selyna@yandex.ru

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье описываются результаты исследования возможностей развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, приводятся основные задачи и принципы реализации программы по развитию произвольного внимания дошкольников.

Ключевые слова: внимание, дидактическая игра, произвольное внимание, дошкольный возраст.

Chernjavskaja Elena Evgenievna,

MDOU № 130, Tver e-mail: ya.selyna@yandex.ru

DIDACTIC GAME AS MEANS OF VOLUNTARY ATTENTION

PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. The article describes the results of feasibility studies of voluntary attention age children through educational games, are the main objectives and principles of implementation of the program for the development of voluntary attention preschoolers.

Keywords: attention, didactic game, voluntary attention, preschool age.

Произвольное внимание играет важную роль в психическом развитии ребенка, поскольку оно дает возможность направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени. Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, которое является одним из важнейших показателей при оценке психического развития дошкольника.

В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, интенсивностью и другими специфическими раздражителями.

Позднее внимание начинает привлекаться объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями и раздражителями, имеющими сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с потребностями ребенка. С развитием произвольного внимания дети могут направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удержи -вать его в течение определенного времени. В среднем периоде дошкольного возраста произвольность внимания выражается в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесной инструкции взрослого. Дошкольник уже способен сосредоточиться на предложенной взрослым деятельности. Однако, период сосредоточения у четырех-пятилетних детей не долог, не более 3 - 5 минут, к тому же внимание детей легко переключается на посторонние, не относящиеся к деятельности раздражители. Данные проявления рассеянности и отвлекаемости внимания являются характерными для дошкольников, поскольку свойства устойчивости и концентрации внимания еще не сформированы в должной степени. Внимание дошкольников представляет собой лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, не обеспечивающий высокой эффективности деятельности когнитивных процессов. Это обусловлено в первую очередь психофизиологическими факторами, а именно незрелостью лобной области головного мозга и несформированностью длинных ассоциативных путей, которые обеспечивают взаимосвязи передних отделов с проекционными зонами коры височных и затылочных долей мозга[2,3].

Низкий уровень развития внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и обуславливает в дошкольном возрасте многие трудности мыслительной деятельности. В дошкольном возрасте постепенно усиливается роль произвольности в процессах внимания. К старшему дошкольному возрасту наблюдается существенный скачок в созревании лобных долей, что служит основой

осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением. Поэтому изучение возможностей целенаправленного развития произвольного внимания старших дошкольников с помощью различных средств и методов, а в частности с помощью дидактических игр, является актуальным и особенно значимым в контексте проблемы готовности к школе и успешности предстоящей учебной деятельности ребенка в начальных классах.

Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей целенаправленного развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Диагностика уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе проводилась с помощью методик «Треугольники - 2» (Мазепина Т.Б.[5]), «Домик» (Гуткиной Н.И.[4]) и «Изучение произвольного внимания» (Урунтаева Г.А.[7]). По итогам проведенной диагностики из 20 детей мы выявили детей с высоким уровнем развития коммуникативных умений 6 (30%), со средним уровнем 8 (40%) и детей с низким уровнем 6 (30%). На констатирующем этапе эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В каждую группу вошло по 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) с равным количеством детей по уровню развития произвольного внимания.

Для проведения формирующего этапа эксперимента нами была составлена программа занятий, представляющая собой цикл дидактических игр. Программа направлена на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Подбор игр производился в соответствии с возрастом детей. В программу занятий включены дидактические игры, представленные в методических пособиях Гавриной С.Е., Кутяпиной Н.Л.,

Петляковой Э.Н., Подгорной С.Н. и др. [1,5,6] (игры типа «Найди фигурки», «Дорисуй до целого», «Найди отличия», «Выкладывание палочек по образцу», «Конструктор» и т.д.). Для того, чтобы дети не утомлялись, в сетку занятий включены динамические минутки. Цель программы: развитие произвольного внимания детей старшего

дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи: развивать произвольность внимания; развивать наблюдательность; совершенствовать переключение и распределение внимания; развивать объем внимания; развивать концентрацию и устойчивость внимания.

Данная программа предусмотрена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она рассчитана на 20 занятий, которые проводятся два раза в неделю, длительностью по 20 - 25 минут. Принципы реализации программы: установление соответствия отобранных игр программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактических игр; выбор места для занятий, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение количества играющих детей; подготовка необходимого дидактического материала для выбранных игр; подготовка детей к играм: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровых задач.

Для проведения повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента были использованы методики, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительный анализ результатов после проведения эксперимента по двум группам показал, что уровень развития произвольного внимания детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы: по высокому уровню на 30 %; по среднему уровню на 5 %; детей с низким уровнем развития меньше на 90 %. Статистическая обработка результатов исследования проведена с

помощью t-критерия Стьюдента. Выявлено, что в контрольной группе детей статистически значимых различий в уровне развития произвольного внимания нет: принимая вероятность допустимой ошибки 0,05, табличное значение = 2,05 (0,409 < 2,05), следовательно, уровень развития

произвольного внимания контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах несущественно отличаются друг от друга. В экспериментальной группе уровень развития произвольного внимания на контрольном этапе статистически достоверно выше уровня развития произвольного внимания на констатирующем этапе: принимая вероятность допустимой ошибки 0,05, табличное значение равняется 2,06 (2,478 >

2,06), следовательно уровень развития произвольного внимания детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольных этапах существенно и статистически достоверно отличаются друг от друга. Таким образом, дидактическую игру можно считать действенным и эффективным средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем внимание. М.: Академия развития, 2006. - 132 с.

2. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум. 1-е изд. - Сер. 60. Бакалавр. Прикладной курс. М.: Юрайт, 2015. - 465 с.

3. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. - М.: ООО "Издательство Спутник+". - 102 с.

4. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе. М.: Эксмо, 2003. - 208 с.

5. Мазепина Т. Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов- на- Дону: Феникс, 2002. - 32 с.

6. Петлякова Э. Н., Подгорная С. Н. Развиваем память и внимание. М.: ИКЦ "Март", 2005. - 160 с.

7. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2012. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.