Научная статья на тему 'Образовательные презентации в формате Prezi'

Образовательные презентации в формате Prezi Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1218
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PREZI / НЕЛИНЕЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА / ОБЛАЧНЫЙ СЕРВИС / КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова М.М.

В статье рассматривается один из сервисов технологий Web 2.0 Prezi (нелинейные презентации) и внедрение его в процесс обучения иностранным языкам. А так же раскрываются преимущества данного сервиса над программой Microsoft PowerPoint.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные презентации в формате Prezi»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ФОРМАТЕ PREZI

© Магомедова М.М.*

Дагестанский государственный университет им. В.И. Ленина, г. Махачкала

В статье рассматривается один из сервисов технологий Web 2.0 -Prezi (нелинейные презентации) и внедрение его в процесс обучения иностранным языкам. А так же раскрываются преимущества данного сервиса над программой Microsoft PowerPoint.

Ключевые слова Prezi, нелинейные презентации, иностранный язык, методика, облачный сервис, когнитивные аспекты .

За последнее десятилетие нельзя не отметить всевозрастающий интерес, проявляемый преподавателями и исследователями к новым информационным технологиям, мультимедийным средствам, используемым в образовании. Об этом свидетельствуют тематики многочисленных международных и всероссийских научно-практических конференций, а также адреса основных российских и зарубежных интернетных сайтов, связанных с мультимедийными технологиями в ведущих российских и зарубежных поисковых системах Интернета [2, с. 25].

Особый научный интерес представляет мультимедийная презентация (МП), целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: много-канальность, наглядность, интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма. Трудности применения МП в иноязычном образовании связаны с решением многих дидактических проблем. Это отсутствие учебных пособий, ориентированных на применение МП в учебном процессе по иностранному языку (ИЯ), в том числе в самостоятельной работе студентов; научно-обоснованных рекомендаций по эффективному применению МП в учебном процессе; критериев составления и оценивания качества презентаций, их педагогической эффективности; систематики умений, формируемых у студентов в ходе овладения технологией применения МП; систематического сотрудничества преподавателей с программистами, создателями обучающих средств по ИЯ и системы подготовки преподавателей вузов, учителей и методистов школ к проведению занятий с использованием новых информационных технологий, таких как отсутствие методики преподавания иностранных языков посредством блог-технологий на начальном этапе, использование сервиса Prezi для образовательных целей, повышения мотивации изучения иностранного языка, формирования профессионально-творческой компетентности студентов [1, с. 116].

* Доцент кафедры Французского языка, кандидат педагогических наук.

Этапы работы над проектом - это всегда творческий процесс. Можно с уверенностью утверждать: у студентов развивается креативная компетенция, которая является, в свою очередь, показателем коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне.

Prezi - самая известная альтернатива PowerPoint. Создатель этого облачного сервиса, архитектор и дизайнер Адам Сомлай-Фишер, в 2009 году первым придумал способ отойти от «линейных» презентаций. Изначально у сервиса была необычная бизнес-модель: пользователи платили за то, чтобы их презентации не находились в открытом доступе. Сейчас компания работает по системе «фримиум», когда пользователи платят за расширенные функции. Компания постоянно совершенствует свой сервис [5].

Prezi.com - это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой.

Сервис для создания презентаций Prezi.com предлагает большое количество возможностей для визуализации презентаций, посредством использования видеоматериалов, графики и др.

Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов, т.е. зумирования). В отличие от «классической» презентации, выполненной в Microsoft PowerPoint или OpenOffi-ce Impress, где презентация разбита на слайды, в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей этого же слайда.

Язык интерфейса сервиса английский. Текст в презентациях может быть на любом языке, в том числе на русском.

Преимущества этой программы перед стандартной офисной презентацией:

1. При первом знакомстве с презентацией, созданной в сервисе Prezi, поражает легкость, с которой можно во время демонстрации сделать акцент на том или ином тексте, слове, изображении. Можно приблизить текст или схему, часть схемы, а затем снова продолжить презентацию. Можно быстро вернуться на любую часть размещенного в презентации материала. Меняется сам стиль предъявления материала.

2. Привлекает то, что материал размещен как бы на одном листе, не нужно думать о том, как разместить информацию. Общепризнано. иногда очень трудно скомпоновать материал в пределах слайда, работая в Power Point. Опять же инструмент задания последовательности показа материала в презентации позволяет быстро настроить показ так, как тебе хочется. Можно изменить последовательность показа, что-то убрать, что-то добавить, не удаляя сам материал, а просто исключая его из показа.

3. Большим плюсом является и возможность совместной работы над презентацией, размещение презентации в блоге и др. сервисах.

Опять же есть возможность сохранения презентации для автономного показа без использования Интернет.

4. В Prezi все шрифты крепко «зашиты» в программу просмотра, которая не обращается ни к одному системному шрифту. Можно быть уверенным: любая надпись будет отображаться именно так, как её сделали. На любом компьютере или мобильном устройстве.

5. Нередки проблемы с экранной прорисовкой шрифта в исполнении PowerPoint. Prezi лишена этого недостатка. В «пакет для оффлайн-показа» всегда входит программа просмотра, работающая на технологии Flash. Именно она отвечает за прорисовку шрифтов и векторных объектов. Все линии, контуры и буквы, созданные на платформе Prezi, выглядят на экране плавно и чётко [4].

6. PowerPoint творит страшные вещи с картинками. Если изображение на слайде чуть меньше по размеру, чем разрешение экрана - значит, не повезло. Речь идёт не об экране компьютера, на котором вы готовите презентацию, а об экране, на котором PowerPoint будет демонстрироваться. Если неизвестно, на каком экране она будет воспроизводиться (например, если презентацию нужно послать по почте) - значит, не повезло вдвойне.

7. PowerPoint таит в себе ещё одну опасность. Если неосторожно воспользоваться функцией «сжатие рисунков», то есть риск получить сильно пожёванную картинку, даже если оригинал выглядел прилично. Особенно жестоко со сжатием картинок обходится PowerPoint 2010.Prezi обходится с изображениями мягко и деликатно. У него автоматически действует функция «вытягивания» картинки, размер которой чуть ниже, чем нужно для текущего экрана. Если загружается слишком большое изображение - Prezi предлагает уменьшить его размер, чтобы он не затормаживал анимацию. Технология Prezi сжимает изображения бережно, в каждом случае интересуясь, действительно ли это нужно.

8. PowerPoint и кроссплатформенность - понятия с разных планет. С Prezi об этом можно не беспокоиться. Если вы создали презентацию в Windows на PC, она будет выглядеть точно так же на компьютере Apple с MacOS. При этом не потребуется ничего устанавливать. Чтобы начать показ, нужно просто запустить программу-плеер, в которую уже зашита нужная презентация. Для открытия презентации онлайн нужно просто набрать нужный адрес в любом браузере.

9. Вставка видео в PowerPoint - еще одна проблема. Даже если вы не напутали с форматом кодирования видео на компьютере, где презентация будет воспроизводиться, могут быть другие настройки и другой набор кодеков. В этом случае видео не запустится. Prezi -это полноценный «сам себе плеер», не только для файлов, но и для

видео. В презентации Prezi можно разместить ролик из YouTube или с компьютера.

На основании проекта, проходившего в течение 1 года, мы можем сделать следующие выводы, что мультимедийная нелинейная презентация Prezi:

- адаптирует студента к виртуальной среде для последующего компьютерного тестирования, к контрольным работам и другим видам оперативной проверки знаний;

- дает возможность интенсифицировать и персонифицировать процесс повторения заданного материала студентом;

- позволяет студентам использовать учебный материал в виде презентационных программ для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;

- обеспечивает наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

- дает эффективность восприятия информации при проигрывании аудиофайлов и позволяет закреплять материал подсознательно на уровне интуиции;

- оказывает значительное эмоциональное воздействие на студентов;

- является одной из форм проектной деятельности студентов;

- повышает уровень практического владения иностранным языком и компьютером;

- формирует навыки самостоятельной учебной деятельности;

- формирует умения учебно-творческой деятельности;

- осуществляет одновременное запоминание учебного материала несколькими способами: визуально, на слух, при комментировании студентом, а также ассоциативно через воспроизводимые на экране изображения;

- создает предпосылки для большего понимания и усвоения материала, так как студенты освобождаются от традиционного механического записывания;

- исключает вероятность ошибочной трактовки мыслей преподавателя;

- создает предпосылки для овладения речевым мастерством и формирования личностно-валеологической компетенции (знание собственных личностных качеств и способностей;

- понимание нравственных общепринятых норм и умение следовать этим нормам; знание культуры внешнего облика оратора в ситуациях научного общения и умение соответствовать данным параметрам).

При этом особо следует подчеркнуть, что студент использует МП и как конечный пользователь, и как его создатель. Применение МП, по мнению исследователей [3, с. 175] позитивно отражается на нескольких аспектах учебного процесса, так как:

- стимулирует когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;

- повышает мотивацию обучаемых;

- помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания;

- развивает у обучаемых более глубокий подход к обучению и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания предмета.

Далее отметим преимущества использования МП для преподавателя. Мультимедийная презентация:

- акцентирует внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации, позволяет сделать изложение учебного материала более ярким, выразительным;

- создает наглядные эффектные образы благодаря контаминации -смешению, перетасовке информации, включающей текстовую, графическую информацию (схемы, композиции), подвижные диаграммы, мультипликацию, видеоинформацию и т. д.;

- позволяет эффективно сочетать во времени устный лекционный материал с непрерывной автоматической демонстрацией слайд-фильма во время лекции;

- осуществляет интеграцию гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию;

- позволяет преподавателю использовать презентацию в качестве раздаточного материала для студентов (справочного материала).

Список литературы:

1. Магомедова М.М. Prezi - нелинейные презентации в обучении французскому языку // Языки народов мира и Российской Федерации. Материалы Всероссийской конференции по проблемам лингвистики, филологии, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков. Вып. ХХ. - Махачкала, 2014. - С. 116-119.

2. Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referat.ru/referats/view/14359.

3. Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Л.П. Халяпина. - СПб., 2006.

4. Power Point. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nasfaa.org/ publications/2007/awhappybirthdayppt.html.

5. www.prezi.com -записки начинающего/oprezi.ru/o-prezi.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.