Научная статья на тему 'Интернет-технологии как современные средства обучения в вузе: практический опыт (на примере СИУ РАНХиГС)'

Интернет-технологии как современные средства обучения в вузе: практический опыт (на примере СИУ РАНХиГС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET TECHNOLOGIES / PREZI PRESENTATION / INFOGRAPHICS / PADLET / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / PREZI ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Е.Н., Никитина Е.Д., Логачева М.К.

В статье рассматриваются основные средства Интернет-технологий, применяемые в современном образовательном процессе в вузе. Приведён анализ взглядов различных российских исследователей на определение понятий «презентация Prezi», «он-лайн сервис Padlet», «инфографика», а также рассматриваются функции данных Интернет-технологий в обучении. Обобщается положительный практический опыт применения нелинейных интерактивных презентаций Prezi, он-лайн сервиса Padlet, инфографики на занятиях по иностранному языку. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка оценить эффективность применения средств Интернет-технологий на занятиях иностранного языка. Среди участников эксперимента был проведен опрос, на основании которого авторы приходят к выводу о необходимости использования в образовательном процессе вышеперечисленных Интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Е.Н., Никитина Е.Д., Логачева М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET TECHNOLOGIES AS MODERN LEARNING TOOLS IN HIGHER SCHOOL: PRACTICE (ON THE EXAMPLE OF SIM RANEPA)

In the article the main tools of Internet technologies are analyzed in the process of modern education in a university. The analysis of “Prezi presentation”, “Padlet online service”, “Infographics” definitions by various Russian scholars is made, and the functions of these Internet technologies in teaching are considered. The positive practical experience of using Prezi presentations, Padlet online service, infographics are considered in the university context. The authors have made an attempt for their research to estimate the efficiency of the Internet technologies usage in the International (English) language classes. Among the undergraduates the survey has shown the necessity of the Internet technologies usage in the learning process.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии как современные средства обучения в вузе: практический опыт (на примере СИУ РАНХиГС)»

Библиографический список

1. Алипханова Ф.Н., Муциева З.С. Метод моделирования как способ эффективного развития у педагогов гимназии этнографической культуры. Кант - Ставрополь: ООО «Издательство СТАВРОЛИТ», 2018; 4 (29): 54 - 58.

References

1. Aliphanova F.N., Mucieva Z.S. Metod modelirovaniya kak sposob 'effektivnogo razvitiya u pedagogov gimnazii 'etnograficheskoj kul'tury. Kant - Stavropol': OOO «Izdatel'stvo STAVROLIT», 2018; 4 (29): 54 - 58.

Статья поступила в редакцию 23.01.19

УДК 378.147

Boyko E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia),

E-mail: ekaterina-boyko@mail.ru

Nikitina E.D., senior teacher, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia), E-mail: niki010487@mail.ru

Logacheva M.K., senior teacher, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia), E-mail: mari0192@mail.ru

INTERNET TECHNOLOGIES AS MODERN LEARNING TOOLS IN HIGHER SCHOOL: PRACTICE (ON THE EXAMPLE OF SIM RANEPA). In the article the main tools of Internet technologies are analyzed in the process of modern education in a university. The analysis of "Prezi presentation", "Padlet online service", "Infographies" definitions by various Russian scholars is made, and the functions of these Internet technologies in teaching are considered. The positive practical experience of using Prezi presentations, Padlet online service, infographics are considered in the university context. The authors have made an attempt for their research to estimate the efficiency of the Internet technologies usage in the International (English) language classes. Among the undergraduates the survey has shown the necessity of the Internet technologies usage in the learning process.

Key words: Internet technologies, Prezi presentation, infographics, Padlet.

Е.Н. Бойко, канд. пед. наук, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: ekaterina-boyko@mail.ru

ЕД. Никитина, ст. преп., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: niki010487@mail.ru

М.К. Логачева, ст. преп., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: mari0192@mail.ru

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ СИУ РАНХИГС)

В статье рассматриваются основные средства Интернет-технологий, применяемые в современном образовательном процессе в вузе. Приведён анализ взглядов различных российских исследователей на определение понятий «презентация Prezi», «он-лайн сервис Padlet», «инфографика», а также рассматриваются функции данных Интернет-технологий в обучении. Обобщается положительный практический опыт применения нелинейных интерактивных презентаций Prezi, он-лайн сервиса Padlet, инфографики на занятиях по иностранному языку В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка оценить эффективность применения средств Интернет-технологий на занятиях иностранного языка. Среди участников эксперимента был проведен опрос, на основании которого авторы приходят к выводу о необходимости использования в образовательном процессе вышеперечисленных Интернет-технологий.

Ключевые слова: Интернет-технологии, Prezi презентация, инфографика, Padlet.

В настоящее время в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее, ФГОС ВО) к выпускникам вузов предъявляется огромное количество требований, а именно: сформированность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Наравне с формированием данных компетенций студенты также должны активно владеть и применять средства Интернет-технологий, интерактивные методы в будущей профессиональной деятельности для коммуникации, деловой переписки, ведения переговоров и т. д. [1; 2]. Необходимость и актуальность применения Интернет-технологий в образовательном процессе вуза говорит о том, что современное общество ориентировано на быстрое и эффективное развитие, на модернизацию системы образования и образовательных технологий.

В процессе обучения студентов 1-11 курсов всех направлений подготовки высшего образования на кафедре иностранных языков Сибирского института управления - филиале РАНХиГС (далее, СИУ РАНХиГС) нами используются различные средства Интернет-технологий. Наиболее широко применяются на занятиях иностранного языка Padlet, нелинейные интерактивные презентации Prezi, инфографика. Рассмотрим каждое средство обучения отдельно.

По мнению Е.К. Лейбовой, О.Н. Степаковой, онлайн платформа Padlet -это «приложение, которое позволяет добавлять на экран любые объекты, файлы, создавать записи и схемы. Варианты применения: для размещения файлов в виде эссе, коллажа, презентации с такими содержательными элементами, как текст, звук, видео, инфографика, ссылки на оригинальные ресурсы и т. п.» [3, с. 120]. Е.М. Белоусова рассматривает Padlet как «интересный полезный сервис, замечательный инструмент, как для индивидуальной, так и для коллективной работы, и в частности, для ведения коллективных проектов, для того, чтобы организовать, вести, контролировать, помогать учащимся в работе над их проблемами, над их темами» [4]. С точки зрения Е.В. Шпар, Padlet представляет собой так называемые «стены» для проведения опросов либо создания совместных проектов в виде мультимедийной стенгазеты. Активность студентов обеспечивается самим заданием, а именно: разместить краткую информацию о фактах, представляющихся студенту наиболее важными либо интересными. Полученная в результате совместной мыслительной деятельности стенгазета, используется

как самими студентами в ходе подготовки, так и в качестве основы для дискуссий в рамках аудиторного занятия [5, с. 429].

В своей статье Рачковская Л.А. говорит о том, что Padlet.com - это цифровая доска, которую преподаватель и обучающиеся могут использовать для выполнения различных видов упражнений. На цифровой доске Padlet преподаватель может вывешивать материалы по теме, которые будут доступны для скачивания в любое время. Он может также привлечь обучающихся для совместного сбора материалов. В ходе самостоятельной подготовки преподаватель может предложить высказать и обосновать свою точку зрения в рамках дискуссии, сделать на цифровой доске доклад, презентацию, интерактивный плакат, написать сочинение на заданную тему. Получившуюся доску можно встроить в сайт или блог группы. Таким образом, прочитать и проанализировать выполненную работу, высказать свое мнение о ней сможет не только преподаватель, но и другие участники учебного процесса [6, с. 58].

Е.А. Тарловская, полагает, что платформа Padlet используется для коллективного сбора идей, мозгового штурма и сотрудничества. Кроме того, это приложение предоставляет возможности для сохранения информации и хода онлайн дискуссии для последующего обзора и оценки учителем. Padlet можно использовать как в режиме реального времени в классе, так и для организации самостоятельной работы дома. Padlet является удобной для пользователя интерактивной онлайн платформой, которая способствует развитию ИКТ компетенций обучающихся, создает возможности для реализации технологии сотрудничества, позволяет учителю модерировать и управлять процессом обучения [7, с. 36].

Таким образом, мы рассматриваем Padlet как средство Интернет-технологий, позволяющее общаться с другими пользователями посредством текстовых сообщений, фотографий, ссылок, видео и аудиозаписей и других средств обучения. Каждое место для общения называется «стеной». Мы считаем, что данное средство Интернет-технологий вызывает у студентов большой интерес, так как пользоваться «стеной» достаточно легко, а возможности для применения ее в обучении довольно велики.

Электронный ресурс «Padlet» имеет русскоязычный интерфейс, он прост в освоении и не требует никакой начальной подготовки. Доступ к созданной стене может быть организован несколькими способами:

- приватный - работать с материалами может только человек, создавший стену, и те, кого он пригласил по электронной почте;

- защищенный - доступ к контенту открыт тем, кто знает пароль для входа;

- скрытая ссылка - любой пользователь, имеющий ссылку для входа, может работать с материалами;

- публичный, т. е. доступен абсолютно всем - любой человек может получить доступ к контенту [7].

Мы выделяем следующие пункты применения доски Padlet в процессе обучения студентов:

1. Введение нового и повторение пройденного материала.

Необходимые документы (презентации, текстовые документы, гиперссылки, аудио и видеоматериалы и т. д.) помещаются на доску, которые студенты просматривают и при необходимости задают вопросы.

2. Совместное конспектирование.

При прослушивании лекции или доклада у студентов есть возможность добавлять на доску основные идеи или вопросы, возникшие по ходу занятия. Более того, данный пункт может применяться студентами и во внеаудиторной работе.

3. Проведение опроса после изучения темы.

В Padlet можно увидеть не только ответы, но и их прокомментировать, при этом добавив текст, гиперссылку или любой другой мультимедийный файл.

4. Доска Padlet как системы хранения документов.

Использование доски Padlet как системы хранения документов, которые доступны для скачивания в любое время и в любом месте посредством Интернета.

5. Доска Padlet в качестве самостоятельного задания для студентов.

На доске Padlet можно разместить доклад, тему для сообщения в качестве презентации, интерактивный плакат или карту памяти.

6. Применение доски для совместного сбора материалов.

Студенты при этом могут работать всей группой или в малых группах сотрудничества. Преимущество данного пункта заключается в том, что все ресурсы хранятся в одном месте.

7. Доска как список дополнительных материалов по теме.

На доску добавляются ссылки на статьи, фотографии, презентации, учебные видео и аудиоматериалы. Такая доска интересна не только студентам, кто хочет глубже изучить тему помимо аудиторных занятий, но и тем, кто пропустил занятие.

8. Получение обратной связи от обучающихся.

В этом случае доска активно используется студентами, чтобы поделиться своими впечатлениями или идеями.

Еще одним цифровым средством обучения студентов в вузе, используемым нами на занятиях, является облачный сервис prezi.com, который служит для создания нелинейных интерактивных презентаций. Презентации представляют собой мощный инструмент обучения, который помогает студентам доносить учебный материал, проекты и доклады наиболее эффективным и наглядным способом.

Prezi - это онлайн-сервис для создания презентаций, работа которого основана на способе масштабирования, т. е. приближения и отдаления определенных блоков информации. В презентациях Prezi всего один слайд, который является своеобразной ментальной картой, более эффективно представляющей иерархию и взаимосвязи идей. Все картинки, подписи и видеоролики составляют единое пространство, по которому можно динамично и эффектно передвигаться. Prezi позволяет свернуть в одну картинку всю презентацию и в тоже время акцентировать внимание на отдельном ее элементе, использовать 3D-эффекты изображений [8, с. 34].

Язык интерфейса сервиса английский. Текст в презентациях может быть на любом языке. В Prezi можно изменить цвет фона, цвет и начертание текста, а также цвет элементов. Также возможно перетаскивание изображений, видео и PDF документов в презентацию с компьютера. Можно вращать, масштабировать или перемещать объекты, и они будут автоматически выравниваться с другими объектами [9, с. 19].

Студенты учатся создавать презентацию и наполнять её разным контентом: изображения, тексты, геометрические элементы, схемы и диаграммы, аудио и видеоматериалы, гифки, файлы в формате pdf, а также создавать анимацию и переходы между элементами.

Готовые презентации по различным темам студенты могут просматривать как в режиме онлайн на самом сервере (получить ссылку или встроить готовую презентацию), так и скачать на свое устройство.

Материал таких презентаций предназначается также для самостоятельного освоения студентом во внеаудиторной работе. Интерактивная подача учебного материала помогает сделать его восприятие и изучение более наглядным и интересным. Как правило, нелинейная интерактивная презентация готовится для изучения конкретной темы и выглядит следующим образом: после титульного слайда располагается оглавление, в котором элементы являются гиперссылками на различные подразделы темы; в такой презентации, как правило, присутствуют задания для самостоятельного выполнения (обычно тесты), а с помощью обратной связи можно узнать правильные или неправильные ответы.

Мы считаем, что работа с данным средством Интернет-технологий является удобной и эффективной при обучении студентов иностранному языку, по-

зволяет использовать на занятиях текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию новым способом, обогащая методические возможности занятий и придавая им современный уровень.

Нередко для восприятия большого количества информации студентами в учебном процессе часто применимы инфографики. Инфографика - это графическое представление сложной информации. Она помогает доступно изложить данные учебные материалы для проведения лекции.

По мнению О.А. Кондратенко, инфографика - это способ передачи какой-либо идеи, основанный на иллюстративном сопровождении какой-либо информации, представленной в виде сведений или данных, часто количественных. Инфографика - это разновидность графиков, специфика которых заключается в особенной организации материала, в частности в сочетании графического изображения и текста [10, с. 95].

Т.В. Соловьева считает, что инфографика - это визуальное представление информации, данных и знаний. К ней обращаются, если необходимо:

- показать устройство или алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве,

- продемонстрировать тенденцию,

- показать конструкцию предмета,

- реконструировать событие,

- организовать большие объемы информации [11, с. 76].

Ю.С. Бокарева и В.Е. Романовская утверждают, что инфографика или информационная графика - визуальная репрезентация информации, позволяющая преподнести ее максимально доступно (для определенной аудитории) понятно и быстро. Существует множество различных схем визуализации, но объединяет их единая цель - графическое упорядочивание информации [12, с. 14].

Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова дают следующее определение: инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя, во-первых, визуальные элементы, во-вторых, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы. Основная цель инфографики - информирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактов. Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации - её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения [13, с. 27].

По словам Е.В. Рябининой, инфографику можно расценивать как один из способов преодоления информационного шума и важный фактор гармонизации окружающей информационной среды. Сегодня к ней все чаще прибегают как к универсальному инструменту, который предоставляет такую меру условности, которая позволяет донести до сознания нужную информацию, не перегружая его излишними несущественными деталями [14, с. 23].

О.В. Тихонова, А.А. Чеснакова полагают, что инфографика - это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Для привлечения большего внимания к материалу, его представляют в виде визуально оформленной информации - таблиц, графиков, диаграмм и различных схем [15, с. 133].

На сайте Infogr.am можно быстро и без особых усилий создавать хорошую инфографику, удовлетворяющую требованиям различных пользователей. Данный сайт предполагает следующие действия: вставить график, диаграмму, изображение, заголовок, а также добавить цитату или текст.

С помощью инфографики студенты создают наглядные презентации, чтобы донести информацию до аудитории. Мы считаем, что благодаря данной Интернет-технологии информация воспринимается быстро и легко. Хорошо выполненная инфографика экономит время и повышает эффективность усвоения учебного материала. С помощью инфографики происходит проверка и систематизация полученных знаний студентов по иностранному языку, а также проверяются умения применять полученные знания путем визуализации учебного материала.

Среди студентов всех направлений подготовки высшего образования I-II курсов на базе СИУ РАНХиГС был проведен опрос, целью которого было выявить насколько студенты готовы применять средства Интернет-технологий на занятиях иностранного языка.

Опрос студентов показал, что 49% респондентов хотят выполнять задания с применением современных средств Интернет-технологий (Prezi презентация, инфографика, Padlet); 44% респондента хотели бы изучать иностранный язык (английский) дистанционно; 49% респондентов считают данную работу эффективной, поскольку учебный материал лучше воспринимается, усваивается и впоследствии закрепляется, что позволяет более глубоко и детально изучить предмет. Следовательно, наш опрос выявил, что студенты заинтересованы в применении Интернет-технологий на занятиях иностранного языка в вузе.

При выявлении эффективности применения средств Интернет-технологий в работе со студентами II курса обучения направления подготовки высшего образования «Международные отношения» были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В контрольной группе работа со студентами велась исключительно аудиторно, без внедрения средств Интернет-технологий в учебные процесс. В экспериментальной группе занятия со студентами включали различные средства обучения, а именно: Prezi презентацию, инфографику, онлайн сервис Padlet. Более того, участники процесса обучения принимали активное участие

в разработке, составлении и представлении совместных проектов «Company's History» или тем для обсуждения «Ethics and Etiquette» через нелинейные интерактивные презентации, инфографику и доску для общения Padlet.

Студенты экспериментальной группы имели возможность прикреплять на доске для общения любой документ как текстовой, так и мультимедийный, переписываться, оставлять вопросы или просьбы для преподавателя и одно-группников. Активно используя данные средства обучения, преподаватель мог экономить время при аудиторной работе, например, на объяснении лексических тем: «Corporate Culture», «Product and Packaging» и грамматических тем: «Conditionals», «Reported Speech» для тех студентов, которые по определенным причинам не смогли посещать занятия по изучаемой теме. Важно отметить то,

Библиографический список

что работа выполнялась студентами не только дома, но и в любом другом месте, где они могли находиться.

Можно сделать вывод о том, что активное применение Интернет-технологий преподавателями на занятиях иностранного языка позволяет говорить не только о значительной визуализации учебной информации, но и о качественном восприятии, понимании и воспроизведении студентами этой информации. Опыт использования вышеперечисленных средств Интернет-технологий, а именно: нелинейных интерактивных презентаций Prezi, он-лайн сервиса Padlet, инфогра-фики, на занятиях иностранного языка в вузе позволяет говорить о повышении мотивации учебной деятельности студентов, а также об организации их обратной связи с другими участниками процесса обучения.

1. Образовательный стандарт (базовый) по направлению подготовки высшего образования 41.03.05 «Международные отношения», 2017. Available at: http://siu. ranepa.ru/sveden/eduStandarts/БОС_Междунар_отношения.pdf

2. Проскура Я.В. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология в обучении иностранным языкам. Гуманитарное образование и наука в техническом вузе. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017: 588 - 592.

3. Лейбова Е.К., Степакова О.Н. Потенциал электронного ресурса «PADLET» в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Вестник педагогических инноваций. 2017; № 4 (48): 118 - 122.

4. Белоусова Е.М. Интерактивная доска «Как понять профессора трамвая» по книге Юрия Марковича Коссого «На трамвае через годы и километры». Карповские чтения: Сб. статей. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017: 396 - 399.

5. Шпар Е.В. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в организации аудиторной и самостоятельной работы студентов-филологов. Межкультурная - интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода. Башкирский государственный университет, 2015: 425 - 431.

6. Рачковская Л.А. Организация самостоятельной работы курсантов по иностранному языку с применением электронного учебника. Карельский научный журнал. 2018; 1 (22): 57 - 60.

7. Тарловская Е.А. Проектирование иноязычного образовательного пространства гимназии как инструмент достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2017; 6: 31.

8. Губская И.О. Использование возможностей мультимедийных презентаций prezi в преподавании. Мир детства в современном образовательном пространстве. 2015: 33 - 35.

9. Мыкотцева О.Ю., Козырева Г.Ф. Возможности онлайн сервиса разработки интерактивных презентаций prezi. Использование современных информационных технологий в образовании. 2018: 18 - 22.

10. Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления. Научный диалог. 2013; 9 (21): 92 - 99.

11. Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебных текстах. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2010; 57: 76 - 79.

12. Бокарева Ю.С., Романовская В.Е. Инфографика как современное средство коммуникации. Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. 2014; 4-5: 13 - 16.

13. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014; 11: 26 - 30.

14. Рябинина Е.В. Инфографика как фактор гармонизации окружающей информационной среды. Проблемы филологии, культурологи и искусствоведения в свете современных исследований. 2014: 22 - 23.

15. Тихонова О.В., Чеснакова А.А. Инфографика как инструмент разработки дистанционных курсов. Новая наука: стратегия и векторы развития. 2016; № 6-2 (88): 133 - 135.

References

1. Obrazovatel'nyj standart (bazovyj) po napravleniyu podgotovki vysshego obrazovaniya 41.03.05 «Mezhdunarodnye otnosheniya», 2017. Available at: http://siu.ranepa.ru/sveden/ eduStandarts/BOS_Mezhdunar_otnosheniya.pdf

2. Proskura Ya.V. Mozgovoj shturm i ego raznovidnosti kak 'effektivnaya tehnologiya v obuchenii inostrannym yazykam. Gumanitarnoe obrazovanie i nauka v tehnicheskom vuze. Sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2017: 588 - 592.

3. Lejbova E.K., Stepakova O.N. Potencial 'elektronnogo resursa «PADLET» v obrazovatel'nom prostranstve doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. Vestnik pedagogicheskih innovacij. 2017; № 4 (48): 118 - 122.

4. Belousova E.M. Interaktivnaya doska «Kak ponyat' professora tramvaya» po knige Yuriya Markovicha Kossogo «Na tramvae cherez gody i kilometry». Karpovskie chteniya: Sb. statej. Nacional'nyj issledovatel'skij Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo, 2017: 396 - 399.

5. Shpar E.V. Opyt ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v organizacii auditornoj i samostoyatel'noj raboty studentov-filologov. Mezhkul'turnaya -intrakulturnaya kommunikaciya: teoriya ipraktika obucheniya iperevoda. Bashkirskij gosudarstvennyj universitet, 2015: 425 - 431.

6. Rachkovskaya L.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty kursantov po inostrannomu yazyku s primeneniem 'elektronnogo uchebnika. Karel'skjnauchnyjzhurnal. 2018; 1 (22): 57 - 60.

7. Tarlovskaya E.A. Proektirovanie inoyazychnogo obrazovatel'nogo prostranstva gimnazii kak instrument dostizheniya planiruemyh rezul'tatov osvoeniya OOP OOO. Aktual'nye problemy sovremennogo inoyazychnogo obrazovaniya. 2017; 6: 31.

8. Gubskaya I.O. Ispol'zovanie vozmozhnostej mul'timedijnyh prezentacij prezi v prepodavanii. Mir detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. 2015: 33 - 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Mykotceva O.Yu., Kozyreva G.F. Vozmozhnosti onlajn servisa razrabotki interaktivnyh prezentacij prezi. Ispol'zovaniesovremennyhinformacionnyh tehnologijvobrazovanii. 2018: 18 - 22.

10. Kondratenko O.A. Infografika v shkole i vuze: na puti k razvitiyu vizual'nogo myshleniya. Nauchnyj dialog. 2013; 9 (21): 92 - 99.

11. Solov'eva T.V. Infografika v medijnom i uchebnyh tekstah. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. 2010; 57: 76 - 79.

12. Bokareva Yu.S., Romanovskaya V.E. Infografika kak sovremennoe sredstvo kommunikacii. VestnikHar'kovskojgosudarstvennojakademiidizajna iiskusstv. 2014; 4-5: 13 - 16.

13. Ermolaeva Zh.E., Lapuhova O.V., Gerasimova I.N. Infografika kak sposob vizualizacii uchebnoj informacii. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal Koncept. 2014; 11: 26 - 30.

14. Ryabinina E.V. Infografika kak faktor garmonizacii okruzhayuschej informacionnoj sredy. Problemy filologii, kul'turologi i iskusstvovedeniya v svete sovremennyh issledovanij. 2014: 22 - 23.

15. Tihonova O.V., Chesnakova A.A. Infografika kak instrument razrabotki distancionnyh kursov. Novaya nauka: strategiya i vektory razvitiya. 2016; № 6-2 (88): 133 - 135.

Статья поступила в редакцию 25.01.19

УДК 378

Pakhomova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Military University of Ministry of Defence of the RF (Moscow, Russia), E-mail: nata_kzn@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CREATIVITY IN CADETS DURING THEIR INDEPENDENT WORK. The article deals with the basics of professional creativity, its place and importance in the structure of training of future officers, as well as the direction of the development of professional creativity in the course of independent work of cadets. Professional competence of a modern officer is determined not only by complex algorithms they assimilated the adoption of appropriate decisions and attitudes of professional conduct, but also the capacity to implement its own decisions on the basis of creative integration of all formed and skills. The author concludes that the development of professional creativity in cadets during their training contributes not only to the development of professional competencies and personal qualities of the future military professionals, but also determines the pursuit autonomy, initiative, desire to improve in one way or another professional environment. It is responsible for their own success, with the results of teamwork, for the activities of the armed forces as a whole.

Key words: professional creativity, independent work, professional competence, creativity, self-realization, qualification characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.