Научная статья на тему 'Использование сервисов Веб 2. 0 при изучении курса "мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя"'

Использование сервисов Веб 2. 0 при изучении курса "мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ICT COMPETENCE / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / WEB 2.0 SERVICES / BACHELOR OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симанева Т.А.

В статье описывается опыт методической подготовки бакалавров педагогического образования в области использования мультимедийных технологий. Рассматриваются сетевые образовательные сервисы и их использование для формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симанева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF WEB 2.0 SERVICES DURING LEARNING THE COURSE "MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER"

This article describes the experience of methodical preparation of Bachelors of pedagogical education in the use of multimedia technologies. We consider the network educational services and their use for the formation of information and communication competence of the future teachers.

Текст научной работы на тему «Использование сервисов Веб 2. 0 при изучении курса "мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя"»

УДК 37.013.3 СИМАНЕВА Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: simanevata@mail.ru

UDC 37.013.3 SIMANEVA T.A.

Сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Informatics, Orel State University E-mail: simanevata@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

THE USE OF WEB 2.0 SERVICES DURING LEARNING THE COURSE «MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER»

В статье описывается опыт методической подготовки бакалавров педагогического образования в области использования мультимедийных технологий. Рассматриваются сетевые образовательные сервисы и их использование для формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, мультимедийные технологии, сервисы Веб 2.0, бакалавр педагогического образования.

This article describes the experience of methodical preparation of Bachelors of pedagogical education in the use of multimedia technologies. We consider the network educational services and their use for the formation of information and communication competence of the future teachers.

Keywords: ICT competence, multimedia technologies, Web 2.0 services, Bachelor of education.

В настоящее время в школах РФ осуществляется повсеместный переход образовательных учреждений на новый федеральный государственный образовательный стандарт. Особенностью ФГОС общего образования является его ориентированность на системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся, а также широкое использование средств и технологий ИКТ в учебной, проектной и внеурочной деятельности школьника для формирования и развития его ИКТ-компетентности [1].

В соответствии с требованиями ФГОС ОО информационно-образовательная среда образовательного учреждения предполагает наличия таких компонентов, как: комплекс цифровых образовательных ресурсов, компьютеров, информационного оборудования, коммуникационных каналов, современных педагогических технологий. В документе указывается, что данная среда должна обеспечивать возможность проектирования индивидуальной и групповой деятельности учащихся, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса, современные процедуры создания, хранения и представления информации, а также дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса

Федеральный государственный стандарт высшего образования и стандарт «Педагог» [2] определяет ряд требований к уровню ИКТ - компетентности педагога. Современный учитель-предметник должен уметь:

• применять информационные технологии для разных форм образовательной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной);

• планировать проектную деятельность с учетом воз-

© Симанева Т.А. © Simaneva T.A.

можностей ИКТ;

• использовать интерактивные методы обучения на основе использования средств ИКТ;

• использовать доступные ресурсы Интернета;

• использовать дистанционные ресурсы при подготовке домашних заданий;

• готовить задания и тесты в электронном виде.

Все это накладывает определенные коррективы на

профессиональную и методическую подготовку будущих учителей-предметников в области мультимедийных технологий и методике проектирования учебного процесса с их использованием.

Под мультимедийной технологией (ММТ) мы понимаем технологию, которая обозначает порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных видов. Говоря о различных аспектах использования ММТ в образовании, рассматривают использование технического компьютерно-ориентированного средства обучения «нового» поколения, которому присущи характерные признаки:

V возможность объединения информации, представленной в разных формах (текст, звук, графика, видео, анимация);

V интерактивный режим работы с информацией .

Педагогические исследования, посвященные разработке методических основ проектирования, создания и использования мультимедийных учебных программ и мультимедийных учебных комплексов отмечают, что использование средств ММТ:

• позволяет повысить интенсивность и эффективность процесса обучения;

• создаёт условия для самообразования и дистанционного образования;

• в сочетании с телекоммуникационными технологиями решает проблему доступа к новым источникам разнообразной по содержанию и форме представления информации.

В силу специфики своей профессиональной деятельности учителю-предметнику приходится постоянно иметь дело с мультимедийными технологиями, он сталкивается с ними при подготовке к урокам, учебно-исследовательской или внеурочной деятельности. Проанализировав деятельности учителя в школе, можно выделить основные виды деятельности, требующие формирования и развития ИКТ-компетенций в области использования мультимедийных технологий и программных продуктов:

• подготовка презентаций для изложения теоретического материала во время урока;

• разработка дидактических материалов в электронном виде;

• разработка контрольно-измерительных материалов и их последующее представление в интерактивном виде;

• подбор и оформление материалов для внеклассных мероприятий по предмету и мероприятий воспитательного характера;

• работа с интерактивными устройствами (интерактивная доска, система голосования, электронные учебники) при проведении уроков и внеклассных мероприятий;

• создание и поддержка персонального сайта или блога учителя;

• разработка инновационных методов обучения на основе доски закладок, ментальных карт и образовательных квестов.

Таким образом, внедрение средств ИКТ изменяют не только условия профессиональной деятельности учителя-предметника, но и его содержание. Будущему бакалавру педагогического образования предстоит работать в новой информационной среде общеобразовательного учреждения, самому проектировать и реализовывать современный учебный процесс.

Современным инструментальным средством позволяющим реализовать необходимый уровень ИКТ - компетенции учителя - предметника и осуществлять системно - деятельностный подход в обучении учащихся являются программные средства сервиса Веб 2.0. Принципиальной особенностью данного сервиса является возможность создавать мультимедийный информационный контент, позволяющий повысить познавательный интерес студентов к проблематике учебной дисциплины, разнообразить основные виды деятельности в ходе выполнения проектного задания по проблемам использования мультимедийных технологий в обучении.

Разработанная программа по курсу «Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя» предусматривает изучение следующих тем по созданию и методики использования средств сервиса Веб 2.0:

Создание дидактических и презентационных материалов для уроков.

Разработка интерактивных презентаций с помощью онлайн-сервиса Prezi.com. Проектирование урока с использованием презентационной графики.

Разработка интерактивных упражнений средства-

ми онлайн - сервиса LearningApps.org. Способы создания онлайн-приложений, примеры интерактивных заданий и упражнений. Проектирование стандартного и нестандартного урока с использованием созданных мультимедийных приложений. Возможность дистанционного обучения с помощью сервиса LearningApps.org. работа с «Моим классом».

Создание ментальных карт и их использование в профессиональной деятельности учителя. Онлайн-сервисы, позволяющие создавать ментальные карты. Разработка ментальной карты в среде MindMeister. Применение ментальной карты для создания технологической карты урока. Использование ментальной карты для организации закрепления, проверки и контроля знаний учащихся в процессе обучения. Ментальная карта, как средство для реализации современных педагогических технологий, на примере технологии критического мышления. Использование ментальной карты как средство реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде.

Создание интерактивной доски закладок и ее использование в профессиональной деятельности учителя. Онлайн-сервисы, позволяющие создавать доски закладок. Разработка доски закладок в сервисе Padlet. Применение доски закладок для организации образовательной деятельности учителя. Использование доски закладок для организации учебной и внеурочной деятельности школьников. Использование доски закладок как средство реализации самостоятельной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде.

Разработка персонального сайта и блога учителя-предметника. Создание персонального сайта и блога учителя в онлайновом сервисе Wix (Google). Использование сайта или блога для организации образовательных веб-квестов. Проектирование ролевой игры, с использованием веб-квестов. Использование сайта и блога учителя для дистанционного образования.

Рассмотрим подробнее возможности использования некоторых сетевых сервисов Веб 2.0. при реализации итоговых образовательных проектов в рамках изучения дисциплины «Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя».

Социальный сервис для создания интерактивных презентаций онлайн Prezi. В последнее время особую популярность получили «летающие» презентации. В Prezi можно подготовить нелинейные, многослойные презентации с использованием zoom- технологии. Уникальность презентации в Prezi в том, что вся информация расположена на одном большом виртуальном поле (рис.1), перемещение между объектами происходит очень динамично с впечатляющими эффектами масштабирования. Prezi.com - это социальный сервис, а значит, создаваться презентации могут коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными проектами. В отличии от «классической» презентации, выполненной в Microsoft PowerPoint или OpenOffice Impress, где презентация разбита на слайды, в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей этого же слайда (рис. 2). В рамках мастер-класса студенты знакомятся с созданием презентационной графи-

ки на ^'еЪ-сервисе Prezi.com. Изучают достоинства и недостатки онлайн-сервиса, алгоритм создания презентации. В соответствии с выбранной тематикой образовательного проекта студенты разрабатывают электронный ресурс, включая в информационный контент текст, графику, видео, звуковую информацию.

Пример отчета в рамках проектной деятельности по созданию презентации:

Цель: разработать презентацию для урока «открытия нового знания» по физике, тема «Законы Ньютона».

Задание: проектирование и реализация онлайн-презентации в рамках изучения темы: «Законы Ньютона», разработанной средствами Prezi.com.

Рис. 1. Презентация расположена на одном виртуальном поле.

Рис.2. Использование zoom-технологии.

Другим сервисом Веб 2.0 с которым знакомятся студенты это сервис LearningApps.org. Он был создан для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Интерактивные модули можно применять как в групповой, так и в индивидуальной работе учащихся. Содержание интерактивного модуля обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примерами приложений создаваемых в сервисе LearningApps.org это - игры, тренажеры, интерактивные упражнения. Анализ дидактических возможностей интерактивных модулей данного сервиса позволяет выделить основные виды занятий с их применением:

• лекции (аудио, видео, текстовая);

• практические и лабораторные занятия;

• проекты (индивидуальные, групповые, исследовательские, творческие, информационные);

• индивидуальные и домашние задания;

• самостоятельная работа;

• тестирование;

• зачеты;

• игры.

Данный сервис позволяет подбирать из базы интерактивных заданий или создавать самому необходимые упражнения по соответствующей учебной дисциплине, используя графику, аудио- и видеоматериалы для вашего компьютера или доступные в интернете, встраивать выбранные или разработанные материалы на сайт, блог Ссылки на ресурс можно также размещать в облаке или пересылать по электронной почте. Сервис основан на работе с шаблонами (заготовками) для создания упражнений.

Пример отчета в рамках итоговой проектной деятельности по созданию дидактических материалов по физике и информатике.

Цель: Разработать мультимедиа-приложение средствами LearningApps.org, которое можно применять на уроке «Закрепления изучаемого материала» по теме: «Механика».

Задание: создание онлайн-игры по шаблону «Скачки» (рис.3), теста по шаблону «Заполни пропуски» (рис.4).

Рис. 3. Мультимедиа приложение по шаблону «Скачки».

Рис.4. Тест по шаблону «Заполни пропуски».

В результате проектной деятельности студенты разработали систему уроков по выбранной теме, которые отличаются не только актуальным содержанием, но и инновационными методами и формами представления материала. Оценка выполнения учебно-исследовательского проекта осуществлялась в процессе его защиты. Итоговое анкетирование будущих учителей-предметников показыва-

ет возрастание желание применять полученные в рамках дисциплины знания в профессиональной деятельности, готовность проектировать и проводить урок с применением средств мультимедийных технологий сервиса Веб 2.0, использовать мультимедийные программные продукты для разработки нестандартных уроков в виде ролевых

игр (веб-квесты), внеклассных мероприятий по предмету. Таким, образом, студенты, прошедшие подготовку по курсу «Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности учителя», отмечают высокую степень заинтересованности в изучаемом предмете и как следствие высокое качество обученности.

Библиографический список

1. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=

6408

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр/магистр). http://www.edu.ru/bd-mon/Data/d_09/prm788-1.pdf

References

1. Federal Government standard secondary (full) general education http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId = 6408

2. Federal State educational standard of higher vocational education in the preparation of the pedagogical education» (qualification (degree) of the Bachelor/master). http://www.edu.ru/bd-mon/Data/d_09/prm788-1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.