Научная статья на тему 'Образовательные инновации: организационный и управленческий аспекты'

Образовательные инновации: организационный и управленческий аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валетов Валентин Васильевич, Кралевич Ирина Николаевна

В статье проводится анализ организационных и управленческих аспектов внедрения инновационных технологий в образовательный процесс вуза. Рассматриваются структура инновационной деятельности и основные группы образовательных инноваций. Определены направления инновационной деятельности вуза в рамках стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the analysis of organizational and administrative aspects of introduction of innovative technologies in educational process of high school is carried out. The structure of innovative activity and the basic groups of educational innovations are considered. The directions of innovative activity of High school within the limits of strategic planning are defined.

Текст научной работы на тему «Образовательные инновации: организационный и управленческий аспекты»

Литература

1. Ганелин, М. И. История педагогики / М. И. Ганелин, Е. Я. Голант. - М. : Учпедгиз., 1940. - 336 с.

2. Гольдина, А. Н. П. Ф. Каптерев. К 125-летию со дня рождения / А. Н. Гольдина // Народное образоване. - 1974. - № 8. - С. 85-87.

3. Лебедев, П. А. Педагогические идеи и общественная деятельность П. Ф. Каптерева в области первоначального воспитания / П. А. Лебедев // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 8. - С. 90-97.

4. Лебедев, П. А. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева / П. А. Лебедев // Начальная школа. -1974. - № 7. - С. 70-74.

5. Мищенко, Е. А. Культурно-антропологическая концепция педагогического процесса П. Ф. Каптерева : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Мищенко ; Моск. пед. гос. ун-т. - М, 2001. - 18 с.

6. Лебедев, П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева (жизнь и деятельность: аналитико-биологический и библиографический обзор) / П. А. Лебедев. - М. : Типография МИГУ, 1998. - 144 с.

7. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. -М. : Педагогика, 1982. - 704 с.

Summary

In this article we analyses the main stages of the life and creative work of P. F. Kapterev, the outstanding pedagogue of the 19th - the beginning of the 20th centuries. Here are presented conceptional psychological and pedagogical ideas of this scientist, which are devoted to working out of important questions of the preschool and school pedagogy, family upbringing and pedagogical education, general and pedagogical psychology, and the history of Russian pedagogy.

Поступила в редакцию 14.09.07.

УДК 378.1

В. В. Валетов, И. Н. Кралевич

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Введение

Инновационный путь развития государства предопределяет развитие инновационных процессов как в сфере науки и производства, так и в области подготовки специалистов будущего. Термин «инновация» интерпретируется как новая идея, технология или новый метод, который внедряется в практику, иными словами, - превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный. Сфера использования данного термина последовательно расширяется и применяется ко всем нововведениям и усовершенствованиям в любых направлениях, в том числе образовательном. В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется образовательная система, представляющая собой единство новых образовательных технологий (технологических инноваций) и новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций). При этом важно, чтобы на пути преобразований и реформ система высшего образования не потеряла тот уровень и традиции, которые были достигнуты, иными словами, необходимо обеспечение баланса традиций и инноваций в развитии системы высшего образования.

Научное рассмотрение проблемы развития и рационального использования образовательных инноваций обусловлено необходимостью обеспечения готовности выпускника вуза к инновационной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Под инновационной деятельностью в вузе будем понимать деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава (ППС), направленную на введение значимых изменений в практику подготовки специалиста путем реализации инновационного продукта. Инновации появляются в результате научного поиска отдельных педагогов или педагогических коллективов. Инновационным потенциалом педагогического коллектива является его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов, технологий [1]. Система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива включает: восприимчивость педагогов к новшествам, готовность к освоению новшеств, уровень педагогического новаторства, уровень творческой активности [2].

Анализ классификаций инновационной деятельности позволил нам объединить образовательные инновации в две основные группы: технологическую и методическую.

Технологические инновации создают основу развития системы образования. Компьютерные технологии, новые средства коммуникации и ТСО, всемирная сеть Интернет существенно влияют на результаты и качество обучения, организацию учебно-воспитательного процесса. С позиций дидактики технологические инновации предопределяют развитие принципиально новых средств обучения, позволяют строить различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в организации учебного процесса.

К методическим мы относим инновации в области организации учебного процесса, методики обучения и воспитания. Это наиболее исследуемый тип новшеств в сфере образования, поскольку педагогические идеи не могут быть скопированы и внедрены без учета условий их достижения. Можно говорить об инновации, если речь идет о применении известной методики в новых условиях, перенесении педагогического опыта из одного региона в другой. Методика может становиться новой в каком-то одном ее качестве.

Для оценки новизны в области образования существует классификация по уровням, отражающая место полученных знаний в ряду известных и их преемственность [3]:

- на уровне конкретизации инновация обеспечивает модификационный тип новизны, когда происходит уточнение, усовершенствование, модернизация, видоизменение того, что имеет аналог (методики, программы и т. д.);

- на уровне дополнения инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании;

- уровень преобразования отличается принципиально новыми идеями и подходами в области обучения и воспитания, когда выдвигается оригинальный целостный подход к обучению, коренным образом меняющий известные представления.

При этом предлагаемые нововведения должны быть теоретически и эмпирически обоснованы, соответствовать критериям оптимальности (учет затраты сил и средств для достижения ожидаемых результатов), результативности (устойчивость положительных результатов деятельности), креативности (возможность творческого применения в массовом опыте).

Комплексный характер инновационной деятельности требует ее четкой структуризации. На наш взгляд, инновационная деятельность вуза (на примере педагогического) включает:

- инновации в научно-исследовательской деятельности, в том числе стратегическое планирование;

- инновации в экономико-управленческой деятельности, в том числе оценка качества организации учебного процесса, инновационное обновление воспитывающей среды вуза;

- инновации в учебной деятельности (технологические, педагогические).

Выделим основные направления инновационной научно-исследовательской деятельности вуза в рамках стратегического планирования:

- развитие научных исследований как базы для реализации задач инновационного образовательного процесса;

- углубление фундаментальных научных основ подготовки педагогов, способствующее развитию профессиональных компетенций учителя-исследователя, в том числе направленное на формирование научно-исследовательских компетенций педагогов для перевода образования на инновационный путь развития, реализацию профильного обучения и обеспечение принципа непрерывности образования;

- создание современной электронной информационной среды вуза как базы для инновационной деятельности и условия качественного обновления педагогического образования.

Актуальность проблемы внедрения современных педагогических и информационных технологий в университетах связана, с одной стороны, с эффективностью и конкурентоспособностью вуза в динамичной обстановке, которая во многом зависит от успешности осуществляемых нововведений, с другой стороны, инновационный процесс сопряжен с многими социально-психологическими и управленческими трудностями. В первую очередь это ограниченность ресурсов (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в вузе компьютерной техники, программного обеспечения). Второй проблемой является недостаточная подготовленность преподавательского состава и недостаточное количество методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Поскольку необходимость нововведений актуальна, то наиболее быстрый эффект может дать обмен результатами исследований вузов

в данной области между работающими коллективами. Решению этой проблемы способствует налаживание партнерских отношений с другими вузами страны с целью создания единого виртуального обучающего пространства и целенаправленная организация подготовки кадров, обладающих компетентностью в области использования ИКТ в учебном процессе. Примером тому может служить организованная в УО «МГПУ имени И. П. Шамякина» совместно с Академией управления при Президенте Республики Беларусь подготовка специалистов в системе открытого образования, основанная на использовании технологий дистанционного обучения.

Создание единой инфокоммуникационной среды, обеспечивающей тесное сетевое взаимодействие субъектов образовательного пространства, - основа инновационного направления в организации образовательного пространства университета. Одним из этапов реализации данного вопроса, наряду с активным развитием Интернет-образовательных ресурсов и технологий, является обновление учебно-методического обеспечения в опоре на мультимедиа-технологии, поскольку эти материалы располагают достаточными возможностями в организации самостоятельной образовательной деятельности студентов и занимают передовые позиции в инфокоммуникационном пространстве.

Применение современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования входят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях.

Обозначим основные изменения в педагогической деятельности в методическом, организационном и техническом плане обеспечения инновационного образовательного процесса:

- Необходимость разработки учебно-методических комплексов (УМК), не только технологически усложняет деятельность преподавателя, требуя специальных навыков и приемов разработки учебных курсов, но и ввиду открытости доступа накладывает дополнительные требования к качеству создаваемых материалов.

- Изменение образовательных стандартов в сторону увеличения доли самостоятельной работы студентов требует от преподавателя усиления функции поддержки студента, оказания помощи в организации индивидуального учебного процесса. В связи с этим используется новый термин, подчеркивающий серьезное значение названной функции преподавателя, - facilitator (фасилитейтор) - тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.

- Потребность активного взаимодействия преподавателя и студента влечет необходимость использования коммуникационных технологий с целью осуществления обратной связи, что также требует от преподавателя специальных не только педагогических, но и технологических навыков, опыта работы с современными техническими средствами.

Раскрытие педагогических условий эффективного формирования умений самостоятельной деятельности студентов в опоре на ИКТ представляет собой поиск ведущих факторов в их тесной взаимосвязи в области методического, педагогического, организационного, психологического, технического аспектов. При этом необходимо учитывать, смогут ли студенты сознательно использовать электронно-образовательный материал в ходе самостоятельной деятельности, способны ли обучающиеся, без непосредственного контроля со стороны преподавателя, достаточно глубоко изучить электронно-образовательный материал за ограниченный промежуток времени.

Организация профессиональной подготовки специалиста в вузе предполагает использование компьютерных технологий в качестве [4]:

- средства обучения, обеспечивающего как оптимизацию процесса познания, так и формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- предмета изучения - знакомство с современными методами обработки информации, учитывающими специфику организации информационных процессов в профессиональной среде;

- инструмента решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование умения принятия решений в современной информационной среде, а именно: определение, организация и поиск профессионально-важной информации; выбор и использование средств, адекватных поставленной задаче; разработка технологии обработки информации; использование полученных результатов в оптимизации процесса решения профессиональных задач.

Многовариантность является обязательной характеристикой инновационной образовательной среды учебного заведения. Быстрое развитие технологических инноваций в сфере образования превращает в одну из ключевых проблему выбора технологий для осуществления учебного процесса. Следует заметить, что более дорогостоящие технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. К числу приоритетных педагогических технологий инновационного образовательного пространства относят технологию личностно-ориентированного

обучения и воспитания; технологию дифференцированного и индивидуализированного обучения и воспитания; технологию проблемного обучения, в том числе технологию проектной деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания; модульную технологию обучения и другие.

В качестве основных принципов эффективного выбора и использования технологий в инновационном учебном процессе выделим следующие положения:

- использование избранной технологии должно максимально способствовать достижению образовательных целей;

- необходим обязательный учет соответствия избранной технологии специфике конкретной предметной области.

И наконец, инновационные образовательные технологии, в том числе и педагогические, призваны повышать качество профессиональной деятельности, объектами оценки которого являются управленческий, методический, исследовательский, педагогический и другие процессы в системе образования. При этом качество образования определяет уровень их эффективности -целевой, технологический, социально-педагогический, ресурсный[5].

Выводы

Подготовка образованного специалиста, востребованного системой образования и мотивированного к инновационной образовательной деятельности невозможна без использования образовательных инноваций в вузе. Анализ содержания педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе позволяет утверждать, что подготовка будущего учителя в области новых технологий должна рассматриваться как профессиональная и базироваться на модели преподавателя, использующего инновационные образовательные технологии в профессиональной педагогической деятельности. Требуется создание особого класса педагогов и учёных сетевого типа, который может быть сформирован из научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий.

Решение стоящих задач возможно на основе: развития научных исследований как базы для реализации задач инновационного образовательного процесса, в том числе выработки единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения инновационных технологий в учебный процесс; повышения квалификации педагогических кадров по использованию информационных технологий и внедрению их в учебный процесс; формирования содержания образования, основывающееся на современном понимании инновационных технологий, модели преподавателя, использующее инновационные технологии в профессиональной педагогической деятельности; создания современной электронной информационной среды вуза как базы для инновационной деятельности и условия качественного обновления педагогического образования.

Литература

1. Ковалева, Т. М. Становление инновационной школы / Т. М. Ковалева // Школьные технологии, 2001. - № 2. - С. 74-86.

2. Шамова, Т. П. Оценка управленческой деятельности руководителей школы : методическое пособие / Т. И. Шамова, Г. М. Тюлю, Э. М. Литвиненко. - Вологда : ИПК и ППК, 1995.

3. Полонский, В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) / В. М. Полонский // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - С. 4-12.

4. Алейников, В. В. Подготовка студентов педагогических вузов к использованию новых информационных технологий на уроке / В. В. Алейников, С. В. Трубников // Информационные технологии в образовании : тез. докл. VI Междунар. конф. - М., 1997. - С. 39-40.

5. Жук, А. И. Теоретические основания построения системы внутривузовского менеджмента качества образования в соответствии с международными стандартами / А. И. Жук // ТехноОБРАЗ 2005: Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов: обеспечение качества подготовки специалистов в высшей школе : материалы V Междунар. науч. конф., 14-15 апр. 2005 г. : в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т ; отв. ред. проф. В. П. Тарантей. - Гродно, 2005. - Ч. 2. - С. 120-134.

Summary

In article the analysis of organizational and administrative aspects of introduction of innovative technologies in educational process of high school is carried out. The structure of innovative activity and the basic groups of educational innovations are considered. The directions of innovative activity of High school within the limits of strategic planning are defined.

Поступила в редакцию 14.11.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.