Научная статья на тему 'Педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности вуза'

Педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PROFESSIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL INNOVATIONS / THE COMPETENCE / AN INFORMATION WORK-ANALYTICAL / PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торкунова Юлия Владимировна

Изменение образовательной парадигмы, компетентный подход к оценке качества результата образования приводит к появлению большого числа инноваций в образовательной среде. Особенно это заметно в системе высшего профессионального образования вследствие ее высокого творческого потенциала. Однако не во всех вузах можно отследить результаты введенных инноваций, распространить наиболее успешный опыт, обобщить и сделать выводы и рекомендации. На сегодняшний день нет организованной информационно-аналитической поддержки инновационно-образовательной деятельности. Автор предлагает педагогическую систему такой поддержки, определяет ее структурные и функциональные компоненты, строит модель системы. Автор также представляет структуру информационно-аналитического центра, который мог выполнить информационную-аналитическую поддержку инновационно-образовательной деятельности в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торкунова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change of educational paradigm, a competent approach in an estimation of quality of result of education leads to the appearance of a great number of innovations in the educational environment. The splash of innovationeducational activity is observed in the system of higher education owing to its high creative potential. However, not to each high school it is obviously possible to trace results of innovations, to extend the most successful experience, to generalize and draw conclusions and recommendations, as for today there is no organized informationanalytical support of innovative-educational processes. The author offers the pedagogical system of such support specifies its structural and functional components, constructs a model of the system. The author also represents the structure of the innovation-analytical centre which could carry out information-analytical support of innovative-educational activity in high school.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности вуза»

Е> ЫС Ш!! ОБ РАЗО Ш П!

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Ю.В. Торкунова

Изменение образовательной парадигмы, компетентный подход к оценке качества результата образования приводит к появлению большого числа инноваций в образовательной среде. Особенно это заметно в системе высшего профессионального образования вследствие ее высокого творческого потенциала. Однако не во всех вузах можно отследить результаты введенных инноваций, распространить наиболее успешный опыт, обобщить и сделать выводы и рекомендации. На сегодняшний день нет организованной информационно-аналитической поддержки инновационнообразовательной деятельности. Автор предлагает педагогическую систему такой поддержки, определяет ее структурные и функциональные компоненты, строит модель системы. Автор также представляет структуру информационно-аналитического центра, который мог выполнить информационно-аналитическую поддержку инновационно-образовательной деятельности в вузе.

Ключевые слова: профессиональное образование, высшее профессиональное образование, образовательные инновации, компетенции, информационноаналитическая деятельность, педагогическая система.

Pedagogical system of information-analytical support of innovative-educational activity of high school. Change of educational paradigm, a competent approach in an estimation of quality of result of education leads to the appearance of a great number of innovations in the educational environment. The splash of innovation- educational activity is observed in the system of higher education owing to its high creative potential. However, not to each high school it is obviously possible to trace results of innovations, to extend the most successful experience, to generalize and draw conclusions and recommendations, as for today there is no organized information- analytical support of innovative-educational processes. The author offers the pedagogical system of such support specifies its structural and functional components, constructs a model of the system. The author also represents the structure

of the innovation-analytical centre which could carry out information-analytical support of innovative-educational activity in high school.

Keywords: professional education, higher education, educational innovations, the competence, an information work-analytical, pedagogical system.

Сегодня общество выдвигает новые требования к качеству образования, а именно трансформируется его системообразующий элемент — цель образования. Компетентностный подход, внедряемый на данный момент в образовательные системы различных уровней, предполагает результатом образования в вузе формирование компетенций различного свойства.

В современной литературе обсуждается понятие компетенций и компетентности, их набора, полноты и способов оценки компетенций. Так, А.В. Хуторской выделяет у выпускников вузов следующие компетенции:

— ценностно-смысловая компетенция, связанная с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свое предназначение и роль в нем, эффективно самоопределяться в мире и профессиональной жизни, строить и реализовывать жизненные стратегии в целом;

— общекультурная компетенция (духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);

— учебно-познавательная компетенция, включающая готовность студента к самостоятельной познавательной деятельности, в том числе навыки и умения рефлексии, организации, планирования деятельности, целеполага-ния, самооценки и т.д.;

— информационная компетенция (способность с помощью современных информационно-комуникационных технологий добывать, преобразовывать и передавать информацию);

— коммуникативная компетенция как готовность к взаимодействию с людьми, сотрудничеству, реализации социальных ролей и т.д.;

— социально-трудовая компетенция как готовность к осуществлению роли гражданина, потребителя, семьянина и др.;

— компетенция личностного самосовершенствования (владение способами физического, духовного, интеллектуального, эмоционального развития) [4].

На наш взгляд, эти компетенции для выпускников вузов должны дополняться ключевыми профессиональными компетенциями, так называемыми «базисными квалификациями».

Реформирование цели образования ведет к необходимости перестройки всех элементов образовательной системы, внедрения инноваций на всех ее уровнях. На государственном уровне инновационная политика нашла свое отражение в реализации национального проекта «Образование», в рамках которого инновации становятся одним из основных факторов развития и повышения качества образования.

Количество инноваций растет, локальные инновации перерастают в крупномасштабные, во многих

учебных заведениях они становятся закономерностью.

В связи с наметившимися тенденциями возникает проблема управления инновационными процессами в образовательной среде, рассмотрение которой, на наш взгляд, следует начать с определения и классификации понятия «инновация».

Появилось это понятие в 1970-е годы при исследовании экономистами влияния научно-технического прогресса на развитие социальных систем. Инновации в самом общем виде классифицируются по экономическим признакам, сфере приложений, удовлетворению потребностей, причинам возникновения, степени новизны и функциональному назначению.

Применительно к педагогике существует значительное число подходов к определению и классификации образовательных инноваций. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.М. Полонский рассматривает инновации как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно-воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в области образования. Главный признак инновации: положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в работе образовательных учреждений в результате специально организованной инновационной деятельности. Уровень инновации может быть

частнометодический, методический и общедидактический. В зависимости от специфики и места использования инновации в образовании делятся на: технологические, методические, управленческие, экономические, социальные и юридические [3].

Другой подход к классификации образовательных инноваций излагается в работах доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО А.В. Хуторского, рассматривающего их как синоним термина «нововведения»:

— по отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.;

— по отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.;

— по области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием;

— по типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.;

— по функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспе-

чивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование);

— по способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные;

— по масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.;

— по социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессиональнотипологических групп педагогов;

— по объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.;

— по степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные [5].

Приведенные выше подходы свидетельствуют о масштабности инновационного процесса в образовании, о необходимости его упорядочить, систематизировать и в то же время стимулировать его дальнейшее развитие.

При этом возникает вопрос: а какие образовательные инновации действительно могут вывести качество высшего профессионального образования на новый уровень?

В современном понимании качество образования это не только необходимый набор знаний, умений и навыков, компетентностный подход предполагает достижение высокого качества профессиональных компетенций, сформированных в результате образования. Показатели такого качества могут выражаться в следующем:

1) состав компетенций, отражающих развитые в образовательном процессе способности, готовность (к видам деятельности, ролям, полномочиям, психологическим нагрузкам и пр.), ценности;

2) соответствие системы полученных знаний структуре компетенций;

3) комплекс навыков и умений, необходимых для реализации компетенций;

4) потенциал компетентностного саморазвития личности (приобретение новых компетенций в пожизненном образовании) [2].

Новые подходы к пониманию качества образования влекут за собой как увеличение числа инноваций, так и необходимость выявления эффективности влияния этих инноваций на качество сформированных компетенций.

В педагогической науке предпринимаются попытки каким-то образом отследить эффективность образовательных инноваций в вузе, упорядочить их, проанализировать и простимулировать развитие, однако, в связи со сложностью и многомерностью явления, без определенной организационной структуры, которая бы имела свою четкую дидактическую и методологическую основу, это довольно

сложно реализовать. С каждым днем растет объем информации по предполагаемым и уже внедренным образовательным инновациям.

В целях повышения качества образования становится актуальной проблема эффективного управления инновационной образовательной деятельностью вуза: создание условий для развития инноваций, определение стратегии развития, руководство и мониторинг инновационных образовательных процессов, мотивация и управление персоналом, внутренние и внешние коммуникации. Такое управление невозможно осуществить без серьезной информационноаналитической работы, включающей в себя анализ информационных ресурсов: сбор, обработку, систематизацию, формулирование выводов и рекомендаций. Информация при этом анализируется как из внутренних, так и из внешних источников.

В современных вузах ведется информационно-аналитическая деятельность, однако она не носит системный характер, особенно в плане поиска, внедрения и отслеживания инноваций в образовании.

Поэтому, на наш взгляд, информационно-аналитическое сопровождение инновационной образовательной деятельности вуза — проблема достаточно актуальная.

Информационно-аналитическая деятельность в области образовательных инноваций имеет несколько составляющих. Во-первых, это непосредственное участие в инновационных процессах, во-вторых — поиск и создание информационного банка инноваций, в-третьих — информационно-

аналитическая поддержка принятия решений при оценке эффективности инноваций, что требует обработки больших массивов информации, в-четвертых — информационное взаимодействие с различными структурами, включая СМИ и общественность на предмет поиска, внедрения и продвижения инноваций.

Информационно-аналитическое сопровождение имеет два контура: внутренний и внешний. Во внешнем контуре идет сбор и анализ информации об образовательных инновациях других учебных заведений, нормативно-правовой документации по проблемам инноваций органов управления учреждений образования, публикаций прессы, телевидения, Интернета по данной тематике. Параллельно с этим осуществляется продвижение собственных образовательных инноваций вуза в информационном образовательном пространстве. Внутренний контур предполагает сбор, анализ, отслеживание результатов, распространение опыта инновационной деятельности в конкретном вузе.

Обобщенная схема информационноаналитического сопровождения инновационных образовательных процессов представлена на рис.1. Штриховкой на схеме выделен промежуточный элемент между внутренним и внешним контуром — Интернет-сопровождение, которое обслуживает потребности внутренних задач управления инновационной образовательной деятельностью вуза и является средой взаимодействия со всем остальным образовательным сообществом.

ИАС (внешний контур)

т V

Сбор и обработка информации об инновациях в других вузах

и образовательных уровнях

■V

ИАС (внутренний контур)

У1

выявление и отслеживание результатов образовательных инноваций, обмен информацией об инновациях вуза

Аналитика внутри вуза

РИ-деятельность, освещение образовательных инноваций в СМИ

Рис. 1. Структура информационно-аналитического сопровождения (ИАС) инновационной образовательной деятельности вуза

Таким образом, в образовательной системе вуза возникает необходимость образования педагогической подсистемы (в дальнейшем — системы), которая бы осуществляла информационноаналитическое сопровождение образовательных инноваций.

Ее построение начнем с определения понятий «система» и «педагогическая система».

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия системы, общим для них является то, что система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г. Афанасьев выделяет следующие признаки системы:

— наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система;

— наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами;

— наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

— целеустремленность системы; взаимодействие с внешней средой;

— взаимодействие данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или более высокого порядка;

— наличие историчности, преемственности;

— наличие управления [1].

Разновидностью социальной системы является педагогическая система, которая определяется как множество взаимосвязанных структурных и

функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

В соответствии с приведенными выше определениями педагогическую систему информационно-аналитического сопровождения можно представить как совокупность системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных элементов.

Системообразующими факторами для такой системы являются цели и результаты образования, в соответствии с современной парадигмой образования — это качество профессиональных компетенций. Условия функционирования — различные организационные, психолого-педагогические и технологические условия. Структурные компоненты данной педагогической системы — преподаватели, студенты, образовательные инновации, информация об образовательных инновациях, информационно-аналитический центр, результаты информационноаналитической деятельности. Функциональными компонентами являются процесс осуществления образовательных инноваций, педагогический анализ и описание образовательных инноваций, сбор информации об образовательных инновациях, мониторинг качества образования, выработка рекомендаций и прогнозирование, доведение информации о результатах информационно-аналитической деятельности до преподавателей, студентов, общественности, управленческих структур.

В соответствии с системным подходом основными понятиями, харак-

теризующими строение и функционирование систем являются: структура системы, входные показатели системы, выходные показатели системы. Входные показатели — те показатели системы, которые изменяются в результате входного воздействия или сигнала. Выходные — те показатели системы, изменения которых вызывают выходное воздействие или выходной сигнал, либо сами являются таким воздействием или сигналом.

Исходя из того, что инновационная образовательная деятельность неразрывно связана с функционированием всего высшего учебного заведения, входными показателями для педагогической системы информационноаналитического сопровождения будет являться: информация об инновациях в целеполагании, в задачах, инновациях в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, инновациях в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. Результаты функционирования системы информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности (внутренний контур) — банк образовательных инноваций, результаты мониторинговых исследований качества образования, прогнозирование и выработка рекомендаций, выявление возможных инноваций. Мониторинговые исследования проводятся на основе повторяющихся диагностических процедур, с использованием количественных показателей, позволяющих получить объективные результаты о качестве сформированности профессиональ-

Рис. 2. Обобщенная модель педагогической системы информационно-аналитического сопровождения (внутренний контур)

ных компетенций при применении той или иной инновации.

Обобщенная модель системы информационно-аналитического сопровождения (внутренний контур) представлена на рис.2.

Информационно-аналитический центр — основной компонент этой инфраструктуры, который обеспечивает:

1) мониторинг инноваций: выявление потребностей в инновациях, ход внедрения инноваций, отслеживание результатов внедрения инноваций; формирование банка инноваций;

2) распространение положитель-

ного опыта внедрения инноваций в вузе;

3) формирование положительного образа внедренных вузом инноваций во внешней среде.

Для реализации этих задач в составе информационно-аналитического центра необходимо иметь: отдел сбора и обработки информации; отдел по обеспечению работы Интернет-портала; отдел по внешним связям; экспертный отдел.

Построенная в соответствии с приведенной структурой педагогическая система информационно-аналитического сопровождения позволит,

на наш взгляд, отследить эффективность инновационных образовательных процессов, их роль в повышении качества профессиональных компетенций, что в свою очередь сможет вывести качество высшего профессионального образования на новый уровень.

Литература:

1. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление.— М.: Политиздат, 1986.— С. 54.

2. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учеб. пособие для вузов.— М.: Академический Проект: Мир, 2006.- С. 211.

3. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ)//Ин-новации в образовании.— 2007.- № 2.-С. 10.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования// Народное образование.- 2003.- №5.-С. 61.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика/ А.В.Хуторской.- М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.- С. 23.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.А. Соломченко

В работе рассказывается о подходах и методах оценки знаний с помощью тестирования. Определены некоторые рекомендации с соблюдением важнейших принципов контролирования знаний: объективности, систематичности и наглядности.

Ключевые слова: профессиональное образование, студенты, тесты, оценка, знания, объективность.

In work it is told about approaches and methods of an estimation of knowledge by means of testing. Some recommendations with observance of the major principles of monitoring of knowledge are defined: objectivity, a system and presentation.

Keywords: professional education, students, tests, an estimation, knowledge, objectivity.

Успешное решение проблемы про- высшего образования России в Бо-фессиональной подготовки специали- лонский процесс потребует серьезной ста зависит от различных факторов: модернизации всего образовательного

учета специфических особенностей пространства. Особое место отводит-будущей профессиональной дея- ся самостоятельной работе студентов, тельности, сущности образования в рейтинговой оценки учебной деятель-высшей школе и совершенствования ности и т.д. Значительную роль в по-учебных планов и программ по спе- вышении качества обучения студен-циальным дисциплинам. Вступление тов и в совершенствовании учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.