Научная статья на тему 'Управление инновационной образовательной деятельностью в вузе: квалитативно-ориентированный целевой подход'

Управление инновационной образовательной деятельностью в вузе: квалитативно-ориентированный целевой подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATIVE-EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEM OF AN ESTIMATION OF QUALITY / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торкунова Юлия Владимировна

Модернизация системы высшего образования стала фактором активизации внедрения образовательных инноваций в вузах. Однако, процесс этот идет зачастую хаотично и бессистемно, инновационно-образовательная деятельность не целенаправленна, что в конечном счете снижает эффективность внедряемых инноваций. Поэтому возникает необходимость проектирования, планирования и оценки качества инновационно-образовательной деятельности. Данная статья посвящена разработке технологии, которая представлена с помощью IDF0 и IDF1, квалиметрическая модель оценивания инновационно-образовательной деятельности с позиций процессно-целевого подхода, а также ее компьютерной поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торкунова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of system of higher education became the factor of activization of introduction of educational innovations in high schools. However, this process goes frequently chaotically and irregularly, is innovative-educational activity isn"t purposeful that finally reduces efficiency of introduced innovations. Therefore there is a necessity of designing, planning and an estimation of quality of is innovative-educational activity. Given article is devoted working out of technology which is presented by means of information technology IDF0 and IDF1, kvalimetric model of estimation of is innovative-educational activity from positions of the protsessno-target approach, and also its computer support.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной образовательной деятельностью в вузе: квалитативно-ориентированный целевой подход»

Управление инновационной образовательной деятельностью в вузе: квалитативно-ориентированный

целевой подход

Юлия Владимировна Торкунова к.п.н., доцент кафедры информатики и прикладной математики, Казанский государственный технологический университет, ул. К.Маркса, 68, г. Казань, 420015, (843)2314119 [email protected]

Аннотация

Модернизация системы высшего образования стала фактором активизации внедрения образовательных инноваций в вузах. Однако, процесс этот идет зачастую хаотично и бессистемно, инновационно-образовательная деятельность не целенаправленна, что в конечном счете снижает эффективность внедряемых инноваций. Поэтому возникает необходимость проектирования, планирования и оценки качества инновационнообразовательной деятельности. Данная статья посвящена разработке технологии, которая представлена с помощью IDF0 и IDF1, квалиметрическая модель оценивания инновационно-образовательной деятельности с позиций процессно-целевого подхода, а также ее компьютерной поддержка. Modernization of system of higher education became the factor of activization of introduction of educational innovations in high schools. However, this process goes frequently chaotically and irregularly, is innovative-educational activity isn't purposeful that finally reduces efficiency of introduced innovations. Therefore there is a necessity of designing, planning and an estimation of quality of is innovative-educational activity. Given article is devoted working out of technology which is presented by means of information technology IDF0 and IDF1, kvalimetric model of estimation of is innovative-educational activity from positions of the protsessno-target approach, and also its computer support.

Ключевые слова

инновационно-образовательная деятельность, система оценки качества, информационная технология

innovative-educational activity, system of an estimation of quality, information technology

В рамках квалитативно-ориентированного целевого подхода процесс управления инновационно-образовательной деятельностью вуза мы будем рассматривать в контексте применения технологии ее информационно -аналитического сопровождения. Вопросы создания педагогической системы информационно-аналитического сопровождения и оценки качества уже поднимались в публикациях [1, 2, 3]

Информационно-аналитическое сопровождение инновационной

образовательной деятельности - целостный, завершенный процесс, представляющий собой систему методов и средств по повышению качества инновационной образовательной деятельности, обеспечивающий устойчивый и гарантированный результат, обладающий свойством воспроизводимости.

Поскольку технология - понятие процессуальное, то под проектированием технологии понимается описание совокупности методов изменения состояния

объекта. Проектирование технологии будет осуществляться посредством разделения деятельности (в нашем случае - квалитативно-ориентированного целевого информационно-аналитического сопровождения) на отдельные операции и процедуры, с учетом специфики реализации инновационной образовательной деятельности в вузе.

Для проектирования технологии квалитативно-ориентированного целевого информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности необходимо:

а) определить процессы, необходимые для квалитативно-ориентированного целевого информационно-аналитического сопровождения, последовательность и взаимодействие этих процессов, а также определить методы обеспечения и критерии результативности этих процессов;

б) обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для осуществления процессов информационно-аналитического сопровождения и их мониторинга;

в) предусмотреть меры, гарантирующие достижение запланированных результатов и возможность корректировки и улучшения технологии.

В настоящее время все более востребованным в различных циклах дисциплин, как в технических, так и в гуманитарных, становится ресурсно-целевой подход, который позволяет описать внутренние возможности системы удовлетворять требованиям внешней среды. Изначально понятийный аппарат и логика становления ресурсного подхода сформировался в сфере моделирования процессов производства и потребления, что, несомненно, наложило свой отпечаток на его реализацию.

В рамках ресурсно-целевого подхода ресурсы информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности вуза можно рассматривать как совокупность следующих компонентов:

- профессорско-преподавательский состав (ППС),

- учебно-вспомогательный персонал (УВП),

- материально-технические ресурсы (лабораторный и аудиторный фонды, оборудование, техника, приборы, канцтовары, бумага и т.д.),

- финансовые ресурсы,

- интеллектуальные ресурсы,

- информационные ресурсы.

Под эффективностью по ГОСТ Р ИСО 9000:2001 понимается связь между достигаемым результатом и используемыми ресурсами. Результатом в данном случае является качественная инновационная образовательная деятельность. Поэтому основной целевой функцией является качество такой деятельности, основанное на выявлении реальной потребности в образовательных инновациях, их планировании при оптимальном распределении необходимых ресурсов с учетом конечных требований к качеству подготовки специалистов.

В процессуальной части технологии квалитативно-ориентированного целевого информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности выделим следующие этапы:

1. Постановка цели. Проводится анализ условий и требований внешней среды, социально-экономических запросов общества, новых стандартов обучения, уровня подготовки обучаемых и т.д., обуславливающих необходимость внедрения образовательных инноваций

2. Анализ и оценка ресурсов. Проводится анализ кадровых, финансовых, технических, организационных, методических и др. ресурсов на предмет их достаточности для осуществления инновационной образовательной деятельности, оценивается инновационный потенциал педагогического коллектива, определяются предпосылки и сдерживающие факторы развития инновационной образовательной деятельности вуза.

3. Проектирование процесса развития инновационной образовательной деятельности. Данный этап начинается с формулирования основной идеи необходимых изменений и обоснования ее ресурсного обеспечения, затем определяются основные направления инновационной образовательной деятельности, а также ответственные лица за их осуществление ( педагоги, администрация вуза), разрабатываются схемы взаимодействия между подразделениями, формулируются основные результаты внедряемых инноваций, определяются методики их оценки, прогнозируются критические значения. Вопросы проектирования дидактических систем нового поколения, подготовки специалистов в новых условиях, создание определенной информационной среды подробно рассмотрены в работах Нуриева

Н.К, Кириловой Г.И., Нурмеева Н.Н. и др. [4, 5, 6].

4.Планирование. Разрабатывается план инновационной образовательной деятельности вуза (чаще всего на учебный год), заполняется информационная карта образовательной инновации. В плане предусматриваются формы информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса вуза, создание определенной информационно-инновационной среды.

5. Детализация. В результате информационного взаимодействия происходит детализация и уточнение образовательных инноваций, проводится классификация образовательных инноваций по типам.

6. Реализация. В ходе реализации инновационной образовательной деятельности необходимо предусмотреть мониторинговую оценку результатов внедрения образовательных инноваций. Педагогический мониторинг результатов внедрения образовательных инноваций состоит из инвариантной и инновационной части. Инвариантная часть мониторинга проверяет собственно знания, умения, навыки, т.е. качество обучения, уровень усвоения учебного материала дисциплины. Инновационная же часть призвана оценить развитие тех качеств и компетенций, совершенствование которых ставилось целью внедрения образовательных инноваций на этапе их разработки.

7. Анализ полученных результатов. На заключительном этапе в соответствии с разработанной моделью оценки качества инновационной образовательной деятельности проводится анализ полученных результатов, делаются выводы о целесообразности внедрения данных инноваций в массовую практику либо о их корректировке.

8. Формулирование выводов. Дается экспертное заключение о выполнении разработанного плана инновационной образовательной деятельности и степени достижения поставленной цели по развитию инновационной образовательной деятельности вуза.

9. Распространение информации во внешней и внутренней среде. Проводится работа по распространению информации о результатах инновационной образовательной деятельности, что включает в себя проведение научнометодических семинаров, размещение информации на сайте вуза, участие преподавателей и сотрудников в конференциях, а также подготовка публикаций в прессе и научно-практических изданиях по тематике инновационной образовательной деятельности.

Процессный подход позволяет представить данную технологию в виде схемы, представленной на Рис. 1 и 2, составленной по технологии IDF0 и IDF1.

Соблюдение всех этапов представленной технологии, на наш взгляд, придает большую системность, целевую направленность, ресурсообеспеченность и результативность инновационной образовательной деятельности, что позволяет существенно повысить ее качество.

При получении и обработке информации об инновационно-образовательной деятельности, по результатам оценки ее качества информационно-аналитическое сопровождение предполагает определение стратегии развития образовательного

процесса, изучение опыта других вузов, повышение квалификации преподавателей, обеспечение мотивации, выработку рекомендаций. При этом целью информационно -аналитического сопровождения становится повышение качества инновационнообразовательной деятельности.

В научно-педагогической литературе исследователи по-разному подходят к определению термина «педагогическое оценивание».

Под оцениванием качества может пониматься констатация определенной связи между планом (целевым представлением) и отраженной информацией как констатация факта об успешном или неуспешном достижении поставленных целей.

PROJECT: Информационно - аналитическое обеспечение ИОД

NOTES: 1 2 3 4 5 б 7 В 9 10

DATE: 09.06.2011 REV: 09.06.201 1

ТОР

Информация о требованиях к качеству образовательного процесса из внешней среды

Предварительные характеристики необходимой инновационно ->й деятельности

Информация о существующих х инновациях

Документы,

регламентирующие ИОД

Формулировка целей ИОД

Выводы о достаточности ресурсов

Описание основных параметров ИОД

; План ИОД к

обеспечения ИОД ; Описание образовательных инноваций

; Результаты мониторинга

Оценка качества ИОД

Выводы и рекомендации

:: : Информация : ИОД

Подразделения вуза, занимающиеся информационно -аналитическим сопровождением инновационно -й деятельности

A-0

Технология информационно - аналитического обеспечения ИОД

О.В

ППС и УВП

Рис. 1. Обобщенная схема технологии информационно-аналитического

обеспечения ИОД

Рис. 2. Функциональная модель технологии информационно-аналитического

обеспечения ИОД

Оценивание качества инновационно-образовательной деятельности - это системный процесс, направленный на выявление степени соответствия достигнутых результатов инновационно-образовательной деятельности некоторым эталонным показателям.

Следует различать понятия оценивание и оценка. Под оцениванием понимается процесс измерения, а под оценкой - интегральный (суммарный) результат оценивания.

Учитывая поставленную цель оценивания качества инновационнообразовательной деятельности, рассмотрим функции оценивания:

1) диагностическая. Оценивание позволяет определить достигнутый уровень качества инновационно-образовательной деятельности;

2) информационно-аналитическая. В инновационно-образовательном процессе вуза оценивание является компонентом управления инновационно-образовательной деятельностью и дает информацию для его коррекции. По полученной информации делаются выводы о целесообразности и успешности тех или иных этапов, форм и методов инновационно-образовательных процессов, что служит основанием для коррекции инновационно-образовательной деятельности;

3) прогнозирующая. Данная функция оценивания является основой для проектирования дальнейшего развития инновационно-образовательной деятельности, разработки инновационных систем и технологий.

Все перечисленные функции оценивания нуждаются в информации, которая должна удовлетворять следующим требованиям: полнота, релевантность,

адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность.

Рассмотрим оценку качества инновационно-образовательной деятельности с позиций процессного подхода. В соответствии с ним качество инновационно -

образовательной деятельности складывается из качества ресурсов, процессов и результатов.

Основной процесс, который подлежит оценке - инновационнообразовательный процесс, т.е. процесс разработки, внедрения и распространения образовательных инноваций.

Вспомогательными процессами являются: кадровая работа и мотивация, методическая работа, процессы управления инновационно-образовательной деятельностью (организационные процессы).

Ресурсами инновационно-образовательной деятельности являются -профессорско-преподавательский состав, студенты, материально-техническое обеспечение, информационно-методическое обеспечение.

Многообразие результатов инновационно-образовательной деятельности, их разноплановость во многом затрудняют стандартизацию их оценки. В связи с этим педагогический мониторинг результатов инновационно-образовательной деятельности целесообразен в форме экспертизы. Для проведения экспертизы необходимо разработать критерии оценки ресурсов, процессов и результатов инноваций.

Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Таким образом, критерии оценки качества инновационно-образовательной деятельности должны включать: оценку качества ресурсов, оценку качества процессов разработки, внедрения и распространения инноваций, оценку качества работы с кадрами и мотивации к инновационно-образовательной деятельности, оценку материально-технического и информационно-методического обеспечения, оценку качества управления инновационно-образовательной деятельностью, оценку качества результатов.

При оценке качества результатов необходимо оценивать степень их новизны, существенность положительного сдвига в качестве образования, степень достижения поставленной образовательной цели, т.е. эффективность образовательной инновации, возможность тиражирования инновационно-образовательного опыта.

Осуществляя оценку качества инновационно-образовательной деятельности в рамках разработанного подхода информационно-аналитического сопровождения, следует предусмотреть создание системы мониторинга (экспертизы) качества инновационно-образовательной деятельности, с определением конкретных измеряемых характеристик, их допустимых и целевых значений, определения качественных сдвигов и контроля степени достижения поставленных целей.

С учетом вышесказанного система оценки качества инновационнообразовательной деятельности может быть представлена в виде определенной совокупности критериев, отраженных в таблице 1 .

Таким образом, рассмотрение качества инновационно-образовательной деятельности с позиций процессного подхода позволило сформировать модель оценки качества инновационно-образовательной деятельности. Нами предложена совокупность критериев, которая отображает качество инновационнообразовательной деятельности.В дальнейшем, общая формула расчета уровня инновационной деятельности, вес каждого показателя были обоснованы методом экспертных оценок в ходе педагогического эксперимента.

Для квалиметрического оценивания эффективности системы по предложенным критериям и показателям нами была создана экспертная группа из числа сотрудников Министерства образования Республики Татарстан, руководящих работников ведущих учебных заведений высшего профессионального образования и преподавателей вузов.

Мы привлекли 13 экспертов.

Разработанные нами критерии и показатели оценивались экспертами с целью определения их весового значения в общей структуре агрегатной оценки. Сумма весовых коэффициентов должна была равняться 100 баллам. По итогам работы экспертной комиссии были выделены наиболее значимые для инновационной деятельности критерии (Таблица 1) и методом среднего арифметического определен вес каждого показателя.

Соответственно при оценивании показателя максимальное количество баллов, которое может набрать учебное заведение, ограничено указанными экспертами.

Таблица 1

Оценка качества инновационно-образовательной деятельности

№ Критерии и показатели числово е значени е

1 2 3

Критерии оценки ресурсов Я

1 Критерий 1. Критерий кадровой обеспеченности

1.1 Показатель остепенённости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менее 40% 1

От 40 до 60 % 2

Более 60 % 3

1.2. Возрастной показатель (средний возраст)

Менее 42 лет 3

От 42 до 50 лет 2

Старше 50 лет 1

Показатель стажа

Менее 8 лет 1

От 8 до 19 3

Более 19 лет 2

1.4. Инновационный потенциал ( измеряется дополнительно) До 5

2 Критерий 2. Качественный состав студентов

2.1. Средний балл по ЕГЭ

Менее 75 1

От 75 до 82 2

Более 82 3

2.2. Уровень информационной культуры До 5

2.3. Уровень коммуникативной культуры До 5

3 Критерий 3. Материально-техническое обеспечение

3.1. Обеспеченность помещениями

Да, с избытком 3

Да, по норме 1

Нет 0

3.2. Обеспеченность специальным оборудованием

Да, с избытком 3

Да, по норме 2

Нет 0

3.3. Обеспечение компьютерным оборудованием

Да, с избытком 5

Да, по норме 3

Нет 0

4 Критерий 4. Информационное обеспечение

4.1. Наличие информационных ресурсов, связанных с инновационно-образовательной деятельностью

Да, с избытком Да, по норме Нет СП СЧ О

4.2. Качество библиотечного фонда, в том числе и по проблемам инновационно-образовательной деятельности

Да, с избытком Да, по норме Нет СП СЧ О

4.3. Наличие информационно-аналитической системы в вузе

Да Наличие отдельных элементов Нет 5 1 0

4.4. Наличие на сайте вуза информации о внедряемых образовательных инновациях

Информация освещается широко Информация краткая Информация не освещается 3 2 0

5 Критерий 5. Методическое обеспечение

5.1. Издание методических рекомендаций по вопросам внедрения образовательных инноваций Да Нет 3 0

5.2. Проведение методических семинаров для преподавателей по вопросам инновационно-образовательной деятельности Систематично По необходимости Нет 03 5

5.3. Обсуждение вопросов инновационно-образовательной деятельности на заседаниях кафедр, Ученого и Учебно -методического советов Систематично По необходимости Нет 5 3 0

Критерии оценки основных процессов Я2

6 Критерий 6. Планирование и проектирование инновационно-образовательных процессов

6.1. Исследование изменений требований к качеству высшего образования Наличие СМК Систематизированная работа Наличие отдельных энтузиастов 5 3 1

6.2. Изучение инновационного опыта других организаций Наличие плана изучения Изучение по личной инициативе 5 3

6.3. Разработка проектов образовательных инноваций Наличие стратегического плана по разработке образовательных инноваций Разработка отдельных инноваций Участие в разработке инноваций сторонних образовательных учреждений 5 3 1

6.4. Взаимодействие с другими организациями по вопросам инновационно-образовательной деятельности На уровне руководства На уровне подразделений На уровне личных контактов 5 3 1

7 Критерий 7. Реализация инновационно-образовательных процессов

7.1. Интенсивность образовательных инноваций 5

7.2. Масштабность На уровне региона На уровне образовательного учреждения На уровне методического объединения На уровне отдельного преподавателя 5 4 3 1

7.3. Надежность Инновация поддается воспроизведению Низкие результаты воспроизведения инновации 3 1

7.4. Системность Реализация проводится непрерывно по времени и охватывает все подразделения Реализация относительно непрерывна, но с участием только части подразделений Реализация периодична, без задействования подразделений 5 3 1

7.5. Гуманистичность 3

8 Критерий 8. Деятельность по анализу результатов

8.1. Наличие системы измерения и мониторинга результатов инновационно-образовательных процессов Существует подразделение мониторинга Мониторинг является вторичной функцией отдела 5 3

8.2. Распространение информации о результатах инновационнообразовательной деятельности В региональных СМИ Внутри учреждения Отсутствует 5 3 0

8.3 Механизм сбора информации о результатах Наличие четкого алгоритма передачи информации Сбор осуществляется по мере необходимости 5 3

9 Критерий 9. Деятельность по внедрению образовательных инноваций в массовую практику

9.1. Деятельность по оценке границ применимости инновационного опыта Наличие соответствующего подразделения Стихийное оценивание 3 1

9.2. Деятельность по распространению инновационного опыта В пределах ОУ За пределами ОУ 1 3

Критерии оценки вспомогательных процессов Яз

10 Критерий 10. Работа с кадрами

10.1. Формирование мотивации к участию инновационно- образовательной деятельности Стимулирование 5

Принуждение 3

10.2. Деятельность по повышению инновационного потенциала преподавателей

Создание благоприятных условий 5

Стимулирование 3

Отсутствие деятельности 0

10.3. Специальные требования при прохождении конкурсного отбора 3

11 Критерий 11. Управление инновационно-образовательной деятельностью

11.1 Наличие стратегии и единой политики 3

11.2 Наличие специальной структуры, занимающейся управлением 3

11.3 Разработанность документационного оборота при управлении 3

11.4 Заинтересованность и личное участие руководства в управлении инновационно-образовательной деятельностью 3

Критерии оценки результатов я4

12 Критерий 12. Результаты инновационно-образовательной деятельности

12.1 Востребованность выпускников на рынке труда 3

12.2 Достижение цели инновационно-образовательной деятельности 3

12.3 Инновационность опыта 3

12.4 Возможность тиражируемости опыта 3

12.5 Эффективность инновационно-образовательной деятельности 3

Итоговая интегральная оценка может быть представлена в виде:

К - С1 * Кресур / ЕЯ1 + С2 * К осн. проц / ЕЯ2+ С3 * К вспом проц / ЕЯ3 + С4 * К рез / ЕЯ4

В нашем случае по результатам обсуждения рабочей группы, экспертов и преподавателей были приняты следующие весовые коэффициенты: С1 - 0,3, С2 =

0,3, С3 - 0,2, С4 = 0,2.

К - 0,1 *Кресур /ЕЯ: + 0,4*К осн. проц / ЕЯ2 + 0,2*К ВСпом проц /ЕЯ3 + 0,3*К рез / ЕЯ

Все предложенные критериальные уровни (Таблица 1) разрабатывались после широкого анализа образовательной практики. Построение интервальных вариационных рядов однозначно позволило выявить градацию, влияющую на инновационность образовательных процессов. Аналогичные результаты получены по остальным критериям.

В ходе внедрения системы квалитативно-ориентированного целевого информационно-аналитического сопровождения в Казанском филиале РМАТ нами был апробирован компьютерный вариант обработки данных (рис. 3, 4, 5), который позволил сразу же сделать выводы о результатах эксперимента.

Рис.3 Вычисление оценки ресурсов

Рис.4 Сравнение оценки ресурсов, основных, вспомогательных процессов и

результатов

Рис. 5. Вычисление интегрального показателя качества ИОД.

Как видно из приведенных диаграмм, интегральный показатель качества инновационной образовательной деятельности после эксперимента значительно выше, чем до эксперимента. Наибольший прирост показали качество основных процессов и качество результатов.

Литература

1. Журавская Н.Т. Педагогический мониторинг и диагностика образовательных инноваций в вузе. // Вестник ТГПУ. - 2009. -№ 1. - С. 95-98.

2. Торкунова Ю.В. Как в вузе управлять развитием инноваций // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 8.- С. 55-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Торкунова Ю.В. Информационно-аналитический подход к развитию инновационной образовательной деятельности вуза // Высшее образование сегодня. -2010. - №12. - С.2-5

4. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Формирование компетентного специалиста

на основе синергетического подхода // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2007.

- V.10. - №3. - C. 476 - 495. - ISSN 1436-4522. URL:

http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html

5. Нурмеев Н.Н. Особенности проектирования информационной образовательной среды в условиях модернизации образования // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2010. - V.13. - №4. - С.357 - 362. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html

6. Кирилова Г.И., Власова В.К. Моделирование региональнопрофессиональной инфраструктуры информационной среды профессионального образования // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2011. - V.14. - №1. - С. 407 - 417. -ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.