Научная статья на тему 'Инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса как гарантия качества высшего профессионального образования'

Инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса как гарантия качества высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова С. Н.

В статье рассмотрено инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса в вузе, способствующее формированию качественно новых результатов высшего профессионального образования. Дается краткая характеристика доминирующих свойств инновационного социально ориентированного развития образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса как гарантия качества высшего профессионального образования»

УДК 378

ИННОВАЦИОННОЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 С. Н. Белова

канд. пед. наук, доцент каф. непрерывного профессионального образования, начальник центра аудита качества образования e-mail: fpkkursk@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрено инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса в вузе, способствующее формированию качественно новых результатов высшего профессионального образования. Дается краткая характеристика доминирующих свойств инновационного социально ориентированного развития образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: инновационное социально ориентированное развитие,

образовательный процесс

Общеизвестно, что образовательный процесс в вузе как система может находиться в режиме функционирования и в режиме развития.

Функционирование образовательного процесса предполагает стабильную работу вуза в заданном режиме (стабильные общепринятые учебные планы, учебные программы, технологии обучения и оценивания) и по заданным параметрам (ориентация на цели высшего профессионального образования (ВПО), диктуемые социальным заказом сегодняшнего дня). Образовательный процесс в режиме функционирования призван обеспечивать использование имеющегося образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне, устоявшихся традиционных идей в содержании образования и оценивания, наработанных в прежние годы технологий, методик обучения, сохранение без изменений системы обучения и воспитания в вузе; при благоприятной, достаточно стабильной среде приводит к достижению высоких результатов образования.

Изменяющиеся внешние условия обусловливают необходимость ориентации вуза на совершенствование образовательного процесса. Мировые, европейские и отечественные тенденции развития ВПО, внутренние вызовы диктуют необходимость изменения структуры, свойств образовательного учреждения, определяющих сущность образовательного процесса. Возникает потребность в изменении режима функционирования образовательного процесса на режим развития, который призван обеспечивать наращивание потенциала вуза за счет появления, освоения и внедрения инноваций, сопряжения с преобразованием их внутренних и внешних связей, качественных изменений объектов. Развитие образовательного процесса отличает наличие новых элементов, структуры, реализацию инновационных процессов (ориентация на стратегические цели учреждения, на будущее). Поскольку Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы регламентируют «обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного

развития» [Концепция...; Стратегия...], то возникает необходимость инновационного социально ориентированного развития образовательного процесса.

Традиционное определение развития как необратимого направленного, закономерного изменения материальных и идеальных объектов [Давыденко 1995: 39] имеет в виду только прогресс, тогда как понятие «развитие» многограннее. В философской литературе оно рассматривается как «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия инноваций и нововведений и сопряжения с преобразованием их внутренних и внешних связей» [Философский энциклопедический словарь 1984: 614]. Развитие является свойством системных объектов, сущность его «состоит в совершенствовании способа существования через развертывание возможностей, присущих субстанции, через рост активности и свободы» [Давыденко 1995: 39].

Философы подчёркивают, что развитие представляет собой не всякое, а так называемое качественное изменение в структуре объекта, переход от структуры одного качества (с одним количеством, порядком, типом зависимостей составляющих) к структуре другого качества (с иным количеством, порядком и типом зависимостей составляющих) [Новиков 2006]. Данный переход определяется не только

изменением внешних условий, но и свойствами самой системы. Он сопровождается резким изменением структуры, свойств системы, определяющих ее сущность. Поэтому развитие не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа элементов структуры объекта, а предполагает качественное изменение структуры объекта в исходном и конечном (результирующем) пунктах развития. Развитие есть самодвижение объекта, имманентный процесс, источник которого заключается в самом развивающемся объекте.

Таким образом, развитие представляет собой не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем его строении, в его структуре, выступает высшим типом движения и изменения в природе и обществе, связано с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого - к новому.

Применительно к образовательному процессу в высшей школе развитие представляет собой систему изменений, которые инициированы не только тенденциями ВПО, изменением внешних условий, но и свойствами самого образовательного процесса (человеко-ориентированная направленность содержания образовательного процесса; ориентация на инновационное социально ориентированное развитие экономики; направленность на включение субъектов управления в поиск, создание, апробацию и внедрение новшеств; многовариантность и альтернативность взаимодействия субъектов; открытость; способность к самоорганизации, саморазвитию за счет активной разработки и внедрения новшеств; способность использовать новые формы организации образовательного процесса; необходимость прогнозирования целей, содержания, технологий, конечных результатов образовательного процесса; направленность образовательного процесса на непрерывное развитие; рефлексивность и др.), его функциями (аксиологической, человеко-ориентированной, социализации,

квалитологической, интегративно-познавательной, прогностической, технологической, креативно-исследовательской, рефлексивной).

В исследованиях В.П. Беспалько, А.Г. Бермуса, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, Г.А. Бордовского, С.М. Вишняковой, Т.М. Давыденко, А.И. Жирова, Е.Ю. Игнатьевой, Т.М. Ковалевой, В.В. Краевского, В.С. Лазарева, Ю.А. Масаловой, П.И. Пидкасистого, М.М. Поташника, Н.А. Селезневой, С.Д. Смирнова, А.И. Субетто, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой,

И. С. Якиманской и др. подчеркивается одна из ведущих характеристик образовательного процесса - его направленность на развитие личности, в которой социальный опыт переплавляется в качества личности, в качества «инновационного человека». В этом случае в инновационном социально ориентированном развитии образовательного процесса особую роль приобретает самообразовательная деятельность обучающихся. И.А Зимняя, И.С. Якиманская, подробно исследуя понятие образовательного процесса на основе работ Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, И.И. Ильясова, Я. А. Коменского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и других авторов, обращают внимание на двустороннее единство преподавания (педагогический процесс) и учения (деятельность обучающегося по присвоению образовательного знания, формированию индивидуального опыта) [Зимняя 2000; Якиманская 2000]. Преподаватель в системе вузовского образования призван владеть «искусством и наукой оказания помощи взрослым в обучении» [Якиманская 2000: 56], оказывать помощь студентам в формировании компетенций инновационной деятельности.

В вузе учение является важным процессуально-дидактическим инструментом влияния содержания образования на сознание, чувства, волю, поведение личности, на создание новшеств, распространение и внедрение их во все сферы общественной жизни. К тому же оно включает в себя непрерывное развитие личности, реализацию его творческих возможностей, осознание и принятие познавательных задач, планирование деятельности, ее реализацию в процессе самой учебы, самоконтроль, самооценку эффективности. Учение как процесс состоит не только в том, чтобы «овладеть конкретными знаниями, деятельностью, способами и средствами осуществления ею» [Новиков 2006: 211]. Учение субъекта в инновационном социально ориентированном вузе характеризуется стремлением личности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, критическому мышлению, разумному риску, креативности и предприимчивости, умению работать самостоятельно, готовностью к работе в команде и в высококонкурентной среде. Поэтому обучающемуся отводится активная, ведущая роль в организации своего учения, его основных параметров. Однако важное место в инновационном социально ориентированном развитии образовательного процесса должно быть отведено оказанию помощи в самоорганизации учения студентов: в саморазвитии позитивной динамики мотивационной сферы личности; в самоформировании профессиональных ценностей; в наращивании человеческого потенциала; в настаивании на необходимости учета уникальности каждого обучающегося; в стимулировании его собственного движения в знании, переживании радости открытия нового знания, ценности межличностных взаимоотношений; в понимании миссии профессии; в выявлении особенностей субъектного опыта; в образовательной рефлексии и др. Поэтому в вузе учение «не есть беспристрастное познание. Это субъектно-значимое постижение мира, наполненного для обучающегося личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте» [Новиков 2004: 24-25]. Таким образом, инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса в вузе создает условия для проявления личностных функций обучающихся: мотивации, выбора, смысла

творчества, самореализации, рефлексии и др.; создания личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление таких ключевых личностных качеств, как мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска (т.е. студент попадает в ситуацию, когда требуется искать смысл, подумать о себе, построить образ и модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку

фактам и т. д.); личностно-смыслового развития обучающихся, поддержки индивидуальности, единственности и неповторимости каждой личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию; поддержки, развития качеств инновационного человека, «включения», «запуска» механизмов

самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты,

самовоспитания и др.; развития субъектной активности.

В инновационном социально ориентированном развитии образовательного процесса ключевой фигурой является «инновационный человек», «познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений индивидуального и коллективного творчества» [Бондаревская 1999: 49], способный к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, к критическому мышлению, разумному риску, умеющий работать самостоятельно и в команде, готовый к работе в высококонкурентной среде.

Инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса - процесс нелинейного взаимодействия субъектов (студентов, их родителей, ППС, руководителей структурных подразделений, работодателей и др.), который предполагает их взаимное изменение. Линейное взаимодействие характеризуется некой пропорциональной зависимостью между знанием, социокультурным опытом, ценностями, передаваемыми обучающим, и знанием, социокультурным опытом, ценностями, усвоенными обучающимися. Эта зависимость легко усматривается при реализации так называемого явного компонента образования, который представлен социокультурным опытом, системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе, ценностями, традициями, требованиями к качеству инновационного человека. Более того, названная зависимость может быть количественно определена при использовании, например, методов педагогического тестирования, анкетирования и др. Гораздо труднее обстоит дело с фиксацией «неявного» компонента, представленного образованностью человека, уровнем подготовленности, освоения инновационного поведения (развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умение добывать и применять знания, инициативность, ответственность и др.), совокупностью компетенций инновационной деятельности, социальных, интеллектуальных, поведенческих, личностных качеств «инновационного человека», социализацией человека, который латентен, но именно он и является реальным признаком социализации человека, трансформации его в личность. Мы полагаем, что учет именно «неявного» компонента образования создает предпосылки понимания нелинейности взаимодействия в образовательном процессе. При этом необходимо рассматривать не только изменения взаимодействующих сторон, но и сам процесс взаимодействия. В нашем исследовании мы принимаем точку зрения П. Ф. Каптерева, который акцентировал внимание на внутренней стороне образовательного процесса - саморазвитие и самообразование [Каптерев 1982: 358].

В связи с указанной направленностью инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса может быть представлено как «система деятельности (образовательной, учебной, научно-исследовательской, проектной, профессиональной, инновационной), в рамках которой непосредственно осуществляется достижение целей образования» [Организация. 2007: 63]. Главной детерминантой выступает образовательная деятельность, понимаемая нами как «социокультурная ценностно-ориентированная деятельность человека по постижению универсальных значений и смыслов определенного содержания» [Игнатьева 2008: 172]. В связи с этим инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса представляет собой «осознание субъектом окружающего мира и

взаимодействие с ним, осознание собственных действий, в результате чего в его сознании происходят изменения потребностей, норм, способностей, в целостности и единстве происходят процессы воспитания, обучения и развития» [Громкова 2006: 241].

Образовательный процесс многие исследователи (Ю.К. Конаржевский, П.И. Пидкасистый, В.П. Симонов, Ю.Г. Татур и др.) соотносят с основными компонентами образовательной системы: цель, содержание, технологии, деятельность преподавателя, деятельность обучающегося, результат.

Принимая во внимание вышеназванные характеристики образовательного процесса, выделим доминирующие свойства инновационного социально ориентированного развития образовательного процесса в современном вузе:

- системность и синергизм (рассмотрение образовательного процесса как открытой саморегулируемой, саморазвивающейся системы, обеспечивающей свое развитие за счет активной разработки и внедрения новшеств, использования инноваций, внутренних ресурсов, возможностей, определяемых условиями внешней среды);

- нелинейность (взаимное изменение субъектов образовательного процесса посредством реализации «явного» и «неявного» компонентов образовательного процесса; отражает идею многовариантности, альтернативности взаимодействия субъектов);

- инновационность (процесс создания, распространения, апробации и внедрения новшеств во все сферы общественной жизни; направленность на включения субъектов управления в поиск, оценивание возможностей улучшения образовательного процесса; ориентация образовательного процесса на развитие в направлении максимально эффективного использования возможностей внутренней среды и ресурсов и др.);

- информатизационность (предполагает использование новых форм организации образовательного процесса - дистанционное и открытое образование; электронных средств обучения, коммуникации и оценивания);

- единство гуманизма и антропоцентризма (провозглашает отношение к человеку как к высшей ценности бытия, обеспечивает человеко-ориентированную направленность содержания образовательного процесса);

- культурологизация (предполагает проектирование содержания

образовательного процесса в контексте мировой и отечественной культуры; принятие ведущих национальных и общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций, требований к качеству «инновационного человека»);

- интеграция образовательного и профессионального видов деятельности (предполагает, что цель и содержание ВПО задают ориентация на инновационное социально ориентированное развитие экономики; интеграция видов деятельности, формируемых при освоении основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки; интеграция определяет компетенции инновационной деятельности, результаты образовательного процесса, критерии оценки структурных компонентов образовательного процесса);

- интерактивность, диалогичность, полилогичность (учет индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса, совместная деятельность, сотворчество при выработке целей, выборе средств и методов деятельности, определении и фиксации результатов);

- проективность и соавторство (предполагает проектирование стратегии высшей школы, содействующей инновационному социально ориентированному развитию; использование проектирования как компоненты содержания образования и как основы учебно-познавательной деятельности; участие всех субъектов

образовательного процесса в разработке гибких образовательных траекторий, индивидуальных учебных планов, программ, инновационных систем оценивания качества образовательного процесса);

- единство личностно-смыслового и когнитивного развития (гуманистическая направленность образовательного процесса выражается в единстве этих компонент, потому что когнитивное развитие вне личностного смысла теряет свое значение);

- субъектность, креативность и субъективность (означает направленность образовательного процесса на непрерывное развитие, реализацию творческих возможностей личности, проявление личностных качеств «инновационного человека»; обеспечение личностно-смыслового развития, поддержание индивидуальности, единственности и неповторимости каждой личности, опираясь на ее способности к самоизменению и культурному саморазвитию; на реализацию «самости»). Самоопределяющаяся личность способна корректировать и существенно преобразовывать окружающую среду, прежде всего социальную, и, по сути, формировать свое социально-психологическое пространство, создавать новые виды занятий, деятельности и профессии, вырабатывать новые социальные нормы, эталоны, стандарты и правила поведения. Субъектность, креативность и субъективность в инновационном социально ориентированном образовательном процессе связывается не только с уникальностью и самобытностью обучающихся, но и с неповторимостью личности преподавателя, руководителя структурного подразделения; с реализацией «культурного опыта», который заключается в создании студентами себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре; с авторским подходом к построению цели и выработке содержания образовательного процесса; с созданием условий для формирования индивидуального стиля и авторской системы профессиональной деятельности);

- направленность на социализацию (предполагает процесс и результат включения студента в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры; формирование у человека жизненных установок, моделей поведения, которые способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни);

- рефлексивность (рефлексия в образовательном процессе как путь когнитивного и социально-личностного развития). Рефлексивность акцентирует оценивание обучающимися собственного образовательного процесса, что, согласно теории управления качеством, является важнейшим механизмом достижения качества образовательного процесса;

- футурологизм (предполагает необходимость прогнозирования целей, содержания, технологий, конечных результатов образовательного процесса, создания условий для заблаговременной подготовки обучающихся к успешному решению образовательных проблем).

Выделенные свойства, как следует из их пояснений, характеризуют положение обучающегося в образовательном процессе вуза. Обучающийся призван быть активно включенным в образовательный процесс, он главное ответственное лицо за качество инновационного социально ориентированного образовательного процесса. Следовательно, студент должен быть активным субъектом процесса оценивания качества образовательного процесса.

Таким образом, инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса способствует формированию качественно новых результатов, в частности наращиванию человеческого потенциала (духовнонравственного, психофизиологического, социокультурного, квалификационного, социально-профессионального, творческого, самообразовательного) и компетенций

«инновационного человека»: готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, критическому мышлению, разумному риску; умения работать самостоятельно и в команде; стремления к новому; адаптивности к постоянным изменениям в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий; креативности и предприимчивости, инициативности и производительности инновационных изменений; готовности к работе в высококонкурентной среде. Инновационное социально ориентированное развитие образовательного процесса в вузе выступает в виде критерия соразмерности результатов образовательного движения человека в культурнообразовательном пространстве и возможностей общества обеспечить потребность устойчивого развития.

Библиографический список

Бондаревская Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. № 5. С. 41-52.

Громкова М. Т. Андрогогическая модель целостного образовательного процесса. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. 278 с.

Давыденко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М-Белгород, 1995. 250 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.

Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. 280 с.

Каптерев П. И. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1982. 704 с.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы // Министерство образования и науки [Сайт]. ЦКЬ:

ЬИр://минобрнауки.рф/%Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В2%Р0%ВЕ%Р 1%81%Р 1%82%Р0%Б 8/686 (дата обращения: 13.02.2013).

Новейший философский словарь. Мн.: Изд-во В.М. Снакун, 1998. 896 с.

Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

Новиков А. М. Образовательный продукт (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.

Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ

им. А.И. Герцена, 2007. 127 с.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» // Министерство экономического развития Российской Федерации. ЦКЬ:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231 016?ргевеп1а1 юЩетрЫе1ё=2ёё7Ьс8044687ёе796Ю7аГ753с8а7е (дата обращения: 16.01.2013).

Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современных школах. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.