Библиографический список
1. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность. Москва, 2004.
2. Гринфельдт Е.С. Реорганизация управления учреждениями культуры в условиях муниципальной реформ. Труды Института системного анализа РАН. 2006; Т. 22.
3. Зазулина М.Р., Самсоненко В.В. Коллизии реформирования местного самоуправления на селе (опыт экспертного опроса [муниципальных образований Новосибирской области Российской Федерации]). Социологические исследования. 2010; 2.
4. Распоряжение Губернатора Алтайского края от 21 февр. 2013 г. № 51-р. Available at: http://www.altairegion22.ru/upload/ iblock/09f/51r_41.PDF
5. О предоставлении грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры. Распоряжение Губернатора Алтайского края от 5 марта 2015 г. № 15-рг. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_competitions_elem/15-rg_ ch1.pdf
6. Современные технологии социально-культурной деятельности. Под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2002.
7. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012.
8. Гейсман О.Н. Молодёжный информационный центр «Жизнь без наркотиков» как модель взаимодействия в сфере профилактики наркомании. Мы выбираем жизнь! Барнаул, 2012.
9. Дмитриева Е.В. Проектная деятельность муниципальных библиотек [Алтайского края] в 2013 году. Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2013 году. Барнаул, 2014.
10. Медведева Л.А. Аналитический обзор деятельности муниципальных библиотек [Алтайского] края. Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2011 году. Барнаул, 2012.
11. Медведева Л.А. Муниципальные библиотеки [Алтайского] края: цифры и факт. Общедоступные государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края в 2012 году. Барнаул, 2013.
12. Об итогах конкурса на представление грантов Алтайского края в сфере культуры на 2010 год. Available at: http://www.culture22. ru/files/uni_catalog_ competitions_elem/1_ itogi20102010.doc
13. Распоряжение Губернатора Алтайского края от 14 февр. 2012 г. № 47-р. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_com-petitions_elem/rasporja genie_pobediteli1.doc
References
1. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva, 2004.
2. Grinfel'dt E.S. Reorganizaciya upravleniya uchrezhdeniyami kul'tury v usloviyah municipal'noj reform. Trudy Instituta sistemnogo analiza RAN. 2006; T. 22.
3. Zazulina M.R., Samsonenko V.V. Kollizii reformirovaniya mestnogo samoupravleniya na sele (opyt 'ekspertnogo oprosa [municipal'nyh obra-zovanij Novosibirskoj oblasti Rossijskoj Federacii]). Sociologicheskie issledovaniya. 2010; 2.
4. Rasporyazhenie Gubernatora Altajskogo kraya ot21 fevr. 2013 g. № 51-r. Available at: http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/09f/51r_41. PDF
5. O predostavlenii grantov Gubernatora Altajskogo kraya v sfere kul'tury. Rasporyazhenie Gubernatora Altajskogo kraya ot 5 marta 2015 g. № 15-rg. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_competitions_elem/15-rg_ ch1.pdf
6. Sovremennye tehnologii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Pod red. E.I. Grigor'evoj. Tambov, 2002.
7. Olenina G.V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. Barnaul, 2012.
8. Gejsman O.N. Molodezhnyj informacionnyj centr «Zhizn' bez narkotikov» kak model' vzaimodejstviya v sfere profilaktiki narkomanii. My vybiraem zhizn'! Barnaul, 2012.
9. Dmitrieva E.V. Proektnaya deyatel'nost' municipal'nyh bibliotek [Altajskogo kraya] v 2013 godu. Obschedostupnye gosudarstvennye imunic-ipal'nye biblioteki Altajskogo kraya v 2013 godu. Barnaul, 2014.
10. Medvedeva L.A. Analiticheskij obzor deyatel'nosti municipal'nyh bibliotek [Altajskogo] kraya. Obschedostupnye gosudarstvennye i munici-pal'nye biblioteki Altajskogo kraya v 2011 godu. Barnaul, 2012.
11. Medvedeva L.A. Municipal'nye biblioteki [Altajskogo] kraya: cifry i fakt. Obschedostupnye gosudarstvennye i municipal'nye biblioteki Altajskogo kraya v 2012 godu. Barnaul, 2013.
12. Ob itogah konkursa na predstavlenie grantov Altajskogo kraya v sfere kul'tury na 2010 god. Available at: http://www.culture22.ru/files/ uni_catalog_ competitions_elem/1_ itogi20102010.doc
13. Rasporyazhenie Gubernatora Altajskogo kraya ot 14 fevr. 2012 g. № 47-r. Available at: http://www.culture22.ru/files/uni_catalog_ competitions_elem/rasporja genie_pobediteli1.doc
Статья поступила в редакцию 18.05.15
УДК 378.001
Kazantseva Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kornienko A.N., senior teacher, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), e-mail: [email protected] Orlov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Yazykova I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Rubtsovsk Industrial Institute (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING BACHELOR'S LINGUOPROFESSIONAL COMPETENCE AT A HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION. The article deals with forming bachelor's linguistic competence at a higher technical educational institution. The authors suggest solving this problem by means of developing educational environment, which embodies innovative ideas of person-centered education. The article provides an analysis of various authors' views on the organization of foreign language learning environment. The authors consider this problem from the standpoint of ecosocial approach, that assists to create socio-cultural professional and educational environment for the processes of development and self-development, which ensures an active position of students in educational activity and commitment to the profession.
Key words: linguistic professional competence, developing educational environment, ecological social approach, bachelor training, interactive teaching technologies.
Ю.В. Казанцева, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин Рубцовского индустриального института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
А.Н. Корниенко, ст. преп. каф. гуманитарных дисциплин Рубцовского индустриального института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
А.В. Орлов, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин Рубцовского индустриального института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
И.Н. Языкова, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин Рубцовского индустриального института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается проблема формирования лингвопрофессиональной компетенции бакалавра в техническом вузе, решение которой авторы связывают с организацией развивающей иноязычной образовательной среды, воплощающей инновационные идеи личностно ориентированного образования. В статье приводится анализ взглядов различных авторов на организацию иноязычной образовательной среды. Авторы рассматривают данную проблему с позиций эколого-соци-ального подхода, который способствует созданию социокультурного профессионально-образовательного пространства для осуществления процессов развития и саморазвития личности, что обеспечивает активную позицию обучающихся в учебной деятельности и готовность к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: лингвопрофессиональная компетенция, развивающая образовательная среда, эколого-соци-альный подход, подготовка бакалавра, интерактивные технологии обучения.
Новая экономическая реальность предъявляет особые требования к содержанию инженерного образования и уровню иноязычной подготовки бакалавров. При этом одной из главных целей обучения иностранному языку в вузе становится формирование лингвопрофессиональной компетенции как интегрированного качества всесторонне развитой и образованной личности будущего инженера. Лингвопрофессиональная компетенция, т.е. готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности на иностранном языке, рассматривается как неотъемлемая часть общей профессиональной компетенции будущих специалистов и признается одним из приоритетных компонентов целостной системы профессионально важных качеств современного инженера.
Лингвопрофессиональная компетенция в языковом образовании значительно раздвигает область понятия «коммуникативная компетенция», выходя за рамки языковых аспектов изучения иностранного языка в сферу личностных отношений и интересов субъектов педагогического процесса, и характеризуется адекватным и сознательным применением языковых средств при осуществлении деятельности в определенной области или конкретной профессиональной ситуации.
Решение проблемы формирования и развития лингвопро-фессиональной компетенции бакалавра в техническом вузе связано с организацией иноязычной образовательной среды, воплощающей инновационные идеи личностно ориентированного образования, личностно ориентированную направленность, педагогическое взаимодействие и субъектную деятельность.
Мы считаем, что формирование лингвопрофессиональной компетенции бакалавра требует определённых условий, одним из которых является создание развивающей образовательной среды, которая призвана обеспечить комплекс возможностей для профессионального становления и саморазвития субъектов образовательного процесса, раскрывать и развивать личностный потенциал студентов, удовлетворять весь спектр потребностей будущих инженеров, формировать у них систему социальных ориентиров и ценностей, обеспечивающих успешную адаптацию к быстро меняющимся условиям современной жизни. Образовательные возможности, предоставляемые развивающей образовательной средой субъектам образовательного процесса, должны способствовать эффективному личностному и профессиональному развитию.
Развивающая образовательная среда является объектом целенаправленного проектирования, теоретического моделирования и педагогической организации. Разделяя точку зрения В.И. Слободчикова, мы считаем, что среда начинает выполнять образовательные и развивающие функции только тогда, когда субъекты образовательного процесса приступают к совместной деятельности по её строительству и проектированию, выстраивая необходимые связи и отношения, которые, в свою очередь, предоставляют условия и возможности для реализации природного потенциала и развития способностей обучающегося [1].
А.В. Орлов рассматривает развивающую образовательную среду в процессе подготовки бакалавра в техническом вузе как определенным образом организованное социокультурное и профессионально-образовательное пространство, где осуществляются процессы развития и саморазвития личности средствами
учебного предмета на основе педагогического взаимодействия и субъектной деятельности, то есть как развивающую эколо-го-социальную среду. По мнению автора, развивающая эко-лого-социальная образовательная среда представляет собой диалектическое единство всех компонентов: целевого, пространственно-предметного, субъектного, социального, природо-ресурсного, технологического и результативного. Развивающая эколого-социальная образовательная среда - это педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения сложного комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активность личности в творческо-преобразующей учебной деятельности [2].
Таким образом, развивающая образовательная среда с позиций эколого-социального подхода рассматривается как педагогическая категория, которая включает партнёрское взаимоотношение и сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленные при заданных условиях на достижение конкретных образовательных и воспитательных целей обучения.
Для организации развивающей образовательной среды с позиций эколого-социального подхода в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе важными являются следующие основные положения парадигмы эколого-социального подхода:
1. В парадигме эколого-социальной на смену подготовки обучаемого к профессиональной и другим видам деятельности пришло понимание необходимости подготовки всесторонне развитой личности специалиста, способной к саморазвитию, самообразованию, коммуникабельной, творчески мыслящей, обладающей системой ценностей, занимающей активную позицию в меняющемся мире, мобильной и успешной.
2. Построение содержания обучения предусматривает свободный выбор обучаемыми объёма учебной информации, форм и видов учебной деятельности. Овладение и применение обучающимися творческих способов решения проблем жизнедеятельности, выстраивание собственных ценностей и личностных смыслов превращается в важнейшую задачу.
3. Главной задачей преподавателя в учебной деятельности является задача установления сотрудничества, взаимопонимания с обучаемыми, создание комфортной для образовательной деятельности экологически выверенной атмосферы образовательного пространства. Трансляция учебного содержания замещается межличностным общением, в ходе которого происходит «...субъектно-значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированным в его субъективном опыте» [3, с. 26].
4. Личностно ориентированная парадигма образования, построенная на эколого-социальном подходе, рассматривает «образование как средство, обеспечивающее жизнедеятельность общества, при этом получаемые знания становятся компонентом, имеющим значение «средства», «оружия» деятельности» [4, с. 78].
Развивающая образовательная среда при обучении иностранному языку в техническом вузе создаёт оптимальные условия для решения профессиональных и социальных задач
формирования лингвопрофессиональной компетенции бакалавра за счет направленности обучения на развитие его личностных качеств и достижения профессионально адекватного уровня лингвопрофессиональной компетенции в следующих видах речевой деятельности:
- в чтении - развитие техник просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения для работы с литературой на иностранном языке;
- в аудировании - развитие умения воспринимать на слух и понимать монологическую и диалогическую речь в естественных ситуациях общения: профессиональной, бытовой и социально-культурной;
- в говорении - совершение речевых действий и операций на иностранном языке в форме монологических высказываний и диалогической речи на повседневные и профессиональные темы;
- в письме - овладение умениями выражения коммуникативных намерений при составлении аннотаций, реферировании текстов, написании деловых писем и переводе с иностранного языка на русский.
Для развития лингвопрофессиональной компетенции бакалавра необходимо применение оптимальных методов и средств обучения в соответствии с поставленными педагогическими задачами, а также использование инновационных обучающих технологий и новых форм организации учебного процесса, таких как проектное обучение, интерактивные технологии, метод интеллект-карт, метод case-study, дискуссии, дебаты и др., которые подробно рассмотрены авторами ранее [5; 6; 7; 8; 9].
Эффективно организованная учебная деятельность в развивающей образовательной среде при обучении студентов иностранному языку в техническомвузе способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций, неБиблиографический список
обходимых будущему специалисту современного производства, обеспечивая его готовность к решению профессиональных задач и развитию таких личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, мобильность, работоспособность и трудолюбие, которые вырабатываются в процессе изучения иностранного языка.
Для анализа результативности учебной деятельности бакалавра необходимы сформированность знаний, умений, навыков выполнения заданий по образцу; способность решать усложненные задания, используя ряд мыслительных операций; способность устанавливать межпредметные связи; способность выявлять и самостоятельно решать проблемы, способность осуществлять исследовательскую деятельность [10].
В процессе педагогического взаимодействия в развивающей иноязычной образовательной среде преподаватель открывает для студентов мир культуры и техники, традиции другого народа. Он должен обладать определенной профессионально-технической компетенцией и иметь ясное представление о соответствующей специальности и владеть ее терминологией для эффективной организации профессионально-личностного обучения студентов иностранному языку, создания реальных коммуникативных ситуаций профессионального общения и составления учебно-методических комплексов по специальности.
На заключительном этапе результатом педагогического воздействия развивающей образовательной среды является не только приобретение знаний, умений и навыков, а раскрытие интеллектуального потенциала студента, формирование его готовности к творческой деятельности, воспитание в нем культуры познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать и применять знания, что свидетельствует о развитии познавательного интереса и готовности к профессиональной деятельности.
1. Слободчиков В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования. Мир образования - образование в мире. 2001;1: 14-28.
2. Орлов А.В. Формирование развивающей образовательной среды в процессе обучения студентов иностранному языку в техническом вузе. Автореферат диссертации ...кандидата педагогических наук. Барнаул, 2013.
3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 1996.
4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. Москва: Эгвес, 2000.
5. Корниенко А.Н., Орлов А.В., Языкова И.Н. Реализация проектного метода при обучении студентов иностранному языку в условиях РОС. Мир науки, культуры, образования. 2011;4 (29); Ч. 1: 33 -36.
6. Корниенко А.Н. Применение интеллектуальных карт при обучении экономистов иностранному языку. Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: материалы Седьмой международной научно-практической конференции, 17-18 апреля, Рубцовск: РИИ, 2015: 368 - 371.
7. Казанцева Ю.В., Корниенко А.Н., Орлов А.В., Языкова И.Н. Применение интерактивных технологий обучения на занятиях иностранного языка при подготовке бакалавра в Рубцовском индустриальном институте. Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход: материалы международной научно-практической конференции, Барнаул: АлтГТУ, 2013: 69 - 75.
8. KazantsevaYu.V., Когтепко A.N., Ortov A.V., Yazykova I.N. Тгаттд а ЬасЬ|е1ог at ^е higher technical educational institute оп Ше basis of multidisciplinary арргоасК Мир науки, культуры, образования. 2014; 4(47): 67 - 69.
9. Языкова И.Н. Использование инновационных образовательных проектов при подготовке специалиста в РИИ. Актуальные проблемы развития профессионального образования: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, 15-16 декабря, Рубцовск: РИИ, 2011: 120 - 125.
10. Казанцева Ю.В. Повышение качества подготовки бакалавра путем внедрения различных систем оценивания. Актуальные проблемы развития профессионального образования: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, 12-13 декабря, Рубцовск: РИИ, 2013: 110 - 113.
References
1. Slobodchikov V.l. Psihologicheskie osnovy Nchnostno orientirovannogo obrazovaniya. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2001;1: 14-28.
2. Ortov A.V. Formirovanie razvivayuschej obrazovatel'noj sredy v processe obucheniya studentov inostrannomu yazyku v tehnicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ...kand¡data pedagogicheskih паик. Ватаи1, 2013.
3. Yak¡manskaya I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie vsovremennojshkole. Moskva: Sentyabr', 1996.
4. Nov¡kov A.M. Rossijskoe obrazovanie vnovoj 'epohe. Paradoksy naslediya. Vektory razvitiya. Moskva: 'Egves, 2000.
5. Котюпко A.N., Ortov A.V., Yazykova I.N. Realizaciya рюейподо те^а pri оЬисЬюпп studentov ¡nostrannomu yazyku v us^^h ROS. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011;4 (29); Ch. 1: 33 -36.
6. Котюпко A.N. Рмтепепю ¡^еИекШаГпур! kart pri оЬисЬюпп 'екопот^^ ¡nostrannomu yazyku. Problemyiperspektivyrazvitiya 'ekonomiki imenedzhmenta vRossiiiza rubezhom: т^ема!у Sed'moj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj коПегепсй, 17-18 арге!уа, Rubœvsk: RII, 2015: 368 - 371.
7. Kazanceva Yu.V., Котюпко A.N., Ortov A.V., Yazykova I.N. Рмтепепю ¡nterakt¡vnyh tehnolog¡j оЬисЬюшуа па zanyat¡yah ¡nostrannogo yazyka pri podgotovke Ьака^га v Rubcovskom industrial'nom ^йМе. Sovremennoe gumanitarnoe nauchnoe znanie: mul'tidisciplinarnyj podhod: т^ема!у mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenc¡¡, Ватаи!: AltGTU, 2013: 69 - 75.
8. KazantsevaYu.V., Котюпко A.N., Ortov A.V., Yazykova I.N. Trammg а ЬасЬюо at ^е Ь^Ьюг technical educational ^Мийоп оп Ше bas¡s of multidisciplinary аррюасК Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4(47): 67 - 69.
9. Yazykova I.N. Ispol'zovanie innovacionnyh obrazovatel'nyh ргаекк^ pri podgotovke specialista v RII. Aktual'nye problemy razvitiya pro-fessional'nogo obrazovaniya: т^ема!у vseross¡jskoj nauchnoj ко^егепсй s mezhdunarodnym исЬ^йет, 15-16 dekabrya, Rubœvs^ RII, 2011: 120 - 125.
10. Kazanceva Yu.V. Povyshenie касЬ^^а podgotovk¡ Ьака^га putem vnedren¡ya ^ПсЬтуЬ| s^m ocenivaniya. Aktual'nye problemy razvitiya professional'nogo obrazovaniya: т^ема!у vserossijskoj nauchnoj ко^егепсй s mezhdunarodnym uchastiem, 12-13 dekabrya, Rubcovsk: RII, 2013: 110 - 113.
Статья поступила в редакцию 02.06.15
УДК 37 (373.2)
Ulyanova I.N., Head of "Rodnichyok" School for Parents, graduate student, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Kozilova L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of psychological and pedagogical education, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FROM THE EXPERIENCE ON DEVELOPMENT OF PARENTAL COMPETENCE. This paper is prepared as part of the all-Russian seminar on the implementation of the project "Creation and pilot implementation of the model of additional education, including parent education program for preschool age children who are interested in developing their parental competence and training of the professionals of the organizers independent study programmes". The project was commissioned by the Ministry of education and science of the Russian Federation, which presents twenty years of accumulated teaching experience of parental school for the development of parental competence among parents with children of preschool age. The paper presents the purpose, tasks and main directions of the parent school (analyst, prevention and correction, education, practice) in detail. The authors describe the expected results of the pedagogical activity in the parent school at the end of each academic year and some of the indicators to assess the effectiveness of the parental school.
Key words: parental competence, school for parents.
И.Н. Ульянова, руководитель родительской школы «Родничок», аспирант Московского Государственного Гуманитарного Университета имени М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected] Л.В. Козилова, канд. пед. наук, доц. Московского Государственного Гуманитарного Университета имени М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Данная статья подготовлена в рамках прошедшего Всероссийского семинара по реализации проекта «Создание и опытная реализация модели дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье представлен накопленный двадцатилетний педагогический опыт деятельности родительской школы по развитию родительской компетентности у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Подробно раскрыты цель, задачи, основные направления родительской школы (аналитика, профилактика и коррекция, просветительство, практика). Авторы описывают предполагаемые результаты педагогической деятельности родительской школы по окончании каждого учебного года, некоторые показатели для оценки результативности деятельности родительской школы. Ключевые слова: родительская компетентность, родительская школа.
С 25 по 27 октября 2014 года на педагогическом факультете МГГУ имени М.А. Шолохова состоялся Всероссийский семинар в рамках реализации проекта «Создание и опытная реализация модели дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от 04 июня 2014, договор № 0090-ПРГ26/06, № 0091-ПРГ27/06).
В ходе семинара состоялось обсуждение и оценка трёх программ:
- программы обучения родителей детей дошкольного возраста, нацеленной на повышение их собственной родительской компетентности;
- программы повышения квалификации педагогов (тьюторов) для проведения занятий с родителями по повышению их собственной родительской компетентности;
- программы повышения квалификации для специалистов - потенциальных организаторов самостоятельных учебных программ.
В обсуждении проекта принимали участие учёные, преподаватели вузов, специалисты, студенты, родители. Активность аудитории в ходе семинара, ряд высказанных конкретных замечаний, одобрений, обозначенных в проекте проблематики, позволяют сделать вывод о том, что тема предложенного проекта актуальна, требует глубокой теоретической разработки и в дальнейшем, широкого практического применения разработанной модели в сфере дополнительного образования современного общества.
Ориентируясь на длительную и кропотливую работу по созданию единой Всероссийской образовательной модели: компетентный родитель - компетентный тьютор - компетентный потенциальный организатор, мы предлагаем учитывать имеющийся опыт уже существующих родительских школ.
В качестве примера предлагается рассмотреть модель родительской школы «Родничок». Школа функционирует более 18 лет на базе РОО клуба ЮНЕСКО «Сфера», под руководством
организатора-методиста дошкольного образования, клинического психолога, в настоящее время аспиранта МГГУ имени М.А. Шолохова И.Н. Ульяновой (соискатель учёной степени кандидата педагогических наук, научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Л.В. Козилова).
Работа в родительской школе ведётся в формате преобразования и совершенствования детско-родительских отношений в измененных условиях современного общества.
Изменения, произошедшие в нашей стране в течение последних 20 лет, коснулись не только экономики, политики, но и социальной сферы, семьи и детства в том числе.
В современных условиях обозначенные цели и задачи реформирования всей системы образования РФ, а именно ее стандартизация, предопределяют необходимость разработки и реализации новых форм и методов работы научного сообщества с педагогическими работниками образовательных организаций, а также родителей (законных представителей) обучающихся, так как они являются участниками образовательного процесса [1].
Одной из самых актуальных проблем современного образования, по мнению А.С. Удаловой, является недостаточный уровень сформированности родительской компетентности. Обуславливается это необходимостью проектирования социального партнёрства между семьёй и школой, а также необходимостью планирования работы по формированию родительской компетентности [2].
В связи с этим следует отметить, что в основе планирования и осуществления работы по формированию родительской компетентности лежит деятельностный подход. Известный российский психолог А.А. Леонтьев акцентирует внимание на трех важнейших чертах деятельностного подхода:
1) Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
2) Деятельностный подход предполагает создание у ребёнка установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор возможностей.